Автор Тема: "Аскольдова могила" Верстовского  (Прочитано 6117 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Стасси

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 64
"Аскольдова могила" Верстовского
« : Ноябрь 19, 2011, 10:23:53 »
С сайта театра "Русская опера"

Наш театр работает над проектом — восстановление романтической оперы А. Верстовского «Аскольдова могила», премьера которой пройдет на сцене Государственного Академического Малого театра в апреле 2012 года.

Идея постановки «Аскольдовой могилы»   возникла не случайно. Мировая музыкальная общественность хорошо знакома с вершинами русского музыкального театра,  с операми П.Чайковского, М.Мусоргского, Н.Римского-Корсакова, М.Глинки и др. Специалистам в области барочной музыки известны произведения  Бортнянского, Березовского, Фомина  и др. Осуществляются постановки, делаются записи. Но, ни простым слушателям, ни специалистам практически ничего не известно  о русском музыкальном театре  эпохи романтизма «доглинковской поры», которую современники называли «эпохой Верстовского». 176 лет отделяют нас от премьеры «Аскольдовой могилы» А.Н. Верстовского - оперы, имевшей некогда колоссальный успех и открывшей новую страницу в истории отечественного музыкального театра. Впервые поставленная в 1835 году в Москве, «Аскольдова могила» расценивалась многими современниками как вершина русской оперы.

Героев новой оперы – Торопа, Надежду, Неизвестного полюбили сразу же. Их арии и баллады, как отмечали рецензенты, «звучали чем - то знакомым, чем - то восхитительно родным». С популярностью «Аскольдовой могилы» поначалу не мог соперничать даже «Вольный стрелок» К.М.Вебера, заметно снизились кассовые сборы с представлений знаменитого «Роберта-Дьявола» Дж. Мейербера.

Восторженный прием «Аскольдовой могилы» самыми широкими слоями публики был обусловлен мелодической яркостью и достоверностью музыкальных характеристик, реалистическими чертами её образов и увлекательным романтическим сюжетом. В основу либретто оперы положен одноименный исторический роман, написанный в 1833 году выдающимся русским писателем и драматургом М.Н. Загоскиным. В главных партиях в разные времена  блистали такие выдающиеся певцы как Ф. Шаляпин, О. Петров и др.

Желание вернуть жизнь шедевру Верстовского связано с его трагической сценической судьбой. Христианская тематика  оперы,  шедшая в разрез с официальной советской идеологией,  сделала невозможным дальнейшее существование  «Аскольдовой  могилы» на сценах отечественных театров. Сегодня об этом произведении знает лишь  узкий круг специалистов. Желая устранить эту историческую несправедливость, театрально-культурный центр «РУССКИЙ МЕЦЕНАТ» (театр «РУССКАЯ ОПЕРА») намерен вернуть оперу слушателям.

Уникальность проекта восстановления оперы А.Верстовского состоит в том, что с момента премьерного показа спектакля в Москве на сцене императорского Большого театра в 1835 г. не было создано ни одной полной сценической версии не искажающей идею и замысел автора. Начиная с 1866 г. история постановок «Аскольдовой могилы» не способна выдержать сравнения по цельности и законченности с постановочной редакцией оперы. Косвенным подтверждением этому служит и неудовлетворенность композитора многочисленными переделками оперы: ни одну из них он не счел необходимым выделить  как законченную редакцию. Известны и вовсе далекие от авторской традиции постановки, где суть редакционной работы автора глубоко извращалась. Такова, к примеру, постановка «Аскольдовой могилы» в Париже в 1853 г. и  Д. Агреновым-Славянским в 1869 г. в Нью-Йорке, включавшая «Камаринскую» и увертюру к «Ивану Сусанину» Глинки. Редакция 1874 г. с переделкой либретто, и мелодизированием всех разговорных сцен тоже оказалась не жизнеспособной. Неоднократные постановки «Аскольдовой могилы» осуществлялись и в советское время. В  1945 году Московский театр оперетты осуществил постановку оперы. Но большие редакционные правки, изменение смысла первоначального либретто,  купюры,  да и  собственно другое  название («Украденная невеста») не смогли возвратить оперу слушателям в первозданном виде. Такая же ситуация сложилась и при постановке оперы в Киеве,  в 1959 году. Между тем, эта опера имела колоссальный успех при первой авторской постановке, открыла в свое время новую страницу в истории отечественного музыкального театра. Театр «РУССКАЯ ОПЕРА» предпринимает попытку восстановления жемчужины русской романтической оперы в авторской редакции самого А.Верстовского на основе эскизов декораций и костюмов И. Билибина, которые, на наш взгляд, наиболее созвучны музыкальной ткани партитуры композитора.
http://rus-opera.ru/index.php/ru/2010-05-17-09-19-58/2010-05-17-09-32-04/103-2011-06-17-14-02-12

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
опера "Аскольдова могила"
« Ответ #1 : Февраль 12, 2012, 16:09:24 »
http://www.rus-opera.ru/ru/2010-05-17-09-21-09/2011/index.php?option=com_content&view=article&id=103%3A2011-06-17-14-02-12&catid=1%3A1&Itemid=19&lang=ru

«АСКОЛЬДОВА МОГИЛА»
Возвращение забытого шедевра


Премьера романтической оперы в 2-х действиях А. Верстовского «Аскольдова могила»  на сцене Государственного Академического Малого театра (Сцена на Ордынке)

27, 28, 29 апреля 2012 года.

Наш театр представляет Проект восстановления оперы А.Н. Верстовского «АСКОЛЬДОВА МОГИЛА», которая по праву считается лучшим сценическим произведением композитора. От ее премьеры в Большом театре, имевшей колоссальный успех и открывшей новую страницу в музыкальной истории, нас отделяет 177 лет. Впервые поставленная в 1835 году в Москве, «АСКОЛЬДОВА МОГИЛА» расценивалась многими современниками как вершина русской оперы.
В основу либретто положен одноименный роман, написанный в 1833 году выдающимся русским писателем и драматургом М.Н. Загоскиным. В свободной балладно-поэтической форме опера воскрешает события, происходящие в Киевской Руси. Задушевная простота и мелодическое обаяние музыки принесли спектаклю шумный успех, и он долгое время не сходил со сцен многих театров России. Однако христианская тематика, которая не одобрялась официальной советской идеологией, сделала невозможным дальнейшее существование «АСКОЛЬДОВОЙ МОГИЛЫ». И лишь отдельные номера оперы сохранили свою жизнь в фольклорных постановках: песни веселого и находчивого музыканта-гудошника Торопки («Близко города Славянска», «Заходили чарочки») и хор девушек из II действия.
Сегодня об «АСКОЛЬДОВОЙ МОГИЛЕ» знает лишь узкий круг специалистов. Желая устранить эту историческую несправедливость, наш театр возвращает спектакль зрителям. Проект реконструкции «АСКОЛЬДОВОЙ МОГИЛЫ» полностью совпадает с идеологией театра, который видит свою главную задачу в восстановлении и реставрации исторического наследия России в области музыкального театра и возрождении незаслуженно забытых шедевров русской и мировой оперной классики.

Либретто Михаила Загоскина по одноименному роману автора.
Декорации и костюмы по эскизам знаменитого художника серебряного века Ивана Билибина.
В сопровождении Симфонического оркестра радио «Орфей».
Дирижер-постановщик — Сергей Кондрашев.
Режиссер-постановщик — Сергей Терехов.

В спектакле заняты солисты Большого театра России, театра «Новая опера», Московского музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, театра «РУССКАЯ ОПЕРА»: М.Пастер, Е. Терентьева, С. Балашов, Ю.Баранов, С. Москальков и др., а также артисты Малого театра России.

Заказать билеты можно по телефонам:

624-40-46 (касса Малого театра)
781-10-08 (театр «РУССКАЯ ОПЕРА»)
937-77-37 (Тикетлэнд)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
"Аскольдова могила" Верстовского
« Ответ #2 : Февраль 12, 2012, 16:16:08 »
«Аскольдова могила» возвращается

http://www.operanews.ru/11120403.html

Частный московский театр «Русская опера» работает над новым проектом — восстановление романтической оперы Алексея Верстовского «Аскольдова могила», премьера которой пройдет на сцене Малого театра России в апреле 2012 года.

Идея постановки «Аскольдовой могилы»   возникла не случайно. Мировая музыкальная общественность хорошо знакома с вершинами русского музыкального театра,  с операми П. Чайковского, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, М. Глинки и др. Специалистам в области барочной музыки известны произведения  Бортнянского, Березовского, Фомина  и др. Осуществляются постановки, делаются записи. Но, ни простым слушателям, ни специалистам практически ничего не известно  о русском музыкальном театре  эпохи романтизма «доглинковской поры», которую современники называли «эпохой Верстовского». 176 лет отделяют нас от премьеры «Аскольдовой могилы» А.Н. Верстовского - оперы, имевшей некогда колоссальный успех и открывшей новую страницу в истории отечественного музыкального театра. Впервые поставленная в 1835 году в Москве, «Аскольдова могила» расценивалась многими современниками как вершина русской оперы.

Героев новой оперы – Торопа, Надежду, Неизвестного полюбили сразу же. Их арии и баллады, как отмечали рецензенты, «звучали чем-то знакомым, чем-то восхитительно родным». С популярностью «Аскольдовой могилы» поначалу не мог соперничать даже «Вольный стрелок» К. М. Вебера, заметно снизились кассовые сборы с представлений знаменитого «Роберта-Дьявола» Дж. Мейербера.

Восторженный прием «Аскольдовой могилы» самыми широкими слоями публики был обусловлен мелодической яркостью и достоверностью музыкальных характеристик, реалистическими чертами её образов и увлекательным романтическим сюжетом. В основу либретто оперы положен одноименный исторический роман, написанный в 1833 году выдающимся русским писателем и драматургом М. Н. Загоскиным. В главных партиях в разные времена  блистали такие выдающиеся певцы как О. Петров, Ф. Шаляпин, и др.

Желание вернуть жизнь шедевру Верстовского связано с его трагической сценической судьбой. Христианская тематика  оперы,  шедшая в разрез с официальной советской идеологией,  сделала невозможным дальнейшее существование  «Аскольдовой  могилы» на сценах отечественных театров. Сегодня об этом произведении знает лишь  узкий круг специалистов. Желая устранить эту историческую несправедливость, театрально-культурный центр «Русский меценат» (театр «Русская опера») намерен вернуть оперу слушателям.

Уникальность проекта восстановления оперы А. Верстовского состоит в том, что с момента премьерного показа спектакля в Москве на сцене Императорского Большого театра в 1835 г. не было создано ни одной полной сценической версии, не искажающей идею и замысел автора. Начиная с 1866 г. история постановок «Аскольдовой могилы» не способна выдержать сравнения по цельности и законченности с постановочной редакцией оперы. Косвенным подтверждением этому служит и неудовлетворенность композитора многочисленными переделками оперы: ни одну из них он не счел необходимым выделить  как законченную редакцию. Известны и вовсе далекие от авторской традиции постановки, где суть редакционной работы автора глубоко извращалась. Такова, к примеру, постановка «Аскольдовой могилы» в Париже в 1853 г. и  Д. Агреновым-Славянским в 1869 г. в Нью-Йорке, включавшая «Камаринскую» и увертюру к «Ивану Сусанину» Глинки. Редакция 1874 г. с переделкой либретто, и мелодизированием всех разговорных сцен тоже оказалась не жизнеспособной.

Неоднократные постановки «Аскольдовой могилы» осуществлялись и в советское время. В  1945 году Московский театр оперетты осуществил постановку оперы. Но большие редакционные правки, изменение смысла первоначального либретто,  купюры,  да и  собственно другое  название («Украденная невеста») не смогли возвратить оперу слушателям в первозданном виде. Такая же ситуация сложилась и при постановке оперы в Киеве,  в 1959 году. Между тем, эта опера имела колоссальный успех при первой авторской постановке, открыла в свое время новую страницу в истории отечественного музыкального театра. Театр «Русская опера» предпринимает попытку восстановления жемчужины русской романтической оперы в авторской редакции самого А. Верстовского на основе эскизов декораций и костюмов И. Билибина, которые, на наш взгляд, наиболее созвучны музыкальной ткани партитуры композитора.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
"Аскольдова могила"
« Ответ #3 : Март 27, 2012, 20:15:52 »
Сообщалось официально, что "Аскольдову могилу" перенесли на осень 2012 года.
Ждём-с .......

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=5877.0
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Аскольдова могила"
« Ответ #4 : Декабрь 04, 2014, 21:49:56 »
Экс-вокалист - значит, он перестал вокализировать, то есть петь? :))

Он перестал вокализировать не вообще, а в рок-группе «Геликон». :)
У Москалькова была попытка создать свою группу — театр «Русская опера» или что-то в этом роде. Они там даже кой-чего поставили. Замахнулись было на «Аскольдову могилу» Верстовского (что было бы интересно послушать) и даже практически подготовили премьеру, но тут как на беду спонсор взял да и сдулся.

Вот оно что.
А мы ждали, ждали .....
Аскольдова могила сыграла в ящик.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица