Автор Тема: Выдающиеся грузинские певцы  (Прочитано 27192 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1885
    • Русское исполнительское наследие на CD
Выдающиеся грузинские певцы
« : Декабрь 25, 2010, 23:28:43 pm »
Думаю, что имеет смысл посвятить отдельную тему легендарным грузинским оперным певцам.  Тем более, что без многих из них практически невозможно представить историю Большого театра. И начнем мы с певца, с чьим именем связано возникновение  грузинской классической вокальной традиции - легендарного "грузинского соловья" Вано Сараджишвили (сцен. псевдоним Сараджев). В прошлом году отмечалось 130 лет со дня его рождения.



Известный оперный режиссёр Н. Н. Боголюбов вспоминал: "Я прожил долгую жизнь, полную разнообразных событий, но впечатление от голоса, от фигуры, от игры, от выразительных глаз этого певца не исчезло до сих пор! Стройный, горячий, как молодой арабский конь, Сараджев вносил с собой на сцену темперамент своей солнечной родины; его голос, теплый и будто немного усталый, возбуждал у слушателя те ощущения, которые возникают при чтении знаменитого стихотворения французского поэта Поля Верлэна “Осенняя песнь”, где каждый звук, каждое слово равноценны музыке".
 
Вот так звучал голос легендарного тенора:  http://www.youtube.com/watch?v=7Dk5XB2gkn8&feature=related




Биографическая справка из словаря А.М. Пружанского "Отечественные певцы":

САРАДЖИШВИЛИ (сцен. псевд. Сараджев, Сараджини), Вано (Иван Петрович), 1(13).5.1879, г. Сигнах Тифлис. губ., ныне Сигнахи — 11.11.1924, Тифлис — арт. оперы (лирико-драм. тенор), концерт. певец и арт. кино. Нар. арт. ГССР (1923). Родился в семье педагога. С 1888 жил в Тифлисе, где до 1895 учился в гимназии. В 1897—1900 солист нар. хора п/у С. Кавсадзе, с 1898 одновременно обучался игре на виолончели в Тифлис. муз. уч-ще. Выступал в концертах вместе с З. Палиашвили. С 1903 обучался пению в Петербурге, сначала у И. П. Прянишникова, затем у А. Панаевой-Карцовой. В том же году впервые выступил в концерте, в к-ром исп. груз. песню "Урмули" ("Аробная"); с тех пор часто принимал участие в груз. вечерах-концертах. В 1906 дебютировал в партии Альфреда ("Травиата" Дж. Верди) на сцене петерб. Итал. оперной антр. А. А. Церетели, где выступал с Я. Вайдой-Королевич, Т. Руффо и Л. Кавальери. Осенью того же года с большим успехом выступил в Тифлисе в операх "Евгений Онегин" П. Чайковского, "Травиата" Дж. Верди, "Фауст" и "Риголетто" Дж. Верди. В 1906—08 совершенствовался в вокальном искусстве в Милане у проф. Кастелано. В 1908 дебютировал в милан. т-ре "Ла Скала", затем выступал в Турине, Парме, Триесте, Париже, Ницце (здесь его слушал писатель А. Куприн), Брюсселе и в городах Германии (под псевд. Сараджини). Исп. в концертах рус. и груз. нар. песни. В Италии установились дружеские отношения с Т. Руффо (жил у него), Э. Джиральдони и Ф. И. Шаляпиным. С 1908 пел в петерб. Итал. труппе (антр. У. Гвиди; партнёры: О. Баронат и Э. Джиральдони). Позднее гастролировал в Тифлисе (1914), Саратове, Москве, Петербурге (вместе с Дж. Ансельми), Киеве, Харькове, Кисловодске. В 1915—16 пел в труппе И. Палиашвили, с к-рой гастролировал в Екатеринбурге, Перми, Хабаровске, Благовещенске, Чите, Якутске, Омске, Томске. В 1916—17 солист Бакин. оперы, с 1918 — Тифлис. оперного т-ра.


Обладал сильным, красивым "чарующего" тембра голосом (современники сравнивали его с голосом А. Мазини), актер. талантом, имел яркую сцен. внешность. В манере исп. сочетались традиции рус. вокальной школы, итал. "бельканто" и характерные черты груз. вокального искусства. Создатель нац. стиля вокального исполнительства. Репертуар насчитывал свыше 35 партий.

1-й исп. партий в груз. классических операх: Ясона ("Кристинэ" Р. Гогниашвили, 1918), Шота ("Сказание о Шота Руставели" Д. Аракишвили, 1919), Малхаза ("Даиси" З. Палиашвили, 1923; последняя роль певца).

Лучшие партии: Ленский ("Евгений Онегин" П. Чайковского), Альфред ("Травиата" Дж. Верди), Герцог ("Риголетто" Дж. Верди), Хозе ("Кармен" Ж. Бизе), Рауль де Нанжи ("Гугеноты" Дж. Мейербера), Надир ("Искатели жемчуга" Ж. Бизе), Котэ ("Кето и Котэ" В. Долидзе), Абесалом ("Абесалом и Этери" З. Палиашвили, один из первых исп.; в этой роли его запечатлел скульптор Н. В. Долидзе. Этот скульптурный портрет хранится в ГЦММК).

Др. партии: Владимир Игоревич ("Князь Игорь" А. Бородина), Князь Синодал ("Демон" А. Рубинштейна), Царь Берендей ("Снегурочка" Н. Римского-Корсакова), Индийский гость ("Садко" Н. Римского-Корсакова), Герман ("Пиковая дама" П. Чайковского); Фауст (одноим. опера Ш. Гуно), Ромео ("Ромео и Джульетта" Ш. Гуно), Фра-Дьяволо ("Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине" Д. Обера), Джеральд ("Лакме" Л. Делиба), Вильгельм Мейстер ("Миньон" А. Тома), Кавалер де Грие ("Манон" Ж. Массне), Альмавива ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Радамес ("Аида" Дж. Верди), Каварадосси ("Тоска" Дж. Пуччини), Пинкертон ("Чио-Чио-сан"/"Мадам Баттерфляй" Дж. Пуччини), Вальтер Штольцинг ("Нюрнбергские мейстерзингеры" Р. Вагнера), Лоэнгрин (одноим. опера Р. Вагнера).

Партнёры: О. А. Бахуташвили-Шульгина, Н. Ван-Брандт, Э. Джиральдони, С. И. Инашвили, Л. Кавальери, В. Кржановский, Л. Липковская, Ф. Мухтарова, Ф. Н. Поляев, Е. М. Попова, Е. А. Спытко-Краковская. Пел п/у Н. Г. Картвелишвили, И. Палиашвили, С. А. Столермана.

В концертах исп. первые груз. романсы М. Баланчивадзе, Д. Аракишвили и груз. нар. песни. Талант певца высоко ценили Н. Н. Боголюбов, Л. В. Собинов, Ф. И. Шаляпин.

Записывался на грампластинки ("Граммофон", 1912, 1915); архив. записи — "Мелодия", 1985.

В 1923 С. снимался в роли Яго в немом кинофильме "Отец-убийца".

Имя певца присвоено Тбилис. конс. (1947).

Немногочисленные записи:

http://www.youtube.com/watch?v=8K6D47RvjJY
http://www.youtube.com/watch?v=5rGKdeb6LqU&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=GA9dE5IpjiE&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=CtInLXeXxVQ&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=uEt4qPsoeDQ&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=kno30BwT-oU&feature=related

Ролик с фотографиями: http://www.youtube.com/watch?v=zIdtT3rCUV4&feature=related
« Последнее редактирование: Декабрь 26, 2010, 10:48:57 am от Максим »

savta

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 244
Re: Выдающиеся грузинские певцы
« Ответ #1 : Декабрь 25, 2010, 23:53:46 pm »
Я как раз недавно наткнулся на ютюбе на него, и подумал - вот, еще один забытый брильянт.
Кстати, именно Сараджишвили первым открыл Муртузу Мамедова - наикрупнейшего азербайджанского певца и музыковеда, который стал столпом в истории развития Азербайджанского музыкального искусства, о котором я недавно постил, и открыл ему дорогу в Ла-Скала, к Ансельми и Грани, к почитанию Козловского и Лемешева.

еще пара менее известных имен:

Давид Андгуладзе
Нико Кумсиашвили
Тенгиз Заалишвили

и многие другие.
« Последнее редактирование: Декабрь 26, 2010, 00:07:46 am от savta »

Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1885
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Выдающиеся грузинские певцы
« Ответ #2 : Декабрь 26, 2010, 00:30:17 am »
Давид Андгуладзе
Нико Кумсиашвили
Тенгиз Заалишвили

и многие другие.

Вот Давида Андгуладзе еще ни разу не слышал. Интересно было бы что-нибудь найти.  Сараджишвили, действительно, бриллиант.

Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1885
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Выдающиеся грузинские певцы
« Ответ #3 : Декабрь 26, 2010, 01:50:36 am »
Кстати, именно Сараджишвили первым открыл Муртузу Мамедова - наикрупнейшего азербайджанского певца и музыковеда, который стал столпом в истории развития Азербайджанского музыкального искусства

Их голоса во многом похожи: http://www.youtube.com/watch?v=0mp2kDMvctM

savta

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 244
Re: Выдающиеся грузинские певцы
« Ответ #4 : Декабрь 26, 2010, 03:20:04 am »
Кстати, Тенгиз Заалишвили тоже отлично пел.

http://www.youtube.com/watch?v=_WgO8QgWErU&feature=related

Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1885
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Выдающиеся грузинские певцы
« Ответ #5 : Декабрь 26, 2010, 11:29:59 am »
Кстати, Тенгиз Заалишвили тоже отлично пел.

http://www.youtube.com/watch?v=_WgO8QgWErU&feature=related

Наверное, ко многим груз. певцам того времени можно было бы отнести вышеприведенную характеристику: "В манере исп. сочетались традиции рус. вокальной школы, итал. "бельканто" и характерные черты груз. вокального искусства". Но хотелось бы вернуться к Вано Сараджишвили.

Из воспоминаний Г. Леонидзе о пребывании в Тбилиси С. Есенина:

    "Влюбленный в русскую песню, сам отличный певец, он очень полюбил и наши напевы. Особенно нравилась ему "Урмули" (аробная). Не помню, слышал ли он божественное исполнение Вано Сараджишвили (http://www.youtube.com/watch?v=kno30BwT-oU&feature=related), но похороны этого "грузинского соловья" совпали с пребыванием Есенина в Тбилиси и потрясли его своей грандиозностью. Это был подлинно национальный траур. Но в тот же день был назначен есенинский вечер, и поэт был уверен, что вечер сорвется. Каково же было его удивление, когда зал Совпрофа, где он должен был читать стихи, оказался буквально переполненным. Публика восторженно приняла любимого поэта. Есенин читал великолепно. Траурный полдень и поэтический вечер этого дня надолго объединили в сознании тбилисцев два редких самородных таланта -- Сергея Есенина и Вано Сараджишвили".
http://esenin.ru/about-esenin/memories/1211-article.html

 
« Последнее редактирование: Декабрь 26, 2010, 13:00:37 pm от Максим »

Catarina P.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 374
    • E-mail
Re: Выдающиеся грузинские певцы
« Ответ #6 : Декабрь 26, 2010, 15:37:37 pm »
А еще следовало бы упомянуть такого замечательного грузинского певца, артиста, солиста "Ла Скала", как Паата Бурчуладзе.

Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1784
Re: Выдающиеся грузинские певцы
« Ответ #7 : Декабрь 26, 2010, 15:39:46 pm »
А еще следовало бы упомянуть такого замечательного грузинского певца, артиста, солиста "Ла Скала", как Паата Бурчуладзе.
Тогда еще нужно Зураба Анджапаридзе и Зураба Соткилава.

Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1885
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Выдающиеся грузинские певцы
« Ответ #8 : Декабрь 26, 2010, 19:14:50 pm »
Мы все-таки продолжим по порядку. Еще один выдающийся певец, стоявший у истоков грузинской национальной вокальной исполнительской школы - баритон Сандро Инашвили  С.Я. Лемешев упоминает его как одного из лучших исполнителей партии Евгения Онегина, с которыми ему довелось выступать.



ИНАШВИЛИ (сцен. псевд. Инаев) Александр (наст. имя Сандро) Иович, 11(23).8.1889 (в нек-рых источ. 1887), Тифлис — 4.6.1958, Тбилиси — арт. оперы (лирико-драм. баритон), концерт. певец, режиссёр и вокальный педагог. Нар. арт. СССР (1950). Род. в семье столяра. В 1907 после смерти отца оставил гимназию и поступил молотобойцем в кузнечный цех ж.-д. мастерских, позднее (до 1911) работал там же в бухгалтерии. Обладая красивым дискантом, с семи лет пел в хоре п/у С. Кавсадзе, в 1908—10 — в хоре "Нар. муз. общества" п/у Н. Сулханишвили. С 1910 брал уроки пения у Н. Коваленского. В 1911—16 учился в вокальной студии Е. К. Ряднова. В 1912 дебютировал на сцене тифлис. Нар. дома в партии Эскамилио ("Кармен" Ж. Бизе). Позднее пел в антр. С. И. Евлахова, с к-рой гастролировал в Кутаиси, Батуми, Сухуми, Баку, Грозном и др. городах. С 1916 ведущий солист Тифлис. оперного т-ра, с 1933 зав. худож. частью Тбилис. т-ра оперы и балета. В 1923 по совету А. Сумбаташвили-Южина совершенствовался в вокальном искусстве в Милане у Э. Джиральдони, затем выступал на сцене оперного т-ра г. Мачерато в операх "Кармен" Ж. Бизе, "Фаворитка" Г. Доницетти, "Трубадур" Дж. Верди. В 1925 победил на конкурсе вокалистов в Милане и был приглашен в Мадрид. оперный т-р, где пел в "Аиде" Дж. Верди, "Трубадуре" Дж. Верди, "Тоске" Дж. Пуччини, "Андре Шенье" У. Джордано и с наибольшим успехом в "Кармен" Ж. Бизе. Гастролировал в Москве (Большой т-р, 1925), Ленинграде (1932), Ереване, Баку, Харькове.



Эскамильо

Обладал подвижным, глубоким (в среднем и нижнем регистрах) голосом исключительно красивого тембра и широкого диапазона. Его исп. отличалось артистизмом и выразительностью. Его репертуар насчитывал ок. 50 партий. И. — один из основоположников груз. оперно-вокального искусства.

1-й исп. партий (в операх груз. композиторов): Мурмана ("Абесалом и Этери" З. Палиашвили, 1919), Мгосани ("Сказание о Шота Руставели" Д. Аракишвили, 1919), Реваза и Теймураза ("Лейла" В. Долидзе, 1922).

в Москве — Гоча ("Коварная Тамара" М. Баланчивадзе, 3-я ред., 1937).

Лучшие партии: Мурман ("Абесалом и Этери" З. Палиашвили), Гоча ("Коварная Дареджан" М. Баланчивадзе), Киазо ("Даиси" З. Палиашвили), Евгений Онегин (одноим. опера П. Чайковского), Эскамилио ("Кармен" Ж. Бизе).


Отар-бег (М.М. Ипполитов-Иванов "Измена")

Др. партии: Борис Годунов (одноим. опера М. Мусоргского), Князь Игорь (одноим. опера А. Бородина), Демон (одноим. опера А. Рубинштейна), Григорий Грязной ("Царская невеста" Н. Римского-Корсакова), Князь Елецкий ("Пиковая дама" П. Чайковского), Отар-бег ("Измена" М. Ипполитова-Иванова); Валентин и Мефистофель ("Фауст" Ш. Гуно), Граф де Невер ("Гугеноты" Дж. Мейербера), Атанаэль ("Таис" Ж. Массне), Фигаро ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Риголетто (одноим. опера Дж. Верди), Жорж Жермон ("Травиата" Дж. Верди), Амонасро ("Аида" Дж. Верди), Альфио ("Сельская честь" П. Масканьи), Скарпиа ("Тоска" Дж. Пуччини), Вольфрам фон Эшенбах ("Тангейзер" Р. Вагнера).



Партнёры: О. А. Бахуташвили-Шульгина, Б. Залипский, Л. Н. Исецкий, Л. Кавсадзе, М. Д. Кварелашвили, Н. Г. Кумсиашвили, Ф. Поляев, В. П. Сараджишвили, Е. А. Спытко-Краковская, Н. А. Цомая. Пел п/у А. Ш. Мелик-Пашаева, З. Палиашвили, С. А. Столермана.

Выступал и как концерт. певец.

В конце 1920-х — нач. 30-х гг. поставил на сцене Тбилис. оперного т-ра "Аиду" Дж. Верди и "Евгения Онегина" П. Чайковского.

С 1927 вёл педагогич. работу в Тбилис. конс., где на протяжении пяти лет рук. оперным классом и вокальной кафедрой, затем вёл кл. сольного пения.

Среди его учеников — М. Амиранашвили, Н. Джапаридзе, П. Заамешвили, Ш. А. Кикнадзе (? — 1951), Т. Такидзе-Орджоникидзе, П. Томадзе, И. Шушания.

Вёл активную муз.-общ. деят-сть: был членом правления профсоюза работников искусств, худож. советов Тбилис. оперного т-ра, конс., жюри конкурсов.

Лит.: Шавгулидзе Г. В. Дни и годы Тифлисского оперного театра. — Тбилиси, 1936. С. 43—45;
Кашмадзе Ш. Сандро Инашвили. — Тбилиси, 1948 (на груз. яз.);
Хучуа П. Выдающийся певец // Заря Востока (Тбилиси). 1957. 30 мая;
Хучуа П. Тбилисский Государственный ордена Ленина театр оперы и балета им. З. П. Палиашвили: Краткий очерк. — Тбилиси, 1958;
Квалиашвили М. Сандро Инашвили — артист и человек. (К 80-летию со дня рождения) // Веч. Тбилиси. 1967. 23 авг.

(из словаря А.М. Пружанского "Отечественные певцы")

Подобно В. Сараджишвили снимался в кино - в фильме "Казаки" по повести Л. Толстого (реж. В. Барский, 1928 г.) - http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/13104/annot/

Немногочисленные записи С. Инашвили (1936-37 гг.) были отреставрированы и выпущены фирмой "Мелодия" на пластинке:

ИНАШВИЛИ Сандро (М 10 46025 003)

1. Оровела (Д. Аракишвили);
2. Ария Мурмана («Абесалом и Этери» З. Палиашвили);
3. Ария Гоча («Коварная Дареджан» М. Баланчивадзе);
4. Каватина Абдул-Араба («Сказание о Шота Руставели» Д. Аракишвили);
5. Ария Киазо («Даиси» З. Палиашвили);
6. Дуэт Киазо и Цангалы («Даиси» З. Палиашвили). На груз. яз. / Исполнители: С. Инашвили (Киазо), В. Хомашуридзе (Цангала)
 Т. Дуненко (ф-п, 1), орк. Гос. акад. т-ра оперы и балета им. З. Палиашвили, дир. Е. Микеладзе (№ 2, 4—6), Д. Мирцхулава (№ 3).


С. Инашвили - Киазо (З.П.  Палиашвили "Даиси")

Послушайте фрагмент из оперы "Даиси" в исполнении Сандро Инашвили и Владимира Хомашуридзе:

http://www.youtube.com/watch?v=TnmXYVK-2_I&feature=related  (04:04 - ария Киазо)

http://www.youtube.com/watch?v=PTzpkTjpoDg (сцена Киазо и Цангала и песня Киазо)

Легендарная живая запись со сцены Большого театра во время декады грузинского искусства в Москве в 1937 г. Дирижер - Евгений Микеладзе (в том же году был репрессирован).
« Последнее редактирование: Декабрь 26, 2010, 19:32:37 pm от Максим »

Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1885
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Выдающиеся грузинские певцы
« Ответ #9 : Декабрь 27, 2010, 00:45:24 am »
Говоря об основоположниках грузинской классической вокальной школы, нельзя не упомянуть замечательную певицу и педагога, профессора тбилисской консерватории - Ольгу Александровну Бахуташвили-Шульгину.



БАХУТАШВИЛИ-ШУЛЬГИНА (урожд. Бахуташвили; по мужу и на сцене Шульгина; сцен. псевд. Рионели) Ольга Александровна, 1(13).3.1879 (в нек-рых источ. 1876), Кутаиси — 29.5.1950, Тбилиси — арт. оперы (лирико-драм. сопрано) и вокальный педагог. Нар. арт. ГССР (1942). Первая груз. профессиональная оперная певица. Род. в семье врача. Пению обучалась с 19 лет в Тифлис. муз. уч-ще (кл. Е. К. Ряднова, с 1900 у П. Ронци). В 1901 дебютировала в партиях Лизы ("Пиковая дама" П. Чайковского) и Аиды (одноим. опера Дж. Верди) в Тифлис. опере, где выступала один сезон (под сцен. псевд. Рионели); затем пела в моск. т-ре "Аквариум" (антр. А. А. Церетели). Здесь её услышала певица Э. К. Павловская, к-рая, оценив талант молодой артистки, помогала ей в работе. В 1902 занималась на петерб. Высших вокальных курсах И. П. Прянишникова, в 1903 совершенствовалась в пении в Париже у Текки и в Милане у П. Видаля и А. Броджи. Выступала в Киев. опере (1904—06, антр. М. Бородая), в Саратове (сезон 1906/07, антр. Н. Л. Мандельштама-Вронского), в Одессе (1906—09); позже гастролировала в Тифлисе (1910, Оперное товарищество под упр. А. А. Эйхенвальда), Харькове, Казани, Екатеринбурге (1912—13), Кисловодске, Баку (1916—17). В 1909—27 солистка Тбилис. оперного т-ра (с 1923 выступала эпизодически).


Чио-Чио-Сан

"Все, что ей дала природа, было прежде всего красиво: лицо, походка, тембр голоса. Ничего выдающегося её голос собой не представлял, но он был мягкий и ласково-приятный... В драматическом репертуаре этот голос был недостаточен, мал по калибру... Зато в ролях, не требующих голосового напряжения, например, в роли Татьяны, Шульгина была вокально хороша, и в сценическом воплощении образа у неё рождалась свобода. На редкость хорошо Шульгина исполняла роль мадам Баттерфляй, трогая слушателей до слез" (С. Левик).

1-я исп. партий: Марии ("Боярин Орша" К. Агренева-Славянского, 1910), Сестры Беатрисы ("Сестра Беатриса" Б. Яновского, 1910), Русуданы ("Сказание о Шота Руставели" Д. Аракишвили, 1919), Этери ("Абесалом и Этери" З. Палиашвили, 1919);

в Киеве — Азы ("Манру" И. Падеревского, 1904; заслужила одобрение присутствовавшего на премьере композитора);

в Екатеринбурге — Марты ("Долина" Э. д’Альбера, 1912).

в Тифлисе — Чио-Чио-сан ("Чио-Чио-сан"/"Мадам Баттерфляй" Дж. Пуччини, 1919);


Чио-Чио-Сан

Лучшие партии: Тамара ("Демон" А. Рубинштейна), Мария ("Мазепа" П. Чайковского), Иоланта (одноим. опера П. Чайковского), Недда ("Паяцы" Р. Леонкавалло), Чио-Чио-сан.

Др. партии: Ярославна ("Князь Игорь" А. Бородина), Маша ("Дубровский" Э. Направника), Лиза ("Пиковая дама" П. Чайковского), Татьяна ("Евгений Онегин" П. Чайковского), Марфа ("Царская невеста" Н. Римского-Корсакова), Волхова ("Садко" Н. Римского-Корсакова); Шарлотта ("Вертер" Ж. Массне), Селика ("Африканка" Дж. Мейербера), Елизавета ("Тангейзер" Р. Вагнера).

Партнёры: Ф. А. Антонов, И. И. Барсов, Н. Гукасов, А. А. Демьяненко, Б. Залипский, С. И. Инашвили, Н. М. Калинина, В. И. Касторский, Л. М. Клементьев, М. К. Максаков, В. П. Сараджишвили, М. Сокольский, М. Феррари. Пела п/у К. Агренева-Славянского, С. П. Барбини, Н. Миклашевского, А. М. Пазовского, З. Палиашвили, С. А. Столермана, Б. К. Яновского.

В 1903 в Киеве исп. сольную партию в "Реквиеме" В. А. Моцарта (в ансамбле с Е. Ковельковой, Б. Махиным, В. Лосским).

Записала на грампластинки 6 арий и романсов Н. Римского-Корсакова и П. Чайковского (Киев, "Граммофон", 1904).

В 1921 была худож. рук. Тбилис. гос. нар. оперы.

С 1918 вела педагогич. деят-сть в Тбилис. муз. уч-ще, затем в конс. (с 1921 проф., с 1926 декан вокального ф-та). Одна из основоположниц груз. вокальной школы.

Среди её учеников — М. П. Амиранашвили, П. В. Амиранашвили, Г. М. Гогичадзе, Л. М. Гоциридзе, М. Кварелашвили, В. М. Малькова, Н. Микеладзе (или Микиладзе), М. Н. Накашидзе, Ю. Н. Палиашвили, Е. Сохадзе, Т. Тактакишвили, Н. Цомая. По инициативе Б.-Ш. в 1926 был создан первый груз. научно-вокальный кружок, в 1937 — Тбилис. отд. охраны детского голоса.

Соч.: Опыт вокальной педагогики: (Сб. повседневных упражиений для установки звука. 12 уроков — 36 упражнений). — Тбилиси, 1935 (на груз. яз.);
Каденции и мелизмы. Тбилиси, 1940;
23 вокализа на грузинские народные темы для высокого голоса. — Тбилиси, 1941;
Методические работы (рук.) — Три этапа голосообразования: зарождение, развитие и посыл звука. Специальная работа над голосом колоратурного типа. К вопросу работы над детскими голосами. — Библиотека Тбилис. конс. им. В. П. Сараджишвили.

Лит.: Шавгулидзе Г. В. Дни и годы Тифлисского оперного театра. — Тбилиси, 1936. С. 30—31, 49, 52;
Бахуташвили Н. К. Ряднов, Бахуташвили-Шульгина, Вронский. Очерки по истории вокального образования в Грузии. — Тбилиси, 1959;
Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 58;
Квалиашвили М. Г. По трудному пути. Воспоминания. — Тбилиси, 1969. С. 52—53;
Кравейшвили Б. И. Незабываемое: Записки певца. — Тбилиси, 1970. С. 50—51;
Атанелов И. Х. Исполнительская деят-сть и вокально-педагогические принципы Д. Я. Андгуладзе и его учеников (диссертация, машинопись, 1976) — ГБЛ, л. 19—21.
(из словаря А.М. Пружанского "Отечественные певцы")

Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1885
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Выдающиеся грузинские певцы
« Ответ #10 : Декабрь 28, 2010, 01:39:52 am »
Прежде чем перейти к следующему поколению певцов (1920-50-х гг.), надо вспомнить о певце и педагоге Е.А. Вронском, воспитавшем целую плеяду выдающихся грузинских певцов, среди которых особенно выделяются "три Давида", некоторое время бывших солистами Большого театра - Давид Андгуладзе, Давид Бадридзе и Давид Гамрекели. Кроме того, у него учились Владимир Канделаки, Надежда Харадзе и многие другие известные груз. певцы.

ВРОНСКИЙ Евгений Алексеевич, 29.12.1882 (10.1.1883), с. Сорочинское Самарской губ., ныне г. Сорочинск Оренбургской обл. — 30.4.1942, Тбилиси — арт. оперы (лирич. баритон), режиссёр и вокальный педагог. Нар. арт. ГССР (1941). Род. в семье мирового судьи. С детства увлекался музыкой и т-ром, участвовал в любительских спектаклях. Окончив в 1902 астрахан. реальное уч-ще, поступил во Львов. политехнический ин-т, где проучился два года. В этот период принимал участие в студенческих спектаклях, исп. в концертах арии из опер и рус. нар. песни. В 1904 по совету композитора и пианиста И. Падеревского отправился с его рекомендательным письмом в Милан к проф. А. Пасхалис ди Суверестро. В 1907 вместе с учителем переехал в Дрезден, где продолжил обучение пению до 1908. 3 марта 1908 выступил в партии Вагнера ("Мефистофель" А. Бойто) в Монте-Карло (т-р "Казино", где был партнёром Д. А. Смирнова, Ф. И. Шаляпина, М. Шеналь, Б. Дешан-Жеэн, Ж. Дюриф. Дирижёр А. Поме). Вернувшись в Россию, подготовил в Москве оперные партии под рук. дирижёра Б. Плотникова. В 1909—11 выступал в труппе моск. Сергиевского Нар. дома, в сезонах 1911/12 — в Одесской опере (антр. М. Ф. Багрова), в 1912/13 — в Тифлис. опере, в 1913—14 — в Екатеринбурге, в 1914—15 — в Житомире, Минске и петрогр. Нар. доме, в 1915—19 солист Тифлис. оперы (антр. С. И. Евлахова). Летом 1912 с антр. М. Медведева выезжал на гастроли в Кишинёв, Николаев, Херсон, Винницу, Луганск, Кременчуг, а также в Румынию.


Е. Вронский - Фигаро ("Севильский цирюльник")

Обладал голосом мягкого тембра, большой музыкальностью, ему были свойственны природный артистизм и актер. обаяние. "Евгений Алексеевич Вронский принадлежал к той категории артистов, которые, создавая новые образы, внутренне перевоплощаясь, растворяются в музыкальном образе, подчиняясь всем движениям музыкального рисунка и его логической правде" (Н. Бахуташвили)*. Репертуар певца насчитывал ок. 20 партий.

1-й исп. партий: Иоахима Мюрата ("В 1812 году" Б. Яновского, 1912), Он ("Любовь и преступление" Э. И. Гранелли, 1916);

в Екатеринбурге — Джека Ренса ("Девушка с Запада" Дж. Пуччини, 1914).

Лучшие партии: Демон (одноим. опера А. Рубинштейна), Князь Игорь (одноим. опера А. Бородина), Евгений Онегин (одноим. опера П. Чайковского), Князь Елецкий ("Пиковая дама" П. Чайковского), Григорий Грязной ("Царская невеста" Н. Римского-Корсакова), Фигаро ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Валентин ("Фауст" Ш. Гуно), Амонасро ("Аида" Дж. Верди), Скарпиа ("Тоска" Дж. Пуччини).

Др. партии: Мизгирь ("Снегурочка" Н. Римского-Корсакова), Мазепа (одноим. опера П. Чайковского), Роберт ("Иоланта" П. Чайковского), Князь Никита Данилыч Курлятев ("Чародейка" П. Чайковского); Граф де Невер ("Гугеноты" Дж. Мейербера), Меркуцио ("Ромео и Джульетта" Ш. Гуно), Эскамилио ("Кармен" Ж. Бизе), Риголетто (одноим. опера Дж. Верди), Жорж Жермон ("Травиата" Дж. Верди), Тонио ("Паяцы" Р. Леонкавалло).

Партнёры: К. И. Брун, Е. С. Ивони, А. Киселевская, Е. Ковелькова, В. Лубенцов, А. М. Пасхалова, М. Н. Риолли-Словцова, Селявин, З. Струков-Баратов, Б. Хохлов, А. А. Шидловский. Пел п/у Н. Н. Алмазова, А. М. Пазовского, И. П. Палиева [Палиашвили], И. В. Прибика, С. А. Столермана.

В 1919 по состоянию здоровья переехал из Тифлиса в Батум, где в 1922 организовал оперную студию, в к-рой был режиссёром, певцом и директором. Здесь под рук. В. была поставлена опера "Евгений Онегин" П. Чайковского, в к-рой он исп. заглавную партию.

С 1925 до конца жизни вёл педагогич. деят-сть в Тбилис. конс. (с 1932 проф., в 1935—42 зав. кафедрой сольного пения). В 1926 был в числе основателей Оперной студии в Тбилиси. Один из создателей груз. вокальной школы, воспитал целую плеяду оперных певцов и педагогов-вокалистов.

Среди его учеников — Д. Андгуладзе, Д. Бадридзе, Н. Белакнели, Д. Гамрекели, В. А. Канделаки (в ? — 1928), Г. Кипиани, Б. И. Кравейшвили (в ? — 1937), Н. М. Ованесян (в ? — 1941), В. Хамашуридзе, Н. Харадзе, Е. Хиджакадзе, В. Хмаладзе, Г. Шмальцель, Е. Эпиташвили.

Вёл также научно-исслед. работу. С 1930 член-корр. вокальной секции ГИМНа. Принимал участие во всесоюзных конференциях по вокальному образованию в Москве (1937, 1941). Организовал также республ. вокальную конференцию.

Соч.: Недочеты в голосе и их исправление // Материалы всесоюзной конференции по вокальному образованию, 1940. — М.; Л., 1941. С. 109—113;
Певческое дыхание (рук., 1930); Записки по методике постановки голоса и исправлению его недочетов (рук.).

Лит.: Шавгулидзе Г. В. Дни и годы Тифлисского оперного театра. — Тбилиси, 1936. С. 42;
Бахуташвили Н. К.* Ряднов, Бахуташвили-Шульгина, Вронский: Очерки по истории вокального образования в Грузии. — Тбилиси, 1959;
Кравейшвили Б. Незабываемое: Записки певца. — Тбилиси, 1970. С. 38—50;
Атанелов И. Х. Исполнительская деят-сть и вокально-педагогические принципы Д. Я. Андгуладзе и его учеников. (Диссертация, машинопись, 1976) — в ГБЛ. С. 18—19.
(из словаря А.М. Пружанского "Отечественные певцы")

sedoy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 163
Re: Выдающиеся грузинские певцы
« Ответ #11 : Декабрь 30, 2010, 21:06:39 pm »
Зураб Анджапаридзе был весьма хорош в "Аиде". Когда собирались он, Вишневская, Образцова или Архипова, за пультом молодой Минитоскакнини - это была "конфетка"!

Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1885
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Выдающиеся грузинские певцы
« Ответ #12 : Январь 06, 2011, 14:28:15 pm »
Драматический тенор Давид Андгуладзе

Давид Ясонович Андгуладзе родился 3 (15) октября 1895 года в селе Бахви Озургетского уезда Кутаисской губернии.

В 1927 году окончил Тбилисскую консерваторию (класс профессора Е. А. Вронского). Впервые выступил на оперной сцене в 1926 году.

В 1927—1929 годах был солистом оперного театра имени К. С. Станиславского в Москве.

С 1929 по 1933 и с 1935 по 1955 — работал в Грузинском театре оперы и балета.

В 1933—1935 годах - солист Большого театра. Среди партий, исполненных в Большом театре, особенно выделяется партия Рауля в "Гугенотах".


Д. Андгуладзе - Герман, 1931 г.

Другие партии - Тариэль ("Сказание о Тариэле" Мшвелидзе; Государственная премия СССР, 1947), Абесалом, Малхаз ("Абесалом и Этери", "Даиси" Палиашвили), Шота ("Сказание о Шота Руставели" Аракишвили), Герман ("Пиковая дама" Чайковского), Хозе ("Кармен" Бизе), Канио ("Паяцы" Леонкавалло), Радамес ("Аида" Верди) и др.

С 1946 года занимался преподавательской деятельностью, с 1958 года был профессором Тбилисской консерватории (о педагогическом методе Д. Андгуладзе - http://harmony.musigi-dunya.az/rus/reader.asp?txtid=437&s=1). Среди его учеников Зураб Анджапаридзе, Н. Д. Андгуладзе, З. Л. Соткилава.
Давид Ясонович Андгуладзе умер 29 ноября 1973 года в Тбилиси.




Из воспоминаний Нодара Андгуладзе: "Первый среди теноров был Вано Сараджишвили, на спонсорские деньги он смог несколько лет проучиться в Италии и вернулся большим мастером бельканто. Вот этот синтез народного пения и итальянской школы невероятно удобно уложился в этом голосе. Вано определил не только свою карьеру своим великим искусством, он повлиял и на композиторскую школу. Вано как бы эталон для всех нас, грузинских теноров. Создалось два направления в исполнительстве: лирическое, идущее от Вано; и драматическое, идущее от Давида Андгуладзе. Вот это очень своеобразный тональный штрих в грузинском пении, который сказывается не только в грузинском репертуаре"

К сожалению, записей Давида Андгуладзе не удалось найти. Если память мне не изменяет, с его участием записана опера "Абесалом и Этери", про другие записи хотелось бы узнать.

За неимением записей Д.Я. Андгуладзе можно послушать голос его сына - выдающегося драматического тенора Нодара Андгуладзе.


Н. Андгуладзе - Малхаз ("Даиси")

Сайт Нодара Андгуладзе: http://www.nodarandghuladze.ge/main/index.php

Его записи: http://www.nodarandghuladze.ge/main/recordings_cd_audio.php?lang=rus
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2215563
http://intoclassics.net/news/2010-02-22-14187
Дуэт Туридду и Сантуццы (с Ц. Татишвили) - http://www.youtube.com/watch?v=jqzJmODLqIs
Смерть Отелло (70 - летие) - http://www.youtube.com/watch?v=C8O_rPQ2uOo

Его книга: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2388441 
« Последнее редактирование: Январь 06, 2011, 21:26:27 pm от Максим »

savta

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 244
Re: Выдающиеся грузинские певцы
« Ответ #13 : Январь 06, 2011, 20:19:38 pm »
Достоверные источники мне передали что записи Д.Андгуладзе скоро появятся и мы сможем их послушать.

Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1885
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Выдающиеся грузинские певцы
« Ответ #14 : Январь 06, 2011, 21:25:50 pm »
Достоверные источники мне передали что записи Д.Андгуладзе скоро появятся и мы сможем их послушать.

Было бы здорово! Особенно интересно, был ли записан его голос в период работы в Большом театре. И сохранились ли вообще какие-нибудь записи от постановки "Гугенотов" 1934 г.? Мне известна только каватина Пажа в исполнении Глафиры Жуковской, но пока она попадалась только в виде матрицы - не знаю, была ли выпущена пластинка. Ну и, конечно, шикарная запись арии Марселя в исполнении А.С. Пирогова, но она более поздняя.


Д. Андгуладзе - Рауль де Нанжи ("Гугеноты").

А вот еще один знаменитый драматический тенор в образе Рауля из этой же постановки Большого театра -  Никандр Сергеевич Ханаев: