Автор Тема: Спектакль НО по "Реквиему" Моцарта и опере Римского-Корсакова "Моцарт и Сальери"  (Прочитано 10696 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Коллеги, на днях будет в очередной раз показан спектакль Новой оперы:

-------------------
18 января 2011 года, вторник 
19:00

"О Моцарт! Моцарт..." реквием

в двух частях

В основе спектакля: Реквием В.А. Моцарта, опера Н.А. Римского-Корсакова "Моцарт и Сальери"

Музыкальная редакция Евгений Колобов
 
Хормейстер Наталья Попович, главный хормейстер театра
 
Постановка Владимир Васильев
 
Сценография и костюмы: Виктор Вольский, Рафаил Вольский
 
Дирижер Сергей Лысенко
 
Моцарт Абаимов Ярослав
 
Сальери Ставинский Евгений
 
Сопрано Терентьева Елена
 
Меццо-сопрано Ромишевская Ирина
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Коллеги !
Кто видел этот спектакль и что он собой представляет ?
Это какой-то монтаж или же оба произведения - Моцарта и Римского-Корсакова - даются в разных отделениях одно за другим ?
Кто в курсе ?
Любопытно.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Я видел этот спектакль, но очень давно - еще при жизни Колобова. Насколько я помню, там один спектакль внутри другого. То есть, основу составляет "Моцарт и Сальери", а когда действие доходит до места, где Моцарт показывает свою музыку, начинается "Реквием", смутно помню хор и большое балетное действо. А вот возвращается ли все опять к "Моцарту и Сальери" и, вообще, как все завершается, я уже запамятовал. Я помню только, что мне это тогда не очень понравилось драматургически, такое слияние мне показалось каким-то искуственным, нарочитым и,все-таки, неоправданным, хотя хор и оркестр звучали, помнится, бесподобно. Но может быть, потом Колобов внес какие-то изменения? Ведь я был только на премьере.
« Последнее редактирование: Январь 16, 2011, 01:01:03 от Schwarzenstein »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
основу составляет "Моцарт и Сальери", а когда действие доходит до места, где Моцарт показывает свою музыку, начинается "Реквием", смутно помню хор и большое балетное действо. А вот возвращается ли все опять к "Моцарту и Сальери" и, вообще, как все завершается, я уже запамятовал.

Благодарю за пояснения !
Сама по себе идея связать эти два произведения мне кажется великолепной, но вот её реализация, даже в том виде, как вы её описали, вызывает сомнения.
Но, к примеру, если бы в 1-м отделении дать "Реквием", а во 2-м - "Моцарта и Сальери", то это было бы любопытно послушать: сначала строгое концертное исполнение, а затем - оперное действо.
Или наоборот, если это проще технически.
В этом что-то есть.
Но музыкальный монтаж ?........
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 179
Кстати, подобного рода спектакль — с совмещением оперы Р-К и РеКвиема — шел лет 15 назад и в Стасике. Там еще оркестр и хор на сцене располагались. Я был на одном из тех спектаклей, но совершенно не помню, каким точно образом он был был организован. Интересно, это тоже была Колобовская версия или своя оригинальная, точно такая же? :)

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Кстати, подобного рода спектакль — с совмещением оперы Р-К и РеКвиема — шел лет 15 назад и в Стасике. Там еще оркестр и хор на сцене располагались. Я был на одном из тех спектаклей, но совершенно не помню, каким точно образом он был был организован. Интересно, это тоже была Колобовская версия или своя оригинальная, точно такая же? :)
Ну, конечно, тот же, колобовский. Наверное, это было именно тогда, когда Колобов возглавлял Стасик!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Ну, конечно, тот же, колобовский. Наверное, это было именно тогда, когда Колобов возглавлял Стасик!

Да, наверняка это так: ведь он оттуда перешёл на работу в др.театр и, естественно, потащил за собой весь репертуар и свои идеи.
Я хотел бы повторить, что сама по себе идея соединить в одном концерте Реквием и "Моцарта и Сальери" великолепна, но если уж это делать, то, на мой взгляд, надо чётко отделять одно произведение от другого. Против дополнительной вставки каких-то небольших фрагментов из Моцарта в оперу Римского-Корсакова (специально для исполнения в один вечер с Реквиемом) я, пожалуй, не возражал бы, но тут нужно строго соблюдать меру.
Вообще, всякие компиляции и редакции чреваты утратой хорошего вкуса.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 408
    • Андрей Ковалев
Кстати, подобного рода спектакль — с совмещением оперы Р-К и РеКвиема — шел лет 15 назад и в Стасике. Там еще оркестр и хор на сцене располагались. Я был на одном из тех спектаклей, но совершенно не помню, каким точно образом он был был организован. Интересно, это тоже была Колобовская версия или своя оригинальная, точно такая же? :)
По-моему, Вы что-то путаете. Колобов поставил в Стасике из опер только "Пират" и "Борис Годунов". Опера Римского-Корсакова "Моцарт и Сальери" на этой сцене появилась чуть позже, примерно в 1992 г. в постановке М.Дотлибова с участием Н.Гуторовича и В.Свистова. Я этот спектакль не видел. поэтому не могу сказать. была ли там использована музыка Моцарта. Но колобовский замысел возник еще до появления Новой оперы. но в Стасике реализован не был.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Колобов поставил в Стасике из опер только "Пират" и "Борис Годунов"

Как минимум, он там ещё "Евгения Онегина" поставил, а что касается идеи соединения Реквиема и оперы Р-К, то, я думаю, он мог её там выдвинуть, но не успеть сделать самостоятельно. А может, и успел кое-что.
Я просто не в курсе деталей, но уверен, что если там это тоже было, то без него не обошлось.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн dr_dulcamara

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 866
Колобов поставил в Стасике из опер только "Пират" и "Борис Годунов"

Как минимум, он там ещё "Евгения Онегина" поставил, а что касается идеи соединения Реквиема и оперы Р-К, то, я думаю, он мог её там выдвинуть, но не успеть сделать самостоятельно. А может, и успел кое-что.
Я просто не в курсе деталей, но уверен, что если там это тоже было, то без него не обошлось.
???
Не слышал про поставленного Е.В. Онегина в Стасике.
Там шла постановка Станиславского довольно долго, не так ли?)
Эликсир Молодости, Любовный Напиток и мн. др от лучшего Фармацевта как Европы и Мира, так и др. мест по адресу: dr_dulcamara.livejournal.com Доставка по Москве 100 р., за пределы МКАД - 150 р. или самовывоз по адресу: Москва, ул. Каретный ряд, 3, стр. 2 (сад "Эрмитаж"). Первым дозвонившимся скидки!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Колобов поставил в Стасике из опер только "Пират" и "Борис Годунов"

Как минимум, он там ещё "Евгения Онегина" поставил, а что касается идеи соединения Реквиема и оперы Р-К, то, я думаю, он мог её там выдвинуть, но не успеть сделать самостоятельно. А может, и успел кое-что.
Я просто не в курсе деталей, но уверен, что если там это тоже было, то без него не обошлось.
???
Не слышал про поставленного Е.В. Онегина в Стасике.
Там шла постановка Станиславского довольно долго, не так ли?)

Про постановку "Онегина"  в тогдашнем ТСНД - и так, и не так !
Я завёл под это специальную тему:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=4025
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 179
Опера Римского-Корсакова "Моцарт и Сальери" на этой сцене появилась чуть позже, примерно в 1992 г. в постановке М.Дотлибова с участием Н.Гуторовича и В.Свистова.

Да, я думаю, это был именно этот спектакль. Гуторовича точно помню. Моцарта там исполняли (хор и оркестр находились на сцене), но, скорее всего, конечно, не весь Реквиеем. Во втором отделении вечера давали «Алеко» в полуконцертном исполнении (также с оркестром на сцене).


Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Да, я думаю, это был именно этот спектакль. Гуторовича точно помню. Моцарта там исполняли (хор и оркестр находились на сцене), но, скорее всего, конечно, не весь Реквиеем. Во втором отделении вечера давали «Алеко» в полуконцертном исполнении (также с оркестром на сцене).

Ой, вот уж не слишком удачное соседство, на мой взгляд ! А вы как считаете: "Моцарт и Сальери" и "Алеко" - или это нормально ?
Я бы спрягал эту оперу Р-К  с "Реквиемом".

Интересно, кстати, что именно из "Реквиема" вставляют ныне в НО в оперу Р-К ?

Далее об опере Римского-Корсакова я продолжу в тематическом потоке о "Маленьких трагедиях":

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=3650
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 179
Ой, вот уж не слишком удачное соседство, на мой взгляд ! А вы как считаете: "Моцарт и Сальери" и "Алеко" - или это нормально ?
Я бы спрягал эту оперу Р-К  с "Реквиемом".

Причина соседства, я думаю, прозаична: просто это две имеющиеся в репертуаре одноактные оперы, типа как CavPag. Но зато обе — русских композиторов, обе — по Пушкину. Это уже довольно сильно сближает.

А вот с сопряжением Р-К и РеКвиема, по-моему, гораздо большая проблема: тема-то одна — про Моцарта, но уж больно разнотипная музыка. Не говоря уже о том, что это музыка просто разного уровня: мировой шедевр и не слишком яркая по музыке, хотя и небезынтересная по замыслу, одна (и, наверное, не лучшая) из опер прекрасного, но не равновеликого Моцарту композитора. Пушкин и Моцарт — гаромничная пара, Р-К здесь  — «третий лишний».

С другой стороны, отрывок из Реквиема в такую оперу просто напрашивается. Наверное, будь Р-К современным композитором, он наверняка как-нибудь сам подвел свою музыку к финальному Реквиему.

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 408
    • Андрей Ковалев


Причина соседства, я думаю, прозаична: просто это две имеющиеся в репертуаре одноактные оперы, типа как CavPag. Но зато обе — русских композиторов, обе — по Пушкину. Это уже довольно сильно сближает.
Да. подобное пушкинское соседство уже было в истории театра. В 70-х в один вечер шли "Алеко" и "Мавра" Стравинского. Тоже казалось бы, что общего? Совсем разная стилистика. А один раз "Алеко" в один вечер соединили с "Иолантой", так как эти спектакли собирались везти на гастроли в Японию.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Причина соседства, я думаю, прозаична: просто это две имеющиеся в репертуаре одноактные оперы, типа как CavPag. Но зато обе — русских композиторов, обе — по Пушкину. Это уже довольно сильно сближает.

Да, вы правы: в этом всё-таки что-то есть: русские авторы, пушкинский сюжет и текст, одноактные оперы. Но почему-то к такой связке душа не лежит, хотя …… почему бы и не связать их в рамках одного оперного вечера ?? Да, нормально, я уже привык к этой мысли ! :)

И всё же если бы оба акта постановки были связаны с Моцартом и с тематикой ухода человека из жизни, то метафизически это объединяло бы действо гораздо сильнее, на мой взгляд. Впрочем, это мелочи жизни: в наше время что только не объединяют; сцена всё вытерпит. Другой вопрос, насколько это будет убедительно.

Любопытно, кстати, было бы угадать, какие именно произведения и их фрагменты имел в виду Пушкин, когда характеризовал их словами своей Трагедии ?
Ведь Римский-Корсаков сочинил клавирный фрагмент "под Моцарта", хотя в его опере звучат моцартовские цитаты.

Для разнообразия хочу ещё раз напомнить о гениальном фильме Швейцера, в котором есть, конечно, и сюжет "Моцарт и Сальери".
Вот тут есть ссылка, "Моцарт и Сальери" - в 1-й серии фильма.
"Маленькие трагедии" Швейцера online:
http://tvcccp.ru/malenkie-tragedii/

Хочу остановиться на гениальном обыгрывании материала моцартовской Фантазии c-moll, а также на ещё одном моменте, когда уже после ухода Моцарта на клавесине, которого только что касались руки Моцарта, пытается играть Сальери.

Именно музыкальное решение этого фильма заставило меня задуматься о том, не имел ли случайно в виду сам Пушкин ф-п Фантазию Моцарта c-moll ? Ведь он вполне мог её слышать: "Фантазия" была издана ещё при жизни автора (в связке с Сонатой c-moll), это и в те времена была очень известная вещь. К сожалению, за давностью лет немыслимо в должном объёме найти, поднять и исследовать материал по теме музыкальных впечатлений и познаний Пушкина – возможно, такие работы когда-то осуществлялись, но я их не знаю. Гораздо больше работ в русле исследования музыкальных произведений на сюжеты и тексты Пушкина: это да ! Но сие не приближает нас к понимаю того, на какие произведения Моцарта и их фрагменты намекал Пушкин, когда давал им словесные характеристики.
Фантазия c-moll ПОРАЗИТЕЛЬНО подходит под описание Пушкина ! Я отдаю должное музыкальной интуиции создателей и консультантов фильма: после него я вообще уже не могу представить на месте этой "Фантазии" какое-либо другое произведение, которое могло бы столь же хорошо подойти под пушкинскую характеристику, вложенную в уста Моцарта. Музыкальный отрывок из клавирной Фантазии Моцарта в фильме представляет собой компиляцию из фрагментов музыки этого произведения. Само существование этой компиляции, несмотря на всю вольность её составителей, вполне оправдано в фильме тем, что Моцарт якобы ПОКАЗЫВАЕТ Сальери не законченное готовое произведение, а свои "2-3 мысли" из него. Тем более, что эта "Фантазия" подходит по стилю к сюжету о завершении жизни Моцарта.
В общем, чем больше времени проходит с момента создания этого фильма, тем больше я убеждаюсь в гениальности предложенного музыкального решения этой сцены.
Но это ещё не всё.
Когда Моцарт по сюжету фильма (и Пушкина) выходит из помещения после обеда с Сальери и исполнения фрагментов своего "Реквиема", Сальери размышляет о его словах, излагая вслух свои возражения Моцарту по поводу "несовместности" гения и злодейства. Это взято у Пушкина, и это есть в фильме. Но далее авторы фильма добавляют уже от себя продолжение этого эпизода, отсутствующее у Пушкина: Сальери подходит к клавесину и пытается на нём играть.
Этот фрагмент я считаю настоящим откровением ! Это бесподобно и достойно самого Пушкина.
Мне кажется, этот эпизод совершенно гениален: он вызывает множество мыслей, связанных не только с сюжетом "Моцарт и Сальери", но и с современной композиторской практикой, в которой сальерианство, подробно описанное Пушкиным, играет ключевую роль (музыку разъять, как труп; сделать ремесло основой искусства; овладеть сначала ремеслом, а затем уже предаться вольному творчеству; поверить алгеброй гармонию и т.п.).
Сальери пытается играть на клавесине, но после Моцарта под его руками инструмент издаёт не звуки музыки, а какие-то жуткие кластеры, изображает какую-то крысиную беготню ("сухую беглость"). Это в фильме подано гениально ! Такой художественный приём, конечно, иносказателен, т.к. в нём сделана попытка выразить ту мысль, что дело не в инструменте, а в мышлении человека, который на нём играет.
Но разве исполняемая в этот момент Сальери "квазимузыка" не напоминает шизофренически-уродливые антимузыкальные вещи, к примеру, Лахенманна ? :)) Это же один в один - будто из-под его пера вышло ! :)) Разве не напоминает это приглушенно-замусоренное звучание надрывные потуги при игре на "препарированном" инструменте ? :)) Разве тот же Лахенманн – это не есть пушкинский "Сальери сегодня", который умерщвляет всё живое, к чему прикасается, а сам может создавать одну лишь звуковую мертвечину ?
Да, я понимаю, что во времена Пушкина невозможно было предвидеть, какой мусор будут пытаться называть "музыкой" в ХХ и ХХI веке, но разве сальерианство не приводит с абсолютной закономерностью именно к той околомузыкальной профанации, которую сегодня пытаются нам выдать за "современное композиторское творчество" ?
Гениальное решение Швейцера, показавшего в финале пушкинской трагедии закономерные "плоды трудов" всех сальерианцев (прошлого, настоящего и будущего), как мне кажется, оказалось провидческим и сделалось хрестоматийным, войдя в историю кинематографа. Однако ещё сильнее поражает интуиция Пушкина, который, конечно, не мог детально описать, к чему приведёт сальерианство, но который поставил эту проблему, потому что, видимо, она начинала подниматься во всей своей остроте уже тогда, и это обстоятельство волновало великого поэта и заставило его поднять эту бессмертную тему.
Сама собой вспоминается знаменитая фраза, что искусству вечно угрождают два чудовища: художник, который не является мастером, и мастер, который не является художником. Вот пушкинский Сальери как раз и является таким "мастером".
Как и большинство известных нам "современных композиторов", впрочем. В этом, наверное, и заключается мораль сей басни.
« Последнее редактирование: Январь 22, 2011, 19:28:41 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
А в наши дни не посещал ли кто обсуждаемый в этом потоке спектакль НО ? Я собирался пойти, но как-то не сложилось.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Gianni Schicchi

  • Гость
Predlogoff,

большое спасибо за Ваш пост от 20 января. Интереснейшее рассуждение, заставляющее пожелать пересмотреть этот фильм, который, увы, не видела с детства.

Я была на спектакле "Моцарт, Моцарт!.." в Новой Опере 18-го января.

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 179
Интереснейшее рассуждение, заставляющее пожелать пересмотреть этот фильм

А я прям даже сразу и пересмотрел. Так уж Predlogoff заинтриговал этими «жуткими кластерами» Сальери! :)

Gianni Schicchi

  • Гость
Вы знаете, я бы тоже, по свежим горячим следам написанного Predlogoff'ым :-), пересмотрела. Я прочла его пост, едучи в метро. И если бы у меня были дома: а) телевизор; b) DVD- или какой-нибудь подобный плейер; c) диск с этим фильмом - то я бы сразу же, бросив вечерние дела, направилась его смотреть. Я не шучу. Меня эти наблюдения и выводы тоже очень заинтересовали.

Однако, у нас нет дома ни "c", ни "b", ни - поверите ли - даже "a". Мы дикие люди. У нас есть только аудио-проигрыватель, "Орфей" и оперные театры.
 

Helene

  • Гость

Я была на спектакле "Моцарт, Моцарт!.." в Новой Опере 18-го января.
Джанни, и как вам Абаимов?

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Вы знаете, я бы тоже, по свежим горячим следам написанного Predlogoff'ым :-), пересмотрела. Я прочла его пост, едучи в метро. И если бы у меня были дома: а) телевизор; b) DVD- или какой-нибудь подобный плейер; c) диск с этим фильмом

Так ведь этот фильм можно смотреть online в интернете, пролистав до нужного эпизода. Я приводил ссылку на ресурс в моём посте.

Я была на спектакле "Моцарт, Моцарт!.." в Новой Опере 18-го января.

О, так расскажите, как примерно там был смонтирован музыкальный материал ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица