Автор Тема: Аня Фиделия (сопрано) и Брамс-трио  (Прочитано 4188 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Аня Фиделия (сопрано) и Брамс-трио
« : Декабрь 12, 2010, 22:05:25 »
28 декабря 2010 года, вторник
Московский международный Дом музыки
Камерный зал


Ансамбль московской государственной филармонии
Лауреат международных конкурсов
БРАМС-ТРИО
Заслуженная артистка России
Наталия РУБИНШТЕЙН фортепиано
Победитель XI Международного Конкурса имени П.И. Чайковского
Николай САЧЕНКО скрипка
Победитель VIII Международного Конкурса имени П.И. Чайковского
Кирилл РОДИН виолончель


В концерте принимает участие
Аня ФИДЕЛИЯ сопрано (США)


Сергей Васильевич Рахманинов

Элегическое трио №1 соль минор

Цикл романсов на слова поэтов Серебряного века, соч. 38
(Версия для сопрано, скрипки, виолончели и фортепиано Виктора Полторацкого)

1. Ночью в саду у меня (Слова А.Блока)
2. К ней (Слова А. Белого)
3. Маргаритки (Слова И. Северянина)
4. Крысолов (Слова В. Брюсова)
5. Сон (Слова Ф. Сологуба)
6. Ау! (Слова К. Бальмонта)

Элегическое трио №2 ре минор, соч. 9


Справки и заказ билетов по телефону (495) 730-10-11
www.mmdm.ru
« Последнее редактирование: Декабрь 28, 2010, 20:57:17 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Аня Фиделия (сопрано) и Брамс-трио
« Ответ #1 : Декабрь 28, 2010, 21:16:05 »
Концерт состоялся, если кому-то интересно, то материал имеется вот тут:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=2392.msg51553#msg51553
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Аня Фиделия (сопрано) и Брамс-трио
« Ответ #2 : Декабрь 29, 2010, 22:23:21 »
Не побывал ли кто на вчерашнем концерте из произведений Рахманинова с участием Фиделии ? Не ознакомился ли кто с материалами ?
Не скрою, что я пошёл почти исключительно из интереса к переложению ф-п партии Романсов op.38 для скрипки, виолончели и фортепиано. Однако, я с интересом послушал и раннее рахманиновское Трио g-moll – при всём явном подражании Чайковскому, в этой музыке уже вполне вырисовывается творческое лицо самого Рахманинова. Наталия Рубинштейн оказалась весьма даровитой в пианистическом плане: при сравнительно небольшой физической силе пианистки ("рояль был весь раскрыт" (с) :) на протяжении всего концерта) она сумела продемонстрировать большое разнообразие фортепианных звучностей и красоту рояльных тембров. Что любопытно, даже на небольшой динамике басы выглядели у неё очень глубокими и массивными: это весьма редкое умение – заставить рояль ТАК звучать !
Но если Трио g-moll не вызвало у меня особых возражений, то по части обработки ф-п партии рахманиновских романсов для Трио у меня вопросы появились. Мне показалось, что распределение (и дополнение) музыкального материала между инструментами было сделано не лучшим образом: в частности, в первом же романсе, когда вокалистка вступает одновременно со струнными, это многоголосие слушалось очень плохо в тембровом отношении ! Я убеждён, что певице автор переложения должен был позволить вступить в одиночку под рояль, а уже ЧУТЬ ПОЗЖЕ подключить струнные: одновременное вступление вокала и струнных создало ощущение какой-то гармонической грязи, кроме того, вступить идеально точно по высоте тона и по времени затруднительно, да и зачем в данном случае ? Но не только эти ощущения насторожили меня: в других романсах мне не понравилось распределение музыки по партиям, а в иных моментах мне не понравились "украшения" у струнных.
Да и вообще, исходная авторская фортепианная звукопись в этом уникальном романсовом цикле – весьма необычном в сравнении с предшествующим романсовым творчеством Рахманинова ! – вполне самодовлеюща и не требует участия других инструментов. А если уж перекладывать ф-п партию, то это надо делать для другого инструментального состава, наверное, более широкого, в котором инструментальные партии не были бы столь сильно индивидуализированы.
Или же, быть может, правильнее было бы перекладывать для Трио какие-нибудь ДРУГИЕ романсы Рахманинова – вероятно, более ранние, более мелодичные, не столь импрессионистские, ибо в более ранних его романсах мелодическое начало выступает более открыто, а индивидуализация инструментальных партий струнных выглядела бы более естественной и более адекватной природе индивидуальной игры на них, особенно же если поручить им мелодичные подголоски, как то обычно и бывало в подобных случаях (вспоминаю знаменитые переложения романсов Глинки и старинных русских романсов, исполненные и записанные  с участием выдающихся певцов и одного или нескольких дополнительных инструментов).
Что касается вокала Анны Фиделии, то я, будучи до вчерашнего вечера абсолютно незнакомым с её исполнительством и не ожидая ничего сверхъестественного, всё же остался удовлетворён. Правда, с  учётом вышесказанного, я предпочёл бы послушать те же романсы в сопровождении одного лишь рояля с участием Н.Рубинштейн ! :) И, тем не менее, Фиделия вполне справилась со своей задачей: с учётом "нетипичности" этих романсов в рамках рахманиновского творчества (в эти годы композиторский стиль Рахманинова начал претерпевать значительные метаморфозы), я полагаю, подобная вокальная подача вполне соответствует их музыкальной природе. Вокал Фиделии оказался неожиданно звучным; дикция – достаточно внятной; тембр - довольно прозрачным, выдержанным во всём диапазоне, хотя и лишённым какой-то особой самодовлеющей красоты, приближающимся к "белому" звуку. Именно в этих романсах Рахманинова это было вполне уместно.
В целом мне показалось, что Фиделия – певица для камерного репертуара. Вероятно по причине появления перед незнакомой аудиторией, которой, в свою очередь, была незнакома сама певица, ощущалась некоторая скованность вокалистки, которая в певческом отношении продемонстрировала меньше, нежели была способна потенциально.
И тем не менее, я счёл этот вечер интересным, хотя Трио d-moll Рахманинова, обещанное во 2-м отделении, я слушать не стал, т.к. моё любопытство уже было удовлетворено ! :)
« Последнее редактирование: Декабрь 31, 2010, 19:48:48 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Наталия Рубинштейн

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 37
Re: Аня Фиделия (сопрано) и Брамс-трио
« Ответ #3 : Январь 26, 2011, 01:39:29 »

Здравствуйте, уважаемый Predlogoff!
не скрою, для меня стало приятной неожиданностью, что Вы ходите не только на фортепианные концерты  :) И вдвойне - что Ваш выбор пал на наш декабрьский концерт.
Однако, дочитав до конца Вашу блистательную (как и всегда) рецензию, я расстроилась, тк второе отделение, с которого Вы ушли, собственно и было основной целью этого концерта, а первое ко всему прочему было еще и не слишком удачным.
С Вашей оценкой переложения 38-го опуса полностью согласна. С тем лишь дополнением, что на мой взгляд любые переложения проигрывают оригиналам, тем более, когда оригинал имеет настолько ярко выраженную фортепианную природу как в сочинениях Рахманинова.
Возражу Вам лишь в одном: Аня Фиделия отнюдь не певица для камерного репертуара, более того этот репертуар совсем несвойствен и почти не известен. У нее большой оперный голос, и преимущественно она поет Пуччини, Верди и даже Вагнера. То, что она смогла сделать в этом тончайшем, почти инфернальном цикле Рахманинова, говорит исключительно о высокой планке ее профессионализма и ответственности перед гениальной музыкой.
Благодарю Вас за лестные слова в мой адрес. И сожалею, что струнные инструменты, похоже, все-таки не входят в зону Вашего слушательского интереса. Как, впрочем, видимо и различные ансамблевые сочетания :-) Думаю, по этой причине Вам и не хватило фортепианной мощи. (Замечу в скобках, что открытая крышка рояля отнюдь не всегда ведет к увеличению громкости звучания, но дает возможность использовать все богатство обертонов и красок звучания нашего с Вами любимого инструмента. И играя с такими замечательными партнерами, в последние годы я все чаще могу позволить себе эту роскошь - "раскрыть весь рояль")

Примите еще раз мою искреннюю признательность за неравнодушное слышание и неформальные слова. Приходите еще! :)
 
С уважением,
Наталия Рубинштейн


Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Аня Фиделия (сопрано) и Брамс-трио
« Ответ #4 : Январь 26, 2011, 20:09:13 »
:) В свою очередь благодарю вас за то, что через ваш ансамбль мы познакомились с интересной певицей, о которой я лично до этого концерта ничего не знал.
Но о моих предпочтениях в области музыки у вас могло сложиться представление по следам прочтения моих текстов в интернете, а я не всегда больше всего пишу о том, что больше всего люблю ! :) На самом же деле мой любимый музыкальный жанр – это опера. Другое дело, что по не совсем понятной причине в интернете больше всего обсуждают пианистов, поэтому так вышло, что и я тоже о них много пишу.
По поводу желаемых звуковых качеств фортепиано в камерных ансамблях и по поводу разнообразия взглядов на этот вопрос можно рассуждать бесконечно.
Кроме того, ещё одним моим излюбленным жанром является как раз струнный ансамбль – струнный квартет: я переслушал громадное количество записей, быть может, большинства сколько-нибудь значимых в художественном отношении произведений этого жанра. Я фанат струнного квартета, хотя смежные камерные жанры меня тоже интересуют: струнные + ф-п, духовые + ф-п, а также струнные трио, квинтеты, секстеты и т.п., и различные другие сочетания инструментов. Лучшие произведения этих жанров меня очень даже привлекают.
Особое место занимает в моём представлении жанр романса – в широкой трактовке, куда входят и романсы русских композиторов, и старинный русский романс, и песни и романсы Шуберта, Шумана, Листа, Брамса, Грига, Вольфа, Р.Штрауса, Бетховена и др.
Так что на концерте Фиделии я оказался как раз из-за любопытства по поводу инструментовки и в связи с тем, что я очень люблю этот конкретный романсовый опус Рахманинова, а некоторые отдельные его номера – особо.
Относительно вокала Фиделии вы меня несколько удивили сообщением о том, что она поёт Вагнера !! Вот уж о ком из композиторов не мог подумать на этом концерте, так это о Вагнере ! :) Но я отметил неожиданную звучность вокала певицы, которой я вовсе не ожидал в камерном концерте. К тому же я ведь не слышал эту певицу никогда ранее, тем более, в оперном репертуаре, поэтому допускаю, что её голос, благодаря его тембровым свойствам, может очень хорошо лететь в зал и пробивать оркестр. Но догадаться об этом в камерном концерте невозможно, это надо проверять на практике в живом исполнении в оперном театре.
Тем не менее, вашим словам, сказанным о певице, я охотно верю ! :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица