Автор Тема: Камиль Сен-Санс (1835—1921), французский композитор, пианист, критик  (Прочитано 14258 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Predlogоff

  • Гость
Был вчера на концерте:
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=655.0

18 февраля 2008 г.

Камиль Сен-Санс (1835—1921)
«Карнавал животных», большая зоологическая фантазия для инструментального ансамбля, соч. 1886 г.
Концерт для фортепиано с оркестром №5 Фа мажор, соч. 1896 г.
Симфония «Urbs Roma» («Град Рим») Фа мажор, соч. 1856 г.
Солист — Алексей Володин
Дирижер — Владимир Федосеев
------------------

«Карнавал животных» не состоялся, по поводу чего я не испытал особого огорчения (настолько он заигран), вместо него была исполнена симф. поэма "Юность Геракла" - довольно блёклая вещь, вызывавшая споры ещё в момент её появления и, как я понимаю, до сих пор болтающаяся где-то на задворках тв-ва Сен-Санса. Если в "Карнавале" есть номера, составившие бессмертную славу Сен-Санса, то "Геракл" таким сочинением уж точно не является :))

Вообще, подбор произведений во вчерашнем концерте был весьма нетрадиционным, если вести речь о Сен-Сансе – эта музыка мало ассоциируются с его именем, хотя является ярким воплощением его композиторского стиля.
Почему-то именно в этот раз в симфонии "Урбс Рома" я ощутил связи с весьма далеко от неё отстоящими произведениями будущего – вплоть до "римских" симфонических опусов Респиги. И это несмотря на то, что сия симфония – сочинение раннего периода тв-ва композитора.
5-й ф-п концерт – тоже не слишком частый гость на концертной эстраде: как правило все играют 2-й, и уже так его заиграли, что на него у пианистов выработалась устойчивая идиосинкразия :))
Володин играл великолепно, "графичный", скупой на "эффекты" пианистический стиль Сен-Санса нашёл в нём чуткого толкователя. Можно немного упрекнуть пианиста в тенденции к романтизации этого вовсе не романтического по многим чертам произведения (как и тв-ва Сен-Санса в целом), но если вспомнить о годе создания концерта – 1896 год – , то в принципе можно согласиться с таким вИдением, как бы окрашенным романтизмом. Володин нашёл нужным эффектно показать в 1-й части свою крупную технику – и это ему удалось и было вполне уместно. С другой стороны, под его руками изумительно стильно и отчётливо звучали легко взлетающие параллельные гаммообразные пассажи и в 1-й и во 2-й частях.
Но всё же назвать Сен-Санса "романтиком" как-то язык не поворачивается – в его творчестве настолько сильны с одной стороны, классицистские черты, а с другой стороны, конструктивистские и стилизаторские тенденции, более типичные для 20-го, нежели 19-го века, что этот композитор не втискивается в прокрустово ложе стандартных классификаций. Уже 2-й его концерт, 1-я часть которого вполне воспринимается как романтизированная стилизация "под Баха", указывает на столь далёкое будущее ф-п игры и развития музыки вообще, что сегодня даже вызывает удивление, как ТАКОЕ сочинение могло появиться в середине 19-го века ?
Что касается 5-го концерта, что его 1-я часть вполне "традиционна" в духе салонной романтической лирики середины 19-го века, 2-я его часть, наиболее ассоциирующаяся, собственно, с известным его названием ("Египетский"), представляет собой тонкую стилизацию – но не "под египетское", а под что-то неопределённо-экзотическое,  воспринимающееся как "картина настроения", а вот 3-я часть – это уже 20-й век безо всяких скидок ! Пожалуй, 3-я часть концерта более всего позволяет рассматривать эту вещь как произведение будущего: волевой напор, моторность, токкатность, холодный блеск – всё это поразительным образом ассоциируется не только с музыкальной стилистикой, но и с событиями 20-го века.
Своего рода "Время, вперёд!"
Как говорится, "20-й век начинается" (напоминаю, что концерт написан в 1896 году).
Сильное впечатление всегда производит реприза, в которую безо всякого перехода вливается разработка: Володин великолепно ощутил жестокую наступательность этого эпизода, играл его "крупным помолом", чеканил каждую октаву и каждый аккорд – и это опять же слушалось весьма стильно. Вспоминаю исполнение Н.Петрова – у него этот эпизод звучал слишком деликатно, смазанно, как-то терялся на фоне остальных музыкальных событий произведения, хотя он является трагической кульминацией финала и одной из самых ярких страниц концерта. У Володина же всё было на месте – в смысле формы концерт был выдержан идеально, чувствовалось знакомство с лучшими исполнительскими образцами, среди которых можно смело назвать исполнение молодого С.Т.Рихтера: было абсолютно ясно, что Володин не миновал прослушивания этого откровения великого пианиста.
Собственно, что ещё можно придумать, играя этот концерт, как не повторить давно уже найденные решения крупнейших мастеров пианизма, что и сделал Володин с присущим ему чувством меры и благородным артистизмом.
Когда-то давно, лет 5-6 назад, потерпев неудачу на конкурсе Чайковского (он и в самом деле играл на нём не слишком хорошо и я это прекрасно помню), Володин, как видим, не сложил рук: он работал, участвовал в других конкурсах, сделавшись, в частности, призёром конкурса Гезы Анды. Вера в себя, в своё предназначение позволили ему выдвинуться на первый план и занять достойное место среди наших пианистов. Упрямство – это вообще хорошая черта для современного человека :)) К сегодняшнему дню он вырос в большого мастера ф-п игры, весьма удачно выступающего в рамках того репертуара, который я назвал бы "строгим". Но если, допустим, "Хаммерклавир" Бетховена кажется мне не слишком соответствующим его сегодняшним возможностям, то некоторые другие произведения Бетховена, Рахманинова, 5-й концерт Сен-Санса – это всё большие его удачи. В целом я охарактеризовал бы его игру старинным термином: вижу в нём типичного представителя т.н. "русской школы" - обаятельный звук, замечательное туше, превосходная кантилена, крепкая аккордика, великолепная мелкая техника - владение разнообразными виртуозными приёмами не закрывает для него музыкального смысла исполняемого. По своей пианистической конституции из современных наших пианистов Володин в отдельных моментах чем-то неуловимо напоминает Руденко, а в отдалённой ретроспективе – Л.Оборина. Я не хочу сказать, что он прям-таки "наследник оборинского стиля" или что-то в этом роде – я имею в виду всего лишь множество точек соприкосновения с искусством замечательного советского пианиста, наличие которых носит объективный характер и не является следствием какого-либо подражания.
Алексей Володин не слишком часто выступает в Москве и не слишком много его записей мне известно, иначе я сделал бы более широкий обзор его достижений.

Вчерашний вечер я рассматриваю как повод вспомнить о лучших композиторских достижениях Сен-Санса, к которым, несомненно, принадлежат и "Urbs Roma", и 5-й ф-п концерт. Как и большинство его современников, композиторов 19-го века, Сен-Санс был весьма неровен в смысле музыкально-художественного уровня создаваемых им произведений - у него есть множество пустышек, существование которых вызывает у меня удивление ! К примеру, из множества его опер по-настоящему ценной и репертуарной является лишь "Самсон и Далила" - да и в ней обязанность демонстрировать главные музыкальные прелести композитор взвалил на женщину, т.е. на Далилу, а не на Самсона :))
В его инструментальном наследии также много "заслуженно забытых" произведений, и всё же музыкальное искусство невозможно представить без фигуры Сен-Санса.
« Последнее редактирование: Июнь 21, 2013, 21:10:49 от Админ »

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Послушала запись. Замечательный концерт!
«Юность Геракла», которая бы, наверняка, «потерялась» бы  в каком-нибудь другом, не монотематическом, вечере, здесь послужила хорошей интродукцией к последующим произведениям, позволяя оценить их достоинства. Я слышала эту поэму впервые. Произведение мне показалось гармоничным, однако музыка, действительно, бледновата. В то же время, по-моему, интересна ритмичная средняя часть.  Вообще, мне почему-то отчетливо представилась возможная сценическая жизнь этого произведения в виде балета, т.е. образность в нём есть, а недостаточная яркость могла бы быть компенсирована танцем. 

5 концерт и вправду является редким гостем на концертных сценах. Живьем мне слышать его ни разу не доводилось. Нужно поблагодарить В.Федосеева за то, что вытаскивает произведения, которые вроде бы и известны, но в то же время почему-то не звучат.  Что касается интерпретации концерта Володиным, то она мне показалось очень цельной – все решения состыкуются, ничего не выбивается из контекста. Действительно, в данном концерте видится мостик, соединяющий 19 (первая часть) и 20 (третья часть) века. Дыхание «железного века» чувствуется и в других работах Сен-Санса, причем особенно отчетливо, на мой взгляд, в фортепианных концертах (только у меня в голове почему то в связи с этим возникает третий концерт, а не второй).   Может быть, конечно, после комментария Predlogoff’а я осознанно пыталась уловить те моменты, на которые он обратил внимание,  но абсолютно согласна с тем, что пианисту удались и эпизоды, где необходимо было продемонстрировать «крупную» игру, и легкие полетные пассажи. Однако, специально послушав запись 5-го концерта Рихтером, я не уловила, что же могло быть перенято у него Володиным. В целом исполнение Володиным мне показалось более романтичным, в то время как у Рихтера оно звучит достаточно «классично». И какой у Рихтера звук, какая легкая россыпь пассажей – словно жемчужные бусины из ожерелья с легким стуком падают на гладкую поверхность!  Собиралась прослушать запись Рихтера и Кондрашина выборочно, но в итоге «проиграла» от и до весь концерт.

Симфония «Урбс Рома", на мой вкус, была центральным событием вечера. Не услышала я, правда, в ней каких-то предпосылок к римским поэмам Респиги. По-моему, это произведение довольно «классично», а Федосеев подчеркнул в нем величественность, монументальность, жизнеутверждающее начало  и пестроту жанровых зарисовок. Очень по-бетховенски (?). 
« Последнее редактирование: Февраль 22, 2008, 13:33:06 от Кантилена »

Оффлайн Nadejda

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 363
2-й концерт ниболее популярный. Я его тоже люблю больше других, поскольку лучше знаю. Но и 5-й не такая уж редкость.
Он у нас с Рихтером и Кондрашиным.
На мой взгляд, самым блестящим исполнителем всех пяти концертов был Альдо Чикколлини. Вот это пианист. Я его слышала живьём, когда он пару лет осуществлял свой прощальный тур в своё 80-летие.

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Появилась рецензия на концерт. Вернее, рецензией это сложно назвать, поскольку речь идет о звучавших произведениях, а имена исполнителей только упоминаются:
Не "Лебедем" единым
Дмитрий АБАУЛИН
Культура
http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=761&rubric_id=207&crubric_id=1002065&pub_id=922427

Три произведения, прозвучавшие в концерте, относятся к разным периодам творчества композитора. Открывавшая вечер увертюра "Юность Геракла" - это творческая зрелость композитора, всегда тяготевшего к программности. Она написана в том же самом 1877 году, когда была впервые поставлена опера "Самсон и Далила", и выглядит своего рода "заметками на полях" масштабной партитуры.

Первое отделение завершилось одним из последних сочинений Сен-Санса - фортепианным концертом № 5 фа мажор (солист Алексей Володин). В нем присутствует все та же искусность композиции и инструментовки, что была характерна для Сен-Санса всю жизнь, но заметна и определенная сухость, рассудочность. И все же, несмотря ни на что, нельзя было не восхититься богатой игрой тембров в перекличке хрустально-прозрачного солирующего фортепиано и как всегда певучих струнных БСО.

Сен-Санс и его младший современник Клод Дебюсси в тот момент, мягко говоря, недолюбливали друг друга. Их взаимоотношения с музыкой строятся на совершенно противоположных принципах. Первый - это всегда форма и четкость, вне зависимости от содержания. Второй - вызывающее пренебрежение традиционной формой в пользу внутреннего наполнения. Истина, как всегда, находится посредине, и приближался к ней каждый по-своему.

Для Сен-Санса одним из таких "моментов истины" было сочинение симфонии "Urbs Roma" -"Град Рим". Двадцатилетний композитор еще не успел узнать всех профессиональных тайн, которыми овладел в дальнейшем. Но в данном случае это, быть может, было к лучшему - результатом стало сочинение необычное как по содержанию, так и по форме (достаточно сказать, что четырехчастная симфония завершается не Allegro, как этого ожидаешь, а тихо затухающим Andante). Летящая как ветер вторая часть и сумрачный марш третьей вполне заслуживают того названия, которое предпослано всему циклу концертов, - "Из золотой коллекции".

Nadejda
Цитировать
Но и 5-й не такая уж редкость.
Я имела в виду не записи (у меня тоже есть Рихтер и Чикколлини), а то, что он достаточно редко исполняется. Чаще в афишах мелькает 2-й концерт, иногда проскальзывает 3-й. Остальные не вижу в репертуаре. Может, поэтому критик не об исполнении, а о произведениях рассказывает? Кстати, в рубрика называется "Первое впечатление".

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Nadejda
Цитировать
Но и 5-й не такая уж редкость.
Я имела в виду не записи (у меня тоже есть Рихтер и Чикколлини), а то, что он достаточно редко исполняется. Чаще в афишах мелькает 2-й концерт, иногда проскальзывает 3-й.

:)) Вам повезло !
Я 3-й НИКОГДА вживую не слышал :))
2-й играют все, кому не лень, но после Гилельса я перестал слушать остальных. Ещё самая ранняя его запись 50-х годов уже в полной мере содержит все его исполнительские находки, а когда я его слушал позже с Берглундом, то в те времена концерт у него выглядел как образец стилистического совершенства - этакая стилизация с типично сен-сансовским "холодком"
Что касается 5-го, то из наших вживую я его слышал только с Петровым и вот с Володиным - подход Володина меня больше устроил. Помню, когда Петров вытащил этот концерт в 90-х годах, об этом писали как о "сенсации" :)
Но что касается меня, то я ценю два ф-п концерта Сен-Санса - 2-й и 5-й, хотя знаю, что сам автор очень ценил 4-й. Но сегодня мне лично уже трудно понять причины высокой оценки 4-го.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Не, живьем я слышала лишь второй. Остальные - только в записях. Просто попадался в афише уже постфактум.
Вообще, Сен-Санс довольно редко исполняется, кроме ограниченного числа произведений.
Посмотрите, с начала нового года мы в основном Рахманинова слушаем :))).

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Не, живьем я слышала лишь второй. Остальные - только в записях. Просто попадался в афише уже постфактум.
Вообще, Сен-Санс довольно редко исполняется, кроме ограниченного числа произведений.
Посмотрите, с начала нового года мы в основном Рахманинова слушаем :))).

Так его больше всех играют, что для России и отечественных пианистов неудивительно !
Но с другой стороны, вы по Скрябину страдали, дескать, "не играют!" - а вот послушали и ф-п концерт, и "Прометея", и "Поэму экстаза", скоро Полянский сыграет 2-ю симфонию, а в Питере сыграют 3-ю - чего ж вам боле ? :))
Да и Сен-Санса Федосеев поставил поразительно, я получил громадное удовольствие.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Так его больше всех играют, что для России и отечественных пианистов неудивительно !
Но с другой стороны, вы по Скрябину страдали, дескать, "не играют!" - а вот послушали и ф-п концерт, и "Прометея", и "Поэму экстаза", скоро Полянский сыграет 2-ю симфонию, а в Питере сыграют 3-ю - чего ж вам боле ? :))
Да и Сен-Санса Федосеев поставил поразительно, я получил громадное удовольствие.
:)
Ну, я не столько по Скрябину страдаю  :), сколько по отсутствию разнообразия в программах, а ещё более - по тому, что редко получаются яркие исполнения  :)  (это самая большая беда)
Что же касается Скрябина, то в апреле в МЗФ ещё два концерта:
15 апреля  Петр ЛАУЛ МОЦАРТ, БРАМС, БЕРГ, СКРЯБИН (должна быть какая-то соната, но какая - не объявлено)
25 апреля ФОРТЕПИАННЫЙ ВЕЧЕР Олег МАЙЗЕНБЕРГ (Австрия) СКРЯБИН, ПРОКОФЬЕВ
И впрямь, флюиды...

Оффлайн gene

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 106
  • Святая Русь!
    • ЛУГАНСК | НОВОСТИ ЛНР | НОВОРОССИЯ | ДОНЕЦК
 4-й фортепианный Сен-Санса - это действительно шедевр. Но слушать советую начать (если нет времени) с 20-й минуты.

Saint-Saens: Piano Concerto No. 4, Lorraine Min
https://www.youtube.com/watch?v=gjUuri84-jk

Это что-то невероятное. На одном уровне с первым Чайковского и вторым Рахманинова. Вообще непонятно, КАК его можно сыграть. Восточной женщине удалось. Концерт, видимо, не так известен из-за того, что чудо находится в самом конце, а Рахманинов и Чайковский ударные части ставили в самом начале.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 18 947
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Жемчужины французской музыки
18 апреля 2016, начало в 19:00

Концертный зал имени П. И. Чайковского
           
Национальный филармонический оркестр России
Дирижер – Владимир Спиваков
Анна Аглатова (сопрано)
Светлана Шилова (меццо-сопрано)
Алексей Неклюдов (тенор)
Евгений Ставинский (бас)
Анастасия Кобекина (виолончель)
Академический Большой хор
«Мастера хорового пения»
Российского государственного
музыкального телерадиоцентра

В ПРОГРАММЕ:
Массне
Балетный дивертисмент из оперы «Сид»
Сен-Санс
Реквием для солистов, хора и оркестра
Концерт № 1 для виолончели с оркестром

http://meloman.ru/concert/sen-sans-rekviem/
Che mai sento!