Автор Тема: Почему камерные инструментальные ансамбли малопопулярны ?  (Прочитано 18657 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Я была на концерте Гиндина и Мельникова в Зале Чайковского вчера, 05 января. Зал полон, как всегда на Гиндине аншлаг
.......
На мой взгляд концерт очень удачный и самое главное я поняла: когда играют настоящие виртуозы
Первый Бис - я не поняла названия - очень светлый, рождественский - просто звучало множество разноголосых колокольчиков и создавалась музыкальная сказка.
А когда на 2-м бисе Гиндин сказал, что хочет отдать дань своему ВЕЛИКОМУ наставнику и другу Николаю Петрову и они исполнили Баха - зал замер. Величественный, светлый, какой-то всеобъемлющий хорал... Нет слов.
Я в который раз пожалела, что с уходом Петрова практически закончились фестивали фортепианных дуэтов, да и сами дуэты теперь почти исчезли

Не секрет, что в сфере фортепианного дуэтного исполнительства не слишком часто появляются большие виртуозы, хотя это парадокс: подобного рода музицирование требует высочайшей музыкальности и очень хорошей технической подготовки. А эта сфера фактически отдана "на откуп" исполнителям второго эшелона. Как же так ?
Но это касается не только фортепианных дуэтов, но и всей сферы камерного исполнительства в целом.
Почему камерные инструментальные ансамбли малопопулярны ? Почему сольные концерты тех же пианистов посещаются лучше ? Почему струнный квартет как был, так и остаётся сферой для избранной публики ?
Если у кого-то есть по этому поводу какие-то соображения, прошу их изложить.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Петр Лаул

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 435
По правде говоря, ситуация с этим на Западе едва ли не обратная. Там тьма-тьмущая камерных фестивалей и абонементов, на которых играют все мало-мальски заметные артисты, и которые отлично посещаются. Россия пока в своем отношении к камерной музыке "плетется в хвосте", это издержки нашего музыкального воспитания, заточенного с советских времен на выращивание солистов-лауреатов. Я много играю камерную музыку, примерно 50 процентов времени, и знаю, что, например, если ты приехал в какой-то российский город в дуэте с большим скрипачом (я много поездил с тем же Ильей Грингольцем), то тебя будут воспринимать как концертмейстера (слово, понимаемое в ругательном смысле), музыканта второго сорта, какие бы сложные сонаты вы ни играли, напишут на афише петитом (если вообще напишут), поставят плохой и ненастроенный рояль, а на сольные выступления ни за что потом не пригласят - ты же засветился как "концертмейстер"! Так что неудивительно, что многие российские музыканты стараются в России не играть камерной музыки.
Кроме того, у нас, а в особенности после революции, никогда не были так сильны традиции домашнего камерного музицирования. Вот и складывается такая обидная ситуация. Ведь камерный репертуар в плане художественной ценности не уступает сольному фортепианному и точно превосходит сольный скрипичный.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Да, Пётр, спасибо за ваш комментарий ! Воспитание, безусловно, сказывается, вернее, интерес и традиция отношения к определённым жанрам.
Но неужели только воспитание ? А сам жанр не несёт ли в себе некие предпосылки такого отношения к нему нашей публики ? Ведь это отношение очень стойкое - оно наблюдается на протяжении уже целого века, как минимум. Быть может, это очень интеллектуальный жанр, в котором мало что бьёт на эффект, зато много что требует подлинной музыкальности и вкуса, необходимых для достойного восприятия исполняемого ?

Ваше замечание насчёт отношения к пианисту-участнику инструментального дуэта любопытно ! Т.е. в нашей стране оно напоминает отношение к аккомпаниатору, сопровождающему концерты вокалистов, хотя известно, что в песнях и романсах русских авторов, особенно Рахманинова, Чайковского, Метнера, как и в вокальных произведениях, допустим, Шумана, Брамса и Р.Штрауса, партия фортепиано зачастую не менее важна в выстраивании художественной картины, чем вокальная. Недаром же величайшие пианисты прошлого аккомпанировали знаменитым певцам.
Неужели это отношение к пианистам как к второстепенной фигуре в камерном ансамбле испытали на себе даже вы ??

А что же делать у нас в стране в этом плане ? Ждать, пока все слушатели и управленцы поумнеют ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Петр Лаул

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 435
Ну, в общем, действительно, камерная музыка в основном не столь виртуозна и ярка, как каприсы Паганини или этюды Листа, хотя, к примеру, Крейцерова соната, трио Равеля, Шостаковича, Чайковского, и многое другое не уступает в силе воздействия. А станет ли у нас с этим лучше - черт его знает, при нынешнем сворачивании всего и вся в классической музыке и курсе на оглупление населения. Вот был я в Петропавловске-Камчатском, и мне сказали, что у них в год 3-4 концерта классической музыки. Куда там еще камерная музыка? Что же до вокального концертмейстерства, то и на Западе была раньше такая же ситуация, но потом она как-то выправилась усилиями выдающихся солистов и концертмейстеров, об этом много написано в замечательной книге Джералда Мура. Квартеты же - это особстатья, действительно искусство для избранных. В Москве они привлекают людей благодаря многолетней деятельности бородинцев, а в Питере те же бородинцы и пол-МЗФ не могли в 1997 году собрать, что вызывало стыд. В Мариинке-3, кстати, многое делают для популяризации квартетов. К этому нужно целенаправленно приучать, но... (см.выше) С квартетами идеальная ситуация в Америке, там каждый университет, где есть музыкальный факультет, обязательно имеет при себе квартет, в основном из крупных, они полным составом преподают, играют, востребованы и как сыр в масле катаются. Наверное, мода на квартеты там пошла еще от феноменального Будапештского квартета (лучше их Бетховена и Брамса не играл никто). Потом Джульярдский квартет продолжил эту традицию.
« Последнее редактирование: Январь 06, 2013, 16:05:11 от Петр Лаул »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Квартеты же - это особстатья, действительно искусство для избранных. В Москве они привлекают людей благодаря многолетней деятельности бородинцев, а в Питере те же бородинцы и пол-МЗФ не могли в 1997 году собрать, что вызывало стыд. В Мариинке-3, кстати, многое делают для популяризации квартетов. К этому нужно целенаправленно приучать, но... (см.выше)

Приучать необходимо ! Быть может, нужно создавать менее формальную обстановку ? Например, хотя бы минимальными средствами формировать нужную визуальную картину на эстраде - какой-то сценический антураж, детали старинных интерьеров, стилизация под старину, изящный столик, стульчик, быть может даже свечи аккуратно на столике, а в зимние месяцы - ёлочка. Почему бы и нет ?
Всё это способствует восприятию и созданию уютной обстановки. У нас это, как ни странно, не практикуется, а ведь это так мило можно обставить. Мне кажется, струнный квартет, как и любой камерный ансамбль небольшого состава, требует менее академической обстановки.

С квартетами идеальная ситуация в Америке, там каждый университет, где есть музыкальный факультет, обязательно имеет при себе квартет, в основном из крупных, они полным составом преподают, играют, востребованы и как сыр в масле катаются. Наверное, мода на квартеты там пошла еще от феноменального Будапештского квартета (лучше их Бетховена и Брамса не играл никто). Потом Джульярдский квартет продолжил эту традицию

Но ведь и в нашей стране параллельно квартету им.Бородина существовали квартеты им.Бетховена и им.Шостаковича, было у нас Трио Игумнов (впоследствии Оборин), Ойстрах, Кнушевицкий, "Трио московских солистов" (Дмитрий Башкиров, Игорь Безродный, Михаил Хомицер), камерный оркестр Рудольфа Баршая, не говоря уже о титанической деятельности Святослава Рихтера в жанре камерного ансамбля, (я перечислил не все камерные ансамбли, но хотя бы самые известные) т.е. традиции вроде бы должны были наработаться.
Ан нет ...
У нас сейчас широкая публика вроде бы потянулась в концертные залы на классику, об издержках чего мы говорили (http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=7440.0), но ведь не только издержки, а и положительный момент тоже имеется. Уверен, что этот момент нужно ловить и использовать.
И конечно, работать в камерных жанрах должны выдающиеся музыканты.
Вот ведь на ваших московских камерных концертах, Пётр, где вы участвовали в различных составах, было много народу, и я там тоже побывал, и впечатление у всех было самое положительное, т.е. можно же громко заявить о себе в этих жанрах !
В жанре камерного ансамбля неустанно работает также Наталия Рубинштейн со своими соратниками - Николаем Саченко и Кириллом Родиным. Также присутствовал я на концертах Сергея Кузнецова, который участвовал в исполнении очень редких камерных произведений для разных составов. Интерес был несомненный.
Т.е. как-то публику можно и нужно пробивать на интерес к камерной музыке. И, разумеется, громкие имена участников очень способствуют этому делу.
« Последнее редактирование: Январь 07, 2013, 21:58:08 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Наталия Рубинштейн

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 37
Не могла пройти мимо этой темы. В который раз)) Помнится, уважаемый Predlogoff, мы несколько лет назад уже с Вами обсуждали феномен камерно-ансамблевого исполнительства – в контексте концертной индустрии вообще и российского менталитета в частности. Только это было на другом форуме. И звали вас тогда как-то иначе))

Не секрет, что в сфере фортепианного дуэтного исполнительства не слишком часто появляются большие виртуозы...эта сфера фактически отдана "на откуп" исполнителям второго эшелона. Но это касается не только фортепианных дуэтов, но и всей сферы камерного исполнительства в целом. Почему камерные инструментальные ансамбли малопопулярны ? Почему сольные концерты тех же пианистов посещаются лучше ? Почему струнный квартет как был, так и остаётся сферой для избранной публики ?

Петя абсолютно верно ответил, что описанная в Ваших вопросах ситуация имеет отношение исключительно к российской концертной практике.

И, да, это отношение весьма стойкое. Потому что это всего лишь одна из подробностей мировоззрения, доминирующего в российском обществе и за минувшие 100 лет ничуть не изменившегося. Своего рода культурный маркер Имперского сознания. Суть которого в первую очередь, в жесткой иерархичности любой системы, в том числе системы отношений и представлений. Модель божественной иерархии на земле. Пирамида, в которой на нижних уровнях - принцип заменяемости, а чем выше, тем значительнее и уникальнее. А на вершине - сверхличность. Одна. Чем больше (шире) "низ", тем больше (выше) пирамида, тем уникальнее ее вершина. Если проще - масштабность (завоеваний, влияния, количества) и централизация.
Жанр ансамблевого исполнительства антииерархичен по своей природе – совместное музицирование равных незаменяемых личностей. Сама идея такого равенства противоречит концепции имперской иерархии. Гораздо больше ей соответствует солист ("сверхчеловек"), чем он более уникален, тем выше ступень его иерархии, тем ближе он к "солнцу". И "масштабные" жанры - опера, симфония - очень внятно выстроенные иерархические структуры, с вождем ("сверхчеловеком") во главе пирамиды.

Отсюда и особенности профессионального образования (всех нас учили «на солистов»), и грандиозная государственная pr-акция – Конкурс Чайковского, и Государственные симфонические оркестры, и многое другое, что формирует культурный контекст.

Вот давеча мне рассказали забавную историю, как один московский фестиваль приглашал один знаменитый хор из знаменитого европейского собора и страшно расстроился, узнав, что в этом хоре всего 9 человек. Попросили «нарастатить» хотя бы до 20-ти. Иначе недостаточно «круто выглядит». Европейский продюсер хора попросил специального переводчика на переговоры, потому что с нескольких попыток смысл просьбы понять не смог))

Камерные оркестры, камерные ансамбли возникали вопреки государственной политике и с большим трудом прокладывали свой путь к публике. Об этом в свое время много рассказывали и Рудольф Борисович Баршай, и Валентин Александрович Берлинский. Благодаря их несгибаемой воле, истовой преданности музыке и вере в светлое будущее ансамблевого искусства что-то где-то чуть-чуть стало изменяться в нашем королевстве. Но совсем чуть-чуть, и очень медленно, и, боюсь, скоро закончится. Сегодня Московская филармония декларирует ненужность камерных жанров и ежегодно сокращает количество концертов камерной музыки. При несегментированном спросе (когда публика идет «в концерт», а не на конкретное сочинение – что при отсутствии работы с аудиторией, регулярной просветительской деятельности, сокращении гуманитарного образования и тд. становится почти «краснокнижной» редкостью) региональным филармониям гораздо выгоднее приглашать солиста. Расходов меньше – доходы те же. И тут пианисты опять в выигрыше – ни концертмейстера не нужно, ни билета на виолончель))

Тут можно много еще разных частных причин и поводов упомянуть. Но все они – социального характера. К музыке как таковой все это отношения не имеет. Фортепианные трио и струнные квартеты Бетховена, Шуберта, Брамса, Чайковского, Шостаковича (список можно продолжать) относятся к вершинам музыкального искусства. Если в какой-то момент российская публика деградирует настолько, что будет готова воспринимать только короткие виртуозные пьесы, то потом неизбежно наступит возрождение. И никакие елочки, свечечки и столики не посягнут на Адажио поздних трио Бетховена. Послушайте, Predlogoff! Это великая музыка. Ей не нужны адвокаты и антураж. Ей нужны исполнители, готовые служить этой музыке. Не от случая к случаю, не читая с листа в приятной компании, не ради имен. А просто потому, что она есть.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Наталия, я рад, что вы откликнулись ! Узнаю вашу бескомпромиссную точку зрения ! :)
Но знаете, если даже такой радикал, как Рихтер, допускал "режиссуру" на своих камерных выступлениях, например, на Декабрьских вечерах в Пушкинском музее, то почему бы и не использовать визуальный элемент ? Ведь многие до сих пор уверены, что в том музейном зале, где выступал Рихтер и который он украшал, за сценой в самом деле было в те времена окно на улицу ! :))
Я не думаю, что подобные "инсталляции" могут как-то помешать музыке.
Но меня больше обеспокоили другие ваши слова - что кем-то декларируется ненужность камерной музыки и проводится курс на сокращение количества выступлений камерных ансамблей.
Это кем же проводится такая политика ?
Получается, что давление финансов и соображения прибыли могут оказаться ещё более жестокими, чем какие-то запреты в былые времена ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 465
Я знаю, что действует безотказно :) Одна моя знакомая пианистка задалась целью набрать полный зал во что бы то ни стало. Написала на афише, что после концерта будет фуршет. Зал был полон :)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Я знаю, что действует безотказно :) Одна моя знакомая пианистка задалась целью набрать полный зал во что бы то ни стало. Написала на афише, что после концерта будет фуршет. Зал был полон :)

Ну вот видите ! Отличный приём ! :))
Я считаю, что обстановка камерного вечера должна быть строгой с музыкальной, но довольно свободной и даже в чём-то интимной с организационной стороны. И это вовсе не повредит музыке, а совсем наоборот.
Мне кажется, нужно поменьше академизма в режиссуре действа. От этого зависит далеко не вся удача, но со счетов это сбрасывать нельзя.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Наталия Рубинштейн

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 37
Дорогой Predlogoff! Честно говоря, меня терзали угрызения совести за некоторую неадекватность ответа… я рада, что Вы отнесли это к бескомпромиссности)))
Я с содроганием представила себе все эти елочки, свечечки и прочие милые вещицы на сцене, где в ближайших концертах нам предстоит играть трио Чайковского, Рахманинова, Шостаковича, Шуберта…Правда, вот будет еще Моцарт, но надеюсь, и там обойдется без венских стульев, интима и фуршета))

Я действительно считаю инструментальную музыку самодостаточной. Не требующей никаких разъяснений или дополнений. Мне мешает подсветка органа в БЗК и цветочки на авансцене. Мне кажется это пошлым, бездарным и лишним. Визуальные или словесные костыли опрощают, разжижают смысл. Или используют музыку как исходный материал для создания иного художественного объекта, инсталляции – как Вы это назвали. Но, к сожалению, мне не довелось пока увидеть инсталляции хоть в какой-то мере конгениальной первоисточнику. Усы на Джоконде мне отвратительны. В том числе манифестарностью художественного инфантилизма и эстетического тупика.

Я отдаю себе отчет, что это моя, сугубо субъективная, точка зрения. Более того, подобный спор о необходимости визуального компонента в классических концертах я веду с моими театральными друзьями последние лет 30. Помню их неподдельное удивление тем фактом, что нам не преподают сцендвижение)) Вот это, может быть, и не помешало бы…А искусственные декорации, мне кажется, не нужны, если на сцене есть музыкант. Тем более, если их несколько))

Окна в Пушкинском музее не помню. Концерты не забуду никогда. И, уверена, сила воздействия была не в окне, не в режиссуре и даже не в картинах на стенах. А в подлинном служении музыке. И если помимо колоссальной внутренней работы самому Рихтеру требовались еще какие-то внешние атрибуты, то они должны были быть. Для него. Не для слушателя. Я считаю его запись Квинтета Дворжака с Кв.Бородина одной из величайших вершин музыкального искусства. А знаете, сколько было репетиций перед тем исполнением? Шестьдесят две. И можно сколько угодно окон нарисовать и наделать разных инсталляций, а халтура останется халтурой и парадоксальным образом вызовет разговоры о специфике жанра, вторичности или сугубой элитарности инструментальной музыки.

Но меня больше обеспокоили другие ваши слова - что кем-то декларируется ненужность камерной музыки и проводится курс на сокращение количества выступлений камерных ансамблей.
Это кем же проводится такая политика ?
Московской филармонией это произнесено вслух. Сформулировано. Без лишних реверансов. И дело тут совершенно не в деньгах. Их много у нашего государства. Очень много. Вон, к тому же, Месси отказался от 35 млн в месяц – еще и экономия вышла))
На самом деле – это общий вектор сегодняшней государственной политики в гуманитарной области. Министр культуры заявляет, что фундаментальная гуманитарная наука нужна государству ровно настолько, насколько она сегодня востребована обществом. Фактический монополист концертного процесса МГАФ декларирует тот же принцип востребованности, разделяя жанры, подобно Вам, на главные и вторичные. Сегодняшней империи не нужны демократичные жанры, не нужно просвещение и образование, не нужен Квинт Гортензий в переводе Цицерона. Нужны герои, шоу и утилитарная, подчиненная наука в малых дозах и подальше от центра. В резервации. В Сколково, например. Или в скромных особнячках – с венскими стульями и елочками)) А особо продвинутым – Джоконда с усами.


Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Наталия, вы именно бескомпромиссны :) И это, безусловно, ценно.
Дело не в ёлочках и столиках, это лишь антураж. Кстати, вы сказали, что антураж не должен МЕШАТЬ концерту - разумеется, не должен ! Он должен ПОМОГАТЬ. Всем. Но я вижу что вам сама мысль об оформлении чужда.
Впрочем, это не самая важная проблема в данном случае. Меня больше беспокоит подход московского музыкального начальства к этой теме.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Наталия Рубинштейн

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 37
Государственное музыкальное начальство как раз и проповедует точку зрения, выраженную в Ваших вопросах в начальном посте этой темы. Клише, по которому камерно-инструментальная музыка интересна лишь очень узкому кругу специфических слушателей, а следовательно требует интимной обстановки и специфического антуража. Сбросив с себя груз просветительской миссии, для выполнения которой когда-то была создана московская филармония, обновленное государственное концертное агентство вполне логично использует исторически сложившееся иерархическое сознание российской аудитории, поверяя свою деятельность существующим спросом, а не формируя его. В таком контексте микромир, отведенный ансамблево-инструментальной музыке, действительно не может входить в круг интересов гиганта концертной индустрии – Московской филармонии. За редким исключением потакания «блажи» отдельных прославленных солистов, которым вдруг захочется поиграть вместе. Но в сегодняшней концертной практике нет времени для 62 репетиций. Этими концертами продюсерская компания «сохраняет лицо», ставя галочку в графе «камерная музыка», и лишний раз убеждаясь, что в сольном репертуаре эти же артисты производят куда большее впечатление. Это как розочка на торте – красиво, но невкусно. Но она одна и торт не портит.
К музыке как таковой все это отношения не имеет. А профессиональное образование продолжает готовить солистов. Потому что музыки прекрасной много во всех жанрах, а обрекать талантливых детей на существование в резервации ой, как не хочется.

Оффлайн Алька

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 157
Не знаю, мне не кажется, что у нас концерты инструментальных ансамблей малопопулярны - хотя конечно же хочется, чтобы их число было больше. Но даже в этом месяце в ММДМ будет 2 концерта, которые я уверена пройдут при переполненных залах.

20 января, Камерный зал ММДМ
Борис БЕРЕЗОВСКИЙ, фортепиано
Михаил КУГЕЛЬ, альт

В программе:
М.Глинка Соната для альта и фортепиано ре-минор (неоконченная)
А.Рубинштейн Соната для альта и фортепиано op.49
Д.Шостакович Соната для альта и фортепиано op.147

27 января, Камерный зал ММДМ
День Моцарта

Николай САЧЕНКО, скрипка
Андрей УСОВ, альт
Кирилл РОДИН, виолончель
Наталья РУБИНШТЕЙН, фортепиано

В программе:
Соната для скрипки и фортепиано си-бемоль мажор, К 454
Квартет для скрипки, альта, виолончели и фортепиано соль минор, К 478

А серия концертов П.Лаула с И.Грингольцем с середины августа и до конца декабря (6 или 7 концертов) - тоже прошли прекрасно.
Можно привести примеры еще большого количества именно ансамблевых концертов, которые любит публика.

Но вот фортепианных дуэтов нет совсем - я понимаю, что страшновато после Н.Петрова и А.Гиндина держать такую высочайшую планку! Я  тут нашла информацию о дуэте Гиндина с Копачевским - пока один концерт в сентябре не на основной площадке (Дом ученых ЦАГИ), но тем не менее этот концерт состоялся...

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 465
Мне, как музыканту, идея заигрывания с публикой тоже совсем не нравится. Я бы ни при каких обстоятельствах этого делать не стала, но я знаю довольно много музыкантов, которые это делают разными способами и своей цели (большей посещаемости их концертов) добиваются. Некоторые в промежутках между произведениями даже рассказывают публике подробности своей личной жизни и травят анекдоты :) На одном таком концерте я недавно была, причём музыканты были довольно хорошие, придраться к ним с точки зрения профессионализма нельзя. Публика смеялась, но мне, честно говоря, было не по себе от такого полуразвлекательного "формата". А тем более не по себе мне было бы, если бы я была на сцене...

Sergey

  • Гость
...На самом деле – это общий вектор сегодняшней государственной политики в гуманитарной области. Министр культуры заявляет, что фундаментальная гуманитарная наука нужна государству ровно настолько, насколько она сегодня востребована обществом. Фактический монополист концертного процесса МГАФ декларирует тот же принцип востребованности, разделяя жанры, подобно Вам, на главные и вторичные. Сегодняшней империи не нужны демократичные жанры, не нужно просвещение и образование, не нужен Квинт Гортензий в переводе Цицерона. Нужны герои, шоу и утилитарная, подчиненная наука в малых дозах и подальше от центра. В резервации. В Сколково, например. Или в скромных особнячках – с венскими стульями и елочками)) А особо продвинутым – Джоконда с усами.
Разве это вектор сегодняшней политики?! По-моему, этот вектор задан еще Ельциным со своими гайдариками во времена, о которых сегодня чуть ли не с грустью вспоминают некоторые российские интеллигенты. Я уже не раз вспоминал об одном из обсуждений, состоявшемся еще в 2003 г. на радио "Свобода", стенограмма которого была озаглавлена так: «Формирование музыкальной культуры». С ней можно ознакомиться здесь. Я же приведу только высказывание одного из участников этого обсуждения - независимого журналиста Ильи Смирнова:
Цитировать
Она, эта коллективная воля (имеется в виду коллективная воля правящего класса – Sergey), необязательно направлена во зло. Она иногда бывает просветительской, как, например, при Владимире Красное Солнышко, при Петре Первом и даже, как ни странно, при Брежневе, когда, вы знаете, из общедоступного обихода изымались сюжеты не политкорректные, но, в принципе, то, что человек интересуется биологией, химией, классической музыкой, это поощрялось и привело к ужасным результатам для тогдашней власти, потому что человека, которого приучили думать беспартийные товарищи Дарвин, Эйнштейн или Чайковский, потом уже невозможно было заставить воспринимать всерьез ту ахинею, которую ему спускали на партийных собраниях. И вот новая номенклатура ельцинская, победившая в 1991-ом году, она сделала выводы из этого правила, из этого печального опыта. Она сделала вывод главный, что думать, культурно развиваться, просвещаться вредно вообще и начала тотальную игру на интеллектуальное и нравственное снижение. Вот это важнейший феномен нашей новейшей истории.
« Последнее редактирование: Январь 09, 2013, 02:05:08 от Sergey »

Оффлайн Наталия Рубинштейн

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 37
День Моцарта

Николай САЧЕНКО, скрипка
Андрей УСОВ, альт
Кирилл РОДИН, виолончель
Наталья РУБИНШТЕЙН, фортепиано

В программе:
Соната для скрипки и фортепиано си-бемоль мажор, К 454
Квартет для скрипки, альта, виолончели и фортепиано соль минор, К 478


Две поправки:
в программе концерта еще Трио для скрипки, виолончели и фортепиано до мажор, KV 548 и Дуэт для скрипки и альта Соль мажор, KV 423
В концерте участвует альтист Усов, но зовут его Дмитрий)) (В Москве есть два замечательных альтиста с фамилией Усов - Дмитрий и Андрей. Видимо, Дом музыки запутался))

20 января, Камерный зал ММДМ
Борис БЕРЕЗОВСКИЙ, фортепиано
Михаил КУГЕЛЬ, альт

В программе:
М.Глинка Соната для альта и фортепиано ре-минор (неоконченная)
А.Рубинштейн Соната для альта и фортепиано op.49
Д.Шостакович Соната для альта и фортепиано op.147



Это особенный концерт. Михаил Кугель - выдающийся альтист. Альтист-виртуоз. В 1975-м году c Каприсами Паганини он выиграл Будапештский конкурс альтистов. В его программах случалась и Кармен-фантазия Бизе-Ваксмана, и много другой столь же неожиданно для альтового репертуара виртуозной музыки. Но в конце 80-х, устав от ощущения собственной ненужности и абсолютной безвестности, Кугель уехал из Москвы. Сначала в Израиль, потом в Бельгию. Сегодня он преподает в нескольких европейских консерваториях, концертирует, пишет музыку, книги. А в Москве его имя забыто напрочь. Давеча мои студенты были страшно удивлены рассказом о Каприсах и Будапештском конкурсе. Все они, как один, были уверены, что выиграл тот конкурс Юрий Абрамович Башмет. А о Михаиле Кугеле они и не слышали никогда.
Вечер альтовых сонат – небывалая редкость. А для Дома музыки – вдвойне. Мотивация та же: «отсутствие интереса публики». Да еще вдобавок совершенно неизвестный никому солист... Даже популярности Березовского было недостаточно – решающим аргументом стал отказ от гонорара. Это Борин подарок - нам, московской публике, и Михаилу Кугелю, который вернется к своей публике и выйдет (я очень на это надеюсь!) играть перед переполненным залом.

Ps. Не устаю восхищаться Бориным благородством и подлинной музыкантской щедростью: его концерты с Бриджит Анжерер, его мгновенное участие в артистической судьбе Юры Фаворина, и вот теперь Михаил Кугель. Вот так и должно быть в нашем маленьком и таком зависимом от внешних обстоятельств музыкальном мире. Но, к сожалению, чаще все происходит совсем иначе.

Оффлайн Наталия Рубинштейн

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 37
Разве это вектор сегодняшней политики?! По-моему, этот вектор задан еще Ельциным ...Она сделала вывод главный, что думать, культурно развиваться, просвещаться вредно вообще и начала тотальную игру на интеллектуальное и нравственное снижение. Вот это важнейший феномен нашей новейшей истории.
[/size]

[/quote]

Все так, уважаемый Sergey. Но как сказал кто-то из моих коллег "в 90-е мы были никому не нужны - это было ужасно. А сейчас мы всем мешаем. И это гораздо хуже".
Есть критическая разница между "игрой на интеллектуальное и нравственное снижение" и официальным указом о закрытии гуманитарных научных институтов. Так внятно политика государства в гуманитарной области сформулирована только в последние несколько месяцев.
Безусловно, начиналось все гораздо раньше. Но то была артподготовка, а теперь пошли наземные войска.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
камерные малопопулярны
« Ответ #17 : Январь 09, 2013, 11:13:13 »
Некоторые в промежутках между произведениями даже рассказывают публике подробности своей личной жизни и травят анекдоты :)

Ну это уж чересчур ! Такие крайности тоже ни к чему, но с другой стороны, чрезмерная академическая строгость камерных концертов может лишь отпугнуть. Это и без того музыка интеллектуальная, рассчитанная на слушателей с развитым вкусом и определённой психической конституцией - цели такой, скорее всего, не было, но так уж сложилось исторически.
Я считаю, что основная трудность восприятия коренится, конечно, в свойствах самого жанра - довольно интровертного и аристократичного. Стоит ли усугублять эти качества академизмом концертной атмосферы ?
Я не призываю артистов рассказывать анекдоты, а тем более, раскрывать подробности личной жизни, но нужно же как-то идти навстречу аудитории. Я считаю, что нужен какой-то довольно продолжительный переходной процесс, который может занять десятилетия - общество тоже должно взрослеть, и Наталия права в том, что запрос на подобное интеллектуальное действо должен созревать в массах, ибо насадить его волею исполнителей - даже самых известных - довольно сложно.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Sergey

  • Гость
Разве это вектор сегодняшней политики?! По-моему, этот вектор задан еще Ельциным ...Она сделала вывод главный, что думать, культурно развиваться, просвещаться вредно вообще и начала тотальную игру на интеллектуальное и нравственное снижение. Вот это важнейший феномен нашей новейшей истории.
Все так, уважаемый Sergey. Но как сказал кто-то из моих коллег "в 90-е мы были никому не нужны - это было ужасно. А сейчас мы всем мешаем. И это гораздо хуже".
Есть критическая разница между "игрой на интеллектуальное и нравственное снижение" и официальным указом о закрытии гуманитарных научных институтов. Так внятно политика государства в гуманитарной области сформулирована только в последние несколько месяцев.
Безусловно, начиналось все гораздо раньше. Но то была артподготовка, а теперь пошли наземные войска.
А можно узнать, о каком официальном указе идет речь? Я вот заинтересовался и обнаружил на сайте агенства РИА Новости такое сообщение от 09.12.2012:
Цитировать
Никаких решений о ликвидации подведомственных Минкультуры НИИ нет. Рабочая группа по науке и образованию при Общественном совете Минкультуры РФ даже не завершила свою работу, будет еще ряд заседаний, следующее состоится 12 декабря", - сообщил РИА Новости в воскресенье министр культуры РФ Владимир Мединский.
Таким образом он прокомментировал ряд сообщений в СМИ и социальных сетях о готовом проекте ликвидации НИИ и сокращении штата работающих там сотрудников. Они появились после заседания рабочей группы по науке и образованию, которое состоялось на минувшей неделе. В ходе обсуждения Кирилл Разлогов, директор одного из пяти подведомственных Минкультуры учреждений, высказал идею о создании "гуманитарного "Сколково", куда вошли бы возглавляемый им Российский институт культурологии, Институт искусствознания, Институт культурного и природного наследия, а также их филиалы.
Полностью текст этого сообщения можно прочитать здесь
А вот цитата из еще одного сообщения того же агентства уже от 12.12.2012:
Цитировать
Минкультуры РФ предложило пяти подведомственным научно-исследовательским бюджетных учреждениям, обеспокоенным перспективой слияния и сокращением штатов, самим разработать план своего развития...
"Прозвучал ряд интересных предложений, но все поддержали создание долгосрочного плана. Официальные предложения директорам институтов по этому вопросу сделаем. На формулировку предложений от рабочей группы — неделя", — сказал по итогам заседания рабочей группы по науке и образованию Общественного совета при Минкультуры РФ замминистра культуры Григорий Ивлиев.
Кроме того, он сообщил, что по результатам нескольких заседаний рабочей группы и проведения расширенного ученого совета в Государственном институте искусствознания (ГИИ), где присутствовал министр культуры Владимир Мединский, в итоговом документе о судьбе НИИ точно будет отражена задача сохранить сформировавшиеся научные школы и направления работы, которые руководство и сотрудники институтов считают приоритетными...

В общей сложности в подчинении у Минкультуры находятся пять научно-исследовательских бюджетных учреждений — ГосНИИ реставрации, Российский институт культурологии, Государственный институт искусствознания, Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия и Российский институт истории искусств в Санкт-Петербурге.
Не так давно независимые эксперты провели проверку деятельности Института культурологии и Института искусствознания и по ее результатам у них появились некоторые претензии в отношении эффективности деятельности этих учреждений.
По данным экспертной комиссии, РИК и Институт искусствознания, в частности, затягивали публикацию глобальных исследовательских трудов, не сдавали в обозначенные сроки научные работы, а темы их зачастую не соответствовали сфере культуры и искусства. Руководитель Института искусствознания Дмитрий Трубочкин объяснил это в том числе недостатком финансирования и обычной временной практикой для подготовки глобальных проектов.

(полный текст: http://ria.ru/culture/20121212/914502028.html)
Насчет претензий экспертов к деятельности упомянутых институтов есть такая ссылка: http://ria.ru/culture/20121127/912467660.html
Там пишут любопытные вещи:
Цитировать
Что касается Российского института культурологии (РИК), то в списке тем научных исследований встречаются те, что названы "парадоксальными" с точки зрения оценки их актуальности и научной ценности — это, например, "Техника художественного транса", "Лингвокультурные особенности коммуникации и космический субъект" и "Введение в шизореальность", а сроки выполнения научно-исследовательских работ сильно затянуты.
"Зачастую, если грубо разделить количество знаков в итоговых отчетах на количество рабочих дней в году, получается, что в течение рабочего дня исследователь должен написать от 100 до 300 букв. Необходимо подчеркнуть, что сроки выполнения многих исследовательских работ в плане РИК на 2012 год обозначены 2012-м годом, а в плане того же института на 2013 год сроки по тем же работам сдвинуты на 2015 или даже на 2018 годы", — говорится в отчете.
Вместе с тем, в ГИИ и РИК только на зарплаты выделяется 74,5 и 45,3 миллиона рублей соответственно, а на исследование каждой темы — 200-300 тысяч рублей в год при том, что она изучается, как правило, несколько лет. Например, на "Введение в шизореальность" и "Теорию и практику организации сайтов по дайвингу", по данным отчета, было направлено порядка полумиллиона рублей.
Комментарии руководства РИКа РИА Новости пока получить не удалось.
« Последнее редактирование: Январь 11, 2013, 03:17:36 от Sergey »

Оффлайн oleander

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 162
  • Опера "Дракула"
    • Опера "Дракула"
Только что прочитал эту ветку. Полностью согласен с Петром: краткий, но очень точный анализ. От себя добавлю, что даже в консерватории в течение последних нескольких десятилетий постепенно утрачивалась культура ансамблевого музицирования, слабо прививалась любовь к нему. Начался этот процесс довольно давно, так что удивляться нечему.
На "проклятом бездуховном западе" ситуация несколько иная. Помню, как удивлен был тем, как лихо мой знакомый американец, историк по профессии и по совместительству певец-любитель, читает ноты и ловко встраивается в ансамбль. Он поведал мне, что в школе, где он учился, были факультативные занятия музыкой, и каждый мог выбрать для себя тот или иной инструмент. Он выбрал виолончель, и у них в городке образовался недурной школьный струнный квартет.
В Норвегии, где я бываю довольно регулярно, приезжая всегда в компании двух-трех музыкантов-инструменталистов, на наши камерные вечера всякий раз съезжаются жители нескольких фьордов.)) У них там и небольшой хор есть свой, весьма неплохой. Музицировать с ними очень приятно.
Реставрирую оперный жанр. ))
https://www.facebook.com/andr.tikhomirov

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
ансамбли малопопулярны ?
« Ответ #20 : Январь 16, 2013, 14:46:27 »
В Норвегии, где я бываю довольно регулярно, приезжая всегда в компании двух-трех музыкантов-инструменталистов, на наши камерные вечера всякий раз съезжаются жители нескольких фьордов.)) У них там и небольшой хор есть свой, весьма неплохой. Музицировать с ними очень приятно

Я так понял, вы на рояле играете в ансамбле ?
А что же, норвежцы съезжаются из-за того, что у них нет своих камерных исполнителей или просто хотят услышать иностранных музыкантов ? И как вообще у них там с этим делом - с камерной музыкой ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн oleander

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 162
  • Опера "Дракула"
    • Опера "Дракула"
Re: ансамбли малопопулярны ?
« Ответ #21 : Январь 17, 2013, 16:36:12 »
Я так понял, вы на рояле играете в ансамбле ?
А что же, норвежцы съезжаются из-за того, что у них нет своих камерных исполнителей или просто хотят услышать иностранных музыкантов ? И как вообще у них там с этим делом - с камерной музыкой ?
Да, играю с флейтистами (например, с замечательным Георгием Долговым), с гитаристами и нашими "народниками"; нередко кто-то из вокалистов присоединяется. Устоявшегося ансамбля нет: кто именно поедет, решаем с друзьями-музыкантами по ходу дела, получив очередное приглашение оттуда.
В Норвегии сильна традиция не инструментально-ансамблевого, а хорового пения. Во всякой уважающей себя провинции при церквах существуют небольшие хоры из жителей общины, которые поют, естественно, не только духовную музыку, но и светскую. Но слушают камерную музыку норвежцы с удовольствием. Причем у них исключительно здоровый подход к этому делу: они любят и классику, и народную музыку в обработках, и песни "Биттлз" - для них это все одна, единая живая музыка, что, как Вы понимаете, полностью совпадает с моими взглядами. Свои небольшие пьесы для разных инструментов я там тоже показывал неоднократно. Принимают очень тепло.
Реставрирую оперный жанр. ))
https://www.facebook.com/andr.tikhomirov

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
камерные ансамбли малопопулярны ?
« Ответ #22 : Февраль 07, 2013, 00:26:50 »
http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20902/video_id/240363

В этой телепередаче ("Главная роль" от 05-02-2013) Николай Луганский сказал интересные вещи о камерном исполнительстве. Он отметил, что даже в Германии, т.е. в стране, публика которой до недавнего времени считалась образцовой, наблюдается снижение интереса к малочисленным ансамблям. Он даже пошутил, что чем больше народу на эстраде, тем больше интерес публики ! :) В т.ч. снижается интерес к сольным концертам пианистов - и не только в Германии, в Европе, но и во всём мире.
Любопытно, чем можно было бы объяснить такую тягу к гигантомании ? Выше по потоку высказывалось мнение, что подобное поведение свойственно публике нашей страны в силу её исторических и социально-политических особенностей, а оказалось, что эта тенденция расползается по всему миру. И в чём же дело ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн oleander

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 162
  • Опера "Дракула"
    • Опера "Дракула"
Вероятно, дело в том, что публике надоело, что виртуозы-солисты заняты тем, что соревнуются друг с другом, используя одни и те же классические произведения в качестве "спортивного снаряда". Рано или поздно, это должно наскучить всем. На мой взгляд, это первая и самая очевидная причина. Вторая более тонкая, и заключается она в том, что классическая музыка как феномен "чистого искусства" способна функционировать длительное время только при условии, что вокруг существует адекватная ей музыкальная среда, в том числе и среда непрофессионального музицирования.
Реставрирую оперный жанр. ))
https://www.facebook.com/andr.tikhomirov

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
классическая музыка как феномен "чистого искусства" способна функционировать длительное время только при условии, что вокруг существует адекватная ей музыкальная среда, в том числе и среда непрофессионального музицирования.

Вы не первый раз об этом пишете, и я с каждым разом всё больше и больше уверяюсь в этом. Я бы даже вывел эту причину как главную, потому что "соревнования" наскучить не могут, ибо появляются всё новые и новые поколения слушателей, которые ещё ни разу не слышали ту классику, которую им играют со сцены. Так что этот процесс по определению бесконечен.
А вот утрата традиций непрофессионального музицирования - это более серьёзно: ведь именно ЭТА среда могла бы поставлять кадры слушателей камерного репертуара, а если этим репертуаром не интересуются дома "для души", то зачем и в концерты на него ходить ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица