Автор Тема: История русской оперы.  (Прочитано 4006 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
История русской оперы.
« : Август 25, 2010, 20:29:51 »
Сегодня нашел прекрасную книгу В. Чешихина "История русской оперы с 1674 по 1903 год".

http://intoclassics.net/news/2010-03-31-15211

Это прекрасная книга, в которой произведен глубочайший анализ истории русской оперы. Очень интересная книга, которую стоит прочитать и обсудить.

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Re: История русской оперы.
« Ответ #1 : Август 25, 2010, 22:54:09 »
Солидный опус. Фундаментального характера. Даже беглый просмотр вызывает огромное уважение. Интересно, кто-нибудь из нынешних авторов смог бы написать исследование такого масштаба? Что-то я сомневаюсь. Немедленно начинаю читать. Спасибо большое!

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Re: История русской оперы.
« Ответ #2 : Август 25, 2010, 23:12:12 »
Солидный опус. Фундаментального характера. Даже беглый просмотр вызывает огромное уважение. Интересно, кто-нибудь из нынешних авторов смог бы написать исследование такого масштаба? Что-то я сомневаюсь. Немедленно начинаю читать. Спасибо большое!
У меня этот опус тоже вызывает уважения. Я читаю ее буквально в захлеб. Очень интересная книга.
Из нынешних авторов вряд ли кто мог бы написать. Только если бы был стимул ;D

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
История русской оперы.
« Ответ #3 : Август 26, 2010, 01:43:25 »
Сегодня нашел прекрасную книгу В. Чешихина "История русской оперы с 1674 по 1903 год".

Что любопытно, об этой книге все последующие музыковеды почему-то дружно молчат ! Даже Асафьев сетует, что, дескать, нет хорошей книги по истории русской оперы, а на самом-то деле эта книга была !
Это очень странно, и я даже не знаю, как это недоразумение объяснить.
Ведь её воздействие ощущается, т.е. с ней явно были знакомы многие музыкальные писатели, но почему-то не упоминали её и даже имени автора не называли. Хотя, если учесть довольно консервативные взгляды автора книги, многое становится более понятным: он мог не угодить "прогрессистам", поэтому они его замалчивали.
В общем, тёмная история, и началась она ещё задолго до 1-й Мировой войны и революции.

Кстати, это ведь лишь 1-й том 6-томного сборника трудов Чешихина о русской музыке - были ли написаны и изданы остальные тома, я на сей момент не знаю.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
История русской оперы.
« Ответ #4 : Август 26, 2010, 22:14:37 »
Да, прочитав около трети книги, я начал понимать, почему она не слишком рекомендована ! :)
Конечно, в ней много отсебятины и необоснованных частных мнений, не выдерживающих никакой научно-исторической критики. Одно только рассуждение о соотношении народного и профессионального чего стоит ! Полное непонимание проблемы ! Одно из другого никак не выводится и источником быть не может, хотя влияние несомненно, а также заимствование материала. Взаимоотношения фольклора и профессионального творчества намного сложнее, чем это казалось в 19 веке.
И всё же книга интересна как исторический документ, хотя читать её надо очень осторожно и обязательно под критическим углом зрения.
Периодизация истории русской оперы в целом верна, а что касается подразделения на "мелодическое" и "декламационное", то это выглядит несколько искусственно, т.к. всё опять же намного сложнее. Нам ли это не знать, имея среди оперных композиторов Даргомыжского и Мусоргского, а также вокальные сочинения более поздних времён, написанные одним и тем же автором то в одной, то в другой манере. В частности, в этом признавался Римский-Корсаков: он мог писать "мелодично", а мог и перейти к декламации, отталкиваясь от речевых интонаций текста либретто и воплощая их посредством музыкальных интонаций, как вполне сознательно он это делал, к примеру, в "Моцарте и Сальери".
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Re: История русской оперы.
« Ответ #5 : Август 27, 2010, 15:53:50 »
В идеале, музыкальный критик и историк обязан писать так как есть, голые факты и никакой отсебятины. Но это в идеале. Не смотря на перечисленные вами недостатки, мне эта книга нравится. Но читать ее лучше стоит тем, кто имеет представление о предмете изучения.
Работа была произведена автором огромная и она стоит в любом случаи уважения. Мне кажется, что любой ценитель оперы должен ее прочитать.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
История русской оперы.
« Ответ #6 : Август 28, 2010, 00:41:17 »
Да, я тоже считаю, что книга достойна прочтения. Кстати, я нашёл её упоминания в более современной литературе: судя по всему, когда начали разыскивать старинные издания и перечитывать их, этой книге воздали должное.
Я рад, что мы тоже можем прочитать этот уникальный документ из истории нашего музыковедения.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица