Автор Тема: Святослав Рихтер (1915-1997), великий русский пианист  (Прочитано 1241193 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Поэтому есть две возможности: либо поменять название и продолжить этот поток в более широком аспекте, либо оставить его совсем и завести новый, потому что у такого названия я никаких перспектив не вижу.
Вы вроде не сказали "нет", когда я высказала пожелания детально обсудить h-moll'ную сонату Листа.
Yuriy сказал, что рихтеровские записи этой сонаты много обсуждались на др. форумах, но я не нашла даже следов этих дискуссий. Поэтому, если Вам не настолько надоели эти обсуждения, чтобы вновь что-то повторить, то, может быть, всё-таки мы сможем рассмотреть эту сонату? Или дайте, пожалуйста, ссылки на ресурсы, где о них шла речь.
Кроме того, можно продолжить разговор о Скрябине и подойти к 6-й и 7-й сонатам. Но всё-таки, мне кажется, лучше это запараллелить с рассмотрением композиторской технологии Скрябина, а я пока не готова, к сожалению - катастрофически не хватает времени.
Ещё мы так и не договорили об американских концертах :)).
Можно, конечно, и попробовать обсудить ключевые достижения Рихтера в хронологии. Но это затянется надолго :))), потому что и живые выступления, и опера, и симфонические концерты всё время отвлекают.
« Последнее редактирование: Апрель 30, 2009, 20:09:17 от Predlogoff »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Вы вроде не сказали "нет", когда я высказала пожелания детально обсудить h-moll'ную сонату Листа.
Yuriy сказал, что рихтеровские записи этой сонаты много обсуждались на др. форумах, но я не нашла даже следов этих дискуссий. Поэтому, если Вам не настолько надоели эти обсуждения, чтобы вновь что-то повторить, то, может быть, всё-таки мы сможем рассмотреть эту сонату? Или дайте, пожалуйста, ссылки на ресурсы, где о них шла речь.

Я о ней что-то говорил как раз в связи с Рихтером, но хоть убейте - не помню, где это искать :))
Я считаю, что рихтеровское исполнение этой вещи уникально и попало в самую "десятку" - вопрос закрыт.
Мы можем лишь восхищаться и рассматривать детали выполнения.

Кроме того, можно продолжить разговор о Скрябине и подойти к 6-й и 7-й сонатам. Но всё-таки, мне кажется, лучше это запараллелить с рассмотрением композиторской технологии Скрябина, а я пока не готова, к сожалению - катастрофически не хватает времени.

Мне тоже ни на что не хватает времени, но на Рихтера и Скрябина постараюсь найти.

Ещё мы так и не договорили об американских концертах :)).

Кстати ! Ведь какая тема ! Какие программы ! Какое исполнение ! Да, там есть издержки, но всё равно это что-то феерическое.

P.S. А эту тему я всё же переименую, как и заголовки последних постов, "чтобы добро не пропало". Касаемо самого позднего периода Рихтера: я выберу наиболее интересные вещи из него и тоже буду восторгаться :))
« Последнее редактирование: Апрель 30, 2009, 20:09:59 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
Критика, по крайней мере петербургская :))), чуть ли не в каждой рецензии на выступления пианистов вспоминает Рихтера.
Я имею в виду ту часть критики, которая через рекламу воздействует на массового слушателя. В результате в Москве можно было прочитать рекламу вроде: "Денис Мацуев играет неизвестные произведения Рахманинова". Или несколько лет назад в метро была звуковая реклама: "Будет играть Дмитрий Башкиров - легенда российского пианизма". Я его уважаю, он хороший пианист, настоящий профессионал, но почему же "легенда"? А то совсем недавно висели рекламные плакаты на тему (примерно): "Столетия российской культуры". И три портерта (с подписями для тех, кто не знает): Поэт Пушкин, киноактрисса Любовь Орлова, пианист Денис Мацуев. Все в один ряд. И я говорю не о заговоре против Рихтера, а о падении культуры. Ещё в советское время Е.Евтушенко как-то высказался в стихе: "Я на безрыбье Пушкин...". Нет, милый мой! Те, кто знают Пушкина, никогда Вас с ним рядом не помыслят. Массовая культура у нас сползает вниз. Если спросить у школьников (и не только), знают ли они, кто такие Бах, Моцарт, Бетховен, можно услышать в ответ: "Да, наем! Это композиторы. Они пишут мелодии для наших мобилок".

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
А что значит – реальность? Вы беретесь её представлять?
Я - нет. А вот история культуры - представляет. И показывает, что в истории человечества были самостоятельные светила, без антиподов, без "единства и борьбы противоположностей". А самое главное, что Рихтера можно исчерпывающе понять не сравнивая его ни скем. Он не нуждается в сравнениях, ничего не приобретает от хвалебных сравнений, ничего не теряет от ругательных.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
в истории человечества были самостоятельные светила, без антиподов, без "единства и борьбы противоположностей". А самое главное, что Рихтера можно исчерпывающе понять не сравнивая его ни скем.

Полагаю, что без сравнения вряд ли что-то можно понять. Например, очень продуктивно сравнить баховские исполнения Г.Гульда и Рихтера.
Недавно читал одну в целом любопытную книжку по полифонии - о зарождении полифонии, исторических периодах её развития и т.п., - так вот там авторша восторгается Г.Гульдом и до сих пор считает именно ЕГО эталонным исполнителем Баха, приводит и его высказывания, и цитаты о нём и т.д.
В то время как не только я, ярый ненавистник Г.Гульда и его идеологии, всегда в прямо противоположном духе выражался, но даже такой широко известный в узких кругах знаток тв-ва Баха, как Даниил Процюк (органист), очень образно высказался о Бахе Г.Гульда как об исполнении "времён ядерной зимы".
И это становится ОСОБЕННО ясным именно в сравнении с Рихтером, у которого даже полифония не выглядит лишь "схемой", а становится чем-то одухотворённым, особенно если учесть, что он не вносил в исполнение Баха отсебятины, что всгда было одним из ключевых принципов Г.Гульда - играть не "как надо", а чтобы было ни на что и ни на кого не похоже.
Так что пардон: всегда есть с кем сравнить и всегда были и будут антиподы.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Тема о сонате Листа h-moll перенесена сюда:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=2029

Там мы о Рихтере, конечно же, поговорим, потому что без него эту сонату представить невозможно, но поскольку там больше пойдёт речь о самой сонате, нежели о Рихтере, это обсуждение было выделено из данного потока в отдельную тему.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
Полагаю, что без сравнения вряд ли что-то можно понять.
Этот тезис, который Вы приводите не впервые, взятый в широком смысле, неверен. Это элементарно доказывается логически, но я попробуют объяснить через аналогию.
Возьмите солнечную систему. Конечно, можно сравнивать Солнце с планетами, но что это даст для понимания того, что такое Солнце?
А вот как этого касается А.С.Пушкин. Стихотворение "Красавица (В альбом Г***)", соч. 1832 года.

Всё в ней гармония, всё диво,
Всё выше мира и страстей;
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей;
Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наших бледный круг
В её сиянье исчезает.

Куда бы ты ни поспешал,
Хоть на любовное свиданье,
Какое б в сердце ни питал
Ты сокровенное мечтанье,
Но, встретясь с ней, смущенный, ты
Вдруг остановишься невольно,
Благоговея богомольно
Перед святыней красоты.

И женская красота, и художественный талант - это дар свыше, и познаётся не в сравнении, а в непосредственном восприятии. В сияньи большого, сильно таланта, бледный круг иных талантов исчезает. Для меня рядом с Рихтером все остальные пианисты бледнеют, и лучше их с Рихтером не сравнивать.

Конечно, метод сравнения имеет право на существование в художественной сфере жизни человека, но полезен, главным образом, в учебно-методическом, системном смысле. Разумеется, и я сравнивал Рихтера с другими музыкантами, но для понимания того, что такое Рихтер, это давало немного, почти ничего.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Юрию хочу сказать, что размещённые им на "Классике" варианты записи 6-й сонаты Скрябина в исполнении Рихтера, это одна и та же запись, в одном из этих случаев до неузнаваемости изуродованная то ли качеством оригинала, то ли ремастерингом.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Возьмите солнечную систему. Конечно, можно сравнивать Солнце с планетами, но что это даст для понимания того, что такое Солнце?
......
Конечно, метод сравнения имеет право на существование в художественной сфере жизни человека, но полезен, главным образом, в учебно-методическом, системном смысле. Разумеется, и я сравнивал Рихтера с другими музыкантами, но для понимания того, что такое Рихтер, это давало немного, почти ничего.

Да, но вы на этом не остановились: вы имели смелость сравнивать его исполнения - как же это совместить с мыслью о непогрешимости вашего Бога ? Если следовать вашей же "логике", то такие сравнения надо раз и навсегда оставить.
Коллега М.И. !
Во-первых, тезис "всё познаётся в сравнении" такой старинный, что вряд ли можно найти его корни, теряющиеся в глубине веков, так что кому он принадлежит я не знаю, но уж точно не мне.
Во-вторых, если уж вы взялись с чем-то сравнивать Солнце, то его надо стравнивать не в планетами, а с другими звёздами. Это я вам говорю на тот случай, если вы действительно хотите понять, что это такое: но для этого надо смотреть ШИРЕ, и видеть ДАЛЬШЕ Солнечной системы, если вы хотите понять, "что такое Солнце". Я вам скажу по секрету, что на сравнении звёзд друг с другом держится вся современная астрофизика, а на сравнительной классификации построена и химия, чему венцом стала таблица Менделеева, и ботаника (сравнительно-описательный метод), и генетика (в частности, гомологические ряды Вавилова), и большинство других современных наук. Даже выведение пород собак и животных, используемых для получения необходимой нам продукции животноводства, основано на постепенном улучшении породы в результате сравнения звеньев эволюционных цепочек, направляемых искусственным отбором.
Так что и художественный талант, а уж тем более, женская красота, как и вообще, красота любая, познаётся ТОЛЬКО в сравнении, иначе не бывало бы случаев острой влюблённости после многих лет созерцания других образцов красоты, которые, однако, иногда оказываются недостаточно совершенными при созерцании ещё более совершенного образца, что может быть уяснено именно в результате сравнения. Это в-третьих.
А в-четвёртых, простите ради бога, я, конечно, ценю вашу любовь к Рихтеру, потому что моё отношение к нему уж точно ничуть не менее остро выражено, но оно не принимает таких причудливых форм, как ваше, когда ради доказательства "единобожия" вы не только отбрасываете других музыкантов и любые другие варианты исполнения, но даже, как в свежем случае с отрицанием необходимости сравнения, начинаете отвергать общепринятые основы художественного восприятия, вызывая ощущение неловкости при прочтении ваших текстов.
« Последнее редактирование: Май 07, 2009, 22:37:08 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
Да, но вы на этом не остановились: вы имели смелость сравнивать его исполнения - как же это совместить с мыслью о непогрешимости вашего Бога ?
Тут явное непонимание того, о чём я писал. Я никогда не считал Рихтера Богом. Я считаю его светилом. И Вы правильно пишете, что светила должны быть сопоставимыми: Солнце надо сопоставлять с другими звёздами. В этом понимании мы с Вами приближаемся к консенсусу. Рядом с Рихтером можно назвать других звёзд, я уже отмечал, что он стоит в одном ряду с Пушкиным и др. деятелями мировой культуры. Для меня не представляется возможным сопоставлять Рихтера с др. пианистами, которые оставили записи своей игры. Из исполнителей музыки могу сопоставить Рихтера лишь с В.Фуртвенглером.
« Последнее редактирование: Май 10, 2009, 02:49:03 от M.I. »

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
красота любая, познаётся ТОЛЬКО в сравнении, иначе не бывало бы случаев острой влюблённости после многих лет созерцания других образцов красоты, которые, однако, иногда оказываются недостаточно совершенными при созерцании ещё более совершенного образца
Тут мы с Вами опять расходимся в понимании совершенства. По-моему, совершенство такая категория, которой сравнимость не свойственна. Предмет либо совершенен, либо нет. "Не вполне совершенный" - это значит: несовершенный.
И потом, Predlogoff, Вы очень много и обстоятельно критиковали Рихтера. Хорошо, это Ваше право. А вот как насчёт того, чтоб ПОХВАЛИТЬ его? Похвалить обоснованно, обстоятельно. Ну, Вы же ставили ему огромный плюс за исполнение "Аппасионаты" в 1960 году, за запись Фантазии Шумана на "Филипсе", отмечали его исполнение Трио Чайковского. Расскажите хотя бы об одной из этих, или других выдающихся записях. А мы с удовольствием послушаем Вас.
« Последнее редактирование: Май 10, 2009, 03:59:09 от M.I. »

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
если уж вы взялись с чем-то сравнивать Солнце, то его надо стравнивать не в планетами, а с другими звёздами. Это я вам говорю на тот случай, если вы действительно хотите понять, что это такое: но для этого надо смотреть ШИРЕ, и видеть ДАЛЬШЕ Солнечной системы, если вы хотите понять, "что такое Солнце". Я вам скажу по секрету, что на сравнении звёзд друг с другом держится вся современная астрофизика, а на сравнительной классификации построена и химия, чему венцом стала таблица Менделеева
Прежде всего, спасибо за бесценный секрет из астрофизики (снимаю шляпу, и надеюсь, что Вас не посадят за разглашение).
Что касается открытия Менделеевым Периодического закона, позволившего создать упоминаемую Вами таблицу, то тут дело было не только в применении метода сравнения, но и в творческом подходе к этой проблеме талантливого учёного, наделённого интуицией в своей области познания. А то, знаете ли, много бы умников нашлось, что б вот взять, да так просто и составить эту таблицу.
Что касается аналогии с Солнечной системой, то замечу, что соотношение Рихтера с другими пианистами примерно такое и есть. Солнце видит каждый, а планету еще заметить надо (луше это делать ночью, когда Солнце зашло), а  некоторые из них видны только в зрительную трубу при хорошем увеличении.

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
вы не только отбрасываете других музыкантов и любые другие варианты исполнения, но даже, как в свежем случае с отрицанием необходимости сравнения, начинаете отвергать общепринятые основы художественного восприятия, вызывая ощущение неловкости при прочтении ваших текстов.
Я не "отбрасываю других музыкантов и любые другие варианты исполнения", а не ощущаю их значительности, и почти не нуждаюсь в них.
Насчёт "отвержения общепринятых основ художественного восприятия" скажу, что ничего не отвергаю, просто превосходно обхожусь без этого.
Ну, а уж насчёт Вашего "ощущения неловкости", то уж простите, право же, я никак этого не хотел.

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
Это я вам говорю на тот случай, если вы действительно хотите понять, что это такое: но для этого надо смотреть ШИРЕ, и видеть ДАЛЬШЕ Солнечной системы, если вы хотите понять, "что такое Солнце".
Ну что ж, я тоже готов помочь Вам. Я бы советовал и Вам взлянуть на мир шире, и, не расставаясь с Вашим излюбленным, и избитым бытовым афоризмом "всё познаётся в сравнении" добавить к нему ещё и афоризмы того же сорта. Например: "в споре рождается истина", "человеку свойственно ошибаться" и т.д. в том же духе.

Существует много философских концепций о том, что такое познания. Я придерживаюсь представления, что познание чего-либо есть творческий процесс. Познающий что-либо не только получает сведения о предмете познания, но также создаёт свой образ этого предмета. Повторю мой любимый афоризм: "Если Вы были очевидцем, но у Вас нет воображения, то Вы ничего не видели".

ценю вашу любовь к Рихтеру, потому что моё отношение к нему уж точно ничуть не менее остро выражено
P.S. по-прежнему жду от Вас что-нибудь глубокое и положительное об исполнении Рихтером какого-либо произведения.

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 610
Всем известны “Декабрьские вечера” – фестиваль, возникший по инициативе Святослава Теофиловича Рихтера и Ирины Александровны Антоновой. Но вряд ли так уж все знают о многих других выступлениях великого музыканта в музее имени Пушкина. А они ведь начались задолго до знаменитого фестиваля. Для меня было неожиданностью узнать, что первый концерт состоялся в далеком 49-ом, 14-го апреля, т.е., 65 лет тому назад и за 32 года до “Вечеров”. Удивительного в этом нет – музыкант, посвятивший себя искусству, живший в искусстве, которое было для него неделимым, естественно, стремился сыграть в месте, насыщенном искусством, где музыка, живопись, скульптура дополняют друг друга. Побывав на фестивале в 85-ом, посвященном трем “Ш”, я до сих пор помню это ощущение праздника, на котором музыка соседствовала с замечательной выставкой картин из разных музеев мира, которые прислали свои шедевры, чутко поддержав замысел великого Маэстро.  В свою очередь и музыка в такой обстановке звучала особенно. Мой добрый знакомый, профессор Киевской консерватории, рассказывал о своих впечатлениях о концерте 12/6/75. Фигурации в правой руке “Садов под дождем” превратились в капли, упруго отскакивающие от листьев. Такого звучания и такого содержания этой музыки он до тех пор никогда и ни у кого не слышал. От себя могу добавить, что неожиданности в концертах Рихтера были ожидаемыми. Другое дело, они превосходили ожидаемое. Собственно, удивительному его искусству и посвящен этот поток. Ну а сейчас я хотел бы привести перечень концертов и программ, сыгранных Рихтером в музее им. Пушкина до возникновения знаменитого фестиваля.

1.
14/4/49
БЕТХОВЕН
Piano Sonata No.9 in E, Op.14/1
Piano Sonata No.17 in d, Op.31/2
-------------------------------------------------------------
Исп. Нина Дорлиак
ШУБЕРT
Из цикла “Лебединая песня”:
На чужбине
Рыбачка
Город
Отъезд
Ее портрет
Штиль на море, op.3
Песнь Миньоны
Гретхен за прялкой, op.2;
[Куда?
БИЗЕ
Пастораль]

2.
28/9/56
РАВЕЛЬ
5 греческих народных песен.
ДЕБЮССИ
C’est l’extase.
Chevaux de bois;
Green (aquarelles);
--------------------------------------------------
МУССОРГСКИЙ
“Картинки с выставки ”

3.
14/4/76
МОЦАРТ
Sonata No.25 for Violin and Piano in B-flat, K.378
Sonata No.26 for Violin and Piano in G, K.379
---------------------------------------------------------
Sonata No.23 for Violin and Piano in D, K.306

I [Sonata [Allegro] for Violin and Piano in B-flat, K.372
I Sonata No.31 for Violin and Piano in C, K.404]
Олег Каган - скрипка

4.
23/5/75
БЕТХОВЕН
Piano Sonata No.3 in C, Op.2/3
Piano Sonata No.29 in B-flat, Op.106

5.
11/5/76
БАХ
Соната g moll для скрипки соло. Исп. Олег Каган

ХИНДЕМИТ
Sonata for Violin and Piano in C
Олег Каган
-------------------------------------------------------
БЕРГ
Chamber Concerto for Piano, Violin and 13 Wind Instruments
Ансамбль солистов – студентов Московской консерватории.
Скрипка Олег Каган

6.
18/2/77

БЕТХОВЕН
Piano Sonata No.11 in B-flat, Op.22

БРАМС
Sonata No.1 for Clarinet and Piano in f, Op.120/1
----------------------------------------------------------
ШОПЕН
Scherzo No.1 in b, Op.20
Scherzo No.2 in b-flat, Op.31
Scherzo No.3 in c-sharp, Op.39
Scherzo No.4 in E, Op.54
[Etude No.4 in c-sharp, Op.10
Etude No.10 in A-flat, Op.10]

7.
15/4/78
ШУБЕРT
Piano Sonata No.6 in e, D.566
Scherzo No.2 in D-flat, D.593
Klavierstuck in A (D 604)
Landler, D.366, Op.Posth. No.1,3,4 and 5
Allegretto in c, D.915
-----------------------------------------------------
Piano Sonata No.18 in G, D.894, Op.78

[Moment Musical No.1 in C, D.780, Op.94
Moment Musical No.3 in f, D.780, Op.94
Impromptu No.4 in A-flat, D.899, Op.90]

8.
12/6/78
ШУБЕРT
Piano Sonata No.11 in f, D.625 (неполная)
ШУМАН
I Andante con variazioni in B-flat for Piano Duet (II ф-но)
[I ф-но Елизавета Леонская]
---------------------------------------------------------
DEBUSSY
Suite Bergamasque
Estampes No.1 - Pagodes
Estampes No.2 - La Soiree dans Grenade
Estampes No.3 - Jardins sous la Pluie

[Estampes No.3 - Jardins sous la Pluie
Preludes, Book II - No.4 - Les fees sont d'exquises danseuses
Preludes, Book II - No.5 - Bruyeres]

9.
10/11/79
ШУБЕРT
Piano Sonata No.15 in C, D.840
---------------------------------------------------------
ПРОКОФЬЕВ
Piano Piece - Legende, Op.12/6

Vision Fugitive, Op.22/3 - Allegretto
Vision Fugitive, Op.22/4 - Animato
Vision Fugitive, Op.22/5 - Molto giocoso
Vision Fugitive, Op.22/6 - Con eleganza
Vision Fugitive, Op.22/8 - Commodo
Vision Fugitive, Op.22/9 - Allegretto tranquillo
Vision Fugitive, Op.22/11 - Con vivacita
Vision Fugitive, Op.22/14 - Feroce
Vision Fugitive, Op.22/15 - Inquieto
Vision Fugitive, Op.22/18 - Con una dolce lentezza
Piano Piece - Danza, Op.32/1
Piano Piece - Waltz, Op.32/4
Piano Piece - The Quarrel, Op.102/3
Piano Piece - Gavotte, Op.95/2
Piano Piece - Autumn Fairy, Op.97/3
Piano Piece - Orientalia, Op.97/6
Piano Piece - Waltz of Cinderella and the Prince, Op.102/1
[РАХМАНИНОВ
Prelude in g-sharp, Op.32/12
DEBUSSY
Preludes, Book I - No.6 - Des pas sur la neige
ШОПЕН
Prelude in A, Op.28/7]

10.
2/6/80
ШУБЕРТ
Quartet in E-flat, op. 125 № 1
(исп. Квартет им. Бородина)

Piano Sonata No.3 in E, D.459
----------------------------------------------------------------
Piano Quintet "Trout" in A, D.667, Op.114

[Квартет им. Бородина
Скрипка - Михаил Копельман
Альт - Дмитрий Шебалин
Виолончель - Валентин Берлинский
Контрабас - Григорий Ковалевский]

11.
12/1/81
БЕТХОВЕН
Piano Sonata No.6 in F, Op.10/2
Piano Sonata No.7 in D, Op.10/3
------------------------------------------------------
ШУМАН
Fantasia in C, Op.17
[Novelette No.1 in F, Op.21
ШОПЕН
Etude No.5 in e, Op.25
ДЕБЮССИ
Preludes, Book II - No.7 - La terrase des audiences]
« Последнее редактирование: Июнь 08, 2009, 21:29:11 от Yuriy »

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
8.
12/6/75
ШУБЕРT
Piano Sonata No.11 in f, D.625 (неполная)
ШУМАН
I Andante con variazioni in B-flat for Piano Duet (II ф-но)
[I ф-но Елизавета Леонская]
---------------------------------------------------------
DEBUSSY
Suite Bergamasque
Estampes No.1 - Pagodes
Estampes No.2 - La Soiree dans Grenade
Estampes No.3 - Jardins sous la Pluie

[Estampes No.3 - Jardins sous la Pluie
Preludes, Book II - No.4 - Les fees sont d'exquises danseuses
Preludes, Book II - No.1 - Brouillards]
Нельзя ли здесь уточниь дату? Вероятно, это 1978 или 1979 год.

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 610
Нельзя ли здесь уточниь дату? Вероятно, это 1978 или 1979 год.

Спасибо, M.I., за бдительность! Я ошибся при копировании, как это часто со мной бывает. Правильная дата - 12/6/78. Могу добавить, что вскоре я услышал все это кроме Шумана да еще и 13 Прелюдий Шопена в Киеве 7,8/Х/78. После шубертовской программы он сыграл на бис Лендлеры, музыкальный момент фа минор - лучше, чем на всех записях, в том числе и его личных. Но совершенно неповторимо он исполнил Экспромт ля бемоль мажор, ор.90,№4. Такого звука, такой чистоты, с обволакивающим эффектом - я это почувствовал наяву - я никогда не слышал. На разных форумах писал об этом удивительном состоянии - совершенно материальная волна нахлынула и пошла дальше "обволакивать" задние ряды.  :)  Мне не свойственны галюцинации, поэтому это не бред, вызванный "беллетристически возбужденной фантазией" (с). А вообще о звукоизвлечении Рихтера можно было бы написать много и содержательно. Такого богатства и разнообразия звучаний, красок, такой насыщенности, ажурности, густоты и невесомости, причем при свободном и убедительном использовании всего этого богатства, а не просто ради красивости - я не слышал НИ У КОГО. Никакая другая кантилена, будь это даже у... (вставить какое угодно имя, в том числе, недавно упоминавшиеся), меня не убеждает настолько, чтобы я мог это принять и "раствориться". У Рихтера никогда не было ничего искусственного и натянутого.

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032

Мне хотелось бы поговорить о записях Рихтера, сделанных в поздний период его деятельности, точнее, о его прочтениях новых для себя произведений а также о тех, которые прочно вошли в репертуар.
Наконец-то смог спокойно дважды прослушать лондонскую запись 8-й сонаты Бетховен 1993 года целиком.
Слушание несколько осложняется любительским качеством записи, но всё главное доходит. Разница с исполнением 1958 года такая, что только изумляешься. Это не развитие или видоизменение прежней концепции, это новая сущность. От прежней интерпретации как будто не осталось и следа, соната родилась заново. Исполнение симфонично. Соната исполняется медленнее, проще и значительнее. Появилась новая образность, какой не было ранее. Судя по исполнению 8-й сонаты Бетховена можно сказать, что 90-е годы для Рихтера, это не "поздний период творчества", это новая эпоха в его творчестве, новый восход солнца.

Ещё несколько слов об этой записи. Должен сказать, что она буквально подружила меня с сонатой. Студийную запись1959 года я, безусловно, ценил за логичность, цельность, стройность формы, за идеальное исполнение этого произведения - клавирной сонаты. В смысле уровня художественного качества она у меня ассоциировалась с "Евгением Онегиным" Пушкина. Не по протяжённости, конечно, но по тому, что видно, что авторы того и другого произведений - чрезвычайно талантливые люди, и при этом люди ещё достаточно молодые.
В записи 1993 года передо мной явилось как-бы новое произведение: более масштабное, симфоничное, более увлекательное, образное. Но! Молодой автор... исчез

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 610
Надеюсь, участники знакомы со статьей Г.Г.Нейгауза, в которой он определил двух наиболее "симптоматических" пианистов ХХ-го века. Мне всегда было интересно сравнить их подходы к одному и тому же произведению. Наконец удалось найти старинную запись первого (хронологически) из них. Записей второго у меня предостаточно.
“Блуждающие огни” Листа играют:
Бузони -
http://www.youtube.com/watch?v=4wyfv0lVkwE
и Рихтер -
http://www.youtube.com/watch?v=9_5IfvN_5Fw&feature=related

Оффлайн Анатолий Лихницкий

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 495
  • (1936—2013)
Надеюсь, участники знакомы со статьей Г.Г.Нейгауза, в которой он определил двух наиболее "симптоматических" пианистов ХХ-го века. Мне всегда было интересно сравнить их подходы к одному и тому же произведению. Наконец удалось найти старинную запись первого (хронологически) из них. Записей второго у меня предостаточно.
“Блуждающие огни” Листа играют:
Бузони -
http://www.youtube.com/watch?v=4wyfv0lVkwE
и Рихтер -
http://www.youtube.com/watch?v=9_5IfvN_5Fw&feature=related

Я навенное в очередной раз вызову гнев и возмущение почитателей Святослава Рихтера , но сравнивать игру избранного Вами Божества  с игрой механического пианино (я имею ввиду вельтеминьеновсое звучание  записи игры Бузони) это то же самое, как сравнивать живое существо с механической куклой или натуральные цветы и с бумажными и при этом не заметить принципиальное различие между сравниваемыми  объектами.
Мне ни раз приходилось сравнивать граммофонные записи Рахманинова ,Корто , Горовица с записями тех же произведениий на роллах и каждый раз я убеждался что 100 % исполнитьельской индивидульности пианистов на роллах  улетучивается
У меня есть два американских  CD с записями великих пианистов, в свое время записанных на роллах, так вот на них Горовица отличить от Бузони просто невозможно .Все эти пианисты  (а их около 30)  играют совершенно одинаково, только темпы и динамические контрасты разные  , хотя в граммофонной записи я этих музыкантов узнаю почти мгновенно.
    Если вы не знаете через какие рычажки, шестеренки  и шарнирчики делались записи на Вельтеминьене, то загляните хотя бы в Википедию.
Так вот , если Вы готовы сравнивать Вельтеминьеновскую запись Бузони  с современной записью Рихтера  и ставите их вместе с Нейгазом на один уровень , то или  Рихтер  исполняет "Блуждающие огни" как механическое пианино или Вы друзья глухи к исполнительской интерпретации , к тем  чуть чуть,  которые несут в себей божьи искры личности интерпретотора.

ЗЫ Меня спрашивали относительно записей Есиповой  на Вельтеминьене.Сожалею , но ни каких следов личности Есиповой в этих записях Вы не обнаружите.
« Последнее редактирование: Июнь 15, 2009, 12:56:05 от Анатолий Лихницкий »

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 610
Я навенное в очередной раз вызову гнев и возмущение почитателей Святослава Рихтера

Вы себе льстите.

но сравнивать игру избранного Вами Божества  с игрой механического пианино (я имею ввиду вельтеминьеновсое звучание  записи игры Бузони) это то же самое, как сравнивать живое существо с механической куклой или натуральные цветы и с бумажными и при этом не заметить принципиальное различие между сравниваемыми  объектами.

Так вот , если Вы готовы сравнивать Вельтеминьеновскую запись Бузони  с современной записью Рихтера  и ставите их вместе с Нейгазом на один уровень , то или  Рихтер  исполняет "Блуждающие огни" как механическое пианино или Вы друзья глухи к исполнительской интерпретации , к тем  чуть чуть,  которые несут в себей божьи искры личности интерпретотора.
 

Я поместил эти записи без комментариев, разве что процитировал Г.Г.Нейгауза. В его статье, кстати, он не отдает кому-либо предпочтение, а говорит о них как о музыкантах, в искусстве которых отражаются высшие достижения своего времени. Я “вместе с Нейгаузом” ничего делать не могу. Жили в разные годы, да и не претендую я на то, чтобы упоминаться рядом с ним. А вот он, в отличие от всех нас, имел возможность сравнивать не “механических кукол”, как Вы изволите выражаться, а живые концертные исполнения, благо слушал каждого “живьем”. По поводу “Мазепы” у Бузони он писал, что этот этюд слушали в концерте как перепуганные.
Меня уже не удивить заявлениями, что мы (кто конкретно?) глухи и т.п. И это после того, что я ничего не сказал. Удивляет вздорная манера и искусственное провоцирование конфликта. Не дождетесь, особенно сегодня!

Оффлайн Анатолий Лихницкий

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 495
  • (1936—2013)

Меня уже не удивить заявлениями, что мы (кто конкретно?) глухи и т.п. И это после того, что я ничего не сказал. Удивляет вздорная манера и искусственное провоцирование конфликта. Не дождетесь, особенно сегодня!

Yuriy! Нейгауз конечно тут не причем .Он действительно мог слушать Бузони живьем, но зачем лично Вы   предлагаете нынешней публике сравнить "блуждающие огни" в исполнении Рихтера в нормальной звукозаписи , а  Бузони в версии механического пианино.Может быть Вы не знаете что такое сравнение не корректно?
И еще , не смотря на отчасти провоцирующую монеру поститься  я ни когда не имею намеренья провоцировать конфликт. Я всего лишь  провоцирую оппонирование, но почему то оппонирование, над которым я и другие могли бы задуматься пока не наблюдается.

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 610
Yuriy! ...зачем лично Вы   предлагаете нынешней публике сравнить "блуждающие огни" в исполнении Рихтера в нормальной звукозаписи , а  Бузони в версии механического пианино.Может быть Вы не знаете что такое сравнение не корректно?

Я захожу сюда не для того, чтобы заниматься препирательствами. Последний раз объясняю (кротко). Приглашения сравнивать записи или исполнения не было. Я написал, что мне интересно сравнивать подходы к одному и тому же произведению. Может мне быть что-то интересно или Вы против? Я прекрасно отдаю себе отчет, что записаны этюды на разной по характеристикам аппаратуре. Но других записей у меня для вас нет (почти цитата). Не думал, что совершил святотатство. С другой стороны Вы вполне можете просветить неграмотных, в том числе меня. Темп там искажен? Акценты запись передает верно или что-то искажает?  Динамические оттенки, которые там прослушиваются, не соответствуют действительности? Есть ли другие, более качественные записи Бузони, которые я, руководствуясь, надо полагать, злым умыслом, утаил? Хочу заметить, что знаменитая запись Рихтера из Софии тоже не блещет аппаратным (в смысле записывающей аппаратуры) совершенством.
С другой стороны, я прекрасно могу довольствоваться тем, что есть, чтобы понять, что за музыкант играет и как он играет. Всегда можно сделать поправку на качество записи. С другой стороны представьте себе, что мы имели бы хотя бы такие записи самого Ференца Листа. Вот радость была бы! (Правда, у нас в таких случаях говорят: "дурэнь думкою багатiє".)

Оффлайн Анатолий Лихницкий

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 495
  • (1936—2013)
Yuriy! ...зачем лично Вы   предлагаете нынешней публике сравнить "блуждающие огни" в исполнении Рихтера в нормальной звукозаписи , а  Бузони в версии механического пианино.Может быть Вы не знаете что такое сравнение не корректно?
С другой стороны Вы вполне можете просветить неграмотных, в том числе меня. Темп там искажен? Акценты запись передает верно или что-то искажает?  Динамические оттенки, которые там прослушиваются, не соответствуют действительности? Есть ли другие, более качественные записи Бузони, которые я, руководствуясь, надо полагать, злым умыслом, утаил? Хочу заметить, что знаменитая запись Рихтера из Софии тоже не блещет аппаратным (в смысле записывающей аппаратуры) совершенством.
С другой стороны, я прекрасно могу довольствоваться тем, что есть, чтобы понять, что за музыкант играет и как он играет.
Юрий! Я все время хочу пробиться сквозь Вашу и многих кстати  зомбированность. Вы не хотите напрячь свое воображение  и попробовать представить  себе то, что звукозапись бесследно может украсть суть музыкальной интерпретации. Как  репродукция  с картины великого мастера ,скажем  Леонардо или Джотто оказывается на 99 %   обварованной копированием.
  Все в звукозаписи вроде останется  на месте и динамические контрасты и оттенки и агогика,но божественная интерпретация исчезает.Это происходит в аппаратуре записи и воспроизвекдения, но Вы это упорно игнорируете "так как довольствуетесь тем что есть, чтобы понять , что музыкант играет и как он играет".  Ни кто из Вас не станет настоящим музыкантом пока не преодалеет в себе этот стереотип мышления.
Механическое пианино,  играющее роллы Вельтеминьен это полный криминал из за  своего грубо механического устройства, поэтому   интерпретацию музыки он  вообще не доносит до слушателя.
Но прежде чем мне демогогически возражать оставаясь при своих  сравните граммофонные записи этюдов Шопена ор.10 и 25 в исполнении Альфреда Корто с аналогичными записями на Вельтеминьене.
 

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 610
Юрий! Я все время хочу пробиться сквозь Вашу и многих кстати  зомбированность.

У Вас нет оснований говорить о какой-либо зомбированности, исходя из моих сообщений №№ 243, 245, 247. Вы на ровном месте по своему обычаю пытаетесь создать ненужную напряженность и втянуть в бессмысленные разговоры.

Вы не хотите напрячь свое воображение  и попробовать представить  себе

О степени моей осведомленности о записях разных эпох Вы не имеете представления, а я держать экзамен здесь не собираюсь.

Ни кто из Вас не станет настоящим музыкантом пока не преодалеет в себе этот стереотип мышления.

Уже сообщал, что я не музыкант. Становиться им не собираюсь.
Впредь обсуждать с Вами что-либо или отвечать на реплики, которые ни уму, ни сердцу, - не буду.
В свою очередь хочу заявить, что Модератору можно было бы и вмешаться, т.к. эту достойную внимания и уважения тему, ник сей по своему обыкновению - а у меня уже накопилось достаточно много информации о его манере поведении на форуме - пытается засорять.
Хотелось бы услышать мнение других участников о записях а также о наличии крамолы в моем поступке. Я неоднократно пытался найти запись Бузони. Когда-то в советские времена дважды слушал ее по радио. Теперь нашел. И вот результат...