Автор Тема: Выдающиеся грузинские певцы  (Прочитано 45049 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 274
Выдающиеся грузинские певцы
« : Декабрь 25, 2010, 22:28:43 »
Думаю, что имеет смысл посвятить отдельную тему легендарным грузинским оперным певцам.  Тем более, что без многих из них практически невозможно представить историю Большого театра. И начнем мы с певца, с чьим именем связано возникновение  грузинской классической вокальной традиции - легендарного "грузинского соловья" Вано Сараджишвили (сцен. псевдоним Сараджев). В прошлом году отмечалось 130 лет со дня его рождения.



Известный оперный режиссёр Н. Н. Боголюбов вспоминал: "Я прожил долгую жизнь, полную разнообразных событий, но впечатление от голоса, от фигуры, от игры, от выразительных глаз этого певца не исчезло до сих пор! Стройный, горячий, как молодой арабский конь, Сараджев вносил с собой на сцену темперамент своей солнечной родины; его голос, теплый и будто немного усталый, возбуждал у слушателя те ощущения, которые возникают при чтении знаменитого стихотворения французского поэта Поля Верлэна “Осенняя песнь”, где каждый звук, каждое слово равноценны музыке".
 
Вот так звучал голос легендарного тенора:  http://www.youtube.com/watch?v=7Dk5XB2gkn8&feature=related




Биографическая справка из словаря А.М. Пружанского "Отечественные певцы":

САРАДЖИШВИЛИ (сцен. псевд. Сараджев, Сараджини), Вано (Иван Петрович), 1(13).5.1879, г. Сигнах Тифлис. губ., ныне Сигнахи — 11.11.1924, Тифлис — арт. оперы (лирико-драм. тенор), концерт. певец и арт. кино. Нар. арт. ГССР (1923). Родился в семье педагога. С 1888 жил в Тифлисе, где до 1895 учился в гимназии. В 1897—1900 солист нар. хора п/у С. Кавсадзе, с 1898 одновременно обучался игре на виолончели в Тифлис. муз. уч-ще. Выступал в концертах вместе с З. Палиашвили. С 1903 обучался пению в Петербурге, сначала у И. П. Прянишникова, затем у А. Панаевой-Карцовой. В том же году впервые выступил в концерте, в к-ром исп. груз. песню "Урмули" ("Аробная"); с тех пор часто принимал участие в груз. вечерах-концертах. В 1906 дебютировал в партии Альфреда ("Травиата" Дж. Верди) на сцене петерб. Итал. оперной антр. А. А. Церетели, где выступал с Я. Вайдой-Королевич, Т. Руффо и Л. Кавальери. Осенью того же года с большим успехом выступил в Тифлисе в операх "Евгений Онегин" П. Чайковского, "Травиата" Дж. Верди, "Фауст" и "Риголетто" Дж. Верди. В 1906—08 совершенствовался в вокальном искусстве в Милане у проф. Кастелано. В 1908 дебютировал в милан. т-ре "Ла Скала", затем выступал в Турине, Парме, Триесте, Париже, Ницце (здесь его слушал писатель А. Куприн), Брюсселе и в городах Германии (под псевд. Сараджини). Исп. в концертах рус. и груз. нар. песни. В Италии установились дружеские отношения с Т. Руффо (жил у него), Э. Джиральдони и Ф. И. Шаляпиным. С 1908 пел в петерб. Итал. труппе (антр. У. Гвиди; партнёры: О. Баронат и Э. Джиральдони). Позднее гастролировал в Тифлисе (1914), Саратове, Москве, Петербурге (вместе с Дж. Ансельми), Киеве, Харькове, Кисловодске. В 1915—16 пел в труппе И. Палиашвили, с к-рой гастролировал в Екатеринбурге, Перми, Хабаровске, Благовещенске, Чите, Якутске, Омске, Томске. В 1916—17 солист Бакин. оперы, с 1918 — Тифлис. оперного т-ра.


Обладал сильным, красивым "чарующего" тембра голосом (современники сравнивали его с голосом А. Мазини), актер. талантом, имел яркую сцен. внешность. В манере исп. сочетались традиции рус. вокальной школы, итал. "бельканто" и характерные черты груз. вокального искусства. Создатель нац. стиля вокального исполнительства. Репертуар насчитывал свыше 35 партий.

1-й исп. партий в груз. классических операх: Ясона ("Кристинэ" Р. Гогниашвили, 1918), Шота ("Сказание о Шота Руставели" Д. Аракишвили, 1919), Малхаза ("Даиси" З. Палиашвили, 1923; последняя роль певца).

Лучшие партии: Ленский ("Евгений Онегин" П. Чайковского), Альфред ("Травиата" Дж. Верди), Герцог ("Риголетто" Дж. Верди), Хозе ("Кармен" Ж. Бизе), Рауль де Нанжи ("Гугеноты" Дж. Мейербера), Надир ("Искатели жемчуга" Ж. Бизе), Котэ ("Кето и Котэ" В. Долидзе), Абесалом ("Абесалом и Этери" З. Палиашвили, один из первых исп.; в этой роли его запечатлел скульптор Н. В. Долидзе. Этот скульптурный портрет хранится в ГЦММК).

Др. партии: Владимир Игоревич ("Князь Игорь" А. Бородина), Князь Синодал ("Демон" А. Рубинштейна), Царь Берендей ("Снегурочка" Н. Римского-Корсакова), Индийский гость ("Садко" Н. Римского-Корсакова), Герман ("Пиковая дама" П. Чайковского); Фауст (одноим. опера Ш. Гуно), Ромео ("Ромео и Джульетта" Ш. Гуно), Фра-Дьяволо ("Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине" Д. Обера), Джеральд ("Лакме" Л. Делиба), Вильгельм Мейстер ("Миньон" А. Тома), Кавалер де Грие ("Манон" Ж. Массне), Альмавива ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Радамес ("Аида" Дж. Верди), Каварадосси ("Тоска" Дж. Пуччини), Пинкертон ("Чио-Чио-сан"/"Мадам Баттерфляй" Дж. Пуччини), Вальтер Штольцинг ("Нюрнбергские мейстерзингеры" Р. Вагнера), Лоэнгрин (одноим. опера Р. Вагнера).

Партнёры: О. А. Бахуташвили-Шульгина, Н. Ван-Брандт, Э. Джиральдони, С. И. Инашвили, Л. Кавальери, В. Кржановский, Л. Липковская, Ф. Мухтарова, Ф. Н. Поляев, Е. М. Попова, Е. А. Спытко-Краковская. Пел п/у Н. Г. Картвелишвили, И. Палиашвили, С. А. Столермана.

В концертах исп. первые груз. романсы М. Баланчивадзе, Д. Аракишвили и груз. нар. песни. Талант певца высоко ценили Н. Н. Боголюбов, Л. В. Собинов, Ф. И. Шаляпин.

Записывался на грампластинки ("Граммофон", 1912, 1915); архив. записи — "Мелодия", 1985.

В 1923 С. снимался в роли Яго в немом кинофильме "Отец-убийца".

Имя певца присвоено Тбилис. конс. (1947).

Немногочисленные записи:

http://www.youtube.com/watch?v=8K6D47RvjJY
http://www.youtube.com/watch?v=5rGKdeb6LqU&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=GA9dE5IpjiE&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=CtInLXeXxVQ&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=uEt4qPsoeDQ&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=kno30BwT-oU&feature=related

Ролик с фотографиями: http://www.youtube.com/watch?v=zIdtT3rCUV4&feature=related
« Последнее редактирование: Декабрь 26, 2010, 09:48:57 от Максим »

Оффлайн savta

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 244
Re: Выдающиеся грузинские певцы
« Ответ #1 : Декабрь 25, 2010, 22:53:46 »
Я как раз недавно наткнулся на ютюбе на него, и подумал - вот, еще один забытый брильянт.
Кстати, именно Сараджишвили первым открыл Муртузу Мамедова - наикрупнейшего азербайджанского певца и музыковеда, который стал столпом в истории развития Азербайджанского музыкального искусства, о котором я недавно постил, и открыл ему дорогу в Ла-Скала, к Ансельми и Грани, к почитанию Козловского и Лемешева.

еще пара менее известных имен:

Давид Андгуладзе
Нико Кумсиашвили
Тенгиз Заалишвили

и многие другие.
« Последнее редактирование: Декабрь 25, 2010, 23:07:46 от savta »

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 274
Re: Выдающиеся грузинские певцы
« Ответ #2 : Декабрь 25, 2010, 23:30:17 »
Давид Андгуладзе
Нико Кумсиашвили
Тенгиз Заалишвили

и многие другие.

Вот Давида Андгуладзе еще ни разу не слышал. Интересно было бы что-нибудь найти.  Сараджишвили, действительно, бриллиант.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 274
Re: Выдающиеся грузинские певцы
« Ответ #3 : Декабрь 26, 2010, 00:50:36 »
Кстати, именно Сараджишвили первым открыл Муртузу Мамедова - наикрупнейшего азербайджанского певца и музыковеда, который стал столпом в истории развития Азербайджанского музыкального искусства

Их голоса во многом похожи: http://www.youtube.com/watch?v=0mp2kDMvctM

Оффлайн savta

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 244
Re: Выдающиеся грузинские певцы
« Ответ #4 : Декабрь 26, 2010, 02:20:04 »
Кстати, Тенгиз Заалишвили тоже отлично пел.

http://www.youtube.com/watch?v=_WgO8QgWErU&feature=related

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 274
Re: Выдающиеся грузинские певцы
« Ответ #5 : Декабрь 26, 2010, 10:29:59 »
Кстати, Тенгиз Заалишвили тоже отлично пел.

http://www.youtube.com/watch?v=_WgO8QgWErU&feature=related

Наверное, ко многим груз. певцам того времени можно было бы отнести вышеприведенную характеристику: "В манере исп. сочетались традиции рус. вокальной школы, итал. "бельканто" и характерные черты груз. вокального искусства". Но хотелось бы вернуться к Вано Сараджишвили.

Из воспоминаний Г. Леонидзе о пребывании в Тбилиси С. Есенина:

    "Влюбленный в русскую песню, сам отличный певец, он очень полюбил и наши напевы. Особенно нравилась ему "Урмули" (аробная). Не помню, слышал ли он божественное исполнение Вано Сараджишвили (http://www.youtube.com/watch?v=kno30BwT-oU&feature=related), но похороны этого "грузинского соловья" совпали с пребыванием Есенина в Тбилиси и потрясли его своей грандиозностью. Это был подлинно национальный траур. Но в тот же день был назначен есенинский вечер, и поэт был уверен, что вечер сорвется. Каково же было его удивление, когда зал Совпрофа, где он должен был читать стихи, оказался буквально переполненным. Публика восторженно приняла любимого поэта. Есенин читал великолепно. Траурный полдень и поэтический вечер этого дня надолго объединили в сознании тбилисцев два редких самородных таланта -- Сергея Есенина и Вано Сараджишвили".
http://esenin.ru/about-esenin/memories/1211-article.html

 
« Последнее редактирование: Декабрь 26, 2010, 12:00:37 от Максим »

Оффлайн Catarina P.

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 390
Re: Выдающиеся грузинские певцы
« Ответ #6 : Декабрь 26, 2010, 14:37:37 »
А еще следовало бы упомянуть такого замечательного грузинского певца, артиста, солиста "Ла Скала", как Паата Бурчуладзе.

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 812
Re: Выдающиеся грузинские певцы
« Ответ #7 : Декабрь 26, 2010, 14:39:46 »
А еще следовало бы упомянуть такого замечательного грузинского певца, артиста, солиста "Ла Скала", как Паата Бурчуладзе.
Тогда еще нужно Зураба Анджапаридзе и Зураба Соткилава.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 274
Re: Выдающиеся грузинские певцы
« Ответ #8 : Декабрь 26, 2010, 18:14:50 »
Мы все-таки продолжим по порядку. Еще один выдающийся певец, стоявший у истоков грузинской национальной вокальной исполнительской школы - баритон Сандро Инашвили  С.Я. Лемешев упоминает его как одного из лучших исполнителей партии Евгения Онегина, с которыми ему довелось выступать.



ИНАШВИЛИ (сцен. псевд. Инаев) Александр (наст. имя Сандро) Иович, 11(23).8.1889 (в нек-рых источ. 1887), Тифлис — 4.6.1958, Тбилиси — арт. оперы (лирико-драм. баритон), концерт. певец, режиссёр и вокальный педагог. Нар. арт. СССР (1950). Род. в семье столяра. В 1907 после смерти отца оставил гимназию и поступил молотобойцем в кузнечный цех ж.-д. мастерских, позднее (до 1911) работал там же в бухгалтерии. Обладая красивым дискантом, с семи лет пел в хоре п/у С. Кавсадзе, в 1908—10 — в хоре "Нар. муз. общества" п/у Н. Сулханишвили. С 1910 брал уроки пения у Н. Коваленского. В 1911—16 учился в вокальной студии Е. К. Ряднова. В 1912 дебютировал на сцене тифлис. Нар. дома в партии Эскамилио ("Кармен" Ж. Бизе). Позднее пел в антр. С. И. Евлахова, с к-рой гастролировал в Кутаиси, Батуми, Сухуми, Баку, Грозном и др. городах. С 1916 ведущий солист Тифлис. оперного т-ра, с 1933 зав. худож. частью Тбилис. т-ра оперы и балета. В 1923 по совету А. Сумбаташвили-Южина совершенствовался в вокальном искусстве в Милане у Э. Джиральдони, затем выступал на сцене оперного т-ра г. Мачерато в операх "Кармен" Ж. Бизе, "Фаворитка" Г. Доницетти, "Трубадур" Дж. Верди. В 1925 победил на конкурсе вокалистов в Милане и был приглашен в Мадрид. оперный т-р, где пел в "Аиде" Дж. Верди, "Трубадуре" Дж. Верди, "Тоске" Дж. Пуччини, "Андре Шенье" У. Джордано и с наибольшим успехом в "Кармен" Ж. Бизе. Гастролировал в Москве (Большой т-р, 1925), Ленинграде (1932), Ереване, Баку, Харькове.



Эскамильо

Обладал подвижным, глубоким (в среднем и нижнем регистрах) голосом исключительно красивого тембра и широкого диапазона. Его исп. отличалось артистизмом и выразительностью. Его репертуар насчитывал ок. 50 партий. И. — один из основоположников груз. оперно-вокального искусства.

1-й исп. партий (в операх груз. композиторов): Мурмана ("Абесалом и Этери" З. Палиашвили, 1919), Мгосани ("Сказание о Шота Руставели" Д. Аракишвили, 1919), Реваза и Теймураза ("Лейла" В. Долидзе, 1922).

в Москве — Гоча ("Коварная Тамара" М. Баланчивадзе, 3-я ред., 1937).

Лучшие партии: Мурман ("Абесалом и Этери" З. Палиашвили), Гоча ("Коварная Дареджан" М. Баланчивадзе), Киазо ("Даиси" З. Палиашвили), Евгений Онегин (одноим. опера П. Чайковского), Эскамилио ("Кармен" Ж. Бизе).


Отар-бег (М.М. Ипполитов-Иванов "Измена")

Др. партии: Борис Годунов (одноим. опера М. Мусоргского), Князь Игорь (одноим. опера А. Бородина), Демон (одноим. опера А. Рубинштейна), Григорий Грязной ("Царская невеста" Н. Римского-Корсакова), Князь Елецкий ("Пиковая дама" П. Чайковского), Отар-бег ("Измена" М. Ипполитова-Иванова); Валентин и Мефистофель ("Фауст" Ш. Гуно), Граф де Невер ("Гугеноты" Дж. Мейербера), Атанаэль ("Таис" Ж. Массне), Фигаро ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Риголетто (одноим. опера Дж. Верди), Жорж Жермон ("Травиата" Дж. Верди), Амонасро ("Аида" Дж. Верди), Альфио ("Сельская честь" П. Масканьи), Скарпиа ("Тоска" Дж. Пуччини), Вольфрам фон Эшенбах ("Тангейзер" Р. Вагнера).



Партнёры: О. А. Бахуташвили-Шульгина, Б. Залипский, Л. Н. Исецкий, Л. Кавсадзе, М. Д. Кварелашвили, Н. Г. Кумсиашвили, Ф. Поляев, В. П. Сараджишвили, Е. А. Спытко-Краковская, Н. А. Цомая. Пел п/у А. Ш. Мелик-Пашаева, З. Палиашвили, С. А. Столермана.

Выступал и как концерт. певец.

В конце 1920-х — нач. 30-х гг. поставил на сцене Тбилис. оперного т-ра "Аиду" Дж. Верди и "Евгения Онегина" П. Чайковского.

С 1927 вёл педагогич. работу в Тбилис. конс., где на протяжении пяти лет рук. оперным классом и вокальной кафедрой, затем вёл кл. сольного пения.

Среди его учеников — М. Амиранашвили, Н. Джапаридзе, П. Заамешвили, Ш. А. Кикнадзе (? — 1951), Т. Такидзе-Орджоникидзе, П. Томадзе, И. Шушания.

Вёл активную муз.-общ. деят-сть: был членом правления профсоюза работников искусств, худож. советов Тбилис. оперного т-ра, конс., жюри конкурсов.

Лит.: Шавгулидзе Г. В. Дни и годы Тифлисского оперного театра. — Тбилиси, 1936. С. 43—45;
Кашмадзе Ш. Сандро Инашвили. — Тбилиси, 1948 (на груз. яз.);
Хучуа П. Выдающийся певец // Заря Востока (Тбилиси). 1957. 30 мая;
Хучуа П. Тбилисский Государственный ордена Ленина театр оперы и балета им. З. П. Палиашвили: Краткий очерк. — Тбилиси, 1958;
Квалиашвили М. Сандро Инашвили — артист и человек. (К 80-летию со дня рождения) // Веч. Тбилиси. 1967. 23 авг.

(из словаря А.М. Пружанского "Отечественные певцы")

Подобно В. Сараджишвили снимался в кино - в фильме "Казаки" по повести Л. Толстого (реж. В. Барский, 1928 г.) - http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/13104/annot/

Немногочисленные записи С. Инашвили (1936-37 гг.) были отреставрированы и выпущены фирмой "Мелодия" на пластинке:

ИНАШВИЛИ Сандро (М 10 46025 003)

1. Оровела (Д. Аракишвили);
2. Ария Мурмана («Абесалом и Этери» З. Палиашвили);
3. Ария Гоча («Коварная Дареджан» М. Баланчивадзе);
4. Каватина Абдул-Араба («Сказание о Шота Руставели» Д. Аракишвили);
5. Ария Киазо («Даиси» З. Палиашвили);
6. Дуэт Киазо и Цангалы («Даиси» З. Палиашвили). На груз. яз. / Исполнители: С. Инашвили (Киазо), В. Хомашуридзе (Цангала)
 Т. Дуненко (ф-п, 1), орк. Гос. акад. т-ра оперы и балета им. З. Палиашвили, дир. Е. Микеладзе (№ 2, 4—6), Д. Мирцхулава (№ 3).


С. Инашвили - Киазо (З.П.  Палиашвили "Даиси")

Послушайте фрагмент из оперы "Даиси" в исполнении Сандро Инашвили и Владимира Хомашуридзе:

http://www.youtube.com/watch?v=TnmXYVK-2_I&feature=related  (04:04 - ария Киазо)

http://www.youtube.com/watch?v=PTzpkTjpoDg (сцена Киазо и Цангала и песня Киазо)

Легендарная живая запись со сцены Большого театра во время декады грузинского искусства в Москве в 1937 г. Дирижер - Евгений Микеладзе (в том же году был репрессирован).
« Последнее редактирование: Декабрь 26, 2010, 18:32:37 от Максим »

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 274
Re: Выдающиеся грузинские певцы
« Ответ #9 : Декабрь 26, 2010, 23:45:24 »
Говоря об основоположниках грузинской классической вокальной школы, нельзя не упомянуть замечательную певицу и педагога, профессора тбилисской консерватории - Ольгу Александровну Бахуташвили-Шульгину.



БАХУТАШВИЛИ-ШУЛЬГИНА (урожд. Бахуташвили; по мужу и на сцене Шульгина; сцен. псевд. Рионели) Ольга Александровна, 1(13).3.1879 (в нек-рых источ. 1876), Кутаиси — 29.5.1950, Тбилиси — арт. оперы (лирико-драм. сопрано) и вокальный педагог. Нар. арт. ГССР (1942). Первая груз. профессиональная оперная певица. Род. в семье врача. Пению обучалась с 19 лет в Тифлис. муз. уч-ще (кл. Е. К. Ряднова, с 1900 у П. Ронци). В 1901 дебютировала в партиях Лизы ("Пиковая дама" П. Чайковского) и Аиды (одноим. опера Дж. Верди) в Тифлис. опере, где выступала один сезон (под сцен. псевд. Рионели); затем пела в моск. т-ре "Аквариум" (антр. А. А. Церетели). Здесь её услышала певица Э. К. Павловская, к-рая, оценив талант молодой артистки, помогала ей в работе. В 1902 занималась на петерб. Высших вокальных курсах И. П. Прянишникова, в 1903 совершенствовалась в пении в Париже у Текки и в Милане у П. Видаля и А. Броджи. Выступала в Киев. опере (1904—06, антр. М. Бородая), в Саратове (сезон 1906/07, антр. Н. Л. Мандельштама-Вронского), в Одессе (1906—09); позже гастролировала в Тифлисе (1910, Оперное товарищество под упр. А. А. Эйхенвальда), Харькове, Казани, Екатеринбурге (1912—13), Кисловодске, Баку (1916—17). В 1909—27 солистка Тбилис. оперного т-ра (с 1923 выступала эпизодически).


Чио-Чио-Сан

"Все, что ей дала природа, было прежде всего красиво: лицо, походка, тембр голоса. Ничего выдающегося её голос собой не представлял, но он был мягкий и ласково-приятный... В драматическом репертуаре этот голос был недостаточен, мал по калибру... Зато в ролях, не требующих голосового напряжения, например, в роли Татьяны, Шульгина была вокально хороша, и в сценическом воплощении образа у неё рождалась свобода. На редкость хорошо Шульгина исполняла роль мадам Баттерфляй, трогая слушателей до слез" (С. Левик).

1-я исп. партий: Марии ("Боярин Орша" К. Агренева-Славянского, 1910), Сестры Беатрисы ("Сестра Беатриса" Б. Яновского, 1910), Русуданы ("Сказание о Шота Руставели" Д. Аракишвили, 1919), Этери ("Абесалом и Этери" З. Палиашвили, 1919);

в Киеве — Азы ("Манру" И. Падеревского, 1904; заслужила одобрение присутствовавшего на премьере композитора);

в Екатеринбурге — Марты ("Долина" Э. д’Альбера, 1912).

в Тифлисе — Чио-Чио-сан ("Чио-Чио-сан"/"Мадам Баттерфляй" Дж. Пуччини, 1919);


Чио-Чио-Сан

Лучшие партии: Тамара ("Демон" А. Рубинштейна), Мария ("Мазепа" П. Чайковского), Иоланта (одноим. опера П. Чайковского), Недда ("Паяцы" Р. Леонкавалло), Чио-Чио-сан.

Др. партии: Ярославна ("Князь Игорь" А. Бородина), Маша ("Дубровский" Э. Направника), Лиза ("Пиковая дама" П. Чайковского), Татьяна ("Евгений Онегин" П. Чайковского), Марфа ("Царская невеста" Н. Римского-Корсакова), Волхова ("Садко" Н. Римского-Корсакова); Шарлотта ("Вертер" Ж. Массне), Селика ("Африканка" Дж. Мейербера), Елизавета ("Тангейзер" Р. Вагнера).

Партнёры: Ф. А. Антонов, И. И. Барсов, Н. Гукасов, А. А. Демьяненко, Б. Залипский, С. И. Инашвили, Н. М. Калинина, В. И. Касторский, Л. М. Клементьев, М. К. Максаков, В. П. Сараджишвили, М. Сокольский, М. Феррари. Пела п/у К. Агренева-Славянского, С. П. Барбини, Н. Миклашевского, А. М. Пазовского, З. Палиашвили, С. А. Столермана, Б. К. Яновского.

В 1903 в Киеве исп. сольную партию в "Реквиеме" В. А. Моцарта (в ансамбле с Е. Ковельковой, Б. Махиным, В. Лосским).

Записала на грампластинки 6 арий и романсов Н. Римского-Корсакова и П. Чайковского (Киев, "Граммофон", 1904).

В 1921 была худож. рук. Тбилис. гос. нар. оперы.

С 1918 вела педагогич. деят-сть в Тбилис. муз. уч-ще, затем в конс. (с 1921 проф., с 1926 декан вокального ф-та). Одна из основоположниц груз. вокальной школы.

Среди её учеников — М. П. Амиранашвили, П. В. Амиранашвили, Г. М. Гогичадзе, Л. М. Гоциридзе, М. Кварелашвили, В. М. Малькова, Н. Микеладзе (или Микиладзе), М. Н. Накашидзе, Ю. Н. Палиашвили, Е. Сохадзе, Т. Тактакишвили, Н. Цомая. По инициативе Б.-Ш. в 1926 был создан первый груз. научно-вокальный кружок, в 1937 — Тбилис. отд. охраны детского голоса.

Соч.: Опыт вокальной педагогики: (Сб. повседневных упражиений для установки звука. 12 уроков — 36 упражнений). — Тбилиси, 1935 (на груз. яз.);
Каденции и мелизмы. Тбилиси, 1940;
23 вокализа на грузинские народные темы для высокого голоса. — Тбилиси, 1941;
Методические работы (рук.) — Три этапа голосообразования: зарождение, развитие и посыл звука. Специальная работа над голосом колоратурного типа. К вопросу работы над детскими голосами. — Библиотека Тбилис. конс. им. В. П. Сараджишвили.

Лит.: Шавгулидзе Г. В. Дни и годы Тифлисского оперного театра. — Тбилиси, 1936. С. 30—31, 49, 52;
Бахуташвили Н. К. Ряднов, Бахуташвили-Шульгина, Вронский. Очерки по истории вокального образования в Грузии. — Тбилиси, 1959;
Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 58;
Квалиашвили М. Г. По трудному пути. Воспоминания. — Тбилиси, 1969. С. 52—53;
Кравейшвили Б. И. Незабываемое: Записки певца. — Тбилиси, 1970. С. 50—51;
Атанелов И. Х. Исполнительская деят-сть и вокально-педагогические принципы Д. Я. Андгуладзе и его учеников (диссертация, машинопись, 1976) — ГБЛ, л. 19—21.
(из словаря А.М. Пружанского "Отечественные певцы")

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 274
Re: Выдающиеся грузинские певцы
« Ответ #10 : Декабрь 28, 2010, 00:39:52 »
Прежде чем перейти к следующему поколению певцов (1920-50-х гг.), надо вспомнить о певце и педагоге Е.А. Вронском, воспитавшем целую плеяду выдающихся грузинских певцов, среди которых особенно выделяются "три Давида", некоторое время бывших солистами Большого театра - Давид Андгуладзе, Давид Бадридзе и Давид Гамрекели. Кроме того, у него учились Владимир Канделаки, Надежда Харадзе и многие другие известные груз. певцы.

ВРОНСКИЙ Евгений Алексеевич, 29.12.1882 (10.1.1883), с. Сорочинское Самарской губ., ныне г. Сорочинск Оренбургской обл. — 30.4.1942, Тбилиси — арт. оперы (лирич. баритон), режиссёр и вокальный педагог. Нар. арт. ГССР (1941). Род. в семье мирового судьи. С детства увлекался музыкой и т-ром, участвовал в любительских спектаклях. Окончив в 1902 астрахан. реальное уч-ще, поступил во Львов. политехнический ин-т, где проучился два года. В этот период принимал участие в студенческих спектаклях, исп. в концертах арии из опер и рус. нар. песни. В 1904 по совету композитора и пианиста И. Падеревского отправился с его рекомендательным письмом в Милан к проф. А. Пасхалис ди Суверестро. В 1907 вместе с учителем переехал в Дрезден, где продолжил обучение пению до 1908. 3 марта 1908 выступил в партии Вагнера ("Мефистофель" А. Бойто) в Монте-Карло (т-р "Казино", где был партнёром Д. А. Смирнова, Ф. И. Шаляпина, М. Шеналь, Б. Дешан-Жеэн, Ж. Дюриф. Дирижёр А. Поме). Вернувшись в Россию, подготовил в Москве оперные партии под рук. дирижёра Б. Плотникова. В 1909—11 выступал в труппе моск. Сергиевского Нар. дома, в сезонах 1911/12 — в Одесской опере (антр. М. Ф. Багрова), в 1912/13 — в Тифлис. опере, в 1913—14 — в Екатеринбурге, в 1914—15 — в Житомире, Минске и петрогр. Нар. доме, в 1915—19 солист Тифлис. оперы (антр. С. И. Евлахова). Летом 1912 с антр. М. Медведева выезжал на гастроли в Кишинёв, Николаев, Херсон, Винницу, Луганск, Кременчуг, а также в Румынию.


Е. Вронский - Фигаро ("Севильский цирюльник")

Обладал голосом мягкого тембра, большой музыкальностью, ему были свойственны природный артистизм и актер. обаяние. "Евгений Алексеевич Вронский принадлежал к той категории артистов, которые, создавая новые образы, внутренне перевоплощаясь, растворяются в музыкальном образе, подчиняясь всем движениям музыкального рисунка и его логической правде" (Н. Бахуташвили)*. Репертуар певца насчитывал ок. 20 партий.

1-й исп. партий: Иоахима Мюрата ("В 1812 году" Б. Яновского, 1912), Он ("Любовь и преступление" Э. И. Гранелли, 1916);

в Екатеринбурге — Джека Ренса ("Девушка с Запада" Дж. Пуччини, 1914).

Лучшие партии: Демон (одноим. опера А. Рубинштейна), Князь Игорь (одноим. опера А. Бородина), Евгений Онегин (одноим. опера П. Чайковского), Князь Елецкий ("Пиковая дама" П. Чайковского), Григорий Грязной ("Царская невеста" Н. Римского-Корсакова), Фигаро ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Валентин ("Фауст" Ш. Гуно), Амонасро ("Аида" Дж. Верди), Скарпиа ("Тоска" Дж. Пуччини).

Др. партии: Мизгирь ("Снегурочка" Н. Римского-Корсакова), Мазепа (одноим. опера П. Чайковского), Роберт ("Иоланта" П. Чайковского), Князь Никита Данилыч Курлятев ("Чародейка" П. Чайковского); Граф де Невер ("Гугеноты" Дж. Мейербера), Меркуцио ("Ромео и Джульетта" Ш. Гуно), Эскамилио ("Кармен" Ж. Бизе), Риголетто (одноим. опера Дж. Верди), Жорж Жермон ("Травиата" Дж. Верди), Тонио ("Паяцы" Р. Леонкавалло).

Партнёры: К. И. Брун, Е. С. Ивони, А. Киселевская, Е. Ковелькова, В. Лубенцов, А. М. Пасхалова, М. Н. Риолли-Словцова, Селявин, З. Струков-Баратов, Б. Хохлов, А. А. Шидловский. Пел п/у Н. Н. Алмазова, А. М. Пазовского, И. П. Палиева [Палиашвили], И. В. Прибика, С. А. Столермана.

В 1919 по состоянию здоровья переехал из Тифлиса в Батум, где в 1922 организовал оперную студию, в к-рой был режиссёром, певцом и директором. Здесь под рук. В. была поставлена опера "Евгений Онегин" П. Чайковского, в к-рой он исп. заглавную партию.

С 1925 до конца жизни вёл педагогич. деят-сть в Тбилис. конс. (с 1932 проф., в 1935—42 зав. кафедрой сольного пения). В 1926 был в числе основателей Оперной студии в Тбилиси. Один из создателей груз. вокальной школы, воспитал целую плеяду оперных певцов и педагогов-вокалистов.

Среди его учеников — Д. Андгуладзе, Д. Бадридзе, Н. Белакнели, Д. Гамрекели, В. А. Канделаки (в ? — 1928), Г. Кипиани, Б. И. Кравейшвили (в ? — 1937), Н. М. Ованесян (в ? — 1941), В. Хамашуридзе, Н. Харадзе, Е. Хиджакадзе, В. Хмаладзе, Г. Шмальцель, Е. Эпиташвили.

Вёл также научно-исслед. работу. С 1930 член-корр. вокальной секции ГИМНа. Принимал участие во всесоюзных конференциях по вокальному образованию в Москве (1937, 1941). Организовал также республ. вокальную конференцию.

Соч.: Недочеты в голосе и их исправление // Материалы всесоюзной конференции по вокальному образованию, 1940. — М.; Л., 1941. С. 109—113;
Певческое дыхание (рук., 1930); Записки по методике постановки голоса и исправлению его недочетов (рук.).

Лит.: Шавгулидзе Г. В. Дни и годы Тифлисского оперного театра. — Тбилиси, 1936. С. 42;
Бахуташвили Н. К.* Ряднов, Бахуташвили-Шульгина, Вронский: Очерки по истории вокального образования в Грузии. — Тбилиси, 1959;
Кравейшвили Б. Незабываемое: Записки певца. — Тбилиси, 1970. С. 38—50;
Атанелов И. Х. Исполнительская деят-сть и вокально-педагогические принципы Д. Я. Андгуладзе и его учеников. (Диссертация, машинопись, 1976) — в ГБЛ. С. 18—19.
(из словаря А.М. Пружанского "Отечественные певцы")

Оффлайн sedoy

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 162
Re: Выдающиеся грузинские певцы
« Ответ #11 : Декабрь 30, 2010, 20:06:39 »
Зураб Анджапаридзе был весьма хорош в "Аиде". Когда собирались он, Вишневская, Образцова или Архипова, за пультом молодой Минитоскакнини - это была "конфетка"!

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 274
Re: Выдающиеся грузинские певцы
« Ответ #12 : Январь 06, 2011, 13:28:15 »
Драматический тенор Давид Андгуладзе

Давид Ясонович Андгуладзе родился 3 (15) октября 1895 года в селе Бахви Озургетского уезда Кутаисской губернии.

В 1927 году окончил Тбилисскую консерваторию (класс профессора Е. А. Вронского). Впервые выступил на оперной сцене в 1926 году.

В 1927—1929 годах был солистом оперного театра имени К. С. Станиславского в Москве.

С 1929 по 1933 и с 1935 по 1955 — работал в Грузинском театре оперы и балета.

В 1933—1935 годах - солист Большого театра. Среди партий, исполненных в Большом театре, особенно выделяется партия Рауля в "Гугенотах".


Д. Андгуладзе - Герман, 1931 г.

Другие партии - Тариэль ("Сказание о Тариэле" Мшвелидзе; Государственная премия СССР, 1947), Абесалом, Малхаз ("Абесалом и Этери", "Даиси" Палиашвили), Шота ("Сказание о Шота Руставели" Аракишвили), Герман ("Пиковая дама" Чайковского), Хозе ("Кармен" Бизе), Канио ("Паяцы" Леонкавалло), Радамес ("Аида" Верди) и др.

С 1946 года занимался преподавательской деятельностью, с 1958 года был профессором Тбилисской консерватории (о педагогическом методе Д. Андгуладзе - http://harmony.musigi-dunya.az/rus/reader.asp?txtid=437&s=1). Среди его учеников Зураб Анджапаридзе, Н. Д. Андгуладзе, З. Л. Соткилава.
Давид Ясонович Андгуладзе умер 29 ноября 1973 года в Тбилиси.




Из воспоминаний Нодара Андгуладзе: "Первый среди теноров был Вано Сараджишвили, на спонсорские деньги он смог несколько лет проучиться в Италии и вернулся большим мастером бельканто. Вот этот синтез народного пения и итальянской школы невероятно удобно уложился в этом голосе. Вано определил не только свою карьеру своим великим искусством, он повлиял и на композиторскую школу. Вано как бы эталон для всех нас, грузинских теноров. Создалось два направления в исполнительстве: лирическое, идущее от Вано; и драматическое, идущее от Давида Андгуладзе. Вот это очень своеобразный тональный штрих в грузинском пении, который сказывается не только в грузинском репертуаре"

К сожалению, записей Давида Андгуладзе не удалось найти. Если память мне не изменяет, с его участием записана опера "Абесалом и Этери", про другие записи хотелось бы узнать.

За неимением записей Д.Я. Андгуладзе можно послушать голос его сына - выдающегося драматического тенора Нодара Андгуладзе.


Н. Андгуладзе - Малхаз ("Даиси")

Сайт Нодара Андгуладзе: http://www.nodarandghuladze.ge/main/index.php

Его записи: http://www.nodarandghuladze.ge/main/recordings_cd_audio.php?lang=rus
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2215563
http://intoclassics.net/news/2010-02-22-14187
Дуэт Туридду и Сантуццы (с Ц. Татишвили) - http://www.youtube.com/watch?v=jqzJmODLqIs
Смерть Отелло (70 - летие) - http://www.youtube.com/watch?v=C8O_rPQ2uOo

Его книга: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2388441 
« Последнее редактирование: Январь 06, 2011, 20:26:27 от Максим »

Оффлайн savta

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 244
Re: Выдающиеся грузинские певцы
« Ответ #13 : Январь 06, 2011, 19:19:38 »
Достоверные источники мне передали что записи Д.Андгуладзе скоро появятся и мы сможем их послушать.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 274
Re: Выдающиеся грузинские певцы
« Ответ #14 : Январь 06, 2011, 20:25:50 »
Достоверные источники мне передали что записи Д.Андгуладзе скоро появятся и мы сможем их послушать.

Было бы здорово! Особенно интересно, был ли записан его голос в период работы в Большом театре. И сохранились ли вообще какие-нибудь записи от постановки "Гугенотов" 1934 г.? Мне известна только каватина Пажа в исполнении Глафиры Жуковской, но пока она попадалась только в виде матрицы - не знаю, была ли выпущена пластинка. Ну и, конечно, шикарная запись арии Марселя в исполнении А.С. Пирогова, но она более поздняя.


Д. Андгуладзе - Рауль де Нанжи ("Гугеноты").

А вот еще один знаменитый драматический тенор в образе Рауля из этой же постановки Большого театра -  Никандр Сергеевич Ханаев:


Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 274
Re: Выдающиеся грузинские певцы
« Ответ #15 : Январь 07, 2011, 23:01:23 »
Интересная статья Нодара Андгуладзе, посвященная творчеству Давида Ясоновича Андгуладзе:

«Золотой голос»



     В 1932 году в Кисловодске, где гастролировал Тбилисский оперный театр, после третьего акта «Аиды» - «У Нила» - в артистическую уборную к моему отцу, Давиду Андгуладзе, опираясь на палку, вошел пожилой представительный мужчина. Я хорошо запомнил его. Это был Иван Васильевич Ершов, знаменитый певец и педагог. Как мне потом говорила мать, Варвара  Михайловна Мравали, также бывшая оперной певицей, Иван Васильевич зашел, чтобы поблагодарить молодого грузинского тенора: «Я счастлив, - сказал он, — что еще слышу подлинный драматический голос».
     Бесспорно, Давид Андгуладзе принадлежал к той когорте певцов - драматических теноров, о которых обычно говорят как о «последних могиканах» оперной сцены. Огромный диапазон - более двух октав, ровность и объемность звучания во всех регистрах, особая лучезарная мягкость тембра и одновременно мощь звука сразу же обратили на себя внимание.
     Профессор Е. Вронский зачислил его еще в Батуми в свой класс. На первые шаги Д. Андгуладзе откликнулись такие выдающиеся деятели грузинской культуры, как писатель и драматург Давид Клдиашвили, режиссеры Котэ Марджанишвили и Сандро Ахметели,
дирижеры Иванэ Палиашвили и Самуил Столлерман.
     Отец обладал выдающимся природным дарованием. Но ограничить масштаб этого дарования только «натурой» было бы ошибочно; он обладал еще и подлинной культурой.
     Родился и вырос Давид Андгуладзе в простой крестьянской семье, в одном из самых передовых районов Грузии начала века - селе Бахви. Он родился в одном из самых певучих уголков Грузии - Гурии и впитал в себя всю первозданность национальной культу-
ры. В детстве, как рассказывают односельчане, он выделывал головокружительные рулады гурийского «криманчули», за что его награждали нехитрыми подарками соседи и гости семьи. Уже тогда говорили: «У Датико золотой голос».
     И вот юный музыкант в 1913 году впервые услышал в концерте «соловья Грузии» Вано Сараджишвили. Впечатление сохранилось на всю жизнь. Как он сам мне потом рассказывал, в тот вечер Д. Андгуладзе решил, что станет «таким же певцом». Но мечта осуществилась не сразу. Прошли годы Первой мировой войны, в которой он был ранен и контужен (пуля так и осталась в груди), прошли годы учебы в Батуми и в Тбилисской консерватории, и наконец состоялся дебют молодого певца в Тбилисском оперном театре в партии Ричарда («Бал-маскарад» Верди). Огромный успех! Толпы людей осаждают театр и концертные залы, где он выступает. Восторженно принимает его пресса. Захарий Палиашвили собственной рукой переписывает для него партию Абесалома и сам разучивает ее с юношей. Но тот решает продолжать свое образование и едет в Москву, в Оперную студию К. С. Станиславского. На экзамене по сценическому мастерству Д. Андгуладзе было предложено выполнить следующее задание: «Вы находитесь в темной комнате, у Вас тяжелое настроение, подходите к двери балкона, открываете ее, на дворе солнечный радостный день». Он подошел к воображаемой двери, открыл ее, прислонился к косяку и глубоко вздохнул. Из темной глубины зала послышался бархатный голос Константина Сергеевича: «Верю, верю, молодец, грузин!»
     Мы потом спрашивали у отца, что же «сработало» тогда. Оказывается, когда он «раскрыл дверь», ему представился наш двор в родном Бахви, с его солнцем, зеленью и птицами - оттого и вздохнулось грустно и глубоко. Но это не просто случай на экзамене. Что бы он ни пел, что бы ни делал Д. Андгуладзе в течение своей 27-летней жизни на сцене, все было органично, все рождалось из глубин его художественной натуры. Его дарование, его честная богатая артистическая природа были как бы созданы для системы Станиславского. Константин Сергеевич очень полюбил своего ученика, даже поселил его у себя в «швейцарской», где отец прожил несколько месяцев, пока не нашел подходящую квартиру в Москве. Станиславский занимался с ним и дома и в театре. Об этом вспоминал Б. Хайкин, который работал в те годы в студии и подружился с Д. Андгуладзе. Дружба эта, крепкая, искренняя, родилась и продолжалась во время совместной творческой работы над «Богемой» Пуччини, которой руководил Станиславский.
     В студии Д. Андгуладзе спел партии Левко, Самозванца, Рудольфа и подготовил под руководством Константина Сергеевича роль Германа. С особым благоговением вспоминал он впоследствии вечера, проведенные в доме Станиславского; одному из первых читал Константин Сергеевич ему рукопись своей знаменитой книги «Работа актера над собой». Как драгоценная реликвия хранится у нас в семье большой портрет мастера русской сцены с надписью: «Милому «изменнику» Датико Андгуладзе от любящего его К. Станиславского. 1934, 28/П». В это время, вернувшись в Москву, Д. Андгуладзе уже работал в Большом театре СССР. Константин Сергеевич намекает на эту «измену». Но «изменником» системе Станиславского Д. Андгуладзе никогда не был, всю жизнь сохранил преданность ей, воспитывал по ней своих учеников.
     Органичность певческого и актерского начал была одной из характерных, ярко выраженных особенностей творческой индивидуальности и творческого метода Д. Андгуладзе. Каждая фраза, каждая интонация, каждый нюанс рождались из музыкальной жизни образа и сценической ситуации. Недаром так любили с ним работать выдающиеся режиссеры К. Марджанишвили, А. Ахметели, А. Цуцунава, Н. Смолич, И. Туманов.
     При исключительной силе и экспрессии драматической выразительности в его исполнении (и это другая, не менее характерная особенность актерского и музыкального облика Д. Андгуладзе) отсутствовал какой бы то ни было нажим или надрыв. Все отлича- лось мужественным достоинством и благородством. И потому драматизм органично сочетался с лиризмом, никогда не становился жестким. Сознательность и последовательность претворения своих принципов в вокально-сценической практике, а в дальнейшем и в педагогике, ставят Д. Андгуладзе в один ряд с выдающимися артистами мировой оперной сцены.
     Образы, созданные певцом, различны по стилю, который всегда диктовался эстетической сущностью самой музыки. Но основой всего творчества Д. Андгуладзе, безусловно, нужно признать романтизм - романтизм не как стилистическое начало, а как этический принцип, этический критерий по отношению к искусству, к жизни в искусстве, к жизни в образе. Именно романтизм, который в такой трактовке неотделим от реализма, придавал сценическим созданиям артиста одухотворенность и возвышенность.
     Галерея образов, воплощенных Д. Андгуладзе, обширна. Были среди них такие, которые он пронес через всю свою творческую жизнь: Абесалом, Герман, Манрико, Радамес, Хозе, Канио, Каварадосси. В целом же сценические образы Д. Андгуладзе можно условно сгруппировать примерно так: лирическая линия - Левко, Рудольф, Малхаз, Вертер, Каварадосси; линия виртуозно-героическая - Ричард, Рауль, Манрико, Арнольд, Радамес; линия эпическая - Самсон, Тариэл (Ш. Мшвелидзе создал эту партию специально для Д. Андгуладзе); линия трагическая - Абесалом и Отелло. Естественно, в реальной творческой практике все эти линии многократно перекрещивались, образы обогащали и дополняли друг друга, каждый раз оборачиваясь различными гранями.
     Хотелось бы особо выделить Германа, Хозе и Канио. Д. Андгуладзе представал в них истинным реалистом, до тонкостей проникавшим в сложную психологию своих героев. Простота и лаконичность воплощения были доведены артистом до совершенства и обуславливали ясность и четкость развития драматической коллизии, тем самым придавая стремительность и действенность сценической ситуации. Приобщить зрителя-слушателя ко всему, что происходит на сцене, мощным темпераментом и предельной правдивостью исполнения стереть грани между сценой и залом - вот чего удавалось достичь Д. Андгуладзе в лучших ролях и спектаклях. Это свойство дарования превыше всего ценил он и в других артистах и партнерах, таких как М. Мельцер, Ф. Мухтарова, Е. Сохадзе, А. Пирогов, Н. Печковский, 3. Гайдай, П. Амиранашвили.



     Высокие художественные достижения Д. Андгуладзе базировались на прочном фундаменте отточенного вокального мастерства. Основными его элементами были техника певческого дыхания и техника прикрытия звука. Над ними отец работал всю жизнь, пополняя и проверяя свои знания исполнительской практикой, изучением специальной литературы. Техника дыхания обеспечивала ему легкость эмиссии голоса, свободу вокализации. Техника прикрытия звука позволяла без особых усилий достигать предельно высоких нот тенорового диапазона. Старые меломаны в Москве и Тбилиси долго помнили эти головокружительные ре-бемоли в четвертом акте «Гугенотов» Мейербера... Однако сама по себе техника никогда не была для артиста самоцелью. Она оставалась лишь средством достижения художественной выразительности. Вместе с тем отец считал профессиональное совершенствование основой художественного мастерства вокалиста. И всю жизнь неустанно работал, благодаря чему до старости сохранил свежесть и чистоту звука.
     Мне не хотелось бы, чтобы создалось впечатление, будто на творческом пути отца не было трудностей. Они были, и на разных этапах - разные. Так, в конце 30-х годов, когда распространилось несколько прямолинейное толкование реалистического метода, в исполнительстве Д. Андгуладзе появились элементы натурализма, что создавало излишнюю нервозность сценического поведения. Не оставалась неизменной с годами и его техника дыхания. Д. Андгуладзе обладал, как говорится, от природы поставленным дыханием, безотказно служившим ему в первую пору работы на сцене. Но позднее артист, как и подобает профессионалу, стал все сознательнее относиться к этой стороне вокального мастерства, которое долгое время питала его вокальная интуиция. Распространенный в 30-х годах метод абдоминального (брюшного) типа дыхания, который артист попытался сознательно применить, привел к нежелательным результатам, голос стал тяжелеть, появилась опасность «качания». Д. Андгуладзе сумел преодолеть этот кризис. Особенно, как он отмечал, ему помогло влияние таких выдающихся мастеров, как С. Мигай и Е. Катульская. Наблюдения за их манерой пения, еголичные контакты с ними позволили грузинскому мастеру найти иные пути совершенствования вокальной техники. Они привели его в конечном счете к теории «парадоксального типа дыхания» выдающегося русского ларинголога и фониатра Л. Работнова. Я был свидетелем этого поразительного возрождения. Оказалось, рекомендации Работнова вернули Д. Андгуладзе те приемы певческого дыхания, которыми он интуитивно пользовался в молодые годы и которые были заложены в нем от природы. Если бы эта трансформация не имела принципиального значения, о ней можно было бы и не говорить. Верная научная теория помогает осознать естественные возможности организма, естественные закономерности его функционирования и сознательно развить их в творческой практике.
     Эта борьба, поиск и победа над собой принесли артисту новую волну вдохновения. Один за другим появились спектакли, исполненные исключительной художественной силы. Незабываемы выступления отца в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы.
     Вершиной творчества Д. Андгуладзе стала партия Отелло в одноименной опере Верди. По рассказам отца я знал, что всю жизнь он готовился выступить в этой партии. Именно здесь сказалось драгоценное свойство артиста органично сочетать лирическое с драматическим. Лиризм сообщал Отелло - Андгуладзе чистоту и возвышенность, чуткость и восторженность Ромео. Тем трагичнее воспринималась драматическая коллизия произведения, тем острее выявлялась борьба противоположных начал, тем неумолимей поток событий увлекал героев в пучину...
     Весь творческий путь Д. Андгуладзе, все его художественные и технологические искания логически привели артиста в вокальную педагогику. Д. Андгуладзе воспитал плеяду вокалистов. Среди них назовем безвременно скончавшегося А. Пирцхалаву, великолепного тенора, солиста Тбилисской оперы и ассистента Д. Андгуладзе; 3. Анджапаридзе, 3. Соткилаву, Э. Гецадзе, Е. Гурашвили, Г. Торонджадзе, А. Гагуа, В. Канделаки, М. Наморадзе, Т. Чачаву, Л. Джапаридзе, Н. Надибаидзе, Л. Надибаидзе, Л. Гведашвили, Т. Парцвания, В. Митаишвили, Т. Тогонидзе, педагога В. Самарова, а также автора этих строк.

«Советская музыка», № 11, 1982
Перепечатано в кн.: Нодар Андгуладзе. Homo cantor: Очерки вокального искусства. М., 2003. С. 198-205

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 274
Re: Выдающиеся грузинские певцы
« Ответ #16 : Январь 31, 2011, 13:02:54 »
Еще один грузинский тенор 1930-40-х гг., солист Большого театра - Давид Бадридзе



Несколько записей 1933 г.:

Романс Надира, дир. М.М. Ипполитов-Иванов
http://www.russian-records.com/details.php?image_id=9328

Колыбельная (Флис), ф-но Б.Л. Жилинский (ученик М.А. Балакирева)
http://www.russian-records.com/details.php?image_id=9329

Каватина Владимира Игоревича, дир. М.М. Ипполитов-Иванов
http://www.russian-records.com/details.php?image_id=11351

Фрагмент из кинофильма "Щит Джургая" с участием Д.Г. Бадридзе (1944):
http://www.youtube.com/watch?v=HQjP62iLW3k

Статья директора музея Большого театра В.И. Зарубина в "Музыкальной энциклопедии":

Бадридзе Давид (Датико) Георгиевич (1899 - 1987) - лирич. тенор, нар. арт. Груз. ССР (1943). В 1926 г. окончил Тбилисскую консерваторию (класс Е. А. Вронского). В 1926-34, 1941-44 солист Грузинского (в 1934-36 - Свердловского) т-ра оперы и балета, в 1936-41 и 1944-48 - Большого т-ра. В 1948 оставил сцену. Обладал мягким по тембру подвижным голосом, большой музыкальностью, артистизмом.

Партии: Малхаз ("Даиси" Палиашвили), Котэ ("Кето и Котэ" Долидзе), Ленский; Владимир ("Дубровский"), Альфред и Герцог ("Травиата" и "Риголетто"), Фауст, Вертер и др. Выступал как камерный певец, исполняя груз. нар. песни, произв. совр. авторов, неаполитанские песни. Работал в консерватории в Пхеньяне (1957-58) и в муз. уч-ще в Ханое (1959-61); силами студентов осуществил постановки оперы "Евгений Онегин", явившиеся огромным событием в муз. жизни Кореи и Вьетнама. В 1967-70 преподавал в консерватории в Каире, где организовал нац. оперную труппу и пост. оперу "Чио-Чио-сан".

В 1952-61 преподавал в Муз.-педагогич. ин-те им. Гнесиных (Москва), с 1961 - в Тбилисской консерватории (с 1972 профессор). Гос. пр. СССР (1950) за участие в фильме "Щит Джургая". С 1945 гастролировал за рубежом.
В.И. Зарубин


Записал более 40 пластинок. В 2004 г. вышла книга «Бадридзе, би-и-с!», написанная вдовой певца Евгенией Николаевной Бадридзе (примечательно, что книга была выпущена в известном издательстве «Языки славянской культуры»). К книге прилагается диск с записями певца.


ДАВИД ГЕОРГИЕВИЧ БАДРИДЗЕ, тенор
АРИИ из опер, романсы и песни ADD / MONO Т. Т. : 78. 20
1. Д. И. Аракишвили (1873—1953). Песня Аробщика («Сказание о Шота Руставели») 2.55 Музтрест 1815. Запись 1931 г.
2. 3. П. Палиашвили (1871—1933). Ария Малхаза («Даиси») 3.23
Грампласттрест НКТП (Народный комиссариат тяжелой промышленности) 3028 13. Запись 1935 г.
3. А. П. Бородин (1833—1883). Ария Владимира Игоревича («Князь Игорь») 5.08
Грампласттрест НКЛП (Нар. ком. легкой пром.) 02787/1. Запись 1933 г.
4. Э. Ф. Направник (1839—1916). Ария Владимира («Дубровский») 3.06
Грампласттрест НКТП 3035 14. Запись 1935 г.
5. Ш.Гуно (1818—1893). Каватина Фауста («Фауст») 6.16
Ленинградский Радиокомитет 2340 - 2341. Запись 1940 г.
6. Ж. Массне (1842—1912). Ария Вертера («Вертер») 3.11 Ленинградский Радиокомитет 2337. Запись 1940 г.
7. Ж.. Оффенбах (1819—1880). Куплеты Гофмана («Сказки Гофмана») 2.23 Грампласттрест НКТП 7573 /1. Запись 1938 г.
Р. Шуман (1810—1856). Четыре песни на стихи Г. Гейне в переводе И. Тюменева
8. Лотос (из цикла «Мирты»), соч. 25 № 7 1.58
9. Когда настал чудесный май (из цикла «Любовь поэта»), соч. 48 № 1 1. 17
10. Во сне я горько плакал (из цикла «Любовь поэта»), соч. 48 № 13 1. 48
11. Из слез моих (из цикла «Любовь поэта»), соч. 48 № 2 1.00
Грампласттрест НКТП 5835 /4 + 5836 /1. Записи 1937 г.
12. И. Г. Каргаретели (1867—1939). Арагва (Народная баллада) 3.10
Грампласттрест НКТП 718. Запись 1935 г.
13. И. Г. Каргаретели — Д. Рогаль-Левицкий. Весенний сон (Русск. текст А.Жарова) 2.33 Грампласттрест НКТП 10106 /3. Запись 1940 г.
14. Бонджованни. Генацвале (Неаполитанская песня с груз, текстом И. Гришашвили) 2. 53 Грампласттрест НКТП 3027 14. Запись 1935 г.
15. И. Кальман (1882—1953). Танго (Инструментовка И. Фурмана) 2.59 Грампласттрест НКТП 4599/1. Запись 1936 г.
16. Р. Фримль (1879—1972) — Г. Дудкевич. Песенка Чарли («Любовь — всегда любовь») 2.41
Грампласттрест НКТП 10126 /3. Запись 1940 г.
17. X. Падилья (1889—1960). Принцессита (Русск. текст Б. Ронгинского) 2.25 Ленинградский Радиокомитет 2600. Запись 1940 г.
18. В. Юрман (1903—?) и Б. Капер (1902—1983). Синьорина (Русск. текст Я. Маршака)
2. 04
Ленинградский Радиокомитет 2601. Запись 1940 г.
19. Дж. Верди (1813—1901). Баллада Герцога («Риголетто») 2.09 .
20. Ж. Бизе(1838—1875). Серенада Смита («Пертская красавица») 2.37
21. Н. А. Римский-Корсаков (1844—1908). Песня Индийского гостя («Садко») 3. 14
22. А. С. Аренский (1861 —1906). Песня Певца за сценой («Рафаэль») 2.11
23. М. М. Ипполитов-Иванов (1859—1935). Ария Оле («Оле из Норланда») 2. 05
24. П. И. Чайковский (1840—1891). Хотел бы в единое слово, соч. 1875 г. (Л. Мей из Г. Гейне) 1. 41
25. П. И. Чайковский. Ни слова, о, друг мой, соч. 6 № 2 (А. Плещеев) 2. 50
26. П. И. Чайковский. Растворил я окно, соч. 63 № 2 (К. Р.) 1. 55
27. П. И. Чайковский. Снова как прежде один, соч. 73 № 6 (Д. Ратгауз) 2. 03
28. Д. И. Аракишвили (1873—1953). На холмах Грузии (А. С. Пушкин в пер. на груз, яз.) 2.35
29. Инди-минди ( грузинская народная песня в обр. К. Поцхверашвили) 1.31
30. Ч. А. Биксио (1898—1978). Лунная серенада (авт. русского текста неизв.) 2.16
Записи на грампластинки 1931—1940 гг. Москва (1—4, 7—16); Ленинград (5, 6, 17,18) Указана исходная производственная нумерация грампластинок
Документальные записи конца 1940-х—1950-х гг. Москва (19—30)
На грузинском языке (1, 2, 12, 14, 28, 29)
Оркестр Государственного Академического Большого Театра (3, 4) Дирижер Михаил Ипполитов-Иванов (3) Дирижер Александр Мелик-Пашаев (4)
Оркестр Ленинградской государственной филармонии (5, 6) Дирижер С. Брог (5 , 6)
Хор Всесоюзного Радиокомитета (7)
Оркестр Московской государственной филармонии (7, 13, 16) Дирижер Александр Орлов (7) Дирижер С. Сахаров (13,16)
Джаз-оркестр Александра Грана (15)
Борис Жилинский, фортепиано (2, 8, 9, 12, 14) Софья Давыдова, фортепиано (17, 18) Пианисты неизвестны (1,19—30)
Использованы фономатериалы из личного архива нар. арт. Грузии Д. Г. Бадридзе

http://intoclassics.net/news/2010-04-07-15415
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1997286

Выходил также диск Д. Бадридзе на фирме "Malibran" (http://www.norpete.com/v1074.html), но, судя по описанию, он вряд ли чем-то отличается от этого диска.

Дочь певца - Бадридзе Лали Давидовна, старший научный сотрудник Гос. театрального музея им. А.А. Бахрушина, Президент Благотворительного фонда отечественного культурного наследия «Незабытые имена» (Москва). Фондом выпущены замечательные диски Д. Ойстраха, А. Мелик-Пашаева, М. Ипполитова-Иванова и др.
« Последнее редактирование: Январь 31, 2011, 13:18:52 от Максим »

Оффлайн savta

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 244
Re: Выдающиеся грузинские певцы
« Ответ #17 : Февраль 01, 2011, 08:23:13 »
Господа, у вас работает сайт intoclassics.net?
У меня нет.

Оффлайн Protestant

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 9
Re: Выдающиеся грузинские певцы
« Ответ #18 : Февраль 01, 2011, 11:23:39 »
Господа, у вас работает сайт intoclassics.net?
У меня нет.
у меня тоже нет :( похоже администрация сайта забыла домен проплатить

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 274
Re: Выдающиеся грузинские певцы
« Ответ #19 : Февраль 05, 2011, 11:54:45 »
Нашел еще один материал, связанный с постановкой "Гугенотов" Мейербера в Большом театре в 1934 г. (с участием Д. Андгуладзе в партии Рауля). Это небольшая статья А.Ш. Мелик-Пашаева, напечатанная в программке оперы в 1934 г. Мне показалась, что она заслуживает внимания.

О «Гугенотах»


В 1831 году на сцене парижской Большой оперы с невиданным успехом, перед которым померкла даже слава Россини, безраздельного властителя всех оперных подмостков Европы, прошла премьера «Роберта-Дьяво­ла», автором которой явился композитор Джакомо Мейербер.

«Гугеноты» — следующая после «Роберта» опера — захватывающим историческим сюжетом  и  блестящей музыкой окончательно упрочила славу Мейербера. Во­круг  его  имени начали ломать копья в страстных и ожесточенных спорах. Громадное большинство, в том числе и Г. Гейне, в восторге провозгласило его гением, меньшинство же, во главе с Шуманом и Вагнером, же­стоко его бранило, считая ловким дельцом, умело угож­давшим вкусам господствовавшего класса (это, впрочем, не мешало Вагнеру находиться под влиянием Мейербера весь первый период своего творчества — «Риенци», «Моряк-скиталец», частично «Лоэнгрин» — и даже поль­зоваться его покровительством для постановки своих ранних опер).

Как нередко бывает в подобных случаях, истина на­ходилась посередине. Впитав в себя бойкость и эле­гантность французской ритмики, строгость немецких гармоний, роскошь и богатство итальянского мелоса, Мейербер оказался чистейшим эклектиком и абсолютно нового слова в области оперы не сказал. Однако ис­кренние, горячие переживания его героев, их бурные страсти, яркая, подчас гениальная музыкальная харак­теристика образов, верность драматических положений, введение грандиозных массовых сцен и изысканные, не­слыханные до тех пор оркестровые краски (все это на фоне господствовавшего тогда итальянизма с его убо­гостью сюжета, увлечением вокальными мелодиями в ущерб художественной правде и бедностью инструмен­тального сопровождения) несомненно создали удобную почву для произрастания и дальнейшего победного ше­ствия вагнеровской музыкальной драмы. В этом заклю­чается огромный смысл и значение Мейербера в разви­тии оперной музыки.

Из русских композиторов, ценивших талант Мейер­бера и так или иначе отобразивших его влияние в своем оперном творчестве, следует указать на Серова, впо­следствии вагнериста и ожесточенного противника Мей­ербера, Рубинштейна и отчасти Чайковского (в «Орле­анской деве»).

Чем же ценна опера «Гугеноты», если рассматривать ее как материал для работы театра?

Прежде всего богатством вокального материала.

Все главные партии оперы, требуя от исполнителей большой легкости звука, технической виртуозности, громадного диапазона, драматического напряжения и большой страсти, написаны, вместе с тем, чрезвычайно удобно и эффектно. Поэтому они предоставляют испол­нителям обширный материал для полного выявления всех качеств их голосовых средств и, следовательно, яв­ляются полезнейшей школой для вокалистов.

Здесь уместно отметить наиболее выдающиеся мо­менты оперы: элегантный и вместе с тем напряженный выход Рауля, его лирический романс, протестантский хорал и воинственную песнь Марселя в первом дейст­вии, импровизационную, брызжущую яркими мелодиями большую арию Королевы во втором действии, строгий романтический (в стиле Вебера и Мендельсона) дуэт Валентины и Марселя в третьем действии, всю вдохно­венную сцену благословения мечей, полную мрачного подъема и героического пафоса, и, наконец, как блестя­щее завершение оперы — знаменитый дуэт последнего действия — «один из лучших, — по словам Крейцера, — гимнов любви, который композитор вырвал из своего сердца и бросил его еще трепещущим на сцену».

Во-вторых, «Гугеноты», как материал для работы театра, ценны исключитель­но  богатой  инструментовкой.

По смелым комбинациям оркестровых тембров, разно­образию и свежести сочетаний групп, изяществу и мощи звучаний опера по своему  времени  мало имела равных себе и, оказав влияние на многих последующих француз­ских композиторов, явилась, несомненно, предшествен­ницей вагнеровского оркестра. [...]

Наконец, в-третьих, ценность представ­ляют грандиозные масштабы оперы с обилием живых хоровых сцен, захватывающих драмати­ческих положений и широко развернутых ансамблей, достигающих в последнем акте (сцена благословения мечей) необычайной мощи и подъема, когда возбужден­ная монахами толпа в фанатическом экстазе поет унисо­ном широкую и торжественную мелодию, подкрепленную громовыми раскатами всего оркестра.

Это кульминационный пункт оперы, — и он подлинно гениалeн.
Из программы «Гугеноты» в Большом театре, 1934
Перепечатана в сб.: Мелик-Пашаев  А. Ш. Воспоминания. Статьи. Материалы. М., 1976.