Автор Тема: Штейнберг Лев Петрович (1870-1945), дирижер Большого театра  (Прочитано 23681 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 613
    • Русское исполнительское наследие на CD
В связи с выходом первого сольного диска этого выдающегося дирижера открываю тему, ему посвященную (о диске см. здесь - http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=5663.msg99870#msg99870).



С самого начала предлагаю послушать одну из самых моих любимых записей Льва Петровича - "Пляску Земфиры" из музыки к балету "Цыганы" С. Н. Василенко:

http://www.youtube.com/watch?v=rJwX63wLnFo

Дирижерское искусство Льва Петровича Штейнберга (1870-1945) олицетворяет собой преемственную связь русской музыкальной культуры. Сформировавшись как музыкант еще в XIX веке, Штейнберг последние семнадцать лет своей жизни постоянно дирижировал в Большом театре, работая рука об руку с такими выдающимися дирижерами как В.И. Сук, Н.С. Голованов, А.Ш. Мелик-Пашаев, С.А. Самосуд, А.М. Пазовский. Обладая огромным опытом и мастерством, Штейнберг мог с легкостью продирижировать любой оперой текущего репертуара Большого театра. Об эрудиции Льва Петровича ходили легенды. Под его управлением в Большом театре шло двадцать два оперных спектакля, при его непосредственном участии было осуществлено одиннадцать новых постановок. Штейнберг всегда был деятелен, активен; завидная работоспособность не покидала дирижера даже в преклонном возрасте: своей последний спектакль - «Царскую невесту» - он провел 9 января 1945 года - за неделю до кончины.
Л.П. Штейнберг был воспитанником Петербургской консерватории, где он обучался в фортепианном классе К. фон Арка, а затем совершенствовался как пианист под наблюдением А.Г. Рубинштейна. Кроме того, Штейнберг занимался композицией у Н.А. Римского-Корсакова и Н.Ф. Соловьева, а теорию музыки проходил под руководством А.К. Лядова. В концертах выступал под управлением П.И. Чайковского (в частности, играл партию челесты в первом исполнении сюиты из балета «Щелкунчик» под управлением автора 7 марта 1892 года). В 1892 году, на торжественном акте, посвященном очередному выпуску консерватории, была исполнена дипломная работа Штейнберга - кантата «Самсон» для хора, оркестра и солистов.
Сразу же после окончания консерватории молодой музыкант начал выступать как дирижер. Дебют его состоялся в Друскениках - в 1892 году Штейнберг впервые принял участие в традиционных летних симфонических концертах, проходивших в этом курортном городке. Популярность начинающего артиста быстро росла. Вскоре он уже дирижировал симфоническими концертами в лучших залах Москвы и Петербурга, выезжал в другие города. В течение всей жизни Штейнберг продолжал активно выступать как симфонический дирижер, никогда не ограничиваясь работой в оперном театре. Артиста постоянно влекла эстрада, само дарование Штейнберга было во многом эстрадного плана, а его искусство - необыкновенно общительным, неотделимым от живой реакции публики. За пультом дирижер всегда был безукоризненно элегантен, артистичен; его интерпретации отличались яркостью, особой концертной приподнятостью, необыкновенной эффектностью.
Тем не менее, Штейнберг с юных лет мечтал дирижировать в оперном театре. Возможно, здесь сказалось общение с Римским-Корсаковым, деятельность которого была тесно связана с интересами оперных театров. С другой стороны, в постепенном формировании Штейнберга как оперного дирижера сыграли роль и чисто практические обстоятельства музыкальной жизни того времени: симфонические концерты устраивались не так часто, и постоянной деятельность дирижера могла быть лишь в оперном театре.
Первое выступление Штейнберга в качестве оперного дирижера состоялось в 1899 году: в Петербургском зале Кононова он руководил исполнением оперы «Кузнец Вакула», принадлежащей перу его учителя Н. Соловьева. Затем Штейнберг дирижировал «Русалкой» А. Даргомыжского, поставленной силами Товарищества русских оперных артистов. Штейнберг быстро расширил свой репертуар, дирижируя во многих оперных театрах. В 1903 году он поставил «Чародейку» Чайковского в Саратове, а в 1914 году его известность была уже столь велика, что по приглашению С.П. Дягилева он принял участие в русском оперном сезоне, проходившем в Париже и Лондоне. В английской столице Штейнберг впервые поставил «Майскую ночь» Н. Римского-Корсакова и «Князя Игоря» А. Бородина (с участием Ф.И. Шаляпина). Выступления Штейнберга за границей имели большой успех - европейским слушателям импонировала «импозантность» русского дирижера, его артистичность в сочетании с высоким профессионализмом, точностью и «респектабельностью» интерпретаций.  
В первые годы Советской власти Штейнберг работал на Украине. Мастерство дирижера оказало неоценимую помощь развитию украинского оперного искусства. Штейнберг способствовал обогащению репертуара, улучшению качества спектаклей в оперных театрах Киева и Харькова, решал многие организационные вопросы, связанные с расширением труппы, упорядочением работы этих театральных коллективов. Часто выступая как симфонический дирижер и придавая большое значение концертной работе, Штейнберг явился инициатором создания филармоний в Киеве и Одессе. Дирижер вникал во все детали музыкальной жизни Украины, живо интересовался насущными потребностями артистов - как творческими, так и чисто бытовыми; долгое время он являлся председателем Киевского союза оркестрантов. Дирижер стоял во главе многих музыкальных начинаний, наиболее интересных театральных и концертных событий. Работая в Киеве (1917-1924) и в Харькове (1924-1026), Штейнберг многое сделал для пропаганды на Украине русской и западной музыки. В то же время дирижер уделял значительное снимание произведениям украинских композиторов. Так, в Харьковском оперном театре он впервые поставил - в собственной инструментовке - оперу Н. Лысенко «Тарас Бульба». Авторитет Штейнберга на Украине был огромным. В 1923 году дирижеру было присвоено звание Героя труда, а несколько позже - почетное звание народного артиста Украины.  
После кратковременного пребывания в Свердловске и Баку в качестве дирижера оперных театров, Штейнберг окончательно переехал в Москву. Он сразу стал одним из ведущих дирижеров Большого театра и - одновременно - художественным руководителем симфонического оркестра Центрального Дома Красной Армии - тогда одного из лучших в столице. Почти каждый сезон в жизни Большого театра с 1929 по 1940 год отмечен новой постановкой Штейнберга. В его репертуаре примерно равное положение занимали русские и западные оперы. Штейнберг был дирижером-универсалом: он с одинаковой легкостью был способен провести и камерного «Севильского цирюльника» - и грандиозного «Бориса Годунова», лирическую «Богему» - и эпически-сказочного «Садко». Под управлением Штейнберга в Большом театре были осуществлены постановки «Мазепы» Чайковского, «Хованщины» Мусоргского, «Царской невесты» Римского-Корсакова, «Демона» Рубинщтейна, «Алмаст» Спендиарова. С его «легкой руки» в репертуар вошел ряд опер западных композиторов: «Севильский цирюльник» Россини, «Кармен» Бизе, «Аида» Верди, «Турандот» и «Богема» Пуччини. Именно Штейнбергу принадлежит заслуга единственной по сей день постановки на сцене Большого театра «Нюрнбергских мейстерзингеров» Вагнера (премьера состоялась в 1929 году).
В отличие от своих коллег по труппе, например, Самосуда или Голованова, Штейнберг не был по своей природе «дирижером-постановщиком», более всего стремившегося к воплощению своих концепций. Он с легкостью и видимым удовольствием дирижировал «чужими» спектаклями, в постановке которых не принимал непосредственного участия. Для установления контакта с оркестром и выражения своих намерений Штейнбергу не требовалось большого числа репетиций: он все мог показать руками, без лишних слов, и даже (редкий случай!) находил особую эстетическую привлекательность в «экспромтном» исполнении. Все спектакли Штейнберга, даже те, которыми он дирижировал внезапно, заменяя, например, заболевшего коллегу, проходили на безукоризненном профессиональном уровне: не было ошибок в игре оркестра, не было расхождения оркестра со сценой. Лев Петрович обладал поистине феноменальной способностью быстро «собрать» и мобилизовать исполнителей. Спектакли с Штейнбергом проходили живо, увлекательно. Даже после исполнения многочасовых опер Вагнера или Римского-Корсакова никто из артистов не уставал: играть и петь с дирижером было легко и приятно. Штейнберг всегда дирижировал спокойно, не допуская излишней взбудораженности интерпретации, - этим достигалась необходимая свобода, раскованность всех участников спектакля. Каждый был абсолютно уверен в себе и в дирижере, прекрасно сознавая, что когда за пультом Штейнберг, можно не опасаться случайностей - дирижер найдет выход из любого положения. В исполнении ощущалась уверенность, «сделанность», отрепетированность, хотя на самом деле репетиций к спектаклю могло не быть вовсе. Великолепные руки Штейнберга, его замечательное мастерство позволяли дирижеру иногда откровенно «импровизировать» за пультом, не боясь при этом за качество, собранность игры оркестра. Так, иногда на спектакле - как бы демонстрируя «чудеса» своей техники - Штейнберг вдруг делал неожиданное рубато, о котором он не договаривался с оркестром, и со спокойной усмешкой наблюдал за «реакцией» музыкантов. Лев Петрович знал, что оркестр не сможет «не пойти» за ним - жесты дирижера всегда были понятными и ясными.
Та же любовь к эффектным неожиданностям проявлялись и в концертных выступлениях Штейнберга. Импульсивное, прихотливое рубато дирижера было особенно привлекательным в программах легкой музыки, к которым охотно обращался маэстро. Многим запомнились концерты Штейнберга - в залах и на отрытом воздухе, - посвященные разнообразным вальсам и полькам Иоганна Штрауса; в таких концертах часто принимал участие и оркестр Большого театра. В трактовке штраусовских миниатюр Штейнберг был непревзойденным мастером: эти пьесы звучали у него необыкновенно легко, поэтично, искренне.
Лев Петрович Штейнберг был широко, разносторонне образованным и одаренным музыкантом. На протяжении всей своей жизни он занимался композицией: его перу принадлежит опера «Десять дней, которые потрясли мир», балет «Мирра» (поставленный в Киеве, Харькове, Свердловске и Баку), три симфонии, кантата «Октябрь», симфоническая поэма «Красная площадь» и много других более мелких сочинений. С 1937 года Штейнберг преподавал в Московской консерватории, ведя дирижерский класс. В 1943 году Штейнберг возглавил только что созданный Московский Государственный Академический Симфонический оркестр, которым он руководил до самой смерти в 1945 г.
Под управлением Л.П. Штейнберга записаны опера «Царская невеста», большие фрагменты оперы «Князь Игорь», Пятая симфония Чайковского, ансамбли с Д.Ф. Ойстрахом (Бах, Бетховен, Сен-Санс), многочисленные грампластинки с симфоническими миниатюрами и оперными ариями в исполнении солистов Большого театра. В настоящем альбоме собраны все симфонические записи Л.П. Штейнберга, сделанные на радио. Эти уникальные записи (выполненные на тонфильмах в конце 1930-х и переписанные на магнитную ленту в конце 1940-х - начале 1950-х гг.) никогда прежде не публиковались и впервые дают возможность составить представление о Штейнберге как о выдающемся симфоническом дирижере.

Использованы  материалы книги «Мастера Большого театра: Народные артисты СССР» (М., 1976)
« Последнее редактирование: Декабрь 23, 2012, 01:55:10 от Максим »

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 613
    • Русское исполнительское наследие на CD
Воспоминания Л. П. Штейнберга о П. И. Чайковском:

Л. П. Штейнберг. Памятные встречи
Известный русский композитор А. К. Лядов как-то заметил, что знакомство с Чайковским было для всех настоящим праздником1.
Мне довелось познакомиться с Петром Ильичом в период высшего расцвета его славы. И это знакомство сыграло огромную роль в моей жизни.
В 1890 году директор Петербургской консерватории Антон Рубинштейн направил учеников теоретического отделения к Чайковскому с просьбой, чтобы он выслушал их школьные сочинения и определил их дальнейший путь2. В числе учеников был и я. С волнением вошли мы в квартиру брата композитора, где жил Чайковский. Однако после первых же ласковых слов Петра Ильича от нашего смущения не осталось и следа. Особенно ласков Чайковский был с теми из нас, кто, по его мнению, должен был продолжать учебу не на творческом, а на теоретическом отделении. Он искал особенно мягких, но убедительных слов, когда должен был произнести свой приговор, определяющий судьбу студентов.
...Вспоминается также концерт в день юбилея Антона Григорьевича Рубинштейна. Исполнялась кантата Чайковского, написанная им специально к юбилею. На маленьких программках концерта было напечатано: «Кантата бывшего ученика А. Г. Рубинштейна — П. И. Чайковского» 3.
Дирижировал сам автор. Я пел в консерваторском хоре. Навсегда запомнился Чайковский за дирижерским пультом. Необычайно мягкий и застенчивый, он дирижировал с веселой, я бы сказал, слегка шаловливой улыбкой. Жесты его были закругленные, в них не было типичной дирижерской целеустремленности и резкости. И все же он отлично управлял оркестром и хором.
В третий раз я встретился с Чайковским также в рабочей, концертной обстановке. В 1892 году впервые исполнялась сюита из балета «Щелкунчик» 4. Незадолго до этого Петр Ильич привез из Парижа новый для русских музыкантов инструмент — челесту.
Клавиатура челесты напоминает фортепианную. Может быть, поэтому меня, как владеющего роялем, направили из консерватории исполнять партию челесты. Под руководством Петра Ильича я быстро освоился с этим несложным инструментом и играл соло в концерте, где исполнялась сюита из балета «Щелкунчик». В память о концерте Чайковский подарил мне свою фотографию с теплой надписью. Я храню ее как самую дорогую для меня реликвию.
Скоро будет пятьдесят лет, как я стою за дирижерским пультом. Первое произведение, которым я дирижировал, принадлежало перу Чайковского. Нет такой оперы, симфонии, сюиты, концерта для оркестра у Чайковского, которых я не исполнял бы по многу раз. Но теперь, когда я открываю любую партитуру великого композитора, я нахожу в ней новые красоты, вновь восхищаюсь высотой полета его гениальной мысли, поражаюсь его страстной взволнованностью, любуюсь его великолепным мастерством.
Комментарии:
Штейнберг Лев Петрович (1870—1945) — дирижер, педагог, композитор, народный артист СССР. Опубликовано: Комсомольская правда, 1940, 6 мая; Воспоминания о Чайковском, изд. 1, с. 176—177; изд. 2, с. 263—264; изд. 3, с. 264—265.
1 Приводимое высказывание Лядова подтверждается и в воспоминаниях А. К. Глазунова.
2 Вероятно, это было во время пребывания Чайковского в Петербурге в начале декабря 1890 г., когда происходило чествование его по случаю 25-летия музыкальной деятельности.
3 18 ноября 1889 г. на торжественном юбилейном акте в Дворянском собрании в честь А. Г. Рубинштейна был исполнен хор «Привет А. Г. Рубинштейну» Чайковского и поднесен альбом произведений бывших учеников Петербургской консерватории, в нем — «Экспромт» As-dur Чайковского, посвященный Рубинштейну.
4 Первое исполнение сюиты из балета «Щелкунчик» Чайковского состоялось в Петербурге 7 марта 1892 г., в Девятом симфоническом собрании РМО под управлением автора. Лев Штейнберг
http://www.tchaikov.ru/memuar140.html

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 613
    • Русское исполнительское наследие на CD
Из воспоминаний дирижера С. С. Фельдмана

Как я уже говорил, в Киев к нам приезжали многие выдающиеся дирижеры, в том числе и Оскар Фрид, с которым мы проиграли все симфонии Бетховена. И Листа он потрясающе дирижировал. Было у кого что-то воспринять, и воспринималось, конечно, очень многое. Лев Петрович Штейнберг поражал своей одаренностью. Его чисто дирижерский флюид был неповторим. У Натана Рахлина тоже был большой дирижерский флюид. Он умел заражать оркестр, но и сам был покорен в те годы Штейнбергом и, когда услышал его в первый раз, только тогда понял, что он хочет и куда надо стремиться: так писал Рахлин в своих воспоминаниях.
Я хочу остановиться на личности Штейнберга. Это дарование совершенно исключительное и имя это нам дорого здесь, в Самаре: в годы Великой Отечественной он был в нашем городе вместе с Большим театром. Я его видел на всех этапах творческой жизни этого музыканта. Знаю его недостатки: в оперном спектакле он к последнему акту выдыхался даже в расцвете своих сил. Штейнберг настолько ярко выдавал себя в I - II актах "Аиды" или первых трех актах "Царской невесты", что IV акт у него как-то слабо проходил. Но симфоническую программу он от начала до конца выдерживал хорошо.
Впервые я услышал Штейнберга в "Шехерезаде" Римского-Корсакова и понял, что это идеал дирижера. Он был для меня эталоном и в "Шехерезаде", и во всех симфониях Чайковского - особенно был неповторим в 4-й, 5-й и 6-й.
Лучше, чем у него исполнения Четвертой симфонии Чайковского, я ни у кого не слышал. Он буквально обвораживал, он так эмоционально влиял, "всаживая" музыку в каждого слушателя, покорял всей сутью музыки. Это так волновало! И Глазуновские симфонии, и Симфонические поэмы Листа, в особенности - его рапсодии… Такая свобода, легкость владением оркестра!
Я к тому времени уже играл в Киевском оперном театре, когда наше руководство в связи с переездом столицы Украины из Харькова в Киев решили пригласить Штейнберга возглавить Киевский оперный театр (к тому времени он был главным дирижером Большого театра), а Моргулян и Пазовский еще оставались в Харькове. С этой целью Штейнберга вызвали в Киев на ряд спектаклей: он дирижировал "Царской невестой", "Пиковой дамой", "Аидой".
Так вот, в "Царской невесте" я играл в оркестре на альте (вообще-то был в группе первых скрипок): что-то произошло с альтами и чтобы укрепить для Штейнберга альтовую группу, меня попросили сесть в альты.
Спектакль шел с одной репетиции и то броско: кусочки, кусочки, а потом - спектакль! Состав оркестра был замечателен. Лев Петрович был доволен. Прекрасно провел первых 2 акта, и вот антракт к III действию - звучит знаменитая тема Любаши. Он провел ее так, что мы плохо начали играть. Он встрепенулся. Мы отыграли антракт и были под впечатлением до конца. Почему? С первых же тактов воцарилась такая атмосфера, что духовикам было трудно играть - перехватило горло, а у нас - дрожали руки.
Впечатлениями делились до полуночи. Спектакль шел три раза. Перед следующим вечером мы собрались: "Ну, как - сегодня мы выдержим, чтобы горло не перехватило?" - "Выдержим", - все говорят. А как подошло к этому месту в опере, никто и не выдержал! Опять было то же самое…
Вот это его умение создать невероятно трепетную атмосферу покоряющей музыки! Игралась ли рапсодия Листа или масштабная симфония, все под его рукой трепетало. За это я его безумно любил.
http://www.samluka.ru/0011/feldman.htm

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Максим, благодарю вас за проявленную инициативу !
История нашего музыкального искусства весьма богата достижениями, событиями и людьми, а Лев Петрович был одним из самых выдающихся музыкантов России.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 613
    • Русское исполнительское наследие на CD
История нашего музыкального искусства весьма богата достижениями, событиями и людьми, а Лев Петрович был одним из самых выдающихся музыкантов России.

Некоторые его дела живут до сих пор - он ведь был самым первым руководителем Московского гос. академич. симф. оркестра, который сейчас возглавляет П. Коган. К тому же он был одним из первых народных артистов СССР (с 37 г.), но при этом за все прошедшее время ему не посвятили ни одной сольной долгоиграющей пластинки. Эту тему мы так или иначе продолжим, поскольку у Льва Петровича есть еще довольно много записей, которые можно назвать необходимыми. Во всяком случае, этот диск интересен не только как собрание исторических экспонатов, но и в художественном отношении. "Пляска Земфиры" - какая изумительная музыка, при том абсолютно не исполняемая. Сколько ее не слушаю - поражаюсь, как можно написать этот танец с таким ощущением рока и как это ощущение передается в исполнении.  А можно ли исполнить более "волшебно" крайне редко звучащую "Сказку" Римского-Корсакова? Многие записи Штейнберга производят завораживающее впечатление.
« Последнее редактирование: Декабрь 23, 2012, 01:31:48 от Максим »

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 613
    • Русское исполнительское наследие на CD
Несколько слов о работе Л. П. Штейнберга в кино. Мне известны два фильма, где Лев Петрович был автором музыкальной обработки и дирижером. Первый из них - экранизация "Руслана и Людмилы" 1938 года, где звучит в основном музыка Глинки, что-то вроде попурри на темы оперы: http://www.youtube.com/watch?v=Vc-KElbbZ_k
Второй фильм менее известен, вернее, совсем никому не известен. Недавно довелось посмотреть его впервые в одном из архивов. Это документальный фильм "Чайковский", снятый в 1940 году к столетию композитора. Биографический рассказ сопровождается музыкальными фрагментами, некоторые из которых мы знаем, а некоторые никогда не показывали и не издавали. Так, в начале фильма звучит ария из оперы "Воевода" в исполнении Надежды Самойловны Чубенко, замечательной солистки Большого театра (в декорациях). Ария Ленского в исполнении молодого И.С. Козловского из этого фильма выпускалась (http://www.youtube.com/watch?v=rjGVNWG7T04), но я, кстати, до сих пор не могу догадаться, что за дирижер там фигурирует. Это не Штейнберг и не Пазовский, как указано в описании. Но тогда кто? Может быть, артист в роли дирижера? Тоже вряд ли -  артисту не зачем вешать орден. В общем, если кто догадается - поделитесь. Помимо арии Ленского в фильме довольно долго за кадром звучит музыка из "Онегина" - т. е. есть значит. фрагменты этой оперы в записи Штейнберга. В этом же фильме звучит романс "Благословляю вас, леса" в исп. М.О. Рейзена - это запись известная. мы ее выпускали на DVD "Поёт Марк Рейзен" (http://www.youtube.com/watch?v=PiMK7TCxNlM). Но, всё-таки, самым интересным музыкальным фрагментом этого фильма является, безусловно, сцена в спальне графини в исполнении великой певицы Большого театра Фаины Сергеевны Петровой и замечательного тенора Григория Филипповича Большакова. Эту сцену в урезанном виде выпускали на диске "Русская опера в Большом", но, к сожалению, без начала, где Герман идет по мрачному Петербургу в дом графини, а графиня - Фаина Петрова - напевает песенку. Абсолютно уникальные кадры, где можно не только услышать, но и увидеть легендарную Фаину Сергеевну в своей величайшей роли. И, кроме того, всем этим чудом дирижирует Л. П. Штейнберг!
« Последнее редактирование: Январь 03, 2013, 18:42:11 от Максим »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Ария Ленского в исполнении молодого И.С. Козловского из этого фильма выпускалась (http://www.youtube.com/watch?v=rjGVNWG7T04), но я, кстати, до сих пор не могу догадаться, что за дирижер там фигурирует. Это не Штейнберг и не Пазовский, как указано в описании. Но тогда кто? Может быть, артист в роли дирижера? Тоже вряд ли -  артисту не зачем вешать орден. В общем, если кто догадается - поделитесь

Вынесем это отдельным потоком:
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=7487.0

Сравнивал с известными мне портретами Штейнберга - не похож ! А на Пазовского совсем уж не похож.

Но, всё-таки, самым интересным музыкальным фрагментом этого фильма является, безусловно, сцена в спальне графини в исполнении великой певицы Большого театра Фаины Сергеевны Петровой и замечательного тенора Григория Филипповича Большакова. Эту сцену в урезанном виде выпускали на диске "Русская опера в Большом", но, к сожалению, без начала, где Герман идет по мрачному Петербургу в дом графини, а графиня - Фаина Петрова - напевает песенку. Абсолютно уникальные кадры, где можно не только услышать, но и увидеть легендарную Фаину Сергеевну в своей величайшей роли. И, кроме того, всем этим чудом дирижирует Л. П. Штейнберг!

Максим, а этот фрагмент есть в сети ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 613
    • Русское исполнительское наследие на CD
Максим, а этот фрагмент есть в сети ?

Отдельно не попался.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Максим, а этот фрагмент есть в сети ?

Отдельно не попался.

А целиком фильм где-то есть ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 613
    • Русское исполнительское наследие на CD
А целиком фильм где-то есть ?

В смысле, "Русская опера в Большом"? Да, везде висит.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
А целиком фильм где-то есть ?

В смысле, "Русская опера в Большом"? Да, везде висит.

Я ошибся ! Из вашего сообщения я вывел, что это фрагмент не "Русской оперы", а фильма 40-го года к 100-летию Чайковского ! Его нигде нет ? Но вы же его где-то видели ? Он продаётся в каком-то виде или вы его видели где-то на спецпоказе или в архиве ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 613
    • Русское исполнительское наследие на CD
Я ошибся ! Из вашего сообщения я вывел, что это фрагмент не "Русской оперы", а фильма 40-го года к 100-летию Чайковского ! Его нигде нет ? Но вы же его где-то видели ? Он продаётся в каком-то виде или вы его видели где-то на специпоказе или в архиве ?

Фильм "Чайковский" есть только в архиве, больше его нигде нет, за искл. нескольких фрагментов, и то урезанных.

Вот более подробная аннотация фильма:

Фильм посвящен 100-летию со дня рождения русского композитора П. И. Чайковского. Фрагменты из опер П. И. Чайковского "Воевода", "Евгений Онегин", "Пиковая дама" исполняют солисты Большого театра Н. С. Чубенко, И. С. Козловский, Ф. С. Петрова, Г. Ф. Большаков.
      Романс П. И. Чайковского "Благословляю вас, леса" поет М. О. Рейзен.
      Танец маленьких лебедей из балета П. И. Чайковского "Лебединое озеро". Первый концерт П. И. Чайковского для фортепиано с оркестром исполняют пианист Я. В. Флиер и оркестр.
      Автографы П. И. Чайковского. Дом-музей П. И. Чайковского в г. Клину, экспонаты в залах музея. Воспоминаниями о встрече с П. И. Чайковским делится (синхронно) художник И. Грабарь.
      В дикторском тексте содержится информация о биографии и творчестве П. И. Чайковского.

Киностудия : Мостехфильм
Режиссер : Я. Миримов
Оператор(ы) : Г. Гибер, М. Архангельский

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Всё понял !
Фрагмент с Фаиной Петровой уже посмотрел ! Колоссально !
Когда была издана - на виниловых пластинках ещё - старая запись на тонфильме, я ещё тогда подумал, что если уж тонфильм переводить, то можно было бы полную съёмку оперы сделать ! :))
Жаль, что товарищ Сталин не поручил заснять на киноплёнку хотя бы ключевые оперы из репертуара Большого - уж его поручение точно выполнили бы.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 613
    • Русское исполнительское наследие на CD
В наступишвм году "Аквариус" планирует продолжить выпуск редких записей "старого" Большого театра, в том числе под управлением Л. П. Штейнберга. В настоящий момент ведётся реставрация полного собрания редчайших фрагментов довоенной постановки оперы "Хованщина". Вообще, надо сказать, что от довоенного Большого театра нам осталось очень немного звуковых свидетельств и почти все они уже изданы (в т. ч. "Аквариусом"). Тем большую историческую и художественную ценность представляют до сих пор неопубликованные фрагменты легендарных спектаклей 1930-х гг. К таким драгоценным жемчужинам олтносятся и собранные мной в течение нескольких лет по крупицам из разных архивов фрагменты постановки "Хованщины" 1939 года. По воспоминаниеям современников, это был очень красивый спектакль, превосходно оформленный К. Юоном, передавшим атмосферу допетровской Руси. Сначала спектакль был поставлен на сцене филиала (нынешний театр оперетты), но очень скоро был перенесен на основную сцену. Это была уже вторая постановка "Хованщины" в БТ в советское время. Сначала была постановка 1928 года (реж. И. Лапицкий), но она шла очень неддолго. Постановку 1939 года осуществили режиссер В. Раппопорт и дирижёр Л. П. Штейнберг. Следующей была уже постановка Л. Баратова и Н. Голованова 1950 года. Во всех трёх постановках принимала участие М. П. Максакова, создавшая незабываемый образ Марфы. В сохранившихся довоенных фрагментах с ее участием мы можем услыщать, как отличался её образ по сравнению с постановкой Баратова-Голованова. Он был более драматичным, можно сказать, трагедийным. Финальная сцена Марфы и Андрея, записанная на тонфильме в 1939 г., производит неизгладимое впечатление колоссальной трагедийной силой. Более подробно об этой записи и о выпускаемом альбоме в целом я напишу немного позднее. На уже вышедшем диске Л. П. Штейнберга можно послушать кусочек этой записи -"Пляску персидок".


Оффлайн Adina

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 221
Скажите пожалуйста, когда выйдет этот диск и какие еще записи будут изданы в ближайшем будущем?
Спасибо.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 613
    • Русское исполнительское наследие на CD
Скажите пожалуйста, когда выйдет этот диск и какие еще записи будут изданы в ближайшем будущем?

Вероятно, "Хованщина" выйдет в ближайшее время (конец января - начало февраля). Про остальное пока ничего не могу сказать. Но то, что запланировано - очень интересно, и для тех, кто знает толк - поистине сенсационно.

Оффлайн Adina

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 221
Скажите пожалуйста, когда выйдет этот диск и какие еще записи будут изданы в ближайшем будущем?

Вероятно, "Хованщина" выйдет в ближайшее время (конец января - начало февраля). Про остальное пока ничего не могу сказать. Но то, что запланировано - очень интересно, и для тех, кто знает толк - поистине сенсационно.

Скажите, кто кроме Максаковой заняты в этой записи?

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 613
    • Русское исполнительское наследие на CD
Скажите, кто кроме Максаковой заняты в этой записи?

Партию Ивана Хованского исполняет Василий Никитич Лубенцов - что, конечно, абсолютно уникально, потому что у этого выдающегося певца записей совсем немного - Фарлаф, Варлаам и Додон (сцена). Надо сказать, что у Л.П. Штейнберга, по всей видимости, не было задачи записать всю оперу. Одни фрагменты записаны только на тонфильм, другие - только на грампластинки. Партию Шакловитого изумительно поёт молодой Алексей Петрович Иванов. Чудесно записана сцена подьячего в исполнении Дмитрия Николаевича Марченкова, одного из самых лучших характерных теноров "старого" Большого. Некоторые исполнители были не указаны и мне пришлось их определять самому.

Кстати, вот как выглядела программка премьерного спектакля:



Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 613
    • Русское исполнительское наследие на CD
Ура! Наконец-то!!



Народная музыкальная драма в пяти действиях (шести картинах)

          Либретто М. П. Мусоргского, редакция Н. А. Римского-Корсакова

Князь Иван Хованский . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . АЛЕКСЕЙ КРИВЧЕНЯ
Князь Андрей Хованский . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ГРИГОРИЙ БОЛЬШАКОВ
Князь Василий Голицын. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . НИКАНДР ХАНАЕВ
Досифей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . МАРК РЕЙЗЕН
Марфа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . МАРИЯ МАКСАКОВА
Боярин Шакловитый . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . АЛЕКСЕЙ ИВАНОВ
Пастор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . СЕРГЕЙ КРАСОВСКИЙ
Подъячий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ТИХОН ЧЕРНЯКОВ
Эмма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . НАДЕЖДА КОСИЦЫНА
Варсонофьев, приближенный Голицына . . . . . . . . . . . . .ВСЕВОЛОД ТЮТЮННИК
Кузька, стрелец . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . МИХАИЛ СКАЗИН
1-й стрелец . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . СЕРГЕЙ КОЛТЫПИН
2-й стрелец . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ЛЕОНИД КТИТОРОВ
Стрешнев, боярин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . АЛЕКСЕЙ БОЛЬШАКОВ

Хор и оркестр Большого театра. Дирижер - Василий Небольсин. Хормейстер - Александр Рыбнов
Дирижер сценического оркестра - Сергей Госачинский. Запись 1953 года

Дополнение (CD3): «Хованщина» в постановке Большого театра 1939 года.
Полное собрание сохранившихся фрагментов. Дирижер - Лев Штейнберг.

Исполнители - В. Лубенцов, М. Максакова, Ал. Иванов, Д. Марченков, С. Колтыпин

http://aquarius-classic.ru/album?aid=283&tid=3

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 613
    • Русское исполнительское наследие на CD
Список фрагментов из "Хованщины" п/у Штейнберга (CD3):

Дополнение
4. Встреча Ивана Хованского (1 д.) ТФ
5. Гадание Марфы (2 д.) ТФ
6. Песня Марфы (3 д.) ТФ
7. Ария Шакловитого (3 д.) ТФ
8. Хор стрельцов («Ах, не было печали», 3 д.) ТФ
9. Хор стрельцов и стрелецких жен (3 д.) ГПТ 08458
10. Сцена (Подьячий, Кузька, стрельцы, 3 д.) ГПТ 08459
11. Сцена Ивана Хованского и стрельцов (3 д.) ГПТ 08460
12. Хор сенных девушек («Возле речки», 4 д.) ТФ
13. Пляска персидок (4 д.) ТФ
14. Антракт «Поезд Голицына» (4 д. 2 к.)  ГПТ 08457
15. Сцена Марфы, Андрея и Досифея (4 д.) ТФ

ТФ - перепись с тонфильма; ГПТ - Грампласттрест
Иван Хованский - Василий Лубенцов (4, 11); Марфв - Мария Максакова (5, 6, 15); Шакловитый - Алексей Иванов (7, 8 ); Андрей Хованский, Досифей - исполнители не известны (15); Подьячий - Дмитрий Марченков (10); Кузька - Сергей Колтыпин (10). Хор и оркестр Большого театра. Дирижер - Л. Штейнберг. Главный хормейстер - Макс Купер. Записи 1939 - 1940 гг.

Оффлайн Eugen B

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 445
а есть варианты кто исполняет Андрея и Досифея?

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 613
    • Русское исполнительское наследие на CD
Про Досифея нет определённых догадок, кроме того, что это мог быть кто-нибудь из второго состава. Про Андрея были разные версии (Стрельцов, Перегудов, Евлахов), но когда выяснилось, что его пел ещё некий совсем неизвестный Б.П. Зелезинский (см. выше программку), решил не рисковать и написать как есть на самом деле - "исполнители неизвестны". )

Оффлайн Eugen B

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 445
Бронислав ЗЕЛЕЗИНСКИЙ записан в Царской невесте со Штейнбергом, но маленькая роль парня.
Однако у обоих исполнителей реально красивые голоса

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 613
    • Русское исполнительское наследие на CD
Действительно! )) Надо будет их сравнить.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 613
    • Русское исполнительское наследие на CD
"Князь Игорь" п/у Л.П. Штейнберга (1936-1938, при участии А.И. Орлова и А.Ш. Мелик-Пашаева)!!!
http://www.russian-records.com/categories.php?cat_id=863&page=1

Князь Игорь - А. Батурин
Ярославна - К. Держинская
Владимир Игоревич - И. Козловский
Галицкий - А. Пирогов
Кончак - М. Михайлов
Кончаковна и Половецкая девушка - Е. Антонова
Скула - В. Малышев
Ерошка - Д. Марченков