Опера и вокал > Об операх и их творцах

Три монооперы для женских голосов: Губаренко, Спадавеккиа, Таривердиев

<< < (3/8) > >>

Predlogoff:

--- Цитата: Gianni Schicchi от Декабрь 17, 2010, 21:14:25 ---Терентьевы в последнее время поют едва ли не в каждом спектакле (см. афишу театра). Н.О. оскудела по части сопрано? Или они выбирают себе спектакли сами и ни в чём не знают отказа?

--- Конец цитаты ---

А может, они просто много работают и везде поспевают ? :) В частности, успевают заменить занятых или заболевших солисток.

Predlogoff:
21 Декабря 2010 г.

Право голоса

В декабрьских оперных премьерах смешались молодежные амбиции и ностальгия по былому

МАЙЯ КРЫЛОВА

http://www.newizv.ru/news/2010-12-21/138402/

Сразу четыре новые оперы появилось на афишах Москвы в предновогодние дни. Камерный музыкальный театр имени Бориса Покровского возродил спектакль своего основателя – «Похождения повесы» Игоря Стравинского. Театр «Новая опера» показал триптих «Голос женщины», включающий монооперы советских композиторов о тяжелой женской доле. Премьеры заставили задуматься о путях развития российской оперной режиссуры.
.............
Спектакль «Голос женщины» в «Новой опере» включает три монооперы, написанные в семидесятых–восьмидесятых годах прошлого века. «Нежность» Виталия Губаренко (сочинение, наиболее музыкально интересное). Среднестатистическое «Письмо незнакомки» Антонио Спадавеккиа. И «Ожидание» Микаэла Таривердиева, наполненное эстрадными реминисценциями. Театр не побоялся пойти на риск и предоставить сцену молодым: для режиссера Аллы Чепиноги (ей 24 года) это дебют, как и для 26-летнего сценографа Любови Шепеты. Авторы, хоть и молоды, но далеки от модной иронии и скучающей рефлексии, с искренним жаром и переменным успехом балансируя между сентиментальностью и трагедией.

Истории о женском одиночестве разыграны на авансцене, оркестр расположен сзади, и эмоции героинь льются крупным планом. На большом экране (основа сценографии) возникают улицы мегаполиса, на которые смотришь сверху, строки любовных посланий, покрытые слезами и кровью, шпили и призмы зданий хай-тек, а когда надо, трансляция игры героинь в режиме реального времени. Действие «Нежности» происходит на крыше, среди дымящихся труб, старых вещей и вороха смятых писем. Брошенная когда-то женщина мистифицирует мужчину: он получает ее послания и спустя двадцать лет после разлуки, но это придуманная «жизнь после жизни», на самом деле несчастная давно покончила с собой. Партия героини поделена на двух певиц – сестер Елену и Ольгу Терентьевых, которые, естественно, играют на внешнем сходстве, но подчеркивают и разность за счет голосов, колоратурного и драматического сопрано. Предчувствие свидания в «Ожидании» происходит на городской скамейке рядом с телефонной будкой. Певица Марина Жукова семенит на высоченных каблуках и трясет роскошными волосами, напряженно распевая чересчур пафосные стихи Роберта Рожественского. Зрелище и на вид, и на слух отдает женским романом. Тем более что в финале к даме приходит долгожданный кавалер, и под смех публики, дождавшейся хеппи-энда, парочка счастливо идет восвояси.

«Письмо незнакомки» написано в палате сумасшедшего дома, где героиня, которая всю жизнь провела в эмоциональном рабстве у безразличного любовника, оказывается после смерти ребенка. Здесь царит певица Татьяна Смирнова, чья мастерски сделанная роль – главная удача спектакля. Речитативы пропеты ею так музыкально, так точно по чувству, что частная история несчастной любви оборачивается вселенской катастрофой. Если, конечно, современный зритель в принципе готов испытать театральный шок.

Predlogoff:
Дождалась только одна

http://www.ng.ru/culture/2010-12-29/11_voice.html

Спектакль "Голос женщины" в театре "Новая опера"
2010-12-29 / Марина Гайкович

Три монооперы – «Нежность» Виталия Губаренко, «Письмо незнакомки» Антонио Спадавеккиа и «Ожидание» Микаэла Таривердиева – составили оперный триптих «Голос женщины». Поставила спектакль 24-летняя Алла Чепинога, и ее режиссерский дебют можно признать удачным.

Кажется, что будущее этого спектакля – женское. Сложно прогнозировать, будут ли мужчины столь же снисходительны к переживаниям трех юных – и не очень – леди. Но в конце, когда на свидание к потерявшей надежду женщине все-таки приходит ее избранник, зал взрывается аплодисментами, невзирая на правила хорошего тона – музыка ведь еще не закончилась. Кажется, вместе с героиней «Ожидания» и зал потерял надежду на то, что хотя бы у одной из трех героинь все сложится: у первых двух опер трагический финал.

Героиня «Нежности» (по сюжету новеллы Анри Барбюса) – юная девушка, не пережившая расставание со своим молодым человеком. Но следующие 20 лет она – на той самой крыше, с которой прыгнула вниз – пишет письма своему Луи. 20 лет после смерти. Чепинога и ее соавтор художница Любовь Шепета с помощью простых деталей рисуют картину движения времени – и двойственности времени. Вот горы смятой бумаги – это черновики, старый патефон и кресло-качалка, на экране мы видим, как меняется почерк героини, капли слез, которыми было умыто первое письмо, и кровавую дымку, которая незаметно поползла по третьему, написанному на одиннадцатый год после смерти. Наконец, мы видим героиню через 20 лет – ее платье испачкалось, и голос уже не такой звонкий и прозрачный; и она видит… сама себя – молодую невесту. В труппе нашлись две сестры Елена и Ольга Терентьевы – поразительно похожие внешне, но у одной – лирическое сопрано, у другой – драматическое (впрочем, и для других составов подобраны очень схожие исполнительницы, так что неожиданный эффект обеспечен в любом случае).

«Письмо незнакомки», пожалуй, – самая сильная часть спектакля. Трагедия тотально одинокой и душевно больной женщины (в основе – известная новелла Стефана Цвейга) сыграна Татьяной Смирновой мастерски. Ее героиня переживает несколько возрастов и несколько психологических состояний – от маленькой влюбленной тринадцатилетней девочки или матери, исступленно оберегающей своего ребенка, до словно бестелесного состояния, когда остается только сознание, в котором пульсирует только одна мысль: «Вчера твой ребенок умер». Ее боль приумножается – в режиме онлайн все действия героини транслируются на экране. Кстати, эта мысль (как и введение видео во все остальные части трилогии) пришла уже по ходу работы, изначально экран планировался, только лишь чтобы показать частности: например, обиду маленькой девочки (она водит перед собой пальцем). Татьяна Смирнова потрясающе владеет партитурой с крайне сложной вокальной линией и, кроме того, демонстрирует идеальный ансамбль с оркестром – при том что она (как и другие исполнительницы) не видит дирижера: оркестр расположен на сцене, за причудливой сетчатой конструкцией.

Музыкальный руководитель постановки и дирижер Валерий Крицков там, за сеткой, проводит свою линию практически безукоризненно: партитура Таривердиева (третья моноопера – «Ожидание»), в которой узнается автор, известный всем по «Семнадцати мгновениям весны» или «Иронии судьбы», ничуть не проще, чем две другие, с традиционными для музыки ХХ века оркестровыми и интонационными трудностями.

«Ожидание» (по поэме Роберта Рождественского) – получасовой монолог преуспевающей Женщины, ее исполняет Марина Жукова, впервые за многие годы попавшей на свидание и, как на деловую встречу, пришедшей заблаговременно. Чем ближе стрелки к назначенному часу тем сильнее ее разочарование – и в мужчинах, и в себе, и в ценностях своей жизни. Сначала она листает модный журнал, затем мечется между скамейкой и телефонной будкой, ей уже мерещится тень ее избранника… В самый решительный момент, когда досада уже достигла пика, и появляется Любимый. Зал взрывается аплодисментами.

Gianni Schicchi:
Отзыв об этой премьере трёх "дамских" моноопер прозвучал и в одной из последних декабрьских программ Алексея Парина ("И музыка, и слово", что идёт по воскресеньям на радио "Орфей").

Я помню, что (далее - почти цитаты) Елену Терентьеву, героиню первой оперы, А. В. Парин назвал хорошо упакованной куклой, что просто передвигалась по сцене, а о её интерпретации партии и роли сказал, что она (это закавычу, т.к. здесь уже точная цитата) "не проживает того, что поёт". Сестру же её, Ольгу Терентьеву, обозначил лишь как "дублёршу", никак не отозвавшись ни о контрасте тембров, ни о вокале её вообще. В целом о первой части трилогии Парин отозвался как о неинтересной (впрочем, как позднее и о третьей части) и даже, кажется, собрался уйти, не ожидая после такого начала никаких откровений. Однако передумал, и последовавшее за тем "Письмо незнакомки" и вокал и по-настоящему проникновенный, до мелочей и до макро-планов, драматический образ, созданный Татьяной Смирновой, был критику, судя по отзыву, наградой.

dr_dulcamara:
Да, Парин известный знаток и ценитель оперного искусства. Его отзыв о Лучане д'Интино можно смело записывать в анналы музыкальной критики (от количества букв н право же, ничего не меняется, музыкальная критика она не Тацит).

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии