Автор Тема: Владимир Кобекин. "Каприччио в черном и белом"  (Прочитано 4477 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Astre

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 77
29 мая в Камерном музыкальном театре имени Б.А. Покровского состоится премьера спектакля «Каприччио в черном и белом», в который вошли две одноактные оперы В. Кобекина: «Шут и король» и «Счастливый принц».
Владимир Кобекин — один из самых востребованных среди ныне живущих отечественных композиторов. Он — автор двадцати опер, из которых только три на сегодняшний день не были поставлены. Кобекин — уникальная фигура в российской культуре, человек, который своим творчеством доказывает, что современная опера не только не умерла, но что она жива, актуальна и способна привлечь в театр самую разнообразную аудиторию, удовлетворить вкусы эстетов и меломанов и, в то же время, быть понятной простому зрителю. Композитор трижды номинировался на Национальную театральную премию «Золотая маска» и дважды становился ее лауреатом. Его оперы шли и идут в Екатеринбурге, Новосибирске, Якутске и Саратове, многократно ставились на европейских фестивалях.
Камерный музыкальный театр ранее неоднократно обращался в музыке Кобекина, здесь были поставлены три оперы: «Лебединая песня», «Дневник сумасшедшего» и «Игра про Макса-Емельяна, Алену и Ивана».
Одноактные оперы «Шут и король» по пьесе бельгийского драматурга Мишеля де Гельдерода и «Счастливый принц» по одноименному рассказу Оскара Уайльда прежде ставились лишь однажды: в 1991 году в Свердловском (ныне Екатеринбургском) театре оперы и балета в режиссуре самого композитора. Владимир Кобекин, прекрасный мелодист, обладатель яркого и самобытного музыкального языка создал две полярные оперы-притчи, две контрастные реальности. Первая погружает нас в мир грубых игр, где под маской короля скрывается жестокий шут, мир, где правит смерть. Вторая опера равносильна акту духовного очищения: трогательный рассказ Уайльда о чистоте и красоте души в нежной звуковой акварели исповедует милосердие и величие вечного бытия.
 В спектаклях заняты молодые звезды Камерного театра: Борислав Молчанов и Роман Шевчук («Шут и король»), Екатерина Ферзба, Василий Гафнер и Михаил Гейне («Счастливый принц»). Они уже полюбились зрителям красивыми крепкими голосами и блестящим актерским темпераментом, и в спектакле «Каприччио в черном и белом» с полной отдачей вживаются в новые яркие образы.
Премьера осуществляется в рамках фестиваля «Год Покровского»

Премьерные спектакли пройдут 29 и 30 мая 2012 года

Музыкальный руководитель постановки и дирижер — народный артист России Владимир Агронский
Дирижер — Ринат Бикташев
Режиссеры-постановщики — Денис Азаров («Шут и Король»), Сергей Терехов («Счастливый принц»)
Художники-постановщики — Любовь Шепета («Шут и Король»), Юлия Акс («Счастливый принц»)

Предварительный заказ билетов ежедневно по тел. (495)606-70-08 .
Заявки на коллективные посещения по тел. 606-01-08 и по email 6201320@mail.ru
www.opera-pokrovsky.ru


[вложение удалено администратором]
« Последнее редактирование: Апрель 20, 2012, 17:40:06 от Predlogoff »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Владимир Кобекин. "Каприччио в черном и белом"
« Ответ #1 : Апрель 20, 2012, 17:59:07 »
29 мая в Камерном музыкальном театре имени Б.А. Покровского состоится премьера спектакля «Каприччио в черном и белом», в который вошли две одноактные оперы В. Кобекина: «Шут и король» и «Счастливый принц».
Владимир Кобекин — один из самых востребованных среди ныне живущих отечественных композиторов. Он — автор двадцати опер, из которых только три на сегодняшний день не были поставлены. Кобекин — уникальная фигура в российской культуре, человек, который своим творчеством доказывает, что современная опера не только не умерла, но что она жива, актуальна и способна привлечь в театр самую разнообразную аудиторию

Пожалуй, это всё верно ! Уж не знаю, как и по каким меркам оценивать музыку Кобекина, но одно для меня неоспоримо - автор талантлив, а его деятельность вполне соответствует наименованию его профессии - композитор. Да, он композитор, чего не скажешь о подавляющем большинстве тех, кто в наши дни размалёвывает партитурные листы.
Из опер Кобекина я больше половины вообще не слышал, но некоторые слышал, а на некоторых даже побывал ! :) В частности, на "Гамлете", но это опера-пародия, поэтому судить по ней об остальных его произведениях Кобекина было бы предосудительно.
Я не знаю, как отнесутся к его музыке любители классических опер, потому что музыкальный язык Кобекина всё же следует считать современным, хотя какая ныне может быть "современность" без подражания, без аллюзий и без стилизаций под старину ?? Но я убеждён, что тем, кто интересуется новинками - не только музыкальными, но и постановочными, - будет интересно посетить это представление. Пожалуй, это будет тот редкий в наши дни случай, когда современная музыка встретится с современной же режиссурой, которая (режиссура) в наши дни чаще предпочитает искажать оперу классическую, нежели работать с современной. В частности, как раз из-за почти полного отсутствия интересных современных произведений - ведь один Кобекин не может сочинять за всех и заполнить все сцены своими операми.
Вот как раз грядущие спектакли будут показательны в том смысле, что продемонстрируют, как современная режиссура справляется с современной оперой.
Недавно мы видели в том же театре гениальный спектакль "Бег" О.Ивановой по музыке Сидельникова, и я надеюсь, что и постановщики других современных опер не ударят в грязь лицом.
Я считаю, что это будет самое естественное сочетание - слияние музыки и режиссуры одной и той же эпохи. И точно так же, на мой взгляд, необходимо подходить к музыке любой другой эпохи. Если бы только это понимали все те горе-режиссёры, которые берутся за классику .........
И вот в театре им.Покровского будет ещё раз показана современная опера в современной (естественно ! :) ) постановке.
Остаётся пожелать удачи музыкантам, певцам, постановщикам, театру в целом - ну и автору музыки, разумеется ! :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Побывал я только что на этом действе. В первом отделении дали оперу "Шут и король", во 2-м - "Счастливого принца".
На мой взгляд, музыка первого спектакля более эксцентрична, более авангардна, а партии солистов более напоминают непрерывные речитативы в соответствии с сюжетом - это своего рода чёрный юмор, вернее сказать, "чернуха-буфф"; музыка же второго более традиционна, кантиленна, напевна и вплотную соприкасается с музыкальной лирикой очень многих композиторов прошлого, ни у кого, впрочем, не заимствуя напрямую ни гармонии, ни мелодии, но создавая атмосферу наиболее смелых в мелодико-гармоническом отношении опер начала ХХ века. Если бы такое произведение было создано в 1-й трети ХХ века, я отнёс бы его к модерну, продолжавшему линию позднего романтизма.
По прослушивании я нахожу первую оперу всё же более - не экспериментальной, это слово уже затёрто - жёсткой, даже схематичной по музыкальному языку, в чём самом по себе давно уже нет ничего нового и смелого, но нужно отметить, что здесь это было на своём месте; зато вторую, пожалуй, могу назвать настоящей большой удачей Кобекина ! Это настоящая музыка: яркая, талантливая, да и само это произведение больше похоже на "оперу" как её понимали в стародавние времена.
Обе оперы сделаны как камерные произведения - уж не знаю, специально ли для театра Покровского или нет, но это факт: инструментов немного, действующих лиц немного. В обеих операх по 2 певца (в первой 2 мужских голоса, во второй - мужской и женский), хотя действующих лиц было больше: мимы, актёры со словами без пения, в т.ч. во второй опере - двое детей и чтец.
Обе постановки предельно минималистичны: на сцене ничего лишнего, декорации и костюмы условны, использовались прожектора, подсветка, видеопроекции и т.п.
Вечер в целом считаю удачным: мне кажется, обе постановки были вполне адекватны, а музыка интересна.
Кобекин - молодец: сочинять в наше время оперы, да ещё при этом не юродствовать и решать серьёзные и по-настоящему творческие (!) музыкальные (!!) задачи - это нечто запредельное для большинства современных композиторов ! :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
1 июня 2012 г.
Ярослав Тимофеев

Оперы Кобекина вступили в неравный брак

http://www.izvestia.ru/news/526309

Театр Бориса Покровского показал «Каприччио в черном и белом» — не сложившуюся пару одноактных опусов Владимира Кобекина

В последних спектаклях Московского камерного театра чувствуется атмосфера серьезного художественного ребрендинга. Не так давно дом на Никольской был знаменит как место работы старейшего худрука Москвы. Теперь акцент сделан на молодые постановочные и вокальные силы — «Каприччио в черном и белом» почти целиком отдано на откуп новому театральному поколению.

Вдобавок Камерный театр предпринял попытку организовать дискуссионный клуб в духе «творцы vs журналисты» и обещает не отступать от этой идеи в будущем сезоне.

Внушает уважение тот факт, что театр, всегда неровно дышавший к новым операм, пока что сохраняет почтенную независимость от «трендов» и модных авторов (если верить документу из администрации президента, опубликованному в «Новой газете», скоро сюда может прийти Василий Бархатов, и в таком случае модных авторов явно прибавится).

Конечно, поставить еще две оперы Владимира Кобекина на сцене, которая уже видела три его театральных опуса, — решение едва ли объективное. Но обвинять в необъективности главного дирижера театра Владимира Агронского, публично признавшегося в любви к Кобекину, — всё равно что предъявлять претензию королю Людвигу Баварскому за неравные условия, предоставляемые им Вагнеру и Верди.

По количеству выданных на-гора опер известный уральский композитор Владимир Кобекин уже перегнал Вагнера и стремительно догоняет Верди. Еще более воодушевляет то, что в наше недружелюбное к новой музыке время ему удалось воплотить на сцене едва ли не все свои творения.

«Шута и короля» по пьесе бельгийца Гельдерода и уальдовского «Счастливого принца» объединили в силу их одноактности и общей темы «голубых кровей».

В первой части Кобекин дает волю самозабвенному хоррору: испанский монарх приказывает зарезать собак, удушить звонарей, травит ядом супругу, убивает шута и в итоге вешается самостоятельно — в живых в Эскориале остается лишь палач, что по-своему логично. Видимо, почувствовав, что перебрал с ужасами (в антракте некоторые отнюдь не инфантильные люди с трудом «отхаживали» себя горячим чаем), второй оперой композитор нарисовал такую лубочную картину добра и верности, что Оскар Уальд, наверное, не смог бы удержаться от остроты.

Впрочем, более вероятно, что лондонский денди заснул бы задолго до финального моралите: абсолютное отсутствие музыкальной драматургии в «Счастливом принце» не смогли восполнить даже искренние усилия режиссера Сергея Терехова, неплохо поработавшего с видеорядом. К слову, вынесенные за скобки основного сюжета мальчишки, которым отец (Михаил Гейне) рассказывает приторную сказку, быстро теряют интерес к происходящему и в самые душераздирающие моменты видят сны — вероятно, куда более интересные.

Угрюмый сюжет Гельдерода вдохновил Кобекина и режиссера Дениса Назарова на гораздо более удачный театральный опус. Убийственный смех Короля на застрявшей ноте соль, вокальные конфликты монарха и шута, а также натуралистичное повешение в финале по-настоящему цепляли внимание.

Но и в этой опере музыке не хватило рефлексии, второго (не говоря уже о последующих) слоя. Композитор, кажется, упорно не желает бросать вызов своим сюжетам или хотя бы почувствовать тот вызов, который они бросают ему. Отсюда ощущение, что страсть к эстетике ужаса накрыл человека, которого Бог упас от возможности вчувствоваться в эту эстетику. «Наивно и искренне — об извращенном» — так можно сформулировать девиз «Шута и короля».

При всем при том драматургия Кобекина — в силу своей относительной простоты — стала выигрышным плацдармом для самовыражения молодых режиссеров и певцов. Экспрессионистская работа Борислава Молчанова (Король) могла соревноваться со сдержанно-углубленной партией Романа Шевчука (Шут). Оба солиста, а также Екатерина Ферзба из второй оперы (Ласточка) были убедительны и с вокальной точки зрения. Самым приятным сюрпризом стал оркестр, работавший истово и профессионально вопреки своей блокадной малочисленности и начисто отсутствующей акустике.

Карэн Хачатурян вспоминал, как однажды Шостакович шокировал его своим педагогическим методом — рекомендовал взять и выкинуть связующую партию в сонатной форме вопреки всем приличиям. Если бы театр Покровского вдруг вздумал решиться на такое же по отношению к «Маленькому принцу», в репертуаре остался бы сильный, цепляющий и, что важно, лаконичный спектакль — жестокое и наивное каприччио в черном.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Отклик любопытный, но есть с чем поспорить.
Однако "не буду думать об этом сегодня, подумаю об этом завтра" (с) :)))))))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Карэн Хачатурян вспоминал, как однажды Шостакович шокировал его своим педагогическим методом — рекомендовал взять и выкинуть связующую партию в сонатной форме вопреки всем приличиям. Если бы театр Покровского вдруг вздумал решиться на такое же по отношению к «Маленькому принцу», в репертуаре остался бы сильный, цепляющий и, что важно, лаконичный спектакль — жестокое и наивное каприччио в черном

:)) Судя по всему, рецензент под "связующей" имеет в виду драматические роли без пения, в т.ч. поясняющие фразы чтеца в "Счастливом принце" ! Что ж, возможно, это и так, потому что на сцене приторность этому сюжету придают именно слова чтеца. Впрочем, почти все сказки Уайлда приторны, так что автор рецензии зря приписывает это качество творению композитора: Кобекин всего лишь аккуратно перенёс это свойство из сказки Уайлда в свою оперу.
Нужно ли было это делать и нельзя ли обойтись вообще без вспомогательных героев, остановившись на ролях и взаимоотношениях Принца и Ласточки и оставив в опере только их ? Я не исключаю, что это было бы правильно, но можно ли потребовать такое от театра ? Пардон, можно или нельзя - это не та постановка вопроса, потому что сегодняшние театры могут устроить на сцене всё что угодно, причём, постановщик даже не покраснеет от стыда, чтобы он ни устроил. Вопрос надо ставить так - нужно ли это, оптимально ли для данного сюжета ? И правильно ли возлагать такую задачу на театр ? Не вернее ли будет обратиться к автору за новой редакцией произведения ?
В принципе, убрав вспомогательных героев, можно возложить бОльшую нагрузку на видеоряд, который мог бы явить то, что приходится объяснять со сцены словами, но при этом всё равно придётся как-то менять драматургию оперы, если, допустим, убирать чтеца.
Я сейчас думаю об этом и прихожу к выводу, что чтеца убрать из этого замысла Кобекина невозможно, если только не поменять сам замысел .... Зато чтеца можно вывести как бы "за сцену", а сам текст его читать в более плотном темпе без особой эмоциональной нагрузки, оставив её для певцов.
Впрочем, это уже мои "фантазии по прочтении рецензии" ! :))
« Последнее редактирование: Июнь 02, 2012, 19:10:25 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица