Автор Тема: Так какая же "правда" нам нужна сегодня в оперном театре ?  (Прочитано 468471 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
это уже какие-то проблемы у рецензента.

Я думаю, что если так обращаться с искусством, как с ним ныне обращаются режиссёры, то У ВСЕХ будут проблемы, не только у рецензентов. Эти проблемы исчезнут только вместе с этой режиссурой.
И я ещё надеюсь дожить до этого радостного дня.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Susl

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 147
раз я смотрю и даже даю положительный отклик, то я дегенерат. :)) Как со мной вообще можно общаться  :))?
Я тоже дегенерат. Давайте продолжать дегенерировать в том же духе  ;)

Кантилена, какой шикарный у вас в Питере был "Войцех" Бутусова! Вы видели?
Нет, в драму не успеваю, музыкальные события бы охватить. Спасибо за рекомендацию, постараюсь по возможности познакомиться.

Это уже поздно. Около 10 лет назад дело было. А потом ребятишки,игравшие там,- во главе с Хабенским - переместились в белокаменную. Впрочем,я знаю, что спектакль писали.

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300

Я думаю, что если так обращаться с искусством, как с ним ныне обращаются режиссёры, то У ВСЕХ будут проблемы, не только у рецензентов. Эти проблемы исчезнут только вместе с этой режиссурой.
И я ещё надеюсь дожить до этого радостного дня.

Я поискал по контексту - к сожалению, софт не понимает пробелы слева и справа от ключевого слова но вроде "суд" не нашел.

Итак, мне пришла в голову бредовая идея  ;D А вдруг не бредовая ?

Вы приходите на оперу "Кармен", а Вам показывают спектакль, скажем, об эротической жизни современных бомжей  ;D
Бизе такого не писал. Извините, это такое же надувательство, как если бы Вы заплатили за Мерседес, а Вам выдали ВАЗ. Значит, это нарушение законодательства (гражданского, кажется).

Вы заключили неявный договор с театром, купив билет именно на "Кармен"- а театр Вас надул. Значит, Вы вправе потребовать с театра компенсации - за так и не показанный театром спектакль (фактически показали другой) плюс компенсацию за моральный ущерб.

Когда это один человек, сумма иска может быть слишком мала, чтобы рассматриваться в суде, а судебные расходы истца велики. Но если объединяются, скажем, 100 зрителей и подают один иск - это уже может быть реально. Кроме того, очевидно, что это стало бы резонансным событием, которое привлекло бы центральные СМИ,
и, глядишь, и Общественную палату с ее известными адвокатами.

Мечты, мечты  ;D А в результате театр будет вынужден писать в будущем - "по мотивам оперы Бизе "Кармен"".

Не понятно, почему обожающие судиться американцы до этого еще не додумались ? ;D

Оффлайн Михаил К.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 631
Цитировать
Не понятно, почему обожающие судиться американцы до этого еще не додумались ?

А потому что там меньше бредовых постановок идёт. Не помню, где читал, может и на этом форуме, что там театры содержат пожилые меценаты, которые не поймут, если театр вдруг перенесёт действие Кармен на нью-йоркскую помойку, и это отразится на бюджете театра.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Цитировать
Не понятно, почему обожающие судиться американцы до этого еще не додумались ?

А потому что там меньше бредовых постановок идёт. Не помню, где читал, может и на этом форуме, что там театры содержат пожилые меценаты, которые не поймут, если театр вдруг перенесёт действие Кармен на нью-йоркскую помойку, и это отразится на бюджете театра.

Это хороший вопрос как раз для наших коллег из интернет-журнала Операньюс ! :)

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=2938
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Галина Вишневская: В театр не хожу - мне страшно
 Известия, http://www.izvestia.ru/culture/article3140170/


<...>
и: Кто и что вам сегодня нравится в оперном театре?

Вишневская: Не знаю. Мне страшно сегодня бывать в театре, в опере. Бесцеремонно ставят классику - переносят время и место действия, искажают смысл всего. Уверена, это от бездарности. Но зачем, спрашивается, к театру подпускать такую воинствующую серость, которая издевается над шедеврами? Эти люди ненавидят оперу. Она им мешает. Вот они и изощряются, как только могут. Ведь создать новый образ старого сочинения очень трудно. Для этого надо быть огромным, конгениальным автору талантом. Мастером этого дела был Борис Александрович Покровский. Он потрясающе работал с артистами. В моей жизни никого подобного больше никогда не было... Я долго не умела включать магнитофон, наконец научилась. И когда у меня бывают свободные вечера, ставлю свои записи. Это совершенно другой мир. И мне становится понятно, почему меня так раздражает современное пение.
<...>



Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
 Решающий голос. Всемирно известный театр "Геликон-опера" на пороге новой жизни
 Российская газета, http://www.rg.ru/2010/04/06/bertman.html

10 апреля 1990 года в Центральном доме работников искусств показали оперу Стравинского "Мавра". Это стало днем рождения театра "Геликон-опера". Никто тогда не думал, что театр получит мировую известность. "Больше, чем Большой" - напишут о нем лондонские газеты.

В канун юбилея в редакции "РГ" прошел "Деловой завтрак" с организатором театра, его художественным руководителем, режиссером, профессором РАТИ Дмитрием Бертманом.

<....>


РГ: В чем, с вашей точки зрения, сегодня главная проблема для оперы в России?

Бертман: В том же, в чем главная проблема всей России, - на первые позиции приходят дилетанты. Даже медицина стала опасной для жизни. Дилетанты распальцованные, не учатся, но имеют успех. Много "звезд", которые не закончили театральных институтов, у них вообще нет никакого образования.

РГ: Разве в опере такое возможно?

Бертман: Опера - честное искусство, там нужно хорошо петь. Но уже в режиссуре дилетантизма хоть отбавляй: здесь вроде бы ничего не надо уметь. Переодел Онегина в космонавта - вот и концепция! В театре вошло в моду отсутствие живых чувств - театр лишился эмоциональности. Для меня это трагедия. Я эмоциональный человек и не могу ставить концептуально, меня сами это слова раздражают - "концептуальный театр". Я в таких случаях вспоминаю пушкинского Сальери: музыку разъял как труп, поверил алгеброй гармонию. Но мощь театра - в энергетическом посыле. Борис Александрович Покровский приводил такой пример, имеющий к концептуальному театру прямое отношение. Вам принесли блюдо с курицей: вот крылышко, ножка, попка, кожица, горлышко. И вы начинаете выбирать: ножка вкуснее, но белое мясо диетичнее. А можно курицу провернуть в мясорубке и дать вам месиво: вот курица, ешьте! Я этот пример всегда помню.

<....>
РГ: У нас на "Деловых завтраках" бывали руководители других оперных театров. И я им задавал вопрос: почему у вас в репертуаре в основном "Кармен", "Аида", "Травиата", хотя в мире в ходу множество менее известных, но не менее прекрасных опер. Да и "Геликон-опера" ставит малоизвестные названия! Ответ один: у "Геликона" крошечный зальчик, его заполнить легко, а вот пусть попробуют заполнить зал на 500-600 мест! Скоро вы такой зал получите - как изменится репертуар?

Бертман: Еще рано говорить. То, что мне раньше нравилось в театре, сейчас не нравится, и наоборот - это нормально: мы все меняемся. Верди начинал в стиле Беллини, потом он стал Верди "Травиаты" и "Риголетто", а к концу жизни написал "Фальстафа" и "Отелло" - оперы, которые разрушают все его прежние принципы. Мне кажется, в этом интерес - поменять себя. Много лет назад я ставил "Кармен" на помойке и "Аиду" в камуфляжной форме: чтобы привлечь внимание. А теперь это меня раздражает. В Германии сейчас проблема с посещаемостью, и когда недавно меня вновь пригласили на постановку, директор театра просил выбрать что-то романтическое - чтобы публика пошла. Повторяю, я - за театр эмоциональный. В вахтанговском стиле. Чтобы не видеть на сцене того, что мы видим в жизни.


Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
«Лень — признак таланта»
 Коммерсант,  http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1345487&NodesID=8


<...>
Д.Бертман
У нас еще стало модным слово "концептуальный". Постоянно слышишь — "концептуальный спектакль", "расскажите концепцию". Ка-а-анцепция. Этого слова никогда не было в обиходе русского театра, даже у Мейерхольда. Почему? Потому что природа у театра — эмоциональная, а не умственная: этим театр отличается от любого другого искусства. Человек приходит в театр, начинает смеяться, плакать... Прямой эмоциональный контакт. Но вот Германия предложила новый вид театра — концептуальный. Когда в основе всего лежит концепция, а не эмоции. Допустим, Виолетта Валери (главная героиня оперы "Травиата".— "О") умирает от СПИДа, а не от туберкулеза, как в оригинале. Или не на Земле, а, допустим, на Луне. Или на подводной лодке. Ну и что это меняет? Проблема ведь не в диагнозе. Но критики совершенно всерьез все это обсуждают, и начинается такой советский театр абсурда. Концептуальный театр — это тоже имитация, напоминающая советскую показуху: только там был диктат содержания, а тут — формы. У режиссера, конечно, должна быть своя концепция, но главным по-прежнему остается работа с артистом, а не работа с макетом.
<...>


Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
01-05-2010 в 22.10 по "ТВ-Культура" передавалась запись постановки "Евгения Онегина" в Мет 2007 года.
Исполнители: хор и оркестр театра «Метрополитен-опера».
В главных партиях: Онегин - Дмитрий Хворостовский. Татьяна - Рене Флеминг, Ленский - Рамон Варгас, Ольга - Елена Заремба, Гремин - Сергей Алексашкин.
Режиссер-постановщик Роберт Карсен.
Дирижер Валерий Гергиев

Если кто-то смотрел этот спектакль "Евгений Онегин" с Гергиевым, прошу поделиться своими впечатлениями.

Постановка лапидарна и напоминает концертное исполнение - и я бы не сказал, что это "плохо", как раз наоборот ! :) Уж лучше это, чем режопера. С содроганием опять вспоминаю черняковского "Онегина".
И всё-таки и в МЕТовском варианте мне не хватало великолепных декораций старой постановки Большого театра - той, что шла там ещё в советские времена. Одно появление этих декораций вызывало восторженный вздох и аплодисменты публики - до сих пор помню ошеломляющее впечатление от берёзовой рощи, имитированной на сцене. Это был полный восторг ещё до того, как певцы начинали петь ! :) Это был настоящий "театр", это была настоящая постановочная магия. Это была та "правда", тот сценический реализм, которого мне ныне столь остро не хватает в театре на представлениях русских опер.
Я знаю, что имеются и другие мнения, но в моём представлении старый постановочный стиль и старые декорации были наразрывны с той русской оперой, какой её хотели когда-то видеть на сцене сами авторы.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Продолжаю собирать сведения о различных постановочных изобретениях в опере.
Вот наш Доктор пишет:

По режиссуре (Аида, "Геликон"-2010):

Цитата:
==================
Видно, что спектакль идёт уже давно и родная сестра Аиды, Вампука, принцесса африканская, уже простёрла свою черную длань над этой постановкой. Но изю-юминки там тоже были: то Амнерис, то Радамес, а то и Мессаджеро все время водили Аиду за удавку, притом Радамес во время трио все пытался задушить Аиду; эфиопов было всего четверо с Амонасро и они были опутаны рыболовной сетью... Артисты театра "Я сам актёр!" непонятно зачем маршировали кругами и, кажется, имели самый большой успех.
А так бедненько и вампучненько. Я уж про нашу Иоланту и не вспоминаю, как я её-то вампучной обозвал)
==================
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
А вот что пишут о постановке "Тоски" в «Метрополитен-опера»:

http://www.operanews.ru/10061301.html

=========================
Спектакль обжился на нью-йоркской сцене, в нем уже спел не один состав исполнителей, поэтому о нем вполне можно рассуждать не как о премьерном скороделе, а как о творческом акте, до известной степени характеризующим сегодняшнее лицо и сегодняшние устремления театра «Метрополитен-опера».

Честно признаться, ничего такого ужасающего я в этом спектакле не усмотрел. Возможно, для респектабельных завсегдатаев Мет он и показался странным или даже шокирующим. Но для Европы, и даже теперь для нас ничего особо скандального в работе режиссера Бонди не просматривается: обычные нелепые фантазии пресыщенного и утомленного постмодернизма далеко не самого радикального посола.

Во всех трех актах пусть и не с топографической точностью, но все же соблюдено место действия: в первом – это храм, во втором – кабинет начальника полиции, в третьем – тюрьма. Бонди и сценограф Ричард Педуцци не воспроизводят римские реалии рубежа 18 – 19 веков, их храм – унылой кирпичной кладки обобщенный тип некоего древнего культового сооружения без намека на барочный интерьер, зато с современными стеклянными дверями. Во втором акте в просторном кабинете Скарпиа стоят современного дизайна кожаные диваны, на один из которых как раз барон в пылу страсти заваливает главную героиню, но в то же время на стене висят две огромные географические карты, изображающие Рим и Италию наполеоновских времен. То же самое можно сказать о тюрьме – она вневременна, говорить о переносе действия не приходится – опять же грубой каменной кладкой застенок напоминает античную развалину, чем, кстати, до определенной степени Замок Святого Ангела и является.

Как уже отмечалось, в оформлении наблюдается некое стилевое смешение, это относится и к сценографии, и к костюмам (художник – Милена Канонеро): в то время как Тоска одета по моде эпохи ампир, костюмы обоих ее кавалеров неконкретны, кажутся более близкими нашему времени.

Если сценографическая актуализация невнятна, в ней полно мешанины и претензий на универсальность и вневременность, то в выстраивании режиссером линий поведения персонажей больше последовательности. Бонди однозначно огрубляет и упрощает взаимоотношения героев. Прежде всего романтический флер улетучился с пары любовников – Каварадосси скорее с некой иронией и слегка свысока общается с капризной примадонной, а та – слишком уж земная женщина, слишком уж прямолинейна и очень предсказуема в своих неврастенических выпадах. Образ барона Скарпиа усилен в плане пошлости – у антигероя Бонди не остается и намеков на аристократизм и великосветскость: перед нами просто банальный злодей и откровенное животное. Действительно, сцена принуждения Тоски к адюльтеру решена чрезвычайно натуралистично: Скарпиа не только валит диву на уже упоминавшийся кожаный диван, что, кстати, встречается нередко и в классических постановках, но демонстративно размещается между широко раздвинутых ног знаменитой певицы… Продолжать не буду – прочие «физиологизмы» и сальные подробности заинтересованный читатель может домыслить согласно своей фантазии – и сильно не ошибется. В финале второго акта Тоска не ставит две положенные свечи в изголовье своего зарезанного мучителя: она в ужасе от содеянного забивается в угол все того же кожаного дивана и словно цепенеет, остается недвижимой вплоть до закрытия занавеса. Остается только гадать, как все же ей удалось добраться до Замка Святого Ангела.

Достаточно нелепо смотрится финальная сцена: Тоска вступает в борьбу с ищейками Скарпиа, в длинном платье умудряется одного из них пихнуть ногой в грудь так, что тот скатывается с лестницы – это дает ей возможность добежать до вершины парапета и почти сделать финальный прыжок. Почти – ибо зритель этого не видит: звучит последний аккорд и в зале резко гаснет свет.
===================
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Знаменитый Дзеффирелли рассказывает.

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=2244.msg41724#msg41724

Цитата:
======================
- О, есть один, как там его зовут? Он поставил «Травиату», в которой Виолетта подмывалась, сидя на биде в промежутке между клиентами. Похабщина! Пусть найдут современного драматурга, закажут ему написать историю современной путаны, напишут соответствующую музыку, и затем посадят героиню на биде, если уж им это так нравится. Джузеппе Верди требует уважения.
======================
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
По телеку показали нечто несусветное: бетховенский "Фиделио" поставлен под Пермью в лагере для заключённых 40-50-х годов. Тут было всё: и оружие 20-го века, и охранники в камуфляже, и тогдашние тюремные одежды. В общем, один из кошмаров современной режоперы: одновременно и убогий постановочно, и конъюнктурный.

http://fidelio.perm.ru/ru/

В июле 2010 года Пермским театром оперы и балета будет осуществлена уникальная постановка оперы Бетховена «Фиделио» на территории бывшего лагеря системы ГУЛАГ «Пермь-36», а ныне музея истории политических репрессий.

По замыслу постановщиков все действие будет проходить в условиях открытого пространства музея, а не на сцене театра. Многочисленные участники спектакля, вдохновленные идеей оперы великого Бетховена - свободы и любви, воссоздадут жизнь лагеря на глазах у зрителей.

Этот грандиозный проект осуществляет международная команда постановщиков - художественный руководитель проекта "Опера/ГУЛАГ" Георгий Исаакян, режиссер Майкл Хант (Великобритания), музыкальный руководитель и дирижер Валерий Платонов, сценограф Шарлотт Скин Кетлинг (Великобритания), художник по костюмам Фагиля Сельская (Москва) и более 500 исполнителей, среди которых солисты, артисты хора, миманса, статисты и симфонический оркестр Пермского театра оперы и балета.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Ну конечно ! :))

Пермским «Фиделио» заинтересовались европейские театры
Культура
10.11.2009 09:32

http://permnew.ru/news?post_id=1781

В конце октября в Будапеште, состоялась очередная конференция международной ассоциации Opera Europa. С докладом о взаимодействии Оперы и Балета на примере российского театра и с презентацией оперного проекта «Фиделио» на конференции побывал художественный руководитель Пермского театра оперы и балета Георгий Исаакян.

В один из дней оперного форума состоялась презентация проектов Пермского театра оперы и балета. Настоящий ажиотаж вызвала будущая постановка оперы «Фиделио» Бетховена, премьера которой должна состояться в июле 2010 года в музее политический репрессий «Пермь 36».

- Я не успел доехать до Перми, а в электронном почтовом ящике уже лежали письма от директоров европейских театров с сообщениями о том, что они хотят приехать на премьеру, они бы хотели обсудить возможность сотрудничества и в создании, и в прокате этого проекта.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
письма от директоров европейских театров с сообщениями о том, что они хотят приехать на премьеру, они бы хотели обсудить возможность сотрудничества и в создании, и в прокате этого проекта.

2010-05-14
08:15:49 -
Премьера оперы «Фиделио» в музее «Пермь-36» запланирована на 3 и 4 июля 2010 года.

http://www.alpha.perm.ru/sosedi/news0.php?n=20512

В Пермском академическом театре оперы и балета идет активная подготовка к премьере одного из самых смелых оперных проектов последних лет - «Фиделио» Л. ван Бетховена. По задумке его идеологов, сценической площадкой для новой постановки станет пространство бывшего лагеря для политзаключенных, а ныне единственного в своем роде музей «Пермь-36».
Постановкой единственной оперы великого композитора на территории музея истории политических репрессий «Пермь-36» занимается международная команда. Руководителем проекта выступил Георгий Исаакян, художественный руководитель Пермского академического театра оперы и балета. Главный дирижер театра Валерий Платонов стал музыкальным руководителем проекта. В команде с пермскими постановщиками работают режиссер Майкл Хант, сценограф Шарлотт Скин Кэтлинг и драматург Гарри Канн, представляющие Англию, художник по звуку Пол Эш Браун из Ирландии и художник по костюмам Фагиля Сельская (Москва).
Предполагаемая дата премьеры оперы «Фиделио» - 3 и 4 июля 2010 года. Всего в течение 9 дней будет показано 7 спектаклей, увидеть их смогут 1750 зрителей.
На каждом спектакле смогут присутствовать всего 250 зрителей (по количеству заключенных, содержавшихся в каждом из лагерных бараков особой зоны). Для показа спектакля будет задействовано около 600 человек, 300 из них - волонтеры. Всем вместе - и зрителям, и солистам, и оркестру - предстоит передвигаться по музею по ходу действия, которое развернется на всей территории «Перми-36».
Пермский театральный проект, по мнению его авторов, имеет все шансы получить свое продолжение уже на аналогичных европейских площадках, таких как концентрационный лагерь, а ныне мемориальный комплекс «Дахау» в Германии.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
В таких "проектах" больше всего поражает то, что в предмет продажи можно превратить буквально всё. Воистину, "всё на продажу": для этих людей нету ничего святого и ничего невозможного. Я верю, что ради понтов и ради рекламы и мимолётной "славы" - пусть даже скандальной - они не побрезгуют НИЧЕМ.
Пожалуй, в этом пермском проекте столь откровенно сошлись режопера с её тягой к переодеваниям в одежды чуждой эпохи и политизированная конъюнктура с её тягой к дешёвым спекуляциям на историческом прошлом, что такое на российской земле доселе, пожалуй, не встречалось. Сей факт ярко характеризует и то, и другое.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Коллеги, если кто-то увидит в сети рассказ или сам окажется свидетелем режиссёрского произвола в оперном театре, прошу сюда помещать информацию: будем собирать экспонаты "режиссёрской кунсткамеры" ! :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Совершенно случайно, почитывая, что пишут в интернете о необходимости классических постановок, наткнулся на великолепную идею !

Цитата:
=======================
Как-то стороннику современного искусства, недолюбливающему классические декорации и костюмы, я задал вопрос: почему он ест с тарелочки, вилкой и ножиком, всё на ней разложено, мяско на листике салата и сама тарелочка - загляденье с вензилёчками и каёмочкой, - а не бросит все это о стену и не начнет слизывать.
"Надо попробовать",- сказал он со смайликом.
Вот это я понимаю, человек верен себе и твёрд в своих мнениях.
Спор бесполезен, все сформировалось в детстве, ничего не изменить.
=======================


Идея распространить их собственные (режоперные) постановки на режиссёрский быт - великолепна ! :)) Пускай-ка они живут в той же грязи и абсурде, которые устраивают нам на сцене, вот тогда мы поверим, что они "искренни в своём творчестве" и что-то понимают в колбасных обрезках.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Winter

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 41
"наткнулся на великолепную идею !"

мне тоже эта идея понравилась! и фуршеты после премьер пусть заказывают соответствующие представлению - думаю, чаще всего это будут грязные темные помещения, а еду можно прямо по полу разбрасывать и на четвереньках ползать. ну тут же и биде расставить и прочее  :D. я в восторге!

Оффлайн Susl

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 147
Ага. Пусть бы и Гоголь с Кафкой и прочими пожили в ими созданных мирах. Вот весело бы было почтеннейшей публике!
Вы хорошо подумали, прежде чем чью-то бредятину цитировать? ;)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Оперные режиссёры продолжают развлекаться, кто во что горазд.

МАЙЯ КРЫЛОВА с восторгом пишет:
http://www.newizv.ru/news/2010-08-03/130715/
=====================
Налицо негласное, но решительное признание столичными музыкальными театрами невозможности делать новые спектакли в эстетике так называемых традиций.

В слегка обрусевшем «Вертере» действие происходит на железнодорожной станции: это внятный знак переменчивости судьбы, и французская опера по немецкому сюжету становится похожей на пьесу Чехова. «Севильский цирюльник» игрался в интерьерах типового южного дворика – и по музыке, и по либретто. Две одноактные оперы французских композиторов XX века – «Сократ» и «Бедный матрос» – превратили в цирковые репризы. И это не возбраняется: сюжеты обеих опер провоцируют иронический изыск, а музыка – так и вовсе способствует. Тем более что дирижировали и пели в «Сократе» и в «Матросе» отменно.

Театр «Геликон» представил «Любовь к трем апельсинам», где пышно спародирована Рублевка и ее обитатели.

«Новая опера» выпустила «Иоланту» Чайковского, осмыслив ее как современное «фэнтези» о плодотворном познании мира. И, наконец, нетривиальным путем пошла «Санкт-Петербург-опера».

В тамошнем «Дон Жуане», показанном на гастролях в столице, знаменитый повеса стал положительным героем, а во всем виновато лицемерное окружение жизнелюба.

==============================

Пусть бы и Гоголь с Кафкой и прочими пожили в ими созданных мирах. Вот весело бы было почтеннейшей публике!

Так ведь авторы создают миры, в отличие от режиссёров-постановщиков.
Я бы сравнил работу режиссёра с интерпретацией, а если он желает сделаться автором или соавтором, то надо понимать, что это другая профессия, которую тоже надо осваивать, а не вламываться в неё со своими идеями, не имеющими отношения к создаваемым или воссоздаваемым авторским мирам.
Речь в предложенной выше гиперболе идёт о том, что если режиссёр превращает авторский замысел в нечто непотребное, то он должен быть готов и сам окунуться в то, во что он превращает авторский замысел. Если же режиссёр к этому не готов, то это означает, что он лишь кривляется и вовсе не отождествляет себя с авторским замыслом, подменяя его своими выдумками, и со своей работой, отстраняясь от неё и не желая нести за неё какой-либо ответственности.
Мир классической оперы и классических их постановок существует независимо и до прихода каких-либо режиссёров. Если же режиссёр ставит себя выше автора, то я не вижу ничего особенного в том, чтобы публика могла поставить себя выше режиссёра, заставив его погрузиться в те же обстоятельства, в которые он погружает публику, не спрося у неё на то разрешения и подменяя автора собой.


========================


«Бал-маскарад» в Михайловском ещё раз подчеркнул общемировую проблему – это кризис оперной режиссуры. Сегодня среди постановщиков оперы почему-то в чести дремучий непрофессионализм, вызывающий цинизм и обязательно – нечто вроде лёгкой «придурковатости», и если раньше это было характерно, в основном, для театров Германии и Франции, то теперь кризис охватил всю планету.

http://www.operanews.ru/10072501.html

Постановка Андриса Жагарса – удачливого ресторатора и директора обнищавшей Латвийской оперы – абсолютно пуста; всё, что там сделано режиссёром, любой студент консерватории или театрального вуза «разведёт» минут за тридцать-сорок неторопливой работы. Из пресловутых «находок» режиссёра можно отметить лишь «двойника» (точной копии) театрального занавеса в кабинете Риккардо (кстати, он назван в программках «Густаво» (!), хотя его секретарь Анкарстрём всё-таки остаётся Ренато), да абсолютнейший винегрет в костюмах (художник по костюмам – Кристине Пастернака): от кителей и вицмундиров всевозможных расцветок, чёрных френчей и фуфаек «простого люда» буквально рябит в глазах.

К Ульрике король отправляется в сером плащике и кепочке а-ля «Ленин в Разливе», а ночью на кладбище, естественно, спешит в белом парадном кителе. Правда, кладбища в спектакле тоже нет: во втором действии «гениальная» находка режиссёра приводит героев в колумбарий. Амелия в домашней обстановке носит халат-кимоно – близнец того одеяния, в котором советские домохозяйки в прошлом веке обожали жарить котлеты на коммунальной кухне.

В знаменитой сцене и арии Ренато «у портрета» никакого портрета, разумеется, вовсе нет: постановщики поскупились даже на фото 9х12, и своё знаменитое “Eri tu” Ренато поёт в пустоту – это слово, кстати, и составляет суть работы Жагарса.

Добавьте к этому монотонное оформление, больше всего напоминающее белые обои с чёрным орнаментом-принтом для бюджетного ремонта небольшой прихожей (художник – Андрис Фрейбергс) да скверный свет без намёка на фантазию (Кевин Уайн Джонс) – и о постановке, которую одни назовут минималистической, а другие – просто убогой, можно смело забыть.
« Последнее редактирование: Май 31, 2013, 14:21:07 от Админ »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Оперное искусство давно пора спасать от "новаторов"

2010-08-06
Олег Николаевич Никифоров - ответственный редактор "НГ-энергия".

Чтобы ходить в оперу или посещать другие музыкальные спектакли, в наше время надо бы иметь под рукой справочник режиссеров – сторонников так называемой режиссерской оперы. Отыскав в нем соответствующее имя, можно уже спокойно решать, рисковать своим временем и деньгами или не рисковать. Дело в том, что сейчас в оперном мире расплодились сторонники именно режиссерской оперы – направления, возникшего в театральном искусстве около 30 лет назад и заключающегося в актуализации трактовок оперного материала. Его «отец» – Ганс Нойенфельс из Германии – прославился в 1980 году постановкой оперы «Аида» на сцене оперного театра немецкого Франкфурта-на-Майне. В ней принцесса Аида по воле интерпретатора оказалась… уборщицей. Такой ее увидел немецкий режиссер. Мне самому довелось столкнуться с подобной трактовкой в постановке «Травиаты» Верди в берлинской Komische Oper. Режиссером был тот самый Нойенфельс. Там на сцене назойливо присутствовал некий персонаж, которого нельзя найти в классических трактовках, с одной отличительной чертой – муляжом огромных мужских половых органов. У него не было своей партии. Но, видимо, в представлении режиссера этот безмолвствующий персонаж должен был подчеркивать основную отличительную психологическую черту (с точки зрения режиссера) главной героини оперы – куртизанки Виолетты. Ну, бог с ними, с путанами. Конечно, это еще «малая беда» по сравнению с трагической фигурой царя Бориса в опере Мусоргского «Борис Годунов», в которой он был выведен тем же режиссером в берлинской Staatsoper в качестве чиновника средней руки в сюртуке. Всю проблему исторической драмы он свел к осовремененной им психологии Бориса, доведенной до уровня понимания среднего бюргера. Возможно, для непритязательной немецкой публики, плохо знающей историю России, это и приемлемо, но вряд ли доступно пониманию русского человека. В России скандал с последователями Нойенфельса связан с недавней постановкой оперетты Штрауса «Летучая мышь», по праву считающейся комической оперой и идущей на подмостках многих оперных домов мира. Тогдашний режиссер Большого театра Василий Бархатов, как известно, перенес действие оперетты из стародавней Вены на… круизный теплоход со всеми последствиями для ничего не ожидавших любителей Штрауса. Имеются в виду в том числе и придуманные Бархатовым такие персонажи, как сантехники, мажущие актеров дерьмом, а также финальное затопление корабля.
Для меня вопрос заключается в том, как спасти классические музыкальные спектакли от «новаторов»?

По мнению известных специалистов в области авторского права, берлинских адвокатов Александра Бирченко и Игоря Никифорова, с одной стороны, искажение произведения без согласия автора запрещено. Иными словами, произведение – неприкосновенно. Но, с другой стороны, наступает время, когда произведение переходит в общественное достояние. С этого момента оно может свободно использоваться без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. То есть прекращаются все авторские права. Наступает этот момент по прошествии 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. С течением времени право режиссера и других участников современной интерпретации видеть произведение «новыми глазами, глазами сегодняшнего дня» приобретает большее преимущество перед документально известным или предполагаемым многочисленными исследователями мнением автора. Границей, однако, является запрет искажения, извращения или иных изменений произведения, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию автора. Эта защита в принципе действует и после смерти автора. Но защитить автора можно теперь будет уже только по суду. Причем истцами могут быть не конкретизированные в законе заинтересованные лица. На моей памяти в России таких судов не было. Но можно ли обойтись без суда?
Определенное решение предлагает сохранение явлений культуры, включая, например, оперные либретто, путем занесения их в национальные или международные списки охраняемого наследия. По тому же принципу, по которому берутся под охрану памятники архитектуры. Инструментом для реализации такого подхода могла быть, в частности, Конвенция ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия от 2003 года. Но в России эту конвенцию рассматривают почти исключительно под углом зрения… памятников архитектуры. А ведь на ее основе можно создавать национальное законодательство в этой области. Можно составить списки авторов, чье творчество определяет облик и менталитет народов России, чье творчество значимо для национальной культуры. В этом контексте можно поставить и вопрос о брендах – допустимы ли они в культуре как таковые? Одно дело спорить, в какой костюм одета Василиса Прекрасная, и совсем другое – если она вдруг поменяется местами в сюжете с Бабой-ягой. Тут уже налицо перекодировка. Конкретный пример – защита оперного бренда «Борис Годунов». А интерпретаторам тогда придется указывать, что они предлагают зрителям не оригинальную оперу, а собственное произведение по мотивам этой оперы.
Весь вопрос в том, кто должен решить эти проблемы во внесудебном порядке, чья это задача? Минкульта, или парламента, или президента? Пока ответа на этот вопрос нет, мы будем получать на сценах первоклассных театров второсортные изобретения доморощенных режиссеров под маркой классических произведений великого наследия прошлого.

============================

Чтобы ходить в оперу или посещать другие музыкальные спектакли, в наше время надо бы иметь под рукой справочник режиссеров – сторонников так называемой режиссерской оперы. Отыскав в нем соответствующее имя, можно уже спокойно решать, рисковать своим временем и деньгами или не рисковать

:)) Отличная мысль ! Необходимо составить чёрные списки, опубликовать их в реале и в интернете и постоянно их обновлять, отслеживая "деятельность" представителей т.н. "режиссёрской оперы".
Наиболее одиозные имена уже известны, но геростратова слава, как известно, соблазнительна, поэтому молодым режиссёрам тоже надо бить по рукам - и бить безжалостно ! Чтобы им было так же больно в моральном плане, как и нам, смотрящим на изуродованное ими произведение искусства.

Границей, однако, является запрет искажения, извращения или иных изменений произведения, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию автора. Эта защита в принципе действует и после смерти автора. Но защитить автора можно теперь будет уже только по суду. Причем истцами могут быть не конкретизированные в законе заинтересованные лица. На моей памяти в России таких судов не было

И это очень и очень жаль ! А "заинтересованными лицами" вполне могут быть обманутые посетители оперных театров, которые вполне правомерно считают режиссёрские "новации" и "актуализации" надувательством.

Но можно ли обойтись без суда?

А почему, собственно ? На мой взгляд, несколько показательных процессов не помешало бы. Но надо не только "честь автора" блюсти, но и "права потребителя" защищать.

Определенное решение предлагает сохранение явлений культуры, включая, например, оперные либретто, путем занесения их в национальные или международные списки охраняемого наследия. По тому же принципу, по которому берутся под охрану памятники архитектуры.
Инструментом для реализации такого подхода могла быть, в частности, Конвенция ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия от 2003 года

Инструменты есть, надо ими пользоваться.

интерпретаторам тогда придется указывать, что они предлагают зрителям не оригинальную оперу, а собственное произведение по мотивам этой оперы.

Да, я тоже считаю, что давно уже надо указывать - причём, заставлять это делать в ПРИНУДИТЕЛЬНОМ порядке - прямо на афишах и во всех сообщениях, что на сцене будет представлена не авторская версия постановки, а режиссёрская отсебятина. Страна должна знать своих "героев".


Весь вопрос в том, кто должен решить эти проблемы во внесудебном порядке, чья это задача? Минкульта, или парламента, или президента? Пока ответа на этот вопрос нет, мы будем получать на сценах первоклассных театров второсортные изобретения доморощенных режиссеров под маркой классических произведений великого наследия прошлого.

Отлично сказано !
"Второсортные изобретения доморощенных режиссеров под маркой классических произведений великого наследия прошлого" - и где ? - "на сценах первоклассных театров".
Запрещать бесполезно, но необходимо наладить информирование музыкально-театральной публики, ввести всю эту деятельность в рамки закона, в частности, чтобы соблюдались права автора и права потребителя нематериального художественного продукта, а самое главное - проводить внятную государственную кадровую политику в государственных театрах.
Тогда, быть может, и по судам таскаться не придётся.
А если уж придётся, то надо устроить над "режиссёрской оперой" нечто вроде суда как над провокационной акцией. Но я надеюсь, что инструмент кадровой политики в государственных театрах не позволит довести дело до судов: дебоширов надо убирать тихо, без шуму и пыли "по собственному желанию". Как и прикрывающих их безобразия и при этом философствующих о "праве художника на выражение" чиновников.


===========================


http://www.operanews.ru/10080101.html

--------------
...спектакль суперхрестоматийный по всем параметрам, но все же премьерный: «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини в давнишней (1970 г.) постановке Жана-Пьера Поннеля, только что реконструированный Лоренцой Кантини. С одной стороны, ничего более банального придумать невозможно и иной меломан наверняка пожалеет меня: тащиться в такую даль ради слышанного десятки раз «Цирюльника» - стоило ли? Из всего разнообразия опер бельканто послушать в храме бельканто оперу, распеваемую на просторах нашей родины повсеместно (только в Москве сегодня она в репертуаре аж трех трупп), - не обидно ли? Признаюсь честно, эти же вопросы я и сам себе задавал – но только до памятного спектакля в «Ла Скала»: после оного они отпали сами собой, ибо мой опыт оказался более чем любопытным.

Услышать до боли знакомое, виденное многократно, но совершенно не в доморощенном, а практически в аутентичном варианте – полезно любому приверженцу оперы.
-------------
« Последнее редактирование: Май 31, 2013, 14:18:06 от Админ »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн westa

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 150
А я купила билет на "Бал-Маскарад" в Михайловском на 16 сентября с участием Альвареса и Лео Нуччи. Неужели и они не спасут  режиссерскую серость?

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
А я купила билет на "Бал-Маскарад" в Михайловском на 16 сентября с участием Альвареса и Лео Нуччи. Неужели и они не спасут  режиссерскую серость?

В крайнем случае к этому спектаклю можно будет отнестись как к концертному исполнению :). Если закрыть глаза.
Другое дело, зачем ходить в оперу, если то же самое можно было бы услышать в концерте безо всякой постановки, но это уже вопрос к постановщикам, на который они не желают давать ответа, как не желают отвечать на вопрос, ЗАЧЕМ они искажают авторский замысел.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Сегодня по ТВ-Культура показывали спектакль:

http://www.tvkultura.ru/issue.html?id=97606

Шедевры мирового музыкального театра. "Ромео и Джульетта"
 
Опера Шарля Гуно.  Запись на фестивале в Зальцбурге в 2008 году.
Либретто Жюля Барбье и Мишеля Карре по трагедии Уильма Шекспира.

В главных партиях: Роландо Вильясон, Нино Мачаидзе.
--------------------------

Для данного потока интересен не только сам спектакль, но и предисловие Бэлзы и Л.Казарновской. Казарновская произнесла забавную фразу: "Слава богу, что постановщики не изголялись над оперой" ! :) И что эту постановку можно не только слушать, но и смотреть.
До чего же мы дожили, что более-менее приличную постановку встречаем как манну небесную и радуемся, что "современная режиссура" не коснулась оперы своими грязными лапами и не издевалась над авторским замыслом.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица