Новости и их обсуждение. Информация > Новости музыкальной жизни

"Новые горизонты" в МТ. Т. Адес, опера "Powder her Face"

(1/3) > >>

Кантилена:
В Мариинском театре 27 октября открывается фестиваль современной музыки. Программа:

27 Опера в 2-х действиях Powder her Face (Российская премьера)
Музыка: Томас Адес
Режиссёр: Александр Зелдин Дирижер: Тимоти Редмонд
Дизайн: Иван Совлачков и Максим Полищук
Солисты: Майр О´Брайн, Валдин Андерсон, Cтивен Pичардсон, Дэниел Норман
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер: Тимоти Редмонд

28 Симфонический концерт
Симфонический оркестр Мариинского театра Ансамбль Дмитрия Покровского
Солист: Питер Донохоу (фортепиано)
Дирижер: Томас Адес
Томас Адес
Asyla (Российская премьера)
Джеральд Барри
Cheveaux-de-Frise (Российская премьера)
Игорь Стравинский
Свадебка

29 Симфонический концерт
Солист: Энтони Марвуд (скрипка)
Дирижер: Валерий Гергиев
Хор и cимфонический оркестр Мариинского театра
Главный хормейстер: Андрей Петренко
Борис Тищенко
Cимфония N 2 "Марина"
Томас Адес
Концерт для скрипки с оркестром (Первое исполнение в России)
Сергей Слонимский
Cимфония N 15 (Мировая премьера)

31Симфонический концерт
Солист: Алексей Огринчук (гобой)
Дирижер: Роман Кофман
Бенджамин Бриттен
Четыре морские интерлюдии из оперы "Питер Граймс"
Воан-Уильямс
Концерт для гобоя с оркестром
Валентин Сильвестров
Cимфония N 6 (Первое исполнение в России)

Хотелось бы узнать мнение участников форума о программе и, в частности, о музыке Т. Адеса и его опере. Может быть, кто-то с ней знаком? Я поискала информацию в рунете, но ничего конкретного не нашла - кроме того, что опера считается скандальной. Мне кажется, что этот фестиваль – событие сезона и обещает быть интересным. В данном случае доверяю музыкальному вкусу В.Г.: не раз на моей памяти он предлагал новые программы, про которые хотя и  не всегда можно было однозначно сказать, что всё безусловно нравится, но  которые, как правило, действительно заслуживали внимания. Однако с учетом того, что конец октября - начало ноября в СПб вообще богаты на события – здесь и Р. Мути, и Р.Аланья , - интересно, кто что может сказать по поводу музыки Т. Адеса и фестиваля в целом? Какие из этих концертов лучше посетить? 

август амонов:
мне удалось поприсутствовать на репетиции оперы powder of fase.кажется так называется эта опера.То что я услышал полная галиматья.  :-\.Сопрано которая исполняла партию просто что-то визжала.Пением это нельзя было назвать.

Кантилена:
… А мне эта опера показалась весьма любопытной. Не могу сказать, что слёзы восторга вызывала (но там и сюжет такой, что вряд ли это было бы возможно, и музыкальный язык достаточно жесткий, характеризующий «вывороченность» отношений). Однако опера, на мой взгляд, небездарная и в целом интересна. Правда, я бы жанр скорее определила как музыкальный спектакль или музыкальная драма, потому что, как мне показалось, музыка и сценическое действие здесь равноценны по значимости. Поставлена опера на сцене КЗ МТ вполне пристойно - по сравнению с тем, как это могло бы быть, если судить по либретто; чувства зрителей постановщики пощадили. 
Хочу еще сегодня Asyla послушать.

Кантилена:
Asyla  Т. Адеса оказалось необыкновенно интересным произведением. Нисколько не жалею, что побывала на сегодняшнем концерте. Это четырехчастное симфоническое сочинение  для большого оркестра, но при этом по форме не имеет ничего общего с традиционное симфонией. В состав инструментов оркестра входят колокольчики и «расстроенное» фортепьяно. Произведение программное:  Asyla, как следует из буклета, можно трактовать как  «психиатрическая больница» и как «приют, убежище».
Название очень точно отражает характер музыки. Может быть, если бы не было пояснений, у меня бы не возникли прямые ассоциации именно с психическим расстройством, но то, что музыка погружает в искаженную действительность – это чувствуется  с первых нот. Автор рецензии, приведенной в буклете, указывает, что первая и последняя части характеризуют движение в открытом пространстве, а две средние – в замкнутом.  Ощущения от каждой из частей действительно разные, но, что имел в виду рецензент, я не очень поняла.
Я бы сказала, что в первой части перед нами открывается какой-то незнакомый нам мир – где все искривлено, все не так, как в мире нормальном. Звуки кажутся пронзительно резкими, или булькающими, или изматывающее растянутыми. Похожие ощущения иногда бывают во время болезни, при высокой температуре. Может быть, это как будто какой-то странный сон. Во второй части мы продолжаем пребывать в непонятной атмосфере, но, по моим ощущениям, уже не просто наблюдаем за тем, что в ней происходит; она начинает на нас давить. Во второй части есть достаточно мелодичная тема у струнных, но умиротворения она не приносит, чувства тревоги и напряжения остаются. Вообще, музыкальный материал 1 и 2 частей идеально подошел бы для сопровождения какого-нибудь сюрреалистического фильма для передачи ощущения бреда. Где-то год назад читала роман – не помню, как назывался, хотя и очень долго его читала, тяжело шел – там удивительно образно (насколько точно – не знаю) переданы ощущения сходящего с ума человека; не мысли, а именно ощущения: как дверь кажется убийцей, как «надвигается» шкаф, как потолок кажется выпуклым, как из зеркала что-то вылезает и т.д. Вот здесь в музыке что-то такое есть. Третья часть начинается жестким механистическим звучанием, как будто пришла в движение какая-то бездушная машина (характер музыки немного напоминает  «симфонию в 3-х движениях» Стравинского). Постепенно звук разрастается, немного изменяется ритмический рисунок и возникают ассоциации с атмосферой современных дискотек. Оркестр имитирует долбежку – не знаю, что за направление, как-то меня всё это практически стороной обошло, наверное, что-то типа рэйва. Что-то зомбирующее, подавляющее рассудок – тут уже массовое сумасшествие! Мощность оркестра увеличивается, на фоне "бьющих по голове" ударных звучит какой-то кислотный мотив - всё это вызывает чуть ли не физиологический дискомфорт. Такое впервые мне приходится слышать в исполнении симфонического оркестра, но дух ночной жизни удивительно схвачен. В последней части снова используются колокольчики и расстроенный рояль и есть что-то похожее на начало. Более всего меня впечатлили вторая и третья части.
Ко мне приходили мысли, что автор, работая над этим сочинением, где-то в чем-то рассчитывал на симпатию у критиков и музыкальной общественности, т.е. что-то было сделано «в угоду». Но написано, безусловно, талантливо. Так что, если кто-то интересуется современной академической музыкой и увидит афише Asyla – рекомендую послушать. Весьма интересно.
Пожалуй, Asyla - главное событие сегодняшнего концерта. Музыка второго номера первого отделения  -Chevaux de Frise  Дж. Барри – представляла собой достаточно агрессивное, напористое  движение. Мне она показалась однообразной. Кроме того, напрасно это сочинение включили вслед за Asyla, без антракта, голова уже была перегружена и  идея ускользала. Во втором отделении прозвучали концерт для духовых  и фортепиано Стравинского и «Свадебка». В исполнении последней принимал участие ансамбль Дм. Покровского. Я ранее не раз слушала "Свадебку" в традициях академического пения, и фольклорное звучание было непривычно. В целом интересно, однако голоса солистов часто терялись в звуках ударных и роялей, и их порой было не слышно.
Если смогу на неделе выкроить время, напишу более подробно свои впечатления от оперы.
Может быть, кто-то ещё из петербуржцев был в КЗ МТ на фестивальных концертах?
Или, Надежда, может быть, Вы слышали эту музыку (композитор - британец)?
Расскажите!

Кантилена:
Итак, об опере, название которой в  анонсах к фестивалю в разных источниках переведено или как «Припудри ей личико», или как «Пудра на её лице». Описать после одного прослушивания совершенно незнакомое произведение – весьма непростая задача, так что прошу прощения, если допущу неточности. Видимо, нужно пересказывать сюжет, поэтому получится длинно.

В МТ опера прошла в полуконцертной (semi-staged) версии. Основные элементы оформления сцены – большая двуспальная кровать пошловатого пурпурно-красного цвета, возле неё – туалетный столик, на котором разбросаны мелкие предметы, граммофон, пара стульев, массивный сундук. Всё это в левой части сцены. Чуть поодаль, ближе к оркестру расположена банкетка, обитая красной тканью. Оркестр размещен в правой части сцены. Обстановка не меняется до конца спектакля. По ходу спектакля на «бока» и задник сцены время от времени проецируются различные изображения.

Оркестр – хочется назвать его ансамблем инструментов – имеет необычный состав, включающий порядка 15-17 инструментов. В нем достаточно небольшая струнная группа (5 единиц), зато очень широко представлена медь, в том числе имеются саксофоны, также включены ударные, арфа, фп, гармоника.

Опера достаточно сложна – и в смысле восприятия музыки, и в том, что касается драматической стороны. Я не успела перед спектаклем прочитать весь текст либретто (а синопсис мало что дает, поскольку в нем содержание передается в иронично- иносказательном духе: например,  про сцену, где Герцог беседует с любовницей, сказано, что он принимает приятеля), поэтому отслеживать одновременно и суть происходящего, и музыкальное развитие было непросто, особенно если учесть наличие «недоговорок» и подтекстов.

В течение спектакля мы переносимся из одного времени в другое: из 90-х в 30-е, затем в 50-е, в 70-е и снова в 90-е, некоторые переходы с интервалом в 1-2 года. Всего 8 или 9 таких переходов. Вторая особенность драматургии состоит в том, что в опере действуют всего 4 персонажа, однако только Герцогиня весь спектакль играет саму себя, остальные действующие лица выступают в разных ролях (правда, при этом воплощают практически один и тот же образ).

Исполнители Герцогиня – Мойра О’Брайн (Герцогиня, сопрано), Горничная и ещё ряд ролей – Валдин Андерсон (колоратурное сопрано), Менеджер отеля, он же Герцог и судья – С. Ричардсон (бас-баритон), Электрик и ещё ряд ролей – Д. Норманн (тенор).

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии