Автор Тема: Речь и вокал. Гипотеза развития оперного вокала из сценической речи  (Прочитано 91180 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Богаченко

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 232
Уважаемый Сергей Богаченко!

Ппочитал Вашу статью/главу из книги, посвящённую ВПФ.
Мне представляется, что из числа Ваших потенциальных читателей и обучающихся пению более 70% захотят петь в речевой позиции и сохранять эту позицию в обычной или профессиональной речи, они просто захотят чтобы голос был более глубоким и звучным и чтобы они смогли спеть как у рояля, так и у микрофона.
На этом стремлении и нужно строить свою политику, не стремясь к оперной или хоровой, а также чисто эстрадной постановке голоса.
Поэтому я бы переозаглавил Вашу книгу во что-то вроде "Искусство актёрского пения и речи".

Garans, спасибо за идею! Мне приятно! Но у меня такая книга уже написана! Она называется

"ИСКУССТВО ГОВОРИТЬ",
"Универсальная формула развития дикции и речи"

 В книге описана ТЕХНОЛОГИЯ работы с ГЛАСНЫМИ и СОГЛАСНЫМИ, не затрагивая процесс формирования подскладочного сопла-опоры и всего того, что с этим связано.Здесь же ОГОВОРЕНО, что эта технология произнесения упрощает моторику ПРОПЕВАНИЯ ВОКАЛЬНОГО СЛОВА.

В книге оговорены моменты, позволяющие ЗНАЧИТЕЛЬНО УБРАТЬ проблему ЗАИКАНИЯ, если научиться говорить по предлагаемой технологии, что было НЕОДНОКРАТНО проверено на ПРАКТИКЕ.

Если говорить об АКТЕРСКОМ пении, то в этом случае достаточно говорить о соотношении ГЛАСНЫХ и СОГЛАСНЫХ, о словах и фразах, то есть о РЕЧИ как таковой. Но в вокале ФОНЕМЫ - это уже ОБРАМЛЕНИЕ ВОКАЛЬНОГО ЗВУКА в РАМКИ РЕЧЕВОЙ ИНТОНАЦИИ, а до этих рамок ЗВУК ДОЛЖЕН БЫТЬ НА ОПОРЕ, ЛЬЮЩИМСЯ, СОБРАННЫМ, ЯРКИМ, С "МЕТАЛЛОМ" , НА РЕЗОНАНСЕ, БЕЗ ФОРСАЖА и т.д., Только после ЭТОГО он облачается в речевые рамки.

В книге рассматриваются ИМЕННО эти ВОКАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ, а НЕ РЕЧЕВЫЕ. В последнем случае все было бы ОЧЕНЬ ПРОСТО. Громкую СЦЕНИЧЕСКУЮ РЕЧЬ я могу сделать за 5-10 занятий. Для вокала на ДЫХАНИИ это всего лишь ВУЛЬГАРНАЯ ИМИТАЦИЯ рече-вокального слова НА ДЫХАНИИ. Станет после этого артист ПЕВЦОМ или нет - это зависит от БОЛЬШОГО ЧИСЛА ФАКТОРОВ, в частности усердия, способностей, понимания, регулярных занятий и выступлений и т.д.

« Последнее редактирование: Апрель 07, 2010, 22:56:33 от Богаченко »

Оффлайн roman_uhf

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 52
    • wingedsign.com
Пример вокала автора столь славной книги - в студию ! Хочется услышать !
www.wingedsign.com - Здесь можно найти мои вокальные записи, мою поэзию, социальные проекты, а также материалы по моему оригинальному Стирлинг - двигателю, а несколько позднее, так-же и по другим моим конструкциям.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Пример вокала автора столь славной книги - в студию ! Хочется услышать !
:)
Само по себе это было бы любопытно, но на всякий случай я хочу привести спортивную аналогию: тренер по плаванью не обязан плавать лучше и быстрее своих учеников, потому что у него другая задача.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн чужой

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 693
но на всякий случай я хочу привести спортивную аналогию: тренер по плаванью не обязан плавать лучше и быстрее своих учеников, потому что у него другая задача.

Разумеется. Тогда прошу привести вокал учеников.

Оффлайн garans

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 833
  • преподаватель (не вокал), любитель пения
Пример вокала автора столь славной книги - в студию ! Хочется услышать !
:)
Само по себе это было бы любопытно, но на всякий случай я хочу привести спортивную аналогию: тренер по плаванью не обязан плавать лучше и быстрее своих учеников, потому что у него другая задача.

Очень много преподавателей, которые за несколько уроков обещают уже чего-то сделать.
Потом за несколько месяцев. Потом за несколько лет.

А потом: "Ну а чего же Вы хотели?
Вы же не Шаляпин!"

Чем хороша реклама - чтобы заранее отсеять умных от глупых.
Раз поверил рекламе - нужно тебя "подоить".
А то умный мало ли чего придумает?

Оффлайн чужой

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 693

Очень много преподавателей, которые за несколько уроков обещают уже чего-то сделать.
Потом за несколько месяцев. Потом за несколько лет.

А потом: "Ну а чего же Вы хотели?
Вы же не Шаляпин!"


Нельзя научиться (оперному) вокалу за несколько уроков. И за несколько месяцев нельзя. И даже за несколько лет.

Оффлайн Богаченко

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 232
Garans, я тут "свечусь" не за деньги, а за ИДЕЮ! Для тех, кто ГОДАМИ блукает в потемках от педагога к педагогу, а "ВОЗ И НЫНЕ ТАМ!" Карузо, когда занялся педагогической деятельностью, загубил несколько голосов, и бросил ЭТУ затею. Ему "ПРИРОДА" подарила голос.А ЧТО подарила? Он не знал...!

Чужой, Вы не совсем точно понимаете "Нельзя научиться (оперному) вокалу за несколько уроков, месяцев... и лет"
Если человек с поставленным ОТ ПРИРОДЫ голосом захочет петь оперный вокал, то и в этом случае ему понадобиться не один месяц, а то и год, что бы научиться петь ОПЕРНЫЙ РЕПЕРТУАР и выдерживать РАМКИ обозначенного жанра.

Поясню на простом примере, что я имею в виду. Если вы купите скрипу Страдивари и будете хоть как-то на ней уметь играть, то придя  устраиваться на работу в оркестр, вас вряд ли возьмут на работу. Хорошего музыканта быстрее возьмут, чем вас, потому что вам еще надо учиться на ней играть.

Поэтому ХОРОШИЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ГОЛОС - это всего лишь скрипка Страдивари, к которой необходимо приложить ХОРОШЕЕ УМЕНИЕ МУЗЫКАНТА!

Проанализируем следующие варианты в этой ситуации:

1. У вас ПОСТАВЛЕННЫЙ ГОЛОС. но вы НЕ МУЗЫКАНТ.
Как вы понимаете, вам придется достаточно долго постигать азы музыкальной грамоты и требований со стороны музыкантов, т.е. УЧИТЬСЯ.

2. У вас НЕ поставленный голос со множеством проблем, но вы МУЗЫКАНТ.
В этом случае вам придётся заняться "ИЗГОТОВЛЕНИЕМ" или "ПОКУПКОЙ" ИНСТРУМЕНТА. В данном случае "КУПИТЬ" - это заплатить супер педагогу за ЭФФЕКТИВНОЕ обучение, или СДЕЛАТЬ инструмент САМОМУ. Сложность последнего заключается в том, что на сегодняшний день вообще-то НЕ ОЧЕНЬ ПОНЯТНО, как этот инструмент ВООБЩЕ РАБОТАЕТ, т.е. ПОСОБИЯ по его "ИЗГОТОВЛЕНИЮ" тоже НЕТ.
На сегодняшний день найти ХОРОШЕГО педагога, все равно, что купить "КОТА в МЕШКЕ" (Вы же в них не разбираетесь!). ЧТО и КОГДА это все произойдет тоже НЕВЕДОМО.Вот и УЧИМСЯ. УЧИМСЯ и УЧИМСЯ..!!!???

3. У вас ПОСТАВЛЕННЫЙ ГОЛОС и вы МУЗЫКАНТ.
Ну тут только, как говорят, "Карты в руки!" Учи репертуар и ПОЙ, и восхищай публику.

4. А если у вас и голос НЕпоставленный (пестрый, не собранный и т.д.), и вы НЕ музыкант?
Тогда, как говорил великий вождь: "УЧИТЬСЯ,  УЧИТЬСЯ и УЧИТЬСЯ...." - это только пока относится к голосу, и еще раз:  "УЧИТЬСЯ,  УЧИТЬСЯ и УЧИТЬСЯ..." - а это относится к МУЗЫКАНТУ!

А Вы говорите о НЕСКОЛЬКИХ уроках, или нескольких месяцев. В подавляющем большинстве  случаев проблема ПРЕЖДЕ ВСЕГО (!) В ИНСТРУМЕНТЕ! (То есть в ГОЛОСЕ)

Я же доказываю и в теории и на практике КАК РАБОТАЕТ БОЛЬШАЯ "СКРИПКА" под названием ВОКАЛЬНЫЙ ГОЛОС НА ДЫХАНИИ, на ХОРОШЕМ РЕЗОНАНСЕ! По крайней мере ЛОГИКИ и ОДНОЗНАЧНОСТИ в моей теории намного больше, чем в СОВРЕМЕННОМ ТРАДИЦИОННОМ ПОНИМАНИИ! http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=2906.0 От этого идет и КАТЕГОРИЧНОСТЬ, которая Вас несколько раздражает, а других пугает...
« Последнее редактирование: Апрель 07, 2010, 23:07:27 от Богаченко »

Оффлайн garans

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 833
  • преподаватель (не вокал), любитель пения
Уважаемый Сергей Богаченко!

Как бы правильно Вы ни описали - как устроен и как работает хороший поставленный голос - от одного этого ничего не изменится.
Потому что есть природные способности, талант.

Если даже у человека от природы поставленный голос (хотя я не понимаю, что это такое - наверное, просто сильный голос), оперу сразу петь он вряд ли сможет - как не сможет сразу поднять 200 кг даже сверходарённый штангист. Нужно овладевать техникой, что даётся только тренировками со знающим тренером.

В любом сл. овладение техникой оперного пения занимает годы.
Ваша книга, как и книги Дмитриева и Морозова, не является пособием для подготовки вокалиста, тем более оперного.
Разъяснения, приведенные в ней представляют скорее "научный" интерес - одно из многочисленных разъяснений.

В своё время Юссон уже делал революцию в вокальной методике и в разъяснении вокальных явлений - ни к чему хорошему это не привело. Точно так же книги Дмитриева и Морозова мало способствуют практическому освоению вокала. Занятия под руководством опытного педагога способны дать пользы намного больше, чем чтение книг. С этими занятиями сравнимы лишь самостоятельные усилия обучающегося, без которых уж точно ничего не получится.

Мне известны несколько пособий на английском языке, претендующих на пособия по подготовке оперных вокалистов, написанные педагогами, певшими в опере сами и воспитавшими талантливых оперных певцов. Однако и они не много дают для практического применения.

Оффлайн Богаченко

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 232
Если теория доказывает, что параназальные полости НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ГОЛОВНЫМ РЕЗОНАТОРОМ, а ВСЕ ЗАПИХИВАЮТ туда звук и думают, что головной резонатор заработает? ЭТО ЗАБЛУЖДЕНИЕ! Это все равно, если идти вместо ЮГА на СЕВЕР, считая, что юг  на СЕВЕРЕ!

Моя теория доказывает, что ВСЕ происходит В ПРОТИВОПОЛОЖНОЙ стороне. Общее правило таково: "ВСЕ, ЧТО ДЕЛАЕТСЯ ВНИЗ и НАЗАД - ПРАВИЛЬНО и развивает голос, ВСЕ, ЧТО ДЕЛАЕТСЯ ВПЕРЕД и ВВЕРХ ломает голос и СНИМАЕТ ЕГО С ОПОРЫ!
ПРАВДА СКРЫВАЕТСЯ НА 180 градусов В ДРУГОЙ СТОРОНЕ!

Все "РОГАМИ" упираются в него ГОДАМИ! и еще удивляются, что результата нет. А его и не будет! Это все равно, что искать черную кошку в темной комнате, когда ТАМ ее НЕТ. Результат ЗАКОНОМЕРЕН!

Я ДАВНО ЭТО ВЫЧИСЛИЛ и ПРОВЕРИЛ на ПРАКТИКЕ!

Для того чтобы еще раз убедить Вас, то повторюсь, и ЭТО НЕ МОИ СЛОВА(!) - это говорит ИСТОРИЯ ВОКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ: "ВСЕ ШКОЛЫ АБСОЛЮТИЗИРОВАВШИЕ ИДЕЮ МАСОЧНЫХ ОЩУЩЕНИЙ ПРИВЕЛИ К ГИБЕЛИ НЕ ОДИН ГОЛОС!"

Какие еще доводы Вам нужны? Вы хотите пройти ЭТОТ путь? Так Вы его ДАВНО с "УСПЕХОМ" проходите...  Ответьте СЕБЕ: "СКОЛЬКО ЛЕТ это ДАВНО происходит?"

Еще раз сошлюсь на мнение высокоуважаемых, авторитетных деятелей музыкального искусства (К. Веселаго, Г. Трусов и др.):

"...«певческие резонаторы, при определенной оптимальной настройке (а не в любом случае - не будем забывать это важное условие!) способны во много раз усилить первичный звук голосовых связок». Эта «оптимальная настройка», – что же это такое? Значит, вокальная тайна продолжает существовать!? Если её и знают, то только избранные педагоги и их не так много. К такому выводу пришли участники шоу А. Варгафтика, состоявшегося на телевидении, где высокоуважаемые, авторитетные деятели музыкального искусства (К. Веселаго, Г. Трусов и др.) высказали четкое мнение, что уровень основной массы русских и зарубежных вокалистов достаточно низок. Звезды оперной сцены появляются не благодаря «школе», а как бы вопреки ей».
« Последнее редактирование: Апрель 08, 2010, 22:47:11 от Богаченко »

Оффлайн чужой

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 693
Re: Речь и вокал. Гипотеза развития оперного в
« Ответ #59 : Апрель 08, 2010, 11:33:23 »
Уважаемый Сергей Богаченко!

То, что в голове нет никаких резонаторов, нам еще Юссон разъяснил. Их там и не может быть, акромя рото-глоточного резонатора. В голове просто нет таких полостей.  ;) Это легко посчитать.

З.Ы. Имхо, чтобы научиться петь, надо просто грудью, широко открывая челюсть, сказать МАМА и понять свои ощущения. Но на это могут уйти годы.  ;)
« Последнее редактирование: Апрель 08, 2010, 11:51:57 от чужой »

Оффлайн roman_uhf

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 52
    • wingedsign.com
Складно звонишь... , но я "слухач" и пока сам не услышу - куда ты сам "звук загоняешь"... - звон останется звоном.
www.wingedsign.com - Здесь можно найти мои вокальные записи, мою поэзию, социальные проекты, а также материалы по моему оригинальному Стирлинг - двигателю, а несколько позднее, так-же и по другим моим конструкциям.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Уважаемый Богаченко! (простите не знаю Вашего имени)

Его зовут Сергей ! :)
И ещё, коллеги, давайте мы все будем друг с другом на "вы". Кроме тех, конечно, кто общается на "ты" вне форума ! :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн roman_uhf

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 52
    • wingedsign.com
Уважаемый Богаченко! (простите не знаю Вашего имени)

Его зовут Сергей ! :)
И ещё, коллеги, давайте мы все будем друг с другом на "вы". Кроме тех, конечно, кто общается на "ты" вне форума ! :)

Да я и не возражаю, но хотелось бы и что-то услышать. Ибо я знаю цену словам и имею уважение к делам.
www.wingedsign.com - Здесь можно найти мои вокальные записи, мою поэзию, социальные проекты, а также материалы по моему оригинальному Стирлинг - двигателю, а несколько позднее, так-же и по другим моим конструкциям.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Да я и не возражаю, но хотелось бы и что-то услышать. Ибо я знаю цену словам и имею уважение к делам.

В свою очередь не могу не согласиться, что "практика критерий истины".
Мне тоже любопытно, как это всё можно проверить практически и было ли это проверено кем-то из певцов на себе с положительным результатом.
Ну и если уж помечтать о бОльшем, то было бы интересно услышать голос некоего певца ДО использования этой методики и ПОСЛЕ её применения. Иначе как убедиться, что она работает ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Богаченко

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 232
А чего ж Вас так раздражает фраза, что "запихивать звук в маску - это ошибка"? - это раз.

Юссон может быть и сказал, что в параназальных полостях РЕЗОНАТОРА НИКАКОГО НЕТ и БЫТЬ НЕ МОЖЕТ! Я с этим полностью согласен! Но он не сказал ГДЕ ЖЕ ОН? - "ГОЛОВНОЙ РЕЗОНАТОР"... - это два.

А раз "головной резонатор" не нашли, ВСЕ осталось "НА КРУГИ СВОЯ" - это три.

Слово "МАМА" тоже надо говорить ПО ОСОБОМУ, иначе уйдут ГОДЫ! - это четыре.

Predlogoff, Ваше предложение я ПРИНИМАЮ! - это пять.
« Последнее редактирование: Апрель 08, 2010, 23:32:23 от Богаченко »

Оффлайн чужой

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 693


Юссон может быть и сказал, что в параназальных полостях РЕЗОНАТОРА НИКАКОГО НЕТ и БЫТЬ НЕ МОЖЕТ! Я с этим полностью согласен! Но он не сказал ГДЕ ЖЕ ОН? - "ГОЛОВНОЙ РЕЗОНАТОР"... - это два.

А раз "головной резонатор" не нашли, ВСЕ осталось "НА КРУГИ СВОЯ" - это три.

Слово "МАМА" тоже надо говорить ПО ОСОБОМУ, иначе уйдут ГОДЫ! - это четыре.


Я не понял, Ваши слова про маску это мне?
Вы, видимо, давно читали Юссона и подзабыли.  Он говорил про рото-глоточный резонатор. И, если мне не изменяет память, ставил вопрос о существовании грудного резонатора. В существовании последнего лично я не уверен.

Про слово "Мама" согласен. Лично я понял, как его говорить правильно через четыре года занятий.  ;)

Оффлайн Богаченко

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 232
Чужой, мы здесь обсуждаем общие теоретические вопросы, поэтому причем здесь Вы.

...Юссон говорил про РОТО-ГЛОТОЧНЫЙ резонатор...

Во всех источниках Юссон упоминается как автор ХРОНАКСИЧЕСКОЙ теории голосообразования, основная идея которой заключалась в связи частоты колебания голосовых складок с частотой иннервации  сигнала, поступающего на голосовые складки, что было опровергнуто в процессе практических экспериментов другими исследователями.

О рото-глоточном резонаторе Р. Юссон может быть и упоминает, но это не является ОСНОВНЫМ ЗВЕНОМ в его теории, поэтому-то РОТО-ГЛОТОЧНЫЙ  резонатор, как ПОЛОСТНОЙ РЕЗОНАТОР, в его теории и НЕ РАЗРАБАТЫВАЕТСЯ...! 

В моем исследовании, если Вы внимательно прочитали статьи в начале потока (http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=2906.0), ОСНОВНЫМ ЗВЕНОМ является ПОДСКЛАДОЧНОЕ СУЖЕНИЕ ТРАХЕИ, которое переходя в режим СОПЛА, ЗАМЫКАЕТ ПОДСКЛАДОЧНЫЙ объем и образуется ПАДГР (подскладочный активный динамический головной резонатор полостного типа), который и является "неуловимым" ГОЛОВНЫМ РЕЗОНАТОРОМ, так хорошо проявляющий СЕБЯ НА СЛУХ в виде "МАСОЧНЫХ" ощущений! Эта ГИПОТЕЗА не только ДОКАЗЫВАЕТСЯ на ТЕОРЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ, но и ПРОВЕРЕНА НА ПРАКТИКЕ!

Таким образом, УПОР в МОЕЙ ТЕОРИИ идет на ТРАХЕ-ГОРТАННЫЙ резонатор! Потом идет НАДГОРТАННАЯ ПОЛОСТЬ, а ВЫШЕ ГЛОТКА и ЗАТЕМ РОТ и параллельно рту ПАРАНАЗАЛЬНЫЕ ПОЛОСТИ.
Да, ГЛОТКА и РОТ УЧАСТВУЮТ во всем этом, я не отрицаю, но это происходит потому, что ОНИ находится в НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ БЛИЗОСТИ от ТРАХЕ-ГОРТАННОГО  резонатора, да еще и НА ПУТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЗВУКА!

В моей книге ПОДСКЛАДОЧНЫЙ  резонатор не только заявляется, но объясняется КАКИМ образом он образуется, КАК организуется атакующая СТРУЯ-ФАКЕЛ и ЧТО ТАКОЕ НЕ ТРАВМИРУЮЩАЯ ТВЕРДАЯ АТАКА по ГАРСИА. Кроме этого ВСЕ возможные передвижения гортани, обнаруженные у ВЫДАЮЩИХСЯ певцов, во время пения приобретают ЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ, даже ПАРАДОКСАЛЬНЫЕ....

Поэтому заявить - это одно, а всесторонне ОБЪЯСНИТЬ все взаимосвязи - это совершенно другое.

P.S.
Если бы Вами упомянутый факт (Юссон) был значим для вокальной теории в УПОМЯНУТОМ Вами ПЛАНЕ, я думаю, у профессора В.П. Морозова в книге "Искусство резонансного пения" нашлось бы достойное место и он был бы ОПИСАН. Но я штудировал последнее издание В.П. Морозова, и не помню, чтобы о Юссоне там было в этом плане что-то написано... Как Вы понимаете, профессор В.П. Морозов дает ПОЛНЫЙ ОБЗОР всего, что накоплено достойного во всемирной истории изучения вокального голоса. Пройдите по ссылке:http://muz.almanac-rock.ru/Vocal-Morozov-Prav-li-raul-usson.html
« Последнее редактирование: Апрель 12, 2010, 23:30:23 от Богаченко »

Оффлайн Богаченко

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 232
СЦЕНИЧЕСКУЮ РЕЧЬ и ВОКАЛ НА ДЫХАНИИ
МОЖНО СДЕЛАТЬ "БЛИЗНЕЦАМИ-БРАТЬЯМИ"

ПРИНЦИПЫ  ВОСПИТАНИЯ
ГРОМКОЙ СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА ОПОРЕ,
то есть
НА МЕХАНИЗМЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ПОДСКЛАДОЧНОГО СОПЛА и ПАДГР.

(Обработанные выдержек с «Classical Forum» по ВОКАЛУ)

Получить ГРОМКУЮ сценическую речь можно, если стать на позиции теории ПОДСКЛАДОЧНОГО СОПЛА и ПАДГР (подсладочного активного динамического головного резонатора полостного типа). Для этого необходимо научиться технологии формирования ВНУТРЕННЕЙ речи, построенной на УГЛУБЛЕННОМ формировании ГЛАСНЫХ фонем. При всей сложности названия, на практике все НАМНОГО ПРОЩЕ, чем Вы думаете, и в этой ПРОСТОТЕ ВСЯ СЛОЖНОСТЬ практического воплощения ее в жизнь.

«Кукольники» владеют искусством внутренней речи, когда мы видим в кадре их молчащих, а их куклу говорящей. Меня всегда интересовал вопрос: «Как они формируют губные согласные?» Их же обойти невозможно! И вот, я вычитал в небольшой статье, что кукольники в своем кукольном словаре не имеют слов с губными согласными – слова антонимы!

Чтобы научиться «внутренней речи» Вербов требует ОТУЧИТЬСЯ активно артикулировать при произнесении СОГЛАСНЫХ и ГЛАСНЫХ, открывать сильно рот и т.д., то есть отучиться от всего того, что мешает, а я бы уточнил и отвлекает, ГОЛОСОВОЙ аппарат от правильной внутренней резонансной настройки. В моей книге доказывается необходимость углубления места формирования гласных, чего можно достичь методом ПАССИВАЦИИ всех ротовых и артикуляционных движений,  сохранив яркое, ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ. Эти требования справедливы и для получения ГРОМКОЙ СЦЕНИЧЕСКОЙ речи.

БЕЗЗВУЧНЫЕ СОГЛАСНЫЕ,
ЗВУКОВЫЕ ГЛАСНЫЕ

Занятие согласными, четкой артикуляцией – неблагодарное и бесполезное дело, которое для голоса больше несет вреда, чем пользы, не решая проблем четкого донесения сценического слова…

В клинической практике можно наблюдать людей с удаленной гортанью. Голосовых складок у них вообще нет, и речь их строится только с использованием согласных. Она настолько неразборчива, что им приходится все писать на бумаге. В этом и проявляется реальная громкость согласных фонем. Все согласные беззвучны, и только голосовые гласные делают нашу речь той речью, к которой мы привыкли. Первостепенной необходимостью повышения разборчивости сценической речи является значительное повышение громкости голосовых гласных фонем по сравнению с уровнем громкости беззвучных согласных. Такое соотношение согласных и гласных делает гласные явными. Четкое выговаривание согласных, активная артикуляция приводит к усилению негативных факторов, влияющих на голос: усиливаются «зажимы» голосового аппарата, снижается его КПД, уменьшается выносливость при длительных нагрузках. Возникает вопрос: на чем же основано популярное сегодня мнение о необходимости активной артикуляции при формировании фонем в том случае, когда мы сталкиваемся с неразборчивой речью? Ведь если оно существует, значит должны быть какие-то положительные практические результаты?

Действительно, разборчивость сценической речи при усилении артикуляции улучшается, но это происходит только в пределах четкой видимости лица говорящего за счет чтения по губам. Кроме этого, при усиленной артикуляции наблюдается активный посыл дыхания для формирования согласных, что ведет к незначительному повышению громкости произнесения согласных фонем. Это позволяет немного повысить их громкость и, как следствие, разборчивость речи на небольшом расстоянии. Но в «живой» сценической деятельности эта позитивность с увеличением расстояния быстро исчезает, поэтому разборчивость слова резко снижается.

С физической точки зрения звук распространяется сферически, площадь которой (S) равна ¾ πR2, где π =3,14, а R – радиус в метрах. Поэтому звуковая энергия (E) источника звука – нашего голосового аппарата – равномерно распределяется на постоянно возрастающую площадь (S) сферы распространения звуковой волны. Звуковое давление (D) (его можно отождествлять с обычной громкостью), которое и создает в нашем слуховом аппарате ощущение слышимости звука, снижается обратно пропорционально значению, которое определяется площадью сферы распространения звука: D=E/S=E/(¾ πR2). Приведем таблицу соответствия, которая покажет во сколько раз (n) снижается громкость звука с увеличением расстояния (R):
R   1   2   5   10   15    20    30      40      50
n   1   4   25   100   225   400   900   1600   2500

Уже через 5 метров уровень звукового давления снижается в 25 раз по сравнению с тем, что наблюдалось в 1 метре от источника! Через 10 метров – в 100 раз, через 15 в 225 раз, через 20 в 400 раз, через 30 в 900 раз, а через 50 в 2500 раз! Таким образом, вы видите, насколько драматично складывается ситуация с донесением звуковой энергии, а вместе с ней и речевой информации. Поэтому в сценической речи даже четкие согласные никоим образом не могут гарантировать стопроцентную разборчивость слова. Очевидно, что методики, которые занимаются улучшением четкости речи за счет активной артикуляции, четкого произнесения согласных звуков находятся в плену ложных представлений. Такой подход может дать небольшой положительный результат, причем, только там, где голосовые параметры почти не нужны: например, бытовая речь на близком расстоянии, речь с техническими средствами усиления и записи. Но «живая» сценическая деятельность требует огромной, по сравнению с бытовой речью голосовой отдачи, и здесь при воспитании сценического голоса возникает множество проблем именно «благодаря» согласным…

Все слова состоят из слогов, которые записываются в виде последовательной совокупности гласных и согласных фонем. В этой же последовательности они произносятся: согласная – гласная, ... согласная – гласная и т. д. Во время произнесения согласных фонем уровень их громкости стремится к нулю, что не может обеспечить разборчивого их донесения до зрителя даже при условии, что они четкие! Четкость согласных – это необходимое, но не достаточное условие высокого уровня разборчивости речи.

«Ни для обыкновенного разговора, ни для полнозвучности речи драматического актера или оратора предварительное, особенное открывание рта не нужно» . (А.М. Вербов)

Итак, для повышения разборчивости сценической речи существует необходимость озвучить беззвучную согласную (группу согласных) литературной гласной этого же слога.
Таким образом, возникает необходимость перехода от последовательного произнесения фонем слога, т. е. в том порядке, в котором они пишутся, к параллельному. В этом заключается принципиально новый подход к решению проблемы повышения разборчивости, но разборчивости пока только сценического слога, потому что разборчивость слова зависит в большей степени от других факторов, которые будут рассмотрены ниже. При параллельном механизме даже «приблизительные» (не эталонные) гласные смогут значительно улучшить разборчивость слова. Главное, чтобы «приблизительные» гласные отличались одна от другой. Последнее допускает некоторое искажение гласных звуков. В результате искажения и «округления» гласных слово будет отличаться от речевого звучания, и это будет снижать художественную правдивость передачи образа.

Для объективной самооценки можно использовать прием «отраженного звука». Приставьте руку к щеке так, чтобы образовать «туннель» от рта к уху. Произнося какое-то слово (например, «раз», «раз», «раз»…) добейтесь наилучшей слышимости. Можно в 10-15 сантиметрах от лица поместить раскрытую книгу, добившись опять-таки наилучшей слышимости, либо тренироваться в небольшой комнате с хорошей акустикой.

Этот прием нужно выполнять на протяжении всего занятия на первых порах обучения, а впоследствии в начале каждого занятия! При этом внутренним взором вы сможете досконально контролировать процесс тренажа любой группы на этапе зарождения звука.
 
Точка отсчета, с которой начинается контроль голоса – это начало фонации голосовых складок. Для того, чтобы почувствовать, где именно находятся ваши голосовые складки, необходимо при сомкнутых губах, без подачи дыхания (это может получиться и на вдохе) смыкать голосовые складки. Вы начнете тихо покашливать, как будто при першении в горле с учетем выше сказанного (обязательно приложите руку от уха ко рту).

Почувствовать тенденцию углубления можно на слогах заднесмычных согласных «К», «Г», которые и позволяют с одной стороны «отсечь» рот, а с другой – «загнать» гласные область зева и глубже. Многократно повторяя сначала слоги КА, КЕ, КИ, КО, КУ, КЫ, а потом и слова убирайте все, что возможно, сохранив четкость и речевую правильность их произношения. Проверить насколько правильно Вы произносите слоги, можно продолжив слоги ИМЕНАМИ. Если имя звучит, как в жизни - значит ЗАЖИМОВ нет, и Вы делаете достаточно правильно, например, кА-а-а-А-тя, кЭ-э-э-ля, кИ-и-и-ра, кО-о-о-ля, кУ-у-у-зя, кЫ-ы-ы-ся. Лицо и произнесение слов должно быть ЕСТЕСТВЕННЫМ. Если Вы перестараетесь в НИЧЕГО НЕ ДЕЛАНИИ, то на лице появится
подобие ПАРАЛИТИЧЕСКОЙ МАСКИ – это тоже крайность, только со знаком МИНУС.

Возникает еще один вопрос: «Почему нужно использовать, а так и делают мастера вокального искусства, – максимально низкие типы дыхания?» Ответ: «Потому что мышцы, формирующие опору дыхания, работают на сужение (!), мышцы,  которые набирают дыхание – на расширение (!), в результате чего последние и мешают формироваться опоре и возникновению подскладочного резонатора (ПАДГР), а, следовательно, и РЕЗОНАНСА! При использовании в речи высоких типов дыхания возникает естественный антагонизм между этими процессами – психофизиологический парадокс!

Общее правило: дышите как в жизни, главное НЕ ПОДНИМАЙТЕ ПЛЕЧИ и ГРУДЬ! В противном случае переучитесь!

Есть важные оговорки в этой системе фонации, без соблюдения которых будет трудно ее воплотить в вокальную практику: гласные должны строиться НЕ ВО РТУ, А ГЛУБЖЕ, в рамках НОРМАЛЬНОЙ ПРОИЗНОШЕНИЯ. Последнее условие является индикатором отсутствия различных «зажимов» голоса и горловых призвуков в частности.

В этой технологии заложен принцип метода «камней», использовавшийся еще в Древней Греции.

Вам может показаться, что все выше описанное – это теоретические гипотезы, лишенные возможности практического воплощения в реальном человеке. Но к вашему «сожалению» - это правда, которая проверенна на практике не только личным опытом, но и на других людях. За 5-10 занятий я обучал людей говорить не только правильно, как это делают хорошие дикторы, но и громко, и очень громко на дыхании. Оказывается, что если знать «ахиллесову пяту» формирования голоса, то результат может превзойти  все ваши, даже самые перспективные, представления о своем голосе. Превосходный результат приходит настолько быстро, что человек начинает «тормозить», потому что психологически он просто не готов к новым своим возможностям. Требуется значительное время для морального созревания под достигнутый результат.

Так, например, в речи, поставленной на дыхании, на опору – сценической речи, необходимо сразу применять достигнутый результат на сцене, чтобы получить практическое подтверждение со стороны, как зрителей, так и со стороны профессиональных актеров. В противном случае достигнутый результат, не получая этого подтверждения,  начинает рассыпаться, как карточный дом. Только сцена, публичные выступления расставляют все точки над «и»…

САМАЯ БОЛЬШАЯ ОШИБКА
ПОДАВЛЯЮЩЕГО БОЛЬШИНСТВА АРТИСТОВ

Если разобраться в ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ прохождения сценического дыхания при атаке речевого СЛОГА, то уже этого будет достаточно, чтобы понять всю ПАРАДОКСАЛЬНОСТЬ этого процесса, причем в ПЛОХОМ смысле этого слова.

Все слова состоят из СЛОГОВ. Поэтому можно говорить о неразрывной ЕДИНИЦЕ СЛОВА - о СЛОГЕ, который практически всегда состоит из СОГЛАСНОЙ (согласных) + ГОЛОС-ГЛАСНОЙ. Например, фраза "Что день грядущий мне готовит?" (Чт+О) (ДЕ+Э)+(НЬ ГРЯ+А)+(Д+У)+(Щ+И)+Й (МНЕ+Э) (Г+О)+(Т+О)+(В+И)+Т...

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРОХОЖДЕНИЕ ФОНАЦИОННОГО-СЦЕНИЧЕСКОГО ДЫХАНИЯ: Воздух набирается в легкие (Сейчас даже не важно КУДА) и в момент начала произнесения ОН начинает проходить: 1 - сначала ПО ТРАХЕЕ, 2 - затем цепляет голосовые складки и образуется непосредственно звук, 3 - начинает формироваться ГЛАСНАЯ, 4 - и ТОЛЬКО ПОСЛЕ ВСЕГО ЭТОГО сценическое дыхание достигает области, где формируются СОГЛАСНЫЕ, т.е. РОТОВОЙ ПОЛОСТИ...!

А как мы ГОВОРИМ? Мы говорим так, КАК НАПИСАНО НА БУМАГЕ; Мы ПРОИЗНОСИМ, АРТИУЛИРУЕМ  СОГЛАСНУЮ, а только ПОТОМ ВКЛЮЧАЕТСЯ ГОЛОС! Таким образом, мы направляем дыхание в РОТОВУЮ ПОЛОСТЬ, где формируются СОГЛАСНЫЕ, туда, где сценическое дыхание должно было оказаться в САМУЮ ПОСЛЕДНЮЮ ОЧЕРЕДЬ, и ВСЕ СТАВИТСЯ С НОГ на ГОЛОВУ (4 !?!?!?!), и возникают "индивидуальные" проявления РЕЧЕВОГО голосообразования.

Задача сохранить естественную последовательность прохождения сценического дыхания: 1,2,3,4. По крайней мере ГОЛОС-ГЛАСНАЯ (3) должна появляться раньше СОГЛАСНОЙ(4)  слога. Это уже будет ПРИНЦИПИАЛЬНЫЙ шаг в коррекции бытовой речи, которая позволит значительно сместить акцент на УГЛУБЛЕННЫЕ ГОЛОС-ГЛАСНЫЕ, которые очень легко получаются на слогах заднесмычной группы согласных фонем «Г» или «К». Поэтому надо как-то ИЗЛОВЧИТЬСЯ и сохранить последовательность  1,2,3,4 или проще 3,4. Для этого необходимо перейти к СТРУКТУРИРОВАННОМУ СЛОГУ - ПАРАЛЛЕЛЬНОМУ.
Фраза "Что день грядущий мнеготовит"

     ЧТ +  ДЕ +   НЬ ГРЯ + Д +    Щ  +     Й МНЕ + Г + Т +      В +    Т
О ооО-ЭээЭ - А ааА  -  У ууУ-ИииИ- ЭээЭ -  О оО-ОоО-ИиииИ

Необходимо СМОТРЕТЬ на ГОЛОС-ГЛАСНЫЕ в нижней строке, а на согласные ВООБЩЕ НЕ ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ. Когда Вы ПРОТЯГИВАЕТЕ (длинные гласные) ГЛАСНУЮ "О" (Что), Вы должны, постукивая по ГРУДИ (чуть выше солнечного сплетения) СМОТРЕТЬ НА СЛЕДУЮЩУЮ ГЛАСНУЮ, и когда Вы ее представили, сразу начать ее ПРОИЗНОСИТЬ и т.д. к следующей гласной...
Если Вы будете делать это правильно, то Вы обнаружите, что ГЛАСНАЯ ПЕРЕЙДЕТ в СЛЕДУЮЩУЮ ГЛАСНУЮ без РАЗРЫВОВ, в результате чего ДАЖЕ НЕ ПРИЙДЕТСЯ ЗАНИМАТЬСЯ ВЫГОВАРИВАНИЕМ СОГЛАСНЫХ ФОНЕМ любого слова.

Здесь очень важно, чтобы Вы НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЛИ РТОМ, который хочет "ДОБРОСОВЕСТНО" заняться ВЫГОВАРИВАНИЕМ согласной из СЛЕДУЮЩЕГО слога. Для того, чтобы у Вас это получилось правильно, необходимо ПРОГОВАРИВАТЬ ДВОЙНУЮ ГОЛОС-ГЛАСНУЮ (Чт+ооо-О), причем вторая гласная должна быть СИНКОПИРОВАННАЯ, КОРОТКАЯ и БОЛЕЕ ГРОМКАЯ. Тут важна не сама громкость, как таковая, а достаточно МЫСЛИ о том, что она ГРОМКАЯ по речи.

Попробуйте!

 Если что-то Вам не понятно? Спросите, я уточню!   

ФОНАЦИОННО-СЦЕНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 
( п/с+ПАДГР+г/с )

Проблема единообразной ГРУДНОЙ звучности голоса на любой ГРОМКОСТИ по моему теоретическому анализу и проверкой их на ПРАКТИКЕ зависит от СТАБИЛЬНОСТИ сценической системы (п/с+ПАДГР+г/с), формирующей ГРОМКИЙ ГОЛОС НА РЕЗОНАНСЕ (из статьи Вы уже можете представить о чем я говорю). Стабильность системы, а с ним и  постоянство всего тембра голоса на всем певческом диапазоне, зависит от нормальной работы этих трех компонентов сценической системы. Каких?

1.   п/с - подскладочное СОПЛО. Гортань во время речи все-таки перемещается вверх или вниз, что приводит к изменению ДИАМЕТРА ТРАХЕИ, а с ним и СОПЛА. Это все усложняется постоянной АРТИКУЛЯЦИЕЙ в формировании СОГЛАСНЫХ фонем, а если гласные стоятся во РТУ, то и ГЛАСНЫМИ, которые в этом случае ТРЕБУЮТ ИЗМЕНЕНИЯ ОБЪЕМА и КОНФИГУРАЦИИ ротовой полости, то есть той же самой АРТИКУЛЯЦИИ, только по другому поводу!
Вот почему искажение ГЛАСНЫХ - это "МЕДВЕЖЬЯ УСЛУГА": то, что должно произойти где-то ВНУТРИ мы НАСИЛЬСТВЕННО (специально) провоцируем делать ВО РТУ. Этому могут способствовать даже просто требование ЧЕТКИХ СОГЛАСНЫХ или РОТОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ГУБ в произношении ГОЛОС-ГЛАСНЫХ.

2. г/с - голосовые складки. Зажим влияет на нормальную фонацию ФАЛЬЦЕТНЫХ краев голосовых складок, от которых зависит яркость звука. Если голос стал ТЕМНЫМ, значит перестал нормально работать ФАЛЬЦЕТ! Это ЕДИНСТВЕННАЯ ПРИЧИНА отемнения, даже в том случае, если голос в общем будет строиться и правильно.

3. ПАДГР - подскладочный активный динамический головной резонатор - он же "головной резонатор".
От того как работает п/с  зависит активность возникновения РЕЗОНАНСА в голосе, а от того как фонируют г/с зависит ТЕМБРАЛЬНОЕ НАПОЛНЕНИЕ голоса. При трахеите, если Вы вспомните, голос звучат ПЛОХО, хотя г/с в порядке..!

Сначала в отношении приема "произнесения в затылок". Делается это так: сначала Вы добиваетесь достаточно правильного произношения на какой-то фразе. Это может быть достигнуто любыми приемами... После этого я говорю студенту, что теперь он должен НИЧЕГО НЕ МЕНЯЯ В ПРОИЗНОШЕНИИ, повторить ТУ ЖЕ ФРАЗУ, представив, что зритель находится СЗАДИ! Учитывая то, что зритель находится сзади, то ПОСЫЛ ЗВУКА ВПЕРЕД теряет ЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ. Этим УМЕНЬШАЕТСЯ ТОК ВЫТЕКАЮЩЕГО ИЗО РТА ВОЗДУХА, а следовательно УМЕНЬШАЕТСЯ ФОРСИРОВАННОСТЬ АТАКУЮЩЕГО голосовые складки СЦЕНИЧЕСКОГО ДЫХАНИЯ. Можно этот прием сделать ВИЗУАЛЬНЫМ: я ничего не говорю насчет посыла назад, но ставлю перед ртом говорящего в 2-3 сантиметрах ПУХОВОЕ ПЕРЫШКО. Цель: студент должен, НЕ МЕНЯЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ, делать что угодно, лишь бы перышко НЕ КОЛЕБАЛОСЬ. (Это метод адекватен методу "зажженной свечи", только пожара безопасен)

Продолжение следует.
« Последнее редактирование: Апрель 14, 2010, 19:48:55 от Богаченко »

Оффлайн Богаченко

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 232
ПРИНЦИПЫ  ВОСПИТАНИЯ
ГРОМКОЙ СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА ОПОРЕ,
то есть
НА МЕХАНИЗМЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ПОДСКЛАДОЧНОГО СОПЛА и ПАДГР.
(Продолжение)

Если я говорю: "Забудьте о СОГЛАСНЫХ! ДУМАЙТЕ о ГЛАСНЫХ!", то это не значит, что СОГЛАСНЫЕ ИСЧЕЗНУТ... Это ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ХОД-ОБМАНКА, благодаря которому ученик, даже если и будет заниматься согласными, но НЕ ТАК АКТИВНО. Согласные и сценическая дикция контролируется, как бы в ОГЛЯДКУ. Если, занимаясь ГОЛОС-ГЛАСНЫМИ, сценическая речь оказалась достаточно РАЗБОРЧИВА, то что еще нужно?

Моя КАТЕГОРИЧНОСТЬ в тексте - это всего лишь ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ХОД. Так занимаясь ГРУДНО-ГОЛОВНЫМ резонатором (ПАДГР) я увидел, что получаю ОЩУЩЕНИЯ "МАСКИ" намного ЯРЧЕ и БЫСТРЕЕ, не занимаясь НИКАКИМИ ПОСЫЛАМИ ЗВУКА ВПЕРЕД. Если моя теория говорит: «Параназальные полости не являются местом нахождения "головного" резонатора!», то зачем туда посылать звук? ЧТО я и делаю на практике... (В книге это все последовательно описано)

Самое интересное, что можно получить, например, ПРЕКРАСНУЮ СЦЕНИЧЕСКУЮ ДИКЦИЮ,  В О О Б Щ Е (!) НЕ ЗАНИМАЯСЬ СОГЛАСНЫМИ ! Вы даже не представляете, как это ПРОСТО можно сделать! Буквально на глазах Ваша сценическая речь "РАСЦВЕТАЕТ"! Для этого, прежде всего надо четко знать ТЕОРИЮ восприятия даже обычной речи, с одной стороны, с другой ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРОЩЕНИЯ МОТОРИКИ ВСЕХ СОГЛАСНЫХ, а с третьей, самой главной, уметь ЧЕТКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, КАК ВОПЛОЩАТЬ ТЕОРИЮ НА ПРАКТИКЕ, причем НЕ В УЩЕРБ ГОЛОСУ. Я не хочу пересказывать все, что у меня написано в книге по поводу дикции, только могу привести пример с "Камнями", который использовался еще в Древней Греции. В следующий раз я выложу его в своем потоке ниже...

Потом на лекции я придумал  способ упрощения ГРОМКОЙ РЕЧИ. Идея опять была проста: необходимо было научиться уменьшать проходное отверстие ДО голосовых складок, чтобы увеличить СКОРОСТЬ АТАКИ сценического дыхания. Это было связано с тем, что чем ГРОМЧЕ РЕЧЬ, тем ПЛОТНЕЕ СМЫКАЮТСЯ ГОЛОСОВЫЕ СКЛАДКИ, а, следовательно, усилий для их нормального размыкания нужно больше. Это сработало и дало очередной скачок в развитии моего сценического голоса и умения ОЧЕНЬ ГРОМКО ГОВОРИТЬ.

Но, как оказалось, просто разгон фонационного дыхания достаточно ОПАСЕН, что я и испытал на собственном опыте. На этом этапе у меня произошло КРОВОИЗЛИЯНИЕ В СВЯЗКУ. Пришлось недели две молчать. В это время мне случайно  попалась книга Гельмгольца "Полостные резонаторы". После ее прочтения  меня ВДРУГ осенило, что в результате сужения трахеи (это я уже умел делать), вполне возможно, что между сужением и голосовыми складками и образуется ПОЛОСТНОЙ РЕЗОНАТОР, который и позволяет снять нагрузку с голосовых складок...!?

Надо было это проверить на практике. Для этого необходимо было отказаться от практики ЗАПИХИВАНИЯ ЗВУКА В ГОЛОВУ, и ПОСЫЛА ВПЕРЕД, попытаться больше обратить внимание ТОЛЬКО на ЗАМЫКАНИЕ подскладочного объема в МЕСТЕ сужения, т.е. на ГРУДИ. (Это была середина первого семестра, четвертого курса)

Доведя эту идею ПОДСКЛАДОЧНОГО РЕЗОНАТОРА по Гельмгольцу до практического умения, уже через месяц, полтора, в зимнюю сессию, я спел речетатив и арию Рудольфа из "Луизы Миллер", где было очень много верхних нот, которые были получены ЧЕРЕЗ ОЧЕНЬ ГРОМКУЮ РЕЧЬ. Это оказался переломный момент в моем самообуче. После этого практически я пел только лучше и лучше, и проблем с верхними тонами исчезли вообще. Проблем с голосовыми складками после этого УЖЕ НЕ ВОЗНИКАЛО! Все стали говорить, что у меня очень хорошо работает "ГОЛОВНОЙ" РЕЗОНАТОР!  Но сам-то я знал, что я занимаюсь ГРУДЬЮ, ГРУДЬЮ и еще раз ГРУДЬЮ. В силу выше описанного анализа статьи о народных голосах пришлось отказаться и от ЗЕВКА, поэтому звук всегда был ЯРКИМ и СОБРАННЫМ.

Сразу скажу, что верхние ноты строились НА АКТИВНОЙ ОПОРЕ-СОПЛЕ, - это и есть ТОТ ОРГАНИЗОВАННЫЙ КРИК. Так, научившись повышать СНАЧАЛА речевую ГРОМКОСТЬ за счет ТОЧНОГО НАПРАВЛЕНИЯ УСИЛИЙ в ГРУДЬ, на уменьшение диаметра трахеи, я ВДРУГ обнаружил, что ОРГАНИЗОВАННЫЙ КРИК лежит в ВЕРХНЕМ ПЕВЧЕСКОМ ДИАПАЗОНЕ (сиь, си. Я тенор)! Причем при этом я не испытывал НИКАКОГО ДИСКОМФОРТА. (Об этой тенденции воспитания вокального голоса я заикнулся на этом форуме, в результате чего возникла новая тема: гипотеза  получения ВОКАЛЬНОГО голоса из ГРОМКОЙ СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ.) Задача была не так проста: необходимо было войти при пении в верхние ноты по механизму ОРГАНИЗОВАННОГО КРИКА, чему я на тот момент уже овладел.

Не могу сказать, что это было так просто. Приходилось придумывать всякие приемы и психологические уловки, чтобы то, что в речи получалось ОЧЕНЬ ПРОСТО перенести в ВОКАЛ.

Как раз здесь я и столкнулся с проблемой, что в ВОКАЛЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ВСЕГДА хочется ЧТО-ТО сделать, и, как правило, ВСЕГДА ЧТО-ЧТО ДЕЛАЕТСЯ. Это либо ЗЕВОК, либо ВЫГОВАРИВАНИЕ СОГЛАСНЫХ или РОТОВЫХ ГЛАСНЫХ, и уже этим ВСЕ начинает резко отличаться от ГРОМКОЙ РЕЧИ на ОПОРЕ-СОПЛЕ. Поэтому большинство моих усилий было брошено на НИЧЕГО НЕ ДЕЛАНИЕ ВЫШЕ голосовых складок и РТА в частности. В результате этого удалось перенести акцент в ГОЛОСООБРАЗОВАНИИ в область ГРУДИ, где должно было происходить СУЖЕНИЕ при образовании АКТИВНОЙ ОПОРЫ. Название же книги "Сложное искусство петь просто..." и определяет эту ПРОДЕЛАННУЮ БОЛЬШУЮ РАБОТУ "НИЧЕГО НЕ ДЕЛАНИЯ" ВЫШЕ голосовых складок. Да и сами посудите, если в момент атаки тон-слога что-то сделать НАВЕРХУ - это НЕ ДАСТ ПРОИЗОЙТИ СУЖЕНИЮ ВНИЗУ. Битва за ГОЛОС ПРОИГРАНА!

Эту методику можно назвать ОПТИМИЗАЦИЕЙ процесса АТАКИ звука и ПРОИЗНЕСЕНИЯ ТЕКСТА, поэтому ей можно достаточно БЕЗБОЛЕЗНЕННО  КОРРЕКТИРОВАТЬ  ЛЮБЫЕ ПРИРОДНЫЕ ГОЛОСА, не боясь им НАВРЕДИТЬ. Если же голоса нет, то проще научить такого человека СНАЧАЛА ГРОМКОЙ ПРОТЯЖНОЙ СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ, а потом. как говорят в Одессе: "Будем посмотреть!"

Если бы я не проделал этот путь сам, я бы так уверенно и не говорил бы об этом... По моим частным урокам могу сказать. что научиться говорить ГРОМКО и ОЧЕНЬ ГРОМКО и на КРИКЕ можно за занятий 10-15, а дальше идет кропотливая работа по переводу этого голоса на ВОКАЛЬНЫЕ "РЕЛЬСЫ" В Италии есть вокальные школы, которые проповедуют тезис и по этой линии и воспитывают итальянские голоса: "ПЕНИЕ - ЭТО ОРГАНИЗОВАННЫЙ КРИК !" Так что моя и идея и практика не так уж далека от ИСТИНЫ!

Сценическая речь – это «палка о двух концах». На одном «конце» согласные, по середине – гласные, а на другом «конце» – голос и резонанс – «верная организация» – певческая система – (п/с+ПАДГР+г/с). Сами понимаете, что голосовые складки это промежуточная «опорная» осязаемая точка, через которую необходимо пройти еще глубже. Только тогда можно хорошо посадить голос на опору дыхания и создать резонанс голоса и говорить не на связках. При этом голос получит мощное, яркое звучание. Горловые призвуки, которые могут периодически возникать при прохождении вглубь на опору необходимо, конечно, убирать, не считая их криминальными, но методами, позволяющими пройти еще сильнее вглубь. Например, ХЛЕСТКИМ ОПЕРЕЖАЮЩИМ ПОСТУКИВАНИЕМ говорящего по спине кончиками пальцев. Причем чем ГРОМЧЕ Вы говорите, тем ниже должна быть точка постукивания, и ХЛЕЩЩЕ ОПЕРЕЖАЮЩИЙ УДАР В ГРУДЬ. Дальше, посылать звук на сзади находящегося слушателя и т. п.

Новая теория голосообразования фактически представлена на Рисунке № 2 в моем потоке. Все остальное - это доказательство такой организации опоры и возникновения "головного" резонатора. Анализ же материалов традиционного представления - это взгляд на них с позиции новой теории. Я говорю о новой теории только потому, что сам прошел весь этот путь на практике, и смог объяснить ВСЕ практические парадоксы, обнаруженные у выдающихся певцов прошлого и современности. Кроме этого ЭТИМ ПАРАДОКСАМ вокального голоса я НАУЧИЛСЯ, причем САМ.

Желание получить АКУСТИЧЕСКИЙ РЕЗОНАНС зала приводит к тому, что Вы будете стараться АКТИВНЕЕ посылать звук в ЗАЛ, В "МАСКУ", и это приведет только к усилению ФОРСИРОВАННОСТИ ГОЛОСА. Поэтому часто говорят: "Не пытайтесь ЗАПОЛНИТЬ ЗАЛ своим голосом! Говорите ЕСТЕСТВЕННО!"
 В этой ситуации и может помочь МОЯ рекомендация: "Думайте, что зритель находится СЗАДИ Вас!" Это ПСИХОЛОГИЧЕСКИ СНИМЕТ ЖЕЛАНИЕ ПОСЫЛАТЬ ЗВУК В ЗАЛ, а, следовательно, и ФОРСИРОВАТЬ ЗВУК!" Если же вы и захотите усилить звук, пошлите его на СЗАДИ НАХОДЯЩЕГОСЯ слушателя, ГОЛОС УСИЛИТСЯ, а ФОРСИРОВАНИЯ звука НЕ ПРОИЗОЙДЕТ.

Оговорка: Послать звук НАЗАД - это не значит КАК-ТО ЕГО ИЗМЕНИТЬ!!! Все должно звучать как обычно! ВЫ, и только ВЫ знаете КУДА ВЫ  ПОСЫЛАЕТЕ ЗВУК.

О ПОЛЕЗНОСТИ ПОСЫЛОВ ЗВУКА

Вы, конечно, можете возразить и пытаться доказать  полезность ПОСЫЛОВ, но обратимся к школьной физике. Из волновой теории распространения звука следует, что звук, родившись на источнике звука (генераторе), а в нашем случае на голосовых складках, распространяется во все стороны одинаково сферически со скоростью 330 м/сек! После генерации, в нашем случае фонации, звук можно только сконцентрировать в каком-то направлении, например, при помощи рупора, можно усилить или ослабить звук путем подключения полостных резонаторов различной конструкции, но послать звук вперед, т.е. еще быстрее, чем 330 м/с, никак невозможно!

Даже если предположить полезность таких посылов, разница в скоростях распространения этих посылов и звука столь велика, что и в этом случае помощь их была бы ничтожно мала. Увеличить скорость звука можно только в том случае, если передвигать источник звука, т.е. голосовые складки (!?), со скоростью соизмеримой со скоростью распространения звука, что, сами понимаете, не реально! Об этом говорят законы физики!

Возвращаясь к Вербову, напомним его слова: «Направлять звук куда бы то ни было не нужно», «…ставившийся с давних времен вопрос: «куда говорить» – лишен всякого смысла, и есть, только один разумный вопрос: «где говорить».

Главное сформировать внутри артиста условия для его благозвучного формирования, а точнее, чтобы внутри ВОЗНИК РЕЗОНАНС ГОЛОСА, и звук улетит сам! Напомню: РЕЗОНАНС способен МНОГОКРАТНО (100 и более раз) УСИЛИТЬ ИСХОДНЫЙ ЗВУК источника, т.е. голосовых складок.

Еше в консерватории, когда я научился сужать трахею и достаточно свободно стал петь ВЕРХНИЕ ТОНА диапазона (тенор), то однажды я стал распеваться в автомобиле. В салоне было прохладно настолько, что был виден пар, выходящий из моего рта в момент распевания. Пар плавно струился изо рта. Я активно спел верхнюю ноту и вдруг увидел, что ПАР ИЗО РТА ВООБЩЕ ИСЧЕЗ!!! Пока я держал верхнюю ноту пар АБСОЛЮТНО НЕ ВЫХОДИЛ ИЗО РТА. Я был ПОРАЖЕН увиденным! Этот прием подходит и для воспитания ГРОМКОЙ СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ. Причем это ОЧЕНЬ ВАЖНО ПОСТОЯННО ПРОДЕЛЫВАТЬ. Дело в том, что Вы не имея от ПРИРОДЫ громкого голоса ЧАСТЕНЬКО будете СКАТЫВАТЬСЯ НА ФОРСАЖ. В этом случае можно ВЫПЛЮНУТЬ И СВЯЗКИ!

Я очень часто замечал, что у многих ХОРОШИХ драматических артистов СОРВАННЫЕ СИПЛЫЕ ГОЛОСА! Почему? Да потому что они занимаются СОГЛАСНЫМИ и еще и ПОСЫЛАЮТ ЗВУК В ЗАЛ!

В этот момент я понял СМЫСЛ пения "ПРИ ЗАЖЖЁННОЙ СВЕЧЕ". Все считают, что в этом случае пламя свечи должно несколько отклониться и оставаться в таком положении, чем контролируется ПЛАВНОСТЬ фонационного дыхания... При этом свечу ставят на расстоянии примерно 5-10 см. На самом деле, если вы говорите на хорошей опоре, УДЛИНЕННЫМИ ГЛАСНЫМИ, свеча должна находиться практически у самых ГУБ, а  ПЛАМЯ ВООБЩЕ НЕ ДОЛЖНО КОЛЕБАТЬСЯ!!! (Этот опыт лучше проводить с ПЕРЫШКОМ. Это мой метод, и он пожара безопасен). Если я ставил верха правильно, то пламя зажженной зажигалки, поднесенное насколько можно близко ко рту, НЕ КОЛЕБАЛОСЬ!!! Практически я ее засовывал в рот, несколько приподняв голову.

Это и есть ВИЗУАЛИЗАЦИЯ умения "ГРОМКО ГОВОРИТЬ и КРИЧАТЬ на ВДОХЕ".

Если вы будете посылать звук в рот, в зал, в маску, то вы будете направлять туда и ДЫХАНИЕ, и ваша свеча ПОГАСНЕТ! Значит вы говорите НА ВЫДОХЕ!

ГЛОБАЛЬНОЕ ЗАБЛУЖДЕНИЕ

Если теория доказывает, что параназальные полости НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ГОЛОВНЫМ РЕЗОНАТОРОМ, а ВСЕ ЗАПИХИВАЮТ туда звук и думают, что головной резонатор заработает? ЭТО ЗАБЛУЖДЕНИЕ! Это все равно, если идти вместо ЮГА на СЕВЕР, считая, что юг  на СЕВЕРЕ!

Моя теория доказывает, что ВСЕ происходит В ПРОТИВОПОЛОЖНОЙ стороне. Общее правило таково: "ВСЕ, ЧТО ДЕЛАЕТСЯ ВНИЗ и НАЗАД - ПРАВИЛЬНО и развивает голос, ВСЕ, ЧТО ДЕЛАЕТСЯ ВПЕРЕД и ВВЕРХ ломает голос и СНИМАЕТ ЕГО С ОПОРЫ!
ПРАВДА СКРЫВАЕТСЯ НА 180 градусов В ДРУГОЙ СТОРОНЕ!

Все "РОГАМИ" упираются в него и в СОГЛАСНЫЕ ГОДАМИ! и еще удивляются, что результата нет. А его и не будет! Это все равно, что искать черную кошку в темной комнате, когда ТАМ ее НЕТ. Результат ЗАКОНОМЕРЕН!

Я ДАВНО ЭТО ВЫЧИСЛИЛ и ПРОВЕРИЛ на ПРАКТИКЕ!
« Последнее редактирование: Апрель 14, 2010, 19:56:47 от Богаченко »

Оффлайн roman_uhf

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 52
    • wingedsign.com
Не могу сказать, что в этом звоне совсем нет смысла  :)
, но и на те светлые мысли, которые тут встречаются нужно предоставить реальный продукт - правильный звук. Иначе выпуск книжной валюты будет неподтвержденным товарной массой и превратиться в очередной пузырь теории.
 Оно нам надо ? За семь лет автор мог бы уже подготовить что-то подытоживающее в виде записанного произведения. А мы бы после прослушивания кричали ура и чепчики в небо бросали. Боюсь только, что время было больше потрачено на написание книжной валюты ... .
www.wingedsign.com - Здесь можно найти мои вокальные записи, мою поэзию, социальные проекты, а также материалы по моему оригинальному Стирлинг - двигателю, а несколько позднее, так-же и по другим моим конструкциям.

Оффлайн Богаченко

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 232
А что о вокале много КОНКРЕТНО-ВРАЗУМИТЕЛЬНОЙ литературы?
Вы хотя бы что-то попробовали из мною предложенных рекомендаций на практике? Только после лекций мне говорили, что состояние их вокала улучшилось, хотя я с ними не занимался!

Анекдот: Абрам молится в церкви и просит:"О Боже! сделал так, чтобы я выиграл в лотерею! И поправил, наконец, свое материальное положение! А иначе я разуверюсь в том, что Ты ЕСТЬ!"
И тут внутренний голос отвечает Абраму: "Ну КИПИ, наконец же ты лотерейный билет!"
 

Оффлайн Богаченко

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 232
ПОИСКИ СЕКРЕТОВ БЕЛЬКАНТО

Наткнулся в ИНТЕРНЕТЕ на книгу А. КРАВЧЕНКО "СЕКРЕТЫ БЕЛЬКАНТО",
КНИГА ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ПЕВЦОВ: http://atimopheyev.narod.ru/Belcanto/Kravchenko-SekretBelCanto.htm
Не хочу ничего цитировать из нее, потому что Вы сразу упрекнете меня в предвзятости выбора материала.

Интерес эта книга представляет потому, что там анализируется общее состояние ПОНИМАНИЯ ВОКАЛА, как такового, и БЕЛЬКАНТО в частности по материалам НЕСКОЛЬКИХ ДЕСЯТКОВ книг и монографий. К сожалению, даже это не помогло ему выяснить: "ЧТО ТАКОЕ ПОСТАНОВКА ГОЛОСА?", и "ЧТО ТАКОЕ БЕЛЬКАНТО?"

В его книге много рекомендаций найденных в обзорной литературе, с которыми Вы согласитесь, и которые помогут Вам СТАТЬ ХОРОШИМИ ПЕВЦАМИ...!

Ну а мне бы хотелось выдвинуть ГИПОТЕЗУ: "ЧТО ЖЕ ПОДРАЗУМЕВАЕТСЯ ПОД УМЕНИЕМ "БЕЛЬКАНТО"?" в своем потоке: С.Н.Богаченко "СЛОЖНОЕ ИСКУССТВО ПЕТЬ ПРОСТО..." (книга). Там же я попробую объяснить: "С чем была связана ПОТЕРЯ УМЕНИЯ ПЕТЬ "БЕЛЬКАНТО", что по мнению выдающихся мастеров пения было ПОЧТИ ПОТЕРЯНО УЖЕ в НАЧАЛЕ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ. http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=2906.30
.

« Последнее редактирование: Апрель 18, 2010, 16:02:19 от Богаченко »

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
ПОИСКИ СЕКРЕТОВ БЕЛЬКАНТО
Наткнулся в ИНТЕРНЕТЕ на книгу А. КРАВЧЕНКО "СЕКРЕТЫ БЕЛЬКАНТО",
КНИГА ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ПЕВЦОВ: http://atimopheyev.narod.ru/Belcanto/Kravchenko-SekretBelCanto.htm
...
Интерес эта книга представляет потому, что там анализируется общее состояние ПОНИМАНИЯ ВОКАЛА, как такового, и БЕЛЬКАНТО в частности по материалам НЕСКОЛЬКИХ ДЕСЯТКОВ книг и монографий.

Спасибо за ссылку ! Правда, назвать это "анализом" сложно - автор собрал огромную "кучу мусора" из различных высказываний (удивительно, что он не добрался до источников, датируемых до новой эры  ;D)  и развлекается, ее критикуя. При этом делая много тривиальных логических ошибок.

Cначала мне вообще показалось, что автору лучше заниматься исключительно философией - там ничего на практике проверить нельзя  ;D К концу просмотра, когда я стал листать еще быстрее, наконец появились некоторые интересные мысли. Сходу мне показалось, что его идея состоит в разной высоте начала прикрытия разных гласных.

Возможно, все это определяется разным импедансом гласных и разным положением гортани при их фонации, но анализировать его огромные таблицы для разных гласных мне пока не захотелось  :)

Не знаю, упомянул ли он вообще метод Лабрие компенсации гласных или вокальный треугольник Хелвага (для импеданса разных гласных).
Но в любом случае я категорически не согласен с частью заголовка - "Книга для начинающих певцов". Таковым она, по-моему, категорически противопоказана.

Оффлайн Михаил К.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 631
Mikky, согласен с Вами. Это вообще нельзя читать певцам, тем более начинающим, - мозги за мозги заедут...

Оффлайн Богаченко

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 232
Если бы Вы прочитали в конце РЕКОМЕНДАЦИИ для НАЧИНАЮЩИХ ПЕВЦОВ, написанные в конце книги (24 правила), то Вы бы поняли, что"Книга для начинающих певцов" - это СТЕБ, ПРИКОЛ!
Поэтому насчет "УМ ЗА РАЗУМ ЗАЙДЕТ!" - Вы ПРАВЫ!!!!