Автор Тема: Никандр Ханаев - 120 лет  (Прочитано 12729 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 613
    • Русское исполнительское наследие на CD
Никандр Ханаев - 120 лет
« : Июнь 08, 2010, 00:04:38 »
Родился 27 мая (8 июня) 1890 г. в селе Песочня Рязанской губернии.
В 1924 г. окончил Московскую государственную консерваторию (класс Лидии Звягиной).
В 1924-26 гг. – управляющий театром и садом "Аквариум".

С 1925 г. – в студии Большого театра. В 1926-1954 гг. – солист оперной труппы Большого театра.

Репертуар:

1927
Шуйский ("Борис Годунов" М. Мусоргского):

Сцена Шуйского и Бориса (А. Пирогов):
http://www.youtube.com/watch?v=0PVifWCsGXM
То же - с М. Рейзеном:
http://www.youtube.com/watch?v=kzXQQLeBsGI

Первая запись голоса Н. Ханаева и И. Козловского - сцена из оперы "Борис Годунов" (Борис - В. Политковский, Юродивый - И. Козловский, дир. М.Ипполитов-Иванов, запись 1927 г.):
http://www.youtube.com/watch?v=NDl4h5cEYYw

Скороход ("Иван-солдат" К. Корчмарева)
Тибальд ("Ромео и Джульетта" Ш. Гуно)
Лоренцо ("Фра-Дьяволо" Д. Обера)
Князь ("Русалка" А. Даргомыжского)
Французский офицер ("Фленго" В. Цыбина)
Чекалинский ("Пиковая дама" П. Чайковского)

1928
Нарработ ("Саломея" Р. Штрауса)
Лыков ("Царская невеста" Н. Римского-Корсакова)
Первый корабельщик ("Сказка о царе Салтане" Н. Римского-Корсакова)
Оле ("Оле из Норланда" М. Ипполитова-Иванова)

1929
Фогельгезанг ("Нюрнбергские мейстерзингеры" Р. Вагнера):


Садко ("Садко" Н. Римского-Корсакова):


Вальтер ("Нюрнбергские мейстерзингеры" Р. Вагнера)

1930
Андрей ("Прорыв" С. Потоцкого)
Радамес ("Аида" Дж. Верди)
Бель Наид ("Загмук" А. Крейна)

Хозе ("Кармен" Ж. Бизе):


Самозванец ("Борис Годунов" М. Мусоргского)

1931
Финн ("Руслан и Людмила" М. Глинки)
Герман ("Пиковая дама" П. Чайковского):


1932
Отелло ("Отелло" Дж. Верди)
Михаил Туча ("Псковитянка" Н. Римского-Корсакова)

1934
Рауль ("Гугеноты" Дж. Мейербера):


Гришка Кутерьма ("Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Н. Римского-Корсакова)

1936
Григорий ("Тихий Дон" И. Дзержинского):

Аксинья - Вера Давыдова

1938
Матюшенко ("Броненосец "Потемкин" О. Чишко)

1939
Собинин ("Иван Сусанин" М. Глинки)
Абесалом ("Абесалом и Этери" З. Палиашвили)

1940
Зигмунд ("Валькирия" Р. Вагнера)

1941
Голицын ("Хованщина" М. Мусоргского):



1942
Каварадосси ("Тоска" Дж. Пуччини)
Синодал ("Демон" А. Рубинштейна)

1949
Старый Фауст ("Фауст" Ш. Гуно)

1951
Новопашин ("От всего сердца" Г. Жуковского)

1953
Каховский ("Декабристы" Ю. Шапорина)


В 1948-50 гг. преподавал в Московской консерватории.

Умер 23 июля 1974 г. Похоронен на Введенском кладбище.

Диск, подготовленный мной к юбилею Н.С. Ханаева, должен выйти этим летом:
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=1390.msg37091#msg37091
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=3012.0

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 613
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Никандр Ханаев - 120 лет
« Ответ #1 : Июнь 10, 2010, 12:34:45 »
16 июня в Большом театре спектакль "Пиковая дама" будет посвящен 120-летию Н.С. Ханаева:
http://www.bolshoi.ru/ru/season/opera/repertoire/detail.php?&act26=info&id26=231&dynact26=afisha&dynid26=2257#dyn

О Никандре Сергеевиче и Елене Никандровне Ханаевых:
http://nashenasledie.livejournal.com/406119.html

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Никандр Ханаев - 120 лет
« Ответ #2 : Июнь 10, 2010, 12:48:47 »
О Никандре Сергеевиче и Елене Никандровне Ханаевых:
http://nashenasledie.livejournal.com/406119.html

Я не знаю, кто всё это сочинял и кто должен нести ответственность за эти слова, но кое-что меня удивило:

Цитата:
=====================
... те, кто его знал, утверждали, что он никогда не был похож на сына крестьянина – может, матушка согрешила с каким проезжим барином...
=====================

Я не понимаю, зачем демонстрировать эти холуйские замашки: если чего-то добился, значит непременно "из дворян", а не "из народа". И не похож, видите ли, на крестьянина - а на мой взгляд, как раз ОЧЕНЬ похож. И ещё такой физиологизм - дескать, матушка улучила момент с барином.
Просто противно читать.

Цитата:
=====================
В двенадцать лет Ханаев самостоятельно ушел в город. Работал пристяжным – с малых лет обожал и понимал лошадей. Одновременно, обладая прекрасным низким голосом, пел в церквях и зарабатывал немалые деньги.
=====================

Низким голосом ? Они что - чокнулись ?

Или вот ещё перл:

Цитата:
=====================
Если же вечером спектакль ... Никандр Сергеевич поднимался в семь утра, час-полтора распевался, затем уединялся в туалете – пел в унитаз и прислушивался – как звучит голос.
=====================

Нет слов. По-моему, "в унитаз" надо спускать такие вот статьи, как эта.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн pulenk

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 822
Re: Никандр Ханаев - 120 лет
« Ответ #3 : Июнь 10, 2010, 13:25:30 »
Цитата:
=====================
Если же вечером спектакль ... Никандр Сергеевич поднимался в семь утра, час-полтора распевался, затем уединялся в туалете – пел в унитаз и прислушивался – как звучит голос.
=====================
Я уже приставил это картину ;D Автор статьи наверное поделился своим опытом. Петь в унитаз, ужас просто :)

А вообще это замечательный певец. Для меня он один из лучших Германов. Благо он оставил полные записи опер с его участием

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Никандр Ханаев - 120 лет
« Ответ #4 : Июнь 10, 2010, 13:45:00 »
Автор статьи наверное поделился своим опытом. Петь в унитаз, ужас просто :)

:)) Да уж. Но дело даже не в этом: пел Ханаев в унитаз или не пел, в любом случае такая информация, даже если она верна, для "парадной" статьи совершенно не годится, как и многое другое из этого текста. Это смотрится не как рассказ об оперном певце, а словно какие-то дворовые сплетни про соседа по коммуналке: Ханаев тут выглядит, как какой-нибудь Васисуалий Лоханкин, которого выпороли за то, что он вечно забывал гасить свет в туалете.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 613
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Никандр Ханаев - 120 лет
« Ответ #5 : Июнь 10, 2010, 17:24:07 »
 :) Статейка и впрямь не того при ближайшем рассмотрении. Про остальное не знаю, но в юности у него  был альт (он об этом рассказывает в интервью).

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Никандр Ханаев - 120 лет
« Ответ #6 : Июнь 10, 2010, 20:15:03 »
:) Статейка и впрямь не того при ближайшем рассмотрении

Ну ничего, зато развлеклись ! :)) А насколько же "низким" у Ханаева был альт в юности ? В каком диапазоне ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 613
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Никандр Ханаев - 120 лет
« Ответ #7 : Июнь 10, 2010, 20:36:05 »
Это уже, наверное, мы вряд ли узнаем (если только не сохранились еще какие-н. мемуары). Вообще, о Ханаеве лучше всех написал Лемешев. Надо будет найти его статью.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Никандр Ханаев - 120 лет
« Ответ #8 : Июнь 10, 2010, 20:39:50 »
Это уже, наверное, мы вряд ли узнаем (если только не сохранились еще какие-н. мемуары). Вообще, о Ханаеве лучше всех написал Лемешев. Надо будет найти его статью.

Любопытно !
Они ведь дружили !
Найдите, пожалуйста, и можете опубликовать прямо здесь.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Surr

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 466
Re: Никандр Ханаев - 120 лет
« Ответ #9 : Январь 14, 2012, 15:46:47 »
Статья Лемешева о Ханаеве, если кто-то еще не читал) \


"В предыдущей главе я в основном немного рассказал о крупных мастерах старшего поколения, с которыми мне выпало счастье встретиться на сцене Большого театра. Здесь мне хочется продолжить этот рассказ и отчасти вспомнить и своих сверстников.
Первым из них я должен назвать Никандра Сергеевича Ханаева. Правда, по годам он значительно старше меня. Но ведь мы вместе с ним поступали в консерваторию. Познакомился я с ним прямо на вступительном экзамене. Никандр Сергеевич сразу обратил на себя внимание. Я не много помню драматических теноров, голоса которых, как у Ханаева, не знали бы пределов в диапазоне, свободно поднимаясь до ре-бемоль третьей октавы. Конечно, это было следствием не только его исключительной вокальной одаренности, но и исключительного трудолюбия, самодисциплины.
Ханаев с юности пел в церковном хоре, и это вырабатывало в нем навыки правильного звуковедения (крикунов там не держали), пластичность голоса, чувство ансамбля. Поступив учиться, он полностью отдался занятиям, хотя ему, начавшему в тридцать один год, это было значительно труднее, чем моим ровесникам. У него уже была семья, которая жила под Москвой. Никандру Сергеевичу пришлось искать «угол» в городе – тогда средства сообщения с пригородом были совсем не такие, как сейчас, и приезжать на занятия из-под Москвы каждый день было немыслимо. В конце концов Ханаева приютила у себя его консерваторский педагог Л. Звягина. Жил он в небольшой комнатке, которая почти не отапливалась, не хватало дров – ведь это были трудные годы. Зимой, помню, у него было так холодно, что замерзала вода. Не мог он пользоваться и роялем. Поэтому почти каждый день он спозаранку бегал в консерваторию, чтобы немного самостоятельно позаниматься. И все же такие несносные условия не мешали ему много работать дома. Мое уважение к нему возросло во сто крат, когда я узнал, что он занимается сольфеджио без инструмента, пользуясь лишь камертоном (в этом, конечно, ему помогли навыки хорового пения). Он так свободно читал ноты с листа, что выучивал дома романсы и арии, хотя, бесспорно, это требовало большей затраты времени, внимания и сил. Я, например, работал за инструментом и был убежден, что освоил чтение с листа не хуже. Но, увы, скоро мне представился случай разочароваться. Как-то раз мы с Ханаевым зашли в нотный магазин, и он, просматривая вокальную литературу, свободно напевал мелодии с листа – я так и ахнул…
Вот пример, когда необходимость преодолевать трудности закаляет человека, вырабатывает в нем подлинный профессионализм. Именно таким пришел Никандр Сергеевич в театр, и эта его крепкая закалка и огромная трудоспособность обеспечили ему на многие годы ведущее место в блестящей труппе московской сцены.
Когда я поступил в Большой театр, Ханаев пел там уже пять лет, выступая с успехом в таких партиях, как Садко, Князь в «Русалке». Очень скоро мы услышали его в ролях Радамеса, Германа, Отелло. В Радамесе мне запомнился могучий голос, пластичное звуковедение, создающее впечатление сдержанной страсти, тонкая филировка, волнующее piano. Особенно запал в душу романс Радамеса. Ханаев пел его насыщенно по тембру и вместе с тем очень свободно, легко преодолевая «коварство» этой трудной партии. Великолепной оказалась и московская постановка «Отелло» Верди, музыкальным руководителем которой был Мелик-Пашаев (режиссер – Н.В. Смолич). Я хорошо помню этот спектакль, даже его афишу: Отелло – Н. Ханаев, Дездемона – Г. Жуковская и Е. Межерауп, Яго – Дм. Головин и В. Политковский, Кассио – Н. Тимченко…
Как сейчас, вижу появление Отелло в первом акте, в сцене бури, которая вся проходила на большом драматическом подъеме. Заключительный дуэт первого акта – одна из самых замечательных лирических вершин вердиевской музыки. Дездемона – Межерауп, молодая, красивая, женственная, была обаятельна в этой партии. И голос Ханаева, потрясавший в сцене бури, здесь источал море ласки, нежности, любви. Вообще с первого выхода Отелло – Ханаева театр словно наполнился блестящим, проникнутым горячим темпераментом голосом. И в этом он мог бы поспорить с лучшими итальянскими певцами, особенно в знаменитом дуэте Отелло и Яго во втором акте.
Я в те времена увлекался записями Титта Руффо и Карузо и могу смело сказать, что, слушая в «Отелло» Ханаева и Головина, не только не был разочарован, но даже ощущал внутренний подъем и гордость. Наши певцы захватывали не только блеском, но и правдой исполнения.
При этом Ханаев внешне был очень сдержан, даже, я бы сказал, скуп, а весь эмоциональный «заряд», весь темперамент вкладывал в содержание звука, в слово.
Не могу не вспомнить об его образах в советских операх: Григория в «Тихом Доне», матроса Матюшенко в «Броненосце «Потемкин». Н. Ханаев и Б. Евлахов были чудесными Григориями, В. Давыдова прекрасно пела Аксинью, Е. Кругликова и Н. Шпиллер – Наталью. Спектакли пользовались большим успехом. Особенно запомнилась сцена Ханаева – Григория с Давыдовой – Аксиньей. Какая стихийная ширь характера, какая сила любви звучали в каждой его фразе! И по контрасту – сцена с молодым баричем, Листницким. Ханаев уже выходил на сцену с такой яростью, что, казалось, он не стрелять будет, а просто прикладом убьет помещика.
Максакова рассказывала, что очень боялась Ханаева в «Кармен». Когда в четвертом акте он с профессиональной сноровкой раскрывал наваху, Мария Петровна всегда трепетала, опасаясь, что он ее и в самом деле зарежет – так кипел гнев отчаяния в его взгляде…
Вижу, как сейчас, его Матюшенко. Это тоже был очень убедительный образ, хотя вокально певцу негде было развернуться – музыки явно не хватало. Но, вероятно, Никандру Сергеевичу помог жизненный опыт: ведь он сам прошел тяжелый солдатский путь первой мировой войны и встречался в армии с революционерами-большевиками.
Там, где нужны были сила, «звон металла», певец был в своей стихии: его богатство представлял ярко выраженный драматический тенор – голос, как известно, редкий, особенно теперь. Известно также, что голоса большой звуковой насыщенности труднее поддаются обработке: труднее приобретается гибкость, умение владеть всеми красками голоса, всем диапазоном вокального мастерства. Но трудоспособность Ханаева обеспечила ему победу и в этой области. Он так свободно распоряжался голосом, что мог приспособиться к любой партнерше, с самым мягким голосом. Незабываема была, например, сцена с Волховой во второй картине «Садко». С кем бы он ни пел – с Е. Катульской или Е. Степановой, их голоса великолепно сливались в этом красивейшем дуэте, требующем необычайной гибкости и нежности звучания, легкого, как журчание ручейка, и в то же время насыщенного внутренней силой, как бьющий из-под земли родник.
Сравнительно поздно, уже в конце 30-х – начале 40-х годов, он спел – и блестяще – такие партии, как Собинин в «Сусанине», Абесалом, Зигмунд в «Валькирии». Это же мастерство дало возможность артисту прекрасно исполнять труднейшие в вокальном отношении партии, когда он уже перешагнул за шестьдесят лет.
В театре привыкли к тому, что Никандр Сергеевич являлся на первую же спевку в такой готовности, будто пел партию много лет. Мы, молодые певцы, поражались: «Вот что такое труд!» Почему же Ханаев всегда был в таком «тренаже», почему всегда знал то, что ему полагалось? Да потому, что он всю свою жизнь, весь распорядок быта, все мысли подчинял целиком интересам театра, своей профессии. Это обеспечило ему и редкое певческое долголетие – ведь такие партии, как, например, Садко или Герман, он пел почти всю свою большую творческую жизнь.
Я навсегда сохраню воспоминание о последнем выступлении Ханаева в партии Германа. Это был утренний спектакль. Никандра Сергеевича попросили срочно заменить заболевшего исполнителя. И он великолепно спел – горячо, взволнованно, свободно, захватив весь зрительный зал. В последнем антракте я зашел к нему и сказал:
- Ника, как ты замечательно сегодня поешь!
Ханаев ответил:
- Это, вероятно, потому, что на прошлой неделе мне исполнилось шестьдесят восемь!
Случай неслыханный в истории драматического пения! То, чем обладает Ханаев, - бесценно. Его творческая биография – это подвиг труда и вдохновения, таланта и великой требовательности к себе…"

Оффлайн Михаил К.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 631
Re: Никандр Ханаев - 120 лет
« Ответ #10 : Январь 14, 2012, 17:20:02 »
Кстати, Ханаев поразительно светлым звуком пел, несмотря на то, что драматический тенор. Мне это у него очень нравится!

Оффлайн Svyatoslav

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 199
Re: Никандр Ханаев - 120 лет
« Ответ #11 : Июнь 23, 2012, 16:50:19 »
Господа,

Знает ли кто-нибудь, существует ли запись "Псковитянки" с Никандром Сергеевичем Ханаевым?

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 613
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Никандр Ханаев - 120 лет
« Ответ #12 : Июнь 23, 2012, 17:36:08 »
Господа,
Знает ли кто-нибудь, существует ли запись "Псковитянки" с Никандром Сергеевичем Ханаевым?

Нет, кроме того, что уже издано, других записей Н. С. Ханаева не существует (в т. ч. и "Псковитянки"). Гипотетически может существовать дуэт Отелло и Яго, о котором писал А.П. Иванов, но найти эту запись вряд ли возможно. Зато есть пластинка с песней Тучи в исп. другого замечательного тенора Большого театра 30-х гг. - С. Н. Стрельцова.

Оффлайн Svyatoslav

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 199
Re: Никандр Ханаев - 120 лет
« Ответ #13 : Июнь 23, 2012, 21:21:38 »
Жалко.
Хотя, если проверить архивы, может и есть?
Многие ходульные оперы существуют в диком количестве записей, а "Псковитянки" - всего 6!
И еще вопрос - как отчество дирижера Семена Сахарова? В интернете найти его не смог!

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 613
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Никандр Ханаев - 120 лет
« Ответ #14 : Июнь 23, 2012, 21:31:57 »
Жалко.
Хотя, если проверить архивы, может и есть?
Многие ходульные оперы существуют в диком количестве записей, а "Псковитянки" - всего 6!

Вряд ли. Студийной записи нет, а живые у нас начали писать в фонд где-то с начала 50-х гг. Если память мне не изменяет, первые живые спектакли БТ, которые сохранились, датированы 51 г. (отдельные фрагменты не в счет). Но пел ли в эти годы Ханаев в этой опере?

Оффлайн Svyatoslav

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 199
Re: Никандр Ханаев - 120 лет
« Ответ #15 : Июнь 23, 2012, 21:45:38 »
Начиная с 1951 - маловероятно, что пел, так как ему уже было 60 лет и для Тучи, он, мягко говоря не подходил.
Если запись была до 1950 - то еще куда ни шло. А студийной записи точно нет? Откуда такие сведения, мне просто интересно, потому что очень хотелось бы верить, что существуют еще несколько записей этой оперы!

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 613
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Никандр Ханаев - 120 лет
« Ответ #16 : Июнь 23, 2012, 22:40:27 »
А студийной записи точно нет? Откуда такие сведения, мне просто интересно, потому что очень хотелось бы верить, что существуют еще несколько записей этой оперы!

Во-первых, такой записи нет в каталоге ГТРФ. Но даже если предположить, что каталог неполный и где-то в далеком темном углу такая запись могла бы храниться, то все равно не верится. Потому что вторая студийная запись - с М.О. Рейзеном, которая впервые была найдена мной и выпущена - как вы, наверное, знаете, записана только во фрагментах (http://aquarius-classic.ru/album?aid=209&tid=9).  Из этого можно сделать вывод, что вероятность существования третьей, и притом полной студийной записи, ничтожна. Никаких следов ее нет.  Единственное, что, вероятно, могу добавить к вашему списку 6 записей - телеспектакль 1969 г. Я, правда, его еще ни разу не видел, но, судя по описанию, он был снят. как это часто тогда делалось, под старую фонограмму с А.С. Пироговым. Вот выписка из эл. каталога ГТРФ:

Идентификационный номер: 7833 Название: Псковитянка
Жанр: телеспектакль
Производство: Гл. ред. музыкальных программ
Год производства: 1969
Хронометраж: 01:23:24
Композитор: Н Римский-корсаков
Режиссер: В Серков
В ролях: Кочетков А, Бубнов С, Быкова В, Прокопович Н, Безруковдворский Петерг В
Аннотация: Опера Н.А.Римского-Корсакова и драме Л.А.Мея. Хор и оркестр Государственного академического Большого театра Союза ССР, дирижер - С.Сахаров.
« Последнее редактирование: Июнь 23, 2012, 23:24:08 от Максим »

Оффлайн Svyatoslav

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 199
Re: Никандр Ханаев - 120 лет
« Ответ #17 : Июнь 23, 2012, 22:55:21 »
Про Семена Семеновича Сахарова у Вас, случайно, сведений нет?

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 613
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Никандр Ханаев - 120 лет
« Ответ #18 : Июнь 23, 2012, 23:15:57 »
Про Семена Семеновича Сахарова у Вас, случайно, сведений нет?
Только самые общие. Годы жизни (1907-1989) и работы в БТ (1930-1955). Записей у него очень мало. Мы их почти все издали: "Псковитянка" с "Боярыней Верой Шелогой" (http://aquarius-classic.ru/album?aid=22&tid=3), "Травиата" (с Лемешевым, Шумской, Лисиицаном - http://aquarius-classic.ru/album?aid=45&tid=3), великолепная сцена дуэли из "Онегина" (Лемешев, Лисиицан, 51 г. - http://aquarius-classic.ru/album?aid=215&tid=2).

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 613
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Никандр Ханаев - 120 лет
« Ответ #19 : Июнь 23, 2012, 23:46:04 »
Да, еще надо иметь в виду, что некоторые довоенные записи БТ, сделанные на тонфильм, были утрачены. Правда, "Псковитянки" среди них, скорее всего, не было. Некоторые чудом сохранившиеся фрагменты таких спектаклей мне удалось разыскать за последнее время. На сегодняшний день особый интерес представляют большие фрагменты из "Хованщины" 1940 г. п/у Л. П. Штейнберга (минут на 40-45). Там заняты известные нам по послевоенной записи Ал. Иванов и М. Максакова. А партию Ивана Хованского исполняет потрясающий бас Василий Никитич Лубенцов (который пел Хундинга в эйзенштейновской "Валькирии"). Надо будет, наверное, когда-нибудь все это издать для широкой аудитории (если таковая еще осталась). А то, боюсь, кроме меня это уже никто не соберет. Там ведь такая хитрая вещь - половина фрагментов "Хованщины" осталась в переписи с тонфильма, а половина на старых редких грампластинках.  

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 613
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Никандр Ханаев - 120 лет
« Ответ #20 : Март 04, 2016, 11:04:49 »