Классическая музыка > Композиторы и художественные эпохи

Владимир Иванович Ребиков (1866—1920)

(1/5) > >>

Alviko:
Владимир Иванович Ребиков родился в 1866 году в Красноярске, в семье, близкой к искусству (его мать и сёстры были пианистками; родной брат Владимира Ивановича — Василий Иванович впоследствии стал инженером-электриком, а затем — создателем первой российской граммофонной фирмы).

Отец Ребиковых был горным инженером, в 1868 году купил дом в Москве на Пречистенке и переехал туда с семьёй. Музыкой Ребиков поначалу занимался с матерью. С 1878 учился в Коммерческом училище на Остоженке, с 1880-го — в реальном училище Воскресенского, где продолжал занятия музыкой.

В 1885 году, представив экзаменационной комиссии (во главе с С. И. Танеевым) «модернистские диссонансные сочинения», НЕ БЫЛ принят в консерваторию. Зато окончил филфак Московского университета.

Музыкой продолжал заниматься под руководством Николая Кленовского (ученика Чайковского и помощника Н. Г. Рубинштейна по управлению ученическим оркестром Московской консерватории), а затем в Берлине и Вене у К. Мейербера (теория; позднее Ребиков переведет на русский его «Гармонию Рихарда Вагнера»), О. Яша (инструментовка), Т. Мюллера (фортепиано).

В 1893—1901 годах Ребиков преподавал в музыкальных заведениях Москвы, Киева, Одессы, Кишинёва и всюду проявлял себя как яркий просветитель.

(продолжение следует...)

С музыкальным наследием этого замечательного русского композитора вы можете ознакомиться на сайте пианиста Анатолия Шелудякова — http://www.asheludyakov.com/mp3rus.html

Alviko:
Дебют Ребикова в качестве композитора был отмечен благожелательным отзывом Чайковского, нашедшим в музыке молодого композитора «значительную талантливость, поэтичность, красивые гармонии и весьма недюжинную музыкальную изобретательность».

Этими словами были одобрены и «благословлены» цикл романсов на стихи Надсона ор.1, а также «Четыре пьесы» ор.6, открывающие альбом  записей  В. Ребикова в исполнении пианиста Анатолия Шелудякова.

Цикл « Осенние грёзы» ор.8 посвящён Чайковскому. Надо отметить,что ранние фортепианные сочинения Ребикова написаны под большим влиянием Петра Ильича, хотя уже и содержат в себе ростки нового, индивидуально ребиковского стиля — в основном это относится к поискам и находкам новых гармонических средств (приблизительно до 10-го опуса).

Вся последующая работа Ребикова в жанре фортепианной миниатюры посвящена именно этому — открытию новых гармонических берегов.  Так, цикл « Грёзы о счастьи», датированный 1890-м годом, выходит далеко за рамки привычного для того времени гармонического языка , многим предвосхищает стилистику Скрябина, которой к тому времени только начал пробовать свои силы в композиции.

Predlogoff:
Кстати, о Ребикове как о предтече многих тогдашних настроений русской музыки вполне положительно отзывался Асафьев.

Alviko:
Не подлежит сомнению и тот факт, что именно в области гармонии Ребиков сделал много открытий и неожиданных находок. Первые пьесы с неопределённо диссонантными окончаниями принадлежат его перу (цикл « Вечерние огни», датированные 1900-м годом).

И именно как художника-новатора его высоко оценил Дебюсси, познакомившийся с ним в 1906 году во время больших и успешных поездок Ребикова по Западной Европе: Берлин, Вена, Прага, Лейпциг, Флоренция, Париж значатся в пунктах его выступлений — четыре года европейских странствий, знакомств, встреч с коллегами композиторами.

На первое же десятилетие приходится пик его композиторской деятельности: множество фортепианных циклов. Оперы ( среди них — знаменитая «Ёлка»).

Недолгая слава Ребикова стала угасать, когда законодателями музыкальных мод стали Скрябин, Прокофьев, молодой Стравинский.

Примерно с 1915 года Ребиков резко прекращает свою деятельность. Почти ничего уже не пишет, окончательно осев в своём любимом городе —  Ялте. Смерть его в 1920-м году прошла незамеченной: о нём просто забыли в пылу тогдашних событий...

Alviko:
Не располагая точными данными и имея скудные сведения относительно времени и обстоятельствах написания тех или иных конкретных  опусов, есть несколько предположений и наблюдений:

* Цикл «Среди них» (ор. 35) в нотном издании имеет посвящения  Mr. E. Chvala, Mr. A. Mikesch, Mr. V. Novak,  Mr. Franz Spilka, что косвенно свидетельствует о создании этого цикла в период европейских гастролей, в частности — по Чехии, исходя из фамилий в посвящениях. Стало быть, сочинения тридцатых опусов — это примерно 1906—1909 гг.
 
* Цикл «Празднество» (ор. 38) датирован июнем 1907 года и написан в Лейпциге (согласно ремарке в издании Юргенсона). Надо отметить, что практически все фортепианные сочинения Ребикова изданы Петром Юргенсоном, а это прямо свидетельствует о значительной популярности и общепризнанности композитора. Скорее всего российский нотоиздатель №1 заключил с  Ребиковым «эксклюзивный контракт» на издание его сочинений.                                                                                 


* Цикл «Белые песни» (ор. 4)8 посвящён сыну нотоиздателя — Борису Петровичу Юргенсону. Яркий образец «примитивизма», хотя такого термина в то время ещё не существовало. К той же стилистике можно отнести циклы «В лесу» (ор.43), «Три идиллии» (ор. 50), «Празднество» (ор. 38).
 
* Несомненно, «Детский уголок» Дебюсси появился не без влияния ребиковских «Силуэтов» (ор. 31, подзаголовок — «Девять картинок из жизни детей»). Этот цикл — пожалуй, единственный известный на Западе, он часто переиздаётся и рекомендован для учебного репертуара, например в США.


* Цикл «Танцы» (ор. 51) — последнее сочинение для фортепиано; может быть датировано примерно 1915-м годом. Начиная с 10-х опусов и далее, мелодический язык Ребикова становится всё более и более космополитичным: может быть, он — самый «нерусский композитор» среди русских композиторов. В этом его общность со Скрябиным.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии