Автор Тема: «Musica Viva» и А.Рудин. Конц-я версия оперы Моцарта "Идоменей" (5.12.2009, КЗЧ)  (Прочитано 8824 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
5 декабря 2009 года в Концертном зале имени П.И.Чайковского в рамках филармонического абонемента «Оперные шедевры» Московский камерный оркестр и хор «Musica Viva» под руководством Александра Рудина представит концертную версию оперы В.А.Моцарта «Идоменей».

http://www.classica.fm/2009/11/02/musica-viva-idomeneus/

Это уже четвертая оперная премьера «Musica viva», вслед за прошедшими с ошеломительным успехом моцартовским «Дон-Жуаном» и «Золушкой» Россини (дирижер Теодор Курентзис) и «Орландо» Генделя (Кристофер Мулдс). В апреле 2010 года оркестр планирует продолжить оперную традицию исполнением «Служанки-госпожи» Перголези (к 300-летию композитора) и генетически связанной с ней музыки балета «Пульчинелла» Стравинского.

«Идоменей», одна из лучших опер Моцарта, надолго оказался за рамками российской сцены – в репертуаре ведущих театров он не появлялся так давно, что возникают сомнения, ставился ли вообще когда-то. Силами немецкой труппы опера мелькнула в 1820 году в Малом театре Санкт-Петербурга, но без особого успеха. Мариинский театр обратился к этой партитуре только в 2009 году, московским меломанам исполнение «Идоменея» только предстоит услышать. Между тем именно сейчас идеи этой оперы особенно актуальны: военные преступления, жертвы террора, стихийные бедствия и эпидемии – главные темы трагедии легли в основу концепции множества современных европейских постановок «Идоменея». Нечто подобное переживалось европейцами и в XVIII веке, неслучайно мотив искупительной жертвы проходит красной нитью через оперные партитуры века барокко и Просвещения.

Вольтер в своем «Философском словаре» посвятил отдельную главу Иеффаю — библейскому прототипу Идоменея и проблеме человеческого жертвоприношения. Не говоря уже об особенно модном в те времена образе «просвещенного монарха» (Идамант), на роль которого авторы иносказательно прочили Иосифа II. Не случайно вслед за моцартовским «Идоменеем» появился целый ряд одноименных опер: Дж. Гадзаниги, Ф. Паэра, Ф. Федеричи, Дж. Фаринелли.

«Идоменей» – одна из самых необычных опер Моцарта – впервые представлена во время Мюнхенского карнавала в 1781 году. Ее либретто заимствовано Дж.Вареско из более ранней французской музыкальной трагедии Андре Кампра (1712) и первоначально принадлежит перу французского драматурга Антуана Данше. Любопытно, что еще в бытность свою в Париже в 1764 году Моцарты посетили спектакль «Идоменей» Антуана Марэна Лемьера в Комеди Франсез. Да и сама опера пронизана приметами французского стиля — особенно в балетных сценах, написанных для французского хореографа Клода Леграна, работавшего при мюнхенском дворе. Французские влияния резко выделяют это произведение среди других опер Моцарта.

«Musica viva» представляет «Идоменея» в первой, мюнхенской редакции с некоторыми купюрами.

Исполнители:
Идоменей: Крешимир Шпицер (тенор), Хорватия;
Идамант: Сара Кэстл (меццо-сопрано), Великобритания;
Электра: Инга Кальна (сопрано), Латвия;
Илия: Генриетта Бонде-Хансен (сопрано), Дания;
Арбак: Борис Рудак (тенор);
Верховный Жрец: Илья Говзич (тенор);
Голос Посейдона: Максим Кузьмин-Караваев (бас).

Московский камерный оркестр и хор «Musica viva»
Художественный руководитель и дирижёр – Александр Рудин
Хормейстеры – Евгений Волков и Татьяна Коробкова

Концертный зал имени П.И.Чайковского
5 декабря 2009, 19.00
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Я собираюсь  на Идоменея - надо же привыкать к КЗЧ, а то скоро останемся без БЗК. Только скажите, пожалуйста, где лучше располагаться в КЗЧ, выше или ниже (что по центру - это понятно). 
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Kleon

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 330
Только скажите, пожалуйста, где лучше располагаться в КЗЧ, выше или ниже (что по центру - это понятно). 

Лучше всего - 1-й амфитеатр 6-8-й ряды по центру. Но сейчас там акустика вообще-то заметно улучшилась благодаря специальным звукоотражателям, повешенным над сценой.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Спасибо за информацию, Клеон, но мне кажется, что если качество слушания зависит от места расположения слушателя в зале, то грош цена такой акустике :(
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
если качество слушания зависит от места расположения слушателя в зале, то грош цена такой акустике :(

Нет, позвольте ! В каждом концертном зале, даже самом хорошем, есть места хорошие, есть ОЧЕНЬ хорошие, а есть лучшие :))
То же самое наблюдается и в любом оперном театре и у нас, и в Европе - всегда имеются предпочтения с т.з. удачного размещения в зале.
К примеру, в опере я люблю сидеть по центру - и при этом не суть важно, в партере ли, в Бенуаре, бельэтаже или даже в 1-м ярусе. Конечно, высокие ярусы во всех отношениях неудобны.
Что касается концертных залов, то звуковые ловушки имеются в каждом из них, причём, КЗЧ далеко не самый худший зал в Москве в плане акустики, хотя, конечно, и не лучший :))
Но в партере в КЗЧ звук летит "через голову", поэтому гораздо приятнее там сидеть в амфитеатре, а если сидеть по центру, то там хорошо слышно по всему залу, даже на балконе.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Ну вот, сегодня пыталась купить билет в первый амфитеатр, уже все билеты проданы, мне достался якобы "последний" билет во второй амфитеатр, правда середина. Так что посмотрим, что можно будет услышать оттуда - оркестр будет хорошо слышен, я не сомневаюсь.
« Последнее редактирование: Декабрь 01, 2009, 23:26:09 от lorina »
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Ну вот, сегодня пыталась купить билет в первый амфитеатр, уже все билеты проданы, мне достался якобы "последний" билет во второй амфитеатр, правда середина. Так что посмотрим, что можно будет услышать оттуда

:)) Там по центру вполне прилично слышно.
По завтрашней опере я вам написал ЛС (чуть не перепутал с sms :) ) - прочтите его и ответьте, пожалуйста, тоже через ЛС :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Любовь не требует жертв
// "Идоменей" в зале Чайковского

http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1280856&NodesID=8

Хорватский тенор Кресимир Шпицер, который будет петь заглавную партию:



"Идоменей", которого называют первой "взрослой" оперой Моцарта, по отечественным меркам считается крайней редкостью. Точнее, считался до самых недавних пор, когда Мариинский театр решился заполнить эту репертуарную лакуну собственной постановкой "Идоменея". Это, конечно, не прихоть, а рассчитанный шаг в сторону европейской оперной ситуации, где "Волшебной флейтой" и трилогией прославленных опер на либретто Лоренцо да Понте ("Свадьба Фигаро", "Так поступают все женщины" и "Дон Жуан") давно уже не ограничиваются. А теперь и Московская филармония, последовательно представляющая публике вполне европейского уровня концертные версии малопривычных для наших сцен оперных произведений, тоже выбрала для очередного проекта такого рода именно "Идоменея".

Впрочем, это исполнение, очевидно, будет поближе к аутентичным стандартам, по которым моцартовскую музыку все чаще играют в последние десятилетия в Европе. На это указывает и выбор оркестра — Musica Viva под управлением Александра Рудина, признанного специалиста по музыке раннего классицизма, а также подбор солистов: часть их команды известна как раз своими работами в вокальной музыке XVII-XVIII веков и сотрудничеством с лучшими дирижерами соответствующего профиля. Это и хорватский тенор Кресимир Шпицер (уже появлявшийся в прошлых проектах филармонии), который будет петь заглавную партию, и латвийское сопрано Инга Кална (осенью выступавшая на фестивале Михаила Плетнева), которой поручена колоритнейшая партия Электры. Царевича Идаманта, сына Идоменея, споет молодое британское меццо Сара Кэстл, а его возлюбленную Илию — датчанка Генриетта Бонде-Хансен.

Довольно важный участник этого концерта — камерный хор Musica Viva, поскольку хоровая партия в "Идоменее" несравнимо более солидная и яркая по сравнению со стандартной итальянской оперой-seria того времени. Это вообще нестандартная вещь, даже авангардная: баварский курфюрст Карл-Теодор, при дворе которого опера впервые была исполнена в 1781 году, хотел получить от молодого композитора образчик передового музыкального театра, и Моцарт для большего драматического эффекта соединил привычные традиции оперы-seria с элементами французского музыкального театра (обилие хоров, балетные сцены, сценические фокусы вроде появляющегося из моря ужасного чудовища), что было тем более естественно, что предшественником моцартовского "Идоменея" считается "лирическая трагедия" француза Андре Кампра. Только у Кампра история критского царя Идоменея приобрела совсем уж жуткую тональность. Мифологический Идоменей, один из участников Троянской войны, дал во время бури обет Нептуну принести в жертву первое существо, которое он увидит, благополучно высадившись на берег, — и этим существом оказался его сын Идамант. Мифы несколько расходятся насчет того, принес царь сына в жертву или нет. У Кампра царь все-таки убивает Идаманта в припадке насланного богами безумия. У Моцарта (и его либреттиста, аббата Вареско) на уме была все-таки не только драматургическая эффектность, но и гуманные просветительские идеалы, так что разрешается все без жертв, хотя и в тот момент, когда острота ситуации доходит до крайней степени. Идоменей пытается спасти сына, но в результате Нептун насылает на Крит чудовище и мор; положение усложняет еще и малообъяснимое присутствие Электры (той самой, из Атридов), которая влюблена в Идаманта. Идамант уже готов в благородном порыве лечь под жертвенную секиру, пленная троянка Илия предлагает себя вместо него — и именно в этот момент земля содрогается, и таинственный голос ко всеобщему облегчению произносит приговор богов: ha vinto Amore, любовь победила, и Идоменей во исполнение своего обета должен всего лишь уступить трон сыну. Развязка в стиле "бог из машины", конечно, но это тот случай, когда ни драматическую, ни музыкальную состоятельность оперы она под сомнение не ставит.

Концертный зал имени Чайковского, 5 декабря 2009 года, 19.00
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Я счастлива тем, что побывала на Идоменее - изумительная гениальная музыка, непривычно отличающаяся от известной тройки опер, великолепное исполнение сложнейших по тесситуре виртуозных вокальных партий с экспрессией шекспировского накала (неужели так исполняли в те времена). Вокалисты были на высоте, правда, на мой взгляд немного выбивался из общего высокого уровня один из теноров (не буду называть по имени, чтобы не ошибиться), зато Крешимир Шпицер (Идоменей) пел фантастически - великолепный, сильный голос, ровный по всему диапазону, прекрасно владеющий всеми оттенками форте и пиано, певец с очень сильной харизмой. Из женских партий публика выделила Ингу Кальна (Электра), очень выразительно спевшей последнюю арию Электры, а с м.т.з. все были хороши.  Оркестр играл с  филигранной отточенностью как проходные эпизоды, так и  те эпизоды, где мощью оркестрового звучания надо было передать   напряженность сюжетной линии, хор довольно неплохо выглядел. Это блестящее исполнение оперы в Москве считаю большим событием и спасибо Predlogoffу, что вовремя выделил его на форуме.

P.S. Мне повезло и тем, что на этот раз на моем месте все было прекрасно слышно  :))
доп. материалы есть
« Последнее редактирование: Декабрь 06, 2009, 18:08:53 от lorina »
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Я счастлива тем, что побывала на Идоменее - изумительная гениальная музыка, непривычно отличающаяся от известной тройки опер, великолепное исполнение сложнейших по тесситуре виртуозных вокальных партий с экспрессией шекспировского накала (неужели так исполняли в те времена).

:) Мы недооцениваем предполагаемую экспрессивность венской классики и ещё более ранней музыки. Об этом споры идут уже очень давно, но поскольку фонограмм на рубеже 18-19-го веков не было и знания об исполнительских стилях передавались изустно, с течением времени секрет адекватного подхода всё равно пропадает. На сей момент мы имеем дело лишь с данностью нотного текста и сохранившимися мемуарами, из которых можно извлечь обрывочные сведения о тогдашних исполнительских стилях, как и об отношении к композиторским стилям, что весьма немаловажно. В конце концов, когда речь идёт о классике, исполнительский стиль находится всего лишь "на службе" у композиторского, поэтому важнее понять, что надо было бы сделать ради самой МУЗЫКИ, а не ради того, чтобы " было похоже" на то исполнение, которое было возможно тогда, т.е. важнее передача композиторской идеи, нежели подражательство (ныне затруднительное) тогдашним исполнительским возможностям.

(Идоменей) пел фантастически - великолепный, сильный голос, ровный по всему диапазону, прекрасно владеющий всеми оттенками форте и пиано, певец с очень сильной харизмой

Да, заглавная партия была исполнена очень хорошо ! С эпитетами "фантастически" или "гениально" я бы поостерёгся :) , но голос звучный, заполняющий весь зал, легко перекрывающий оркестр, настоящий драматический голос. С другой стороны, не было крика и истерики, т.е. стилистика была выдержана, опера не превратилась в романтическую "а ля Верди" или что-то в этом роде.
Вообще, как легко заметить, присутствуя в зале (в записи этот эффект теряется), когда поёт настоящий профессионал с настоящим крупным оперным голосом, возникает впечатление, что звук у него идёт не изо рта, а как бы исходит от всего его тела и даже от всего окружающего его пространства ! Т.е. звучит сразу какой-то большой воздушный объём вокруг певца, измеряемый многими кубическими метрами, потому что в данном случае срабатывает нечто вроде "принципа Гюйгенса", когда всякая колеблющаяся точка пространства становится источником вторичных волн - вот так всякий большой вокалист окружает себя колеблющейся звуковой аурой, мощь и объём которой особо внятно ощущаются, конечно, на сильных звуках.
В этом плане у главного героя было всё в порядке.

Оркестр играл с  филигранной отточенностью как проходные эпизоды, так и  те эпизоды, где мощью оркестрового звучания надо было передать   напряженность сюжетной линии, хор довольно неплохо выглядел.

И всё же хочу заметить, что тот же оркестр под управлением иностранных дирижёров, иногда исполнявших с ним зарубежные оперы в исполнительском варианте, более приближённом к аутентичному, звучал гораздо более тонко в смысле нюансов. Я обратил внимание, что Рудин мыслит звучность обобщённо, т.е. в манере более поздней, нежели моцартовская - к примеру, такие массивы звучностей, когда оркестр и его отдельные группы представляют собой единое и темброво сливающееся целое, уместнее пользоваться в Бетховене и более поздних стилях, нежели в Моцарте. А в Моцарте уместнее было бы показывать тонкие нюансы как у оркестровых групп, так и у отдельных инструментов, потому что этот "бисер", эти мелочи отделки представляют собой одну из прелестей моцартовского стиля. К сожалению, Рудин прошёл мимо большинства изящных моментов партитуры, попросту не придав им значения, а оркестр, особенно в первом отделении, звучал уж очень однообразно. В двух других отделениях стало немного лучше, потому что и музыканты "выгрались", да и сам композитор добавил в оркестр психологизма, заставляя его как бы "договаривать" за певцов то, что те не выразили, и передавая его посредством разнообразие эмоций и психологическое состояние героев. Там в партитуре очень много моментов, требующих организации тончайшего взаимодействия певцов и оркестра - в этом плане тут нельзя просто "аккомпанировать", надо именно эмоционально участвовать в исполнении во взаимодействии с певцами: то отдавать им инициативу, то перехватывать её и т.п. На мой взгляд, у Рудина этой слишком часто выглядело как формальный аккомпанемент.
Но в целом, с учётом наложения более поздней стилистики на моцартовское творение, исполнение было весьма недурным, а придраться всегда есть к чему :))

Это блестящее исполнение оперы в Москве считаю большим событием и спасибо Predlogoffу, что вовремя выделил его на форуме.

Я его давно заприметил - всё-таки подобное исполнение не слишком частый гость на наших сценах.

на этот раз на моем месте все было прекрасно слышно  :))

:)) Ну наконец-то вы нашли свою нишу, в которой можно всё расслышать. На самом деле сейчас акустика КЗЧ более-менее приличная. Единственное, что меня смущало, это какой-то постоянный рокочущий фон, какой бывает при невыключенном микрофоне, выведенном на мощный динамик, когда в микрофон вроде и не говорят ничего, а фон-то всё равно из динамика идёт. Я не знаю, что это было, но абсолютной тишины не было: быть может, конферансье не выключила микрофон ? А может, динамик сам по себе фонит - но тогда почему аппаратуру не отключили ? А может, это был шум кондиционера или какой-то другой техники КЗЧ, но что-то постоянно зудило.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Цитировать
В конце концов, когда речь идёт о классике, исполнительский стиль находится всего лишь "на службе" у композиторского, поэтому важнее понять, что надо было бы сделать ради самой МУЗЫКИ, а не ради того, чтобы " было похоже" на то исполнение, которое было возможно тогда, т.е. важнее передача композиторской идеи, нежели подражательство (ныне затруднительное) тогдашним исполнительским возможностям
Вот-вот, я запомню эти слова (раннее я ничего подобного не читала у Вас). Мой вопрос "неужели так исполняли в те времена" выражал больше сожаление по поводу того, что в те времена предполагаемые  запреты могли не допускать такого выразительного исполнения.

Цитировать
Вообще, как легко заметить, присутствуя в зале (в записи этот эффект теряется), когда поёт настоящий профессионал с настоящим крупным оперным голосом, возникает впечатление, что звук у него идёт не изо рта, а как бы исходит от всего его тела и даже от всего окружающего его пространства

Да, это точно, как раз это и выглядело фантастично, особенно в КЗЧ. Такое впечатление, что певец не прилагал никаких усилий, и голос сам льется свободно и легко (и этим он отличался от всех других вокалистов). К тому же у него красивый тембр голоса.

Цитировать
К сожалению, Рудин прошёл мимо большинства изящных моментов партитуры
Концерт записывался, видимо его будут передавать по Орфею (как Мессию Генделя, прошедшего в КЗЧ в начале года), тогда  можно будет точнее разобраться, мимо чего прошел Рудин.

 
Цитировать
Я не знаю, что это было, но абсолютной тишины не было: быть может, конферансье не выключила микрофон ?
Я подумала, что фон идет от слишком возбужденного зала. Когда в зале народу хоть на 50 чел меньше, чем он может вместить, всегда бывает тише. Эти 50 чел, как раз те, которые могли бы спокойно не приходить на концерт.
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Цитировать
В конце концов, когда речь идёт о классике, исполнительский стиль находится всего лишь "на службе" у композиторского, поэтому важнее понять, что надо было бы сделать ради самой МУЗЫКИ, а не ради того, чтобы " было похоже" на то исполнение, которое было возможно тогда, т.е. важнее передача композиторской идеи, нежели подражательство (ныне затруднительное) тогдашним исполнительским возможностям

Вот-вот, я запомню эти слова (раннее я ничего подобного не читала у Вас). Мой вопрос "неужели так исполняли в те времена" выражал больше сожаление по поводу того, что в те времена предполагаемые  запреты могли не допускать такого выразительного исполнения.

Нет, ну как же не читали у меня подобного ! Это одна из ключевых моих мыслей, которую я всегда держу на первом плане.
Я всегда говорил, что исполнительский стиль должен находиться в гармонии с композиторским стилем. И что если у нас не хватает знаний о стиле исполнительском, то надо постараться его реконструировать, а если информации всё же недостаточно и появляется необходимость в большей детализации, то тогда приходится прибегать к большей опоре на композиторский стиль и на объективные особенности той или иной музыки. Потому что нет другого выхода !
Если бы он был, то и разговор был бы другой. Вот как в случае Скрябина у нас в распоряжении имеются уникальные авторские записи - хотя и не полностью характеризующие автора-пианиста, но всё же, а вот если бы этих записей НЕ БЫЛО, то тогда разговор вести было бы гораздо сложнее !
Но к счастью, они у нас есть и это совершенно самостоятельный источник информации, который нельзя игнорировать, т.к. он не менее важен, чем сами ноты Скрябина. Записи автора на механическом ф-п - это тоже информация, но в другой физической форме, а важность её ничуть не мЕньшая, т.к. она характеризует стиль Скрябина гораздо точнее, чем его же нотные указания. Записи Скрябина говорят нам не только об исполнительском его стиле, но даже и о композиторском, т.к. они раскрывают многие стороны его композиторской эстетики, которые он как пианист всего лишь раскрывает.
Но если бы этого авторского показа не было, то наши знания о его стиле были бы существенно беднее. В этом плане очень жаль, конечно, что мы не можем услышать оперное звучание былых времён - не для того, чтобы ему подражать, конечно, но чтобы сориентироваться по поводу возможного и допустимого.
« Последнее редактирование: Декабрь 08, 2009, 11:13:30 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Сегодня (18 декабря) в 20.00   радио Орфей будет передавать запись концертного исполнения Идоменея в КЗЧ  5 декабря (довольно оперативно  :))
Послушать прямой эфир через интернет можно здесь:
http://www.muzcentrum.ru/orfeus/live-128/
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.