Автор Тема: Святослав Рихтер (1915-1997), великий русский пианист  (Прочитано 1227446 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032

И вместе с тем какой-то стереотип в рассказе Башмета – Рихтер выходит и сразу начинает играть. Ничего вызывающего возмущение в этом заявлении нет, но ведь это неправда.
   Зато вскоре в фильме Башмет выдаёт содержательное, меткое замечание: казалось, что рояль превратился в резину, во что-то пластичное - не из-за его рук, а из-за звука. Верный словесный образ!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)

И вместе с тем какой-то стереотип в рассказе Башмета – Рихтер выходит и сразу начинает играть. Ничего вызывающего возмущение в этом заявлении нет, но ведь это неправда. Я даже хотел когда-то проанализировать, как это бывало, как зависело от исполняемого произведения, от публики, еще от каких-нибудь причин. Ведь не всегда он начинал срузу. Вспомним хотя бы Сонату Листа. В развитии этой темы я очень надеюсь на поддержку M.I.

   Рихтер сказал в радиоинтервью, что это зависело от того, что он играет. Например, 5-ю сонату Скрябина начинал сразу, почти не успев сесть. А сонату Листа - наоборот

Я не знаю, почему Башмет так акцентирует это "Рихтер вышел и сразу начал играть" ! Вероятно, на него это производило большое впечатление, поэтому и запомнилось больше всего. Разумеется, Рихтер это делал не всегда, а только тогда, когда само произведение того требовало, тем более, что кое-что из тайн этого "психологического театра" он очень хорошо объяснил разным людям и в разных интервью. Эти рассказы изложены по-разному в нескольких книгах.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
если его партнёр НЕ ПОНИМАЛ этого, то сотрудничества просто не было и всё.
   Когда как. Например, рассказывали в конце 70-х годов, как Рихтер репетировал с ансамблем студентов и аспирантов Московской консерватории. В десятках репетиций они разучивали концерт Берга. Рихтер мог объяснить участнику ансамля фрагмент его партии

Да, конечно, но я имел в виду его взаимоотношения с уже сложившимися музыкантами, имеющими собственный стиль и взгляд на играемые вещи. Это совсем другое.

Впоследствие некоторые участники ансамбля говорили, что репетиции и концерты с Рихтером дали им больше, чем весь курс обучения в консерватории.

:)) Я думаю !!
Надеюсь, что этот "скорбный труд" не пропал даром, хотя, как показывают, к примеру, мемуары Мильштейна, угробившего всю жизнь на своих учеников, не только благодарности должной он не получил, но даже и толку, как правило, от всех преподавательских усилий бывает весьма мало. Учишь, учишь, а потом всё рассеивается незнамо куда ......
Недаром преподавательский труд считается тяжёлой неблагодарной работой, требующей самоотверженности.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
    рассказывали в конце 70-х годов, как Рихтер репетировал с ансамблем студентов и аспирантов Московской консерватории. В десятках репетиций они разучивали концерт Берга. Рихтер мог объяснить участнику ансамля фрагмент его партии, показав её на рояле. Или поступал так: давал задание к следуюшей репетиции причитать такую-то страницу такого-то литературного произведения, чтобы ансамблист понял художественный смысл трудного для него фрагмента, а мог и станцевать, пластикой объясняя характер нескольких тактов музыки.   
Интересно, чем же в это время занимался дирижер (Николаевский или кто другой)? ;)
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
Интересно, чем же в это время занимался дирижер (Николаевский или кто другой)? ;)
   Ю.Николаевский что-то делал. Рассказывали, что была намечена очередная репетиция с Рихтером. Тут выясняется, что Рихтера не будет, он очень извиняется, просил заниматься без него. Репетиция идёт сонно, протокольно. Вдруг неожиданно распахивается дверь, появляется Рихтер. Все сразу встрепенулись, ожили, репетиция забила ключём.
   Про аналогичный эффект оживления музыкантов рассказывала И.Т.Бобровская. Это было 30 марта 1968 года в зале им. Чайковского. В первом отделении, если не ошибаюсь, симфония Чайковского. Дирижёр - Д.Ойстрах. Играют так себе, ни шатко, ни валко. В втором отделении Концерт Грига. Дирижёр тот же, солист Рихтер. Только он вышел - с оркестра словно сдуло вялось, всё сразу ожило. И у солиста, и в оркестре исполнение прошло с характерным рихтеровским накалом.

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 608
Интересно, чем же в это время занимался дирижер (Николаевский или кто другой)? ;)

Ю.Николаевский что-то делал.

Надо будет найти статью об их работе над Бергом. Там было написано, что без Рихтера с Николаевским они провели 40 репетиций, а с Рихтером – 60. Как-то очень неправдоподобно. Хотя рассказу о том, что после первой встречи с Рихтером все поняли, что всё надо начинать заново, очень даже верится. Так вот, мне обязательно захотелось выяснить, сколько же они репетировали. Такая возможность наконец представилась. Был печальный март 98-го – первый день рождения Маэстро, но без него. После концерта в Москве 23-го марта 1998 года Гутман приехала в Киев, чтобы встретиться здесь с Николаевским и сыграть Симфонию-концерт Прокофьева. В первом отделении Юрий Ильич с нашим оркестром сыграл 3-ю Симфонию Бетховена. Всё это было очень знаменательно, репертуар был подобран с пониманием. К тому же перед концертом выступила Кира Ивановна Шамаева, рассказавшая о Рихтере, о его дебюте в качестве дирижера и всякое такое. После концерта Николаевский пригласил меня и Галю Миксон в гости в гостиницу. Туда же, разумеется, пришла Наталия Гутман. Пили «Оксамыт Україны» в память о Святославе Теофиловиче. Он, рассказывали, любил это вино, бывая в Киеве. Здесь я, наконец, и задал вопрос по поводу репетиций Концерта Берга с Рихтером. Юрий Ильич сказал, что их было приблизительно, двадцать восемь, где-то так. Точную цифру он не помнил. Но никак не шестьдесят. Ничего особенного он не рассказывал – я имею в виду такого, что бы могло заинтересовать «широкую» публику. Я пытался расспросить, какое влияние оказал Рихтер. – Ну, разумеется, такая личность, такой большой музыкант очень помог в постижении этой музыки. Ответ без прикрас, без сенсаций. Строго и правильно по сути. Николаевский произвел впечатление честного, пунктуального и по-хорошему педантичного человека. Через несколько лет его не стало. До сих пор вспоминаю тот концерт и тот вечер. Много хороших теплых слов было сказано о Святославе Теофиловиче. И говорили люди из самого близкого окружения Маэстро.

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 608
Вот фрагмент репетиции Рихтера с женским хором под управлением Клавдия Птицы (перед концертом 12/1/82, посвященным памяти Ксении Николаевны Дорлиак).
Лермонтов. «Ангел».

Рихтер: Нет!
Птица: Кажется, я уже понимаю…
Рихтер: Более одухотворенно. Звук… Это же что-то особенное должно быть, - это же не так просто (неразб.). Чудо должно быть!

Рихтер: Перерыв?!
[аплодисменты]

http://www.sendspace.com/file/g92n0c
http://www.sendspace.com/file/y2fhfg
http://www.sendspace.com/file/yab5rj

Пока выложил совсем немножко. Помню, с каким интересом слушал это по радио и даже записал. Жаль, у меня не сохранилась вся эта запись. Она потом появилась в урезанном виде. А в полной версии можно услышать интервью хористок, делящихся впечатлениями от творческого сотрудничества с Маэстро. Кто-то говорит, расчувствовавшись, глотая слёзы. Можно понять: не каждый день выпадает счастье общаться и работать с гением.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
 Yuriy
Цитировать
Надо будет найти статью об их работе над Бергом.
Я, между прочим, давно хотела спросить Вас,  Yuriy , по поводу
информации о работе Рихтера над Камерным концертом Берга - как вообще пришла мысль исполнить такое сложое сочинение, стоящее на стыке тональной и атональной систем.
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 608
Yuriy
Цитировать
Надо будет найти статью об их работе над Бергом.
Я, между прочим, давно хотела спросить Вас,  Yuriy , по поводу
информации о работе Рихтера над Камерным концертом Берга - как вообще пришла мысль исполнить такое сложое сочинение, стоящее на стыке тональной и атональной систем.

Тронут Вашим доверием, lorina, но я всё же не настолько осведомлен. Вряд ли кто-нибудь может объяснить, почему и как Рихтера посещали мысли сыграть то или иное произведение, тем более, это, требующее такого состава участников. Пока не могу найти в электронном виде статью о репетициях этого Концерта. Постараюсь порыться в журнальных вырезках. Пересказывать по памяти не хочу. Могу только сказать, что первое исполнение состоялось 9/4/72 в Москве, в БЗК. Партию скрипки исполнял неизменный Олег Каган, но состав духовиков был совсем другой - солисты Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио, а дирижировал Рудольф Баршай. Это было их единственное выступление, причем, как ни странно, сохранилась любительская запись. Рихтер вернулся к этому опусу четыре года спустя. 10/5/76 в московской детской музыкальной школе им.Прокофьева состоялось первое исполнение со студентами и аспирантами Московской консерватории под управлением Николаевского. 11/5/76 они сыграли в музее им. Пушкина, 13/5/76 - институте химической физики, 16/5/76 - в московской музыкальной школе №10 Ленинского р-на и только 18, 19, 21/5/76 - в БЗК, причем, все концерты были дневными, как и концерт в МЗК 22/5/76. Всего Рихтер с этим ансамблем сыграл Концерт Берга 32 раза. Хочу заметить, что они сыграли также Хиндемита
Kammermusik No.2, Op.36/1  (8/12/77 - Дрезден, первое исполнение).
Жаль, не спрашивал у Кагана об этой их совместной работе.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Yuriy
Цитировать
Всего Рихтер с этим ансамблем сыграл Концерт Берга 32 раза.
Так это поразительно много! Я верю, что и репетиций могло быть много, учитывая сложность и непривычный язык концерта.
Я слышала Рихтера в этом концерте только в  записи, слеланную якобы  в Париже 12-13\12\1977  с Коганом, Николаевским и студенческим оркестром.
 Действительно ли они выступали с  концертом Берга в Париже и в каком это было зале?
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 608
Yuriy
Цитировать
Всего Рихтер с этим ансамблем сыграл Концерт Берга 32 раза.
Так это поразительно много! Я верю, что и репетиций могло быть много, учитывая сложность и непривычный язык концерта.
Я слышала Рихтера в этом концерте только в  записи, слеланную якобы  в Париже 12-13\12\1977  с Коганом, Николаевским и студенческим оркестром.
 Действительно ли они выступали с  концертом Берга в Париже и в каком это было зале?

BERG
Chamber Concerto for Piano, Violin and 13 WindInstruments

Концертов с Николаевским было не 32, как я писал прошлый раз, а 33.
Играли они не только в Париже, разумеется. Решил представить полный список. Тут у меня кириллица с латиницей перемешаны, но разобраться можно.
И еще, извините, замечание. Фамилия Олега – Каган (скрипача Когана звали Леонид).

 1). 9/4/72 - Москва. БЗК/ Олег Каган/ Рудольф Баршай

Концерты с дирижером Юрием Николаевским и скрипачом – Олегом Каганом:

 2). 10/5/76 - Москва. Московская городская детская музыкальная школа №1 им.С.  Прокофьева.
 3). 11/5/76 - Москва. Музей изящных искусств им. А.С.Пушкина. Итальянский дворик.
 4). 13/5/76 - Москва. Актовый зал института химической физики Академии наук СССР.
 5). 16/5/76 - Москва. Детская музыкальная школа № 10 (Ленинский район). (Предвечерний концерт)
 6). 18/5/76 - Москва. БЗК. (Дневной концерт.)
 7). 19/5/76 - Москва. БЗК. (Дневной концерт.)
 8 ). 21/5/76 - Москва. БЗК. Для педагогов и студентов Московской консерватории. (Дневной концерт.)
 9). 22/5/76 - Москва. МЗК. (Дневной концерт.)
10). 19/7/76 - Prague. “Луцерна” - Большой зал.
11). 20/7/76 - Usti nad Labem. Odborovy dum kultury pracujicich v Usti nad Labem
12). 21/7/76 - Karlovi Vari. Большой зал грандотеля “Москва”.

13). 11/10/77 - Ленинград. Малый зал филармонии им. Глинки (дневной концерт).
14). 11/10/77 - Ленинград. Малый зал филармонии им. Глинки (вечер).
15). 3/12/77 - Görlitz. Stadthalle Görlitz.
16). 5/12/77 - Leipzig. Зал конгрессов - “Зоо”. (Stunde der Musik.)
17). 7/12/77 - Dresden. Цвингер. Гобеленовый зал.
18). 8/12/77 - Dresden. HochМЗКule für Musik. “Carl Maria von Weber”. Aulasaal.
19). 9/12/77 - Blankenburg. Kloster Michaelstein
20). 12/12/77 - Paris. Theatre Athenee - Lois Jouvet.
21). 13/12/77 - Paris. Theatre Athenee - Lois Jouvet (предвечерний концерт).
22). 14/12/77 - Reims. Grand Theatre.
23). 15/12/77 - Strasburg. Palais des Congres.
24). 18/12/77 - Berlin. KomiМЗКe oper.
25). 19/12/77 -  Frankfurt (Oder). Konzerthalle “C.Ph.E.Bach”.

26). 24/8/78 - Volos. Национальный стадион.
27). 28/8/78 - Athens. Herod Atticus Theatre. Афинский фестиваль 1978.
28). 2/9/78 - Sofia. Концертный зал “Болгария”.
29). 3/9/78 - Sofia. Концертный зал “Болгария”.

30). 10/9/80 - Горький. Кремлевский концертный зал.
31). 11/9/80 - Москва. Актовый зал Московского университета (Ленинские горы).
32). 14/8/80 - Москва. МЗК
33). 21/9/80 - Warsaw. Студенческий дом Ривьера-Ремонт. Зал “Ривьера”.
34). 24/9/80 - Warsaw. Зал филармонии народной (предвечерний концерт).
XXIV Варшавская осень.

Существуют записи:
1). * 9/4/72 - Moscow - Live - Kagan/Soloists of Large S.O. of All-Union Radio/Barshai- (PT)* I

2). * 12/12/77 - Paris - Live - Kagan/M.C.E./Nikolayevski - 3rd mvt encored -(PT)*
3). **12-13/12/77 - Paris - Live - Kagan/Moscow Cons.Ch.O./Nikolayevski - EMICMS 7 64429 2 (4CD)**
4). **12-13/12/77 - Paris - Live - Kagan/Moscow Cons.Ch.O./Nikolayevski - excerpt- WARNER/NVC
5). * 15/12/77 - Strasbourg - Live - Kagan/Moscow Cons.Ch.O./Nikolayevski - (PT)*
« Последнее редактирование: Январь 07, 2011, 20:17:21 от Yuriy »

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Ой, я даже не заметила, как вместо "а" написала "о" в фамилии Олега Кагана :(  Леонида Когана как-то даже  трудно представить в этом концерте.
Между прочим, перечень исполнений  концерта Берга наводит на мысль, что концерт специально был разучен для заграничной поездки, а в России он как бы шлифовался.
И еще вопрос, на концертах за рубежом Камерный концерт исполнялся один или же к нему присовокуплялись еще какие-либо сочинения?
К примеру, не так давно я слушала Камерный концерт Берга, исполненный  во втором отделении концерта, а в первом исполнялись форт.  и вокальные сочинения Берга.
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн rethcir

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 78
Yuriy
Цитировать
BERG
Chamber Concerto for Piano, Violin and 13 WindInstruments
 Решил представить полный список.

Юрий, еще три исполнения:

14/9/80 - Москва. МЗК.
21/9/80 - Варшава.
24/9/80 - Варшава.

А если считать домашний концерт в квартире Рихтера 14/5/76 – ещё +1

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 608
Yuriy
Цитировать
BERG
Chamber Concerto for Piano, Violin and 13 WindInstruments
 Решил представить полный список.

Юрий, еще три исполнения:

14/9/80 - Москва. МЗК.
21/9/80 - Варшава.
24/9/80 - Варшава.

А если считать домашний концерт в квартире Рихтера 14/5/76 – ещё +1


Огромное Вам спасибо, уважаемый retrich! Всё время что-то упускаю из виду. Очевидно, «от мозговой усталости» (с). Не обратил внимания на эти концерты, подумал, что там они играли исключительно Колнцертино Яначека. Кстати, на него на нашем форуме никто так и не отреагировал, а я ведь выкладывал.
А теперь, «чтоб вину свою загладить и замять» (с) привожу список всех солистов-духовиков  (ведь не раз отмечали, что в этом концерте каждый исполнитель - солист):

Гамир Галимов (флейта)
Марина Ворожцова (флейта)
Александр Савельев
Владимир Фоменко
Евгений Камышев (кларнет)
Анатолий Камышев (кларнет)
Игорь Панасюк
Андрис Арницанс (фагот)
Евгений Евстафьев
Андрей Кузнецов
Борис Воронов
Владимир Зыков (труба)
Олег Карпов

К сожалению, не смог понять, кто на каком инструменте играл за исключением некоторых, наиболее мне известных. Может быть, кто-нибудь поможет?

И еще вопрос, на концертах за рубежом Камерный концерт исполнялся один или же к нему присовокуплялись еще какие-либо сочинения?

Я тоже хотел сообщить о том же, но Вы меня опередили.
Иногда в первом отделении Каган играл Сонату Баха g-moll соло, а потом с Рихтером одну или две сонаты Хиндемита для скрипки и ф-но – сначала только
Sonata for Violin and Piano in C ,

а потом
Sonata for Violin and Piano in E-flat, Op.11/1
Sonata for Violin and Piano in C
В таких случаях Олег Баха не играл. С 8/12/77, Дрезден в репертуаре ансамбля появилось новое произведение – Хиндемит, Kammermusik No.2, Op.36/1, и при этом Берга они продолжали играть. В Греции (Волос, Афины), а потом в Софии Рихтер первое отделение начинал со 2-ой Сюиты Генделя F-dur, а потом они играли Kammermusik No.2, Op.36/1 Хиндемита.

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 608
Любопытная запись (363, стр. 113) в «Дневниках» от 20/5/76:
------------------------------------------------------------------------------
Магнитофонная запись с концерта
19/V в Большом зале консерватории
Берг
Камерный концерт
Ансамбль солистов — студентов Московской консерватории
дирижер: Юрий Николаевский
Олег Каган
С. Р.

Эту ленту можно без конца слушать, всё время находишь новые детали.
Думаю, что далеко не все это делают. Она лежит у них на полке несколько бессмысленно.
Ну что ж? Люди тяжелы на подъем.
---------------------------------------------------------------------------------

Очень правильно подмечено. Вряд ли мы так уж часто слушаем это сочинение Берга.
И еще мы узнаем, что существует запись с концерта в БЗК 19/5/76, которой нет в каталогах Танина и др.

Оффлайн rethcir

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 78
И еще мы узнаем, что существует запись с концерта в БЗК 19/5/76, которой нет в каталогах Танина и др.

А вот коротенький фрагмент видео из Большого зала консерватории,
который есть в фильме Монсенжона, только не понимаю почему он фигурирует в каталоге Танина как ”Paris”.
Как можно было не узнать Большой зал.

BERG
Chamber Concerto for Piano, Violin and 13 WindInstruments

Возможные даты съемки из БЗК:
18/5/76 - Москва. БЗК. (Дневной концерт.)
19/5/76 - Москва. БЗК. (Дневной концерт.)
21/5/76 - Москва. БЗК. (Дневной концерт.)

http://www.sendspace.com/file/cld1p2

Юрий, а может действительно есть какое-то видео из Парижа?

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
...о работе Рихтера над Камерным концертом Берга - как вообще пришла мысль исполнить такое сложое сочинение, стоящее на стыке тональной и атональной систем.
   Кто-то передал слова Рихтера об этом сочинении: представьте, что на чёрной полированной крышке рояля рассыпаны драгоценные камни...

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
Любопытная запись (363, стр. 113) в «Дневниках» от 20/5/76:
------------------------------------------------------------------------------
Магнитофонная запись с концерта
19/V в Большом зале консерватории
Эту ленту можно без конца слушать, всё время находишь новые детали.
...................
Думаю, что далеко не все это делают. Она лежит у них на полке несколько бессмысленно.
   Эта запись в "Дневниках" странная по дате: 20/5/76 - это на следующий день после концерта 19/5/76. Т.е. "лежит на полке несколько бессмысленно" в течение одних суток?
« Последнее редактирование: Январь 08, 2011, 11:11:00 от M.I. »

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 608
   Эта запись в "Дневниках" странная по дате: 20/5/76 - это на следующий день после концерта 19/5/76. Т.е. "лежит на полке несколько бессмысленно" в течение суток?

Действительно, немного странно. Возможно, Рихтер имел в виду не обязательно свою запись, которой, кстати, еще и не было. Эта пленка - не в счет, она "для служебного пользования". Не знаю, чья запись появилась раньше - его или Баренбойма.
На стр. 196 (запись № 592) "Дневников" читаем:
-------------------------------------------------
11/IX После концерта в университете
запись
Берг
Камерный концерт
С. Р.
О. Каган
Ансамбль солистов Московской консерватории
дирижер: Ю. Николаевский
Слушали:
М. Воеводская      Н. Гутман
Н. Дорлиак          А. Либерман
О. Каган              А. Гаврилов
С. Р.

Чтобы как-то забыть чрезвычайно неудачный концерт на Ленинских горах и убедиться, что Берга мы (и я) неплохо играем, «заставил» прослушать пресловутую парижскую запись, которая, получив пять звездочек в критических журналах Италии и Франции, довольно быстро была изъята из продажи, так как никто ее не покупал, считая запись Булеза, С. Гаврилова и Баренбойма единственной достойной и правильной.
Об этом исполнении высказал мнение Фишер-Дискау: «Я впервые понял наконец это сочинение...»
---------------------------------------------------------

Тут как-то снова не совсем понятно: Фишер-Дискау говорит о записи Рихтера или Баренбойма? Поскольку это предложение написано с новой строки, то всё же, надо понимать, оно о записи Рихтера.

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
Чтобы как-то забыть чрезвычайно неудачный концерт на Ленинских горах и убедиться, что Берга мы (и я) неплохо играем, «заставил» прослушать пресловутую парижскую запись, которая, получив пять звездочек в критических журналах Италии и Франции, довольно быстро была изъята из продажи, так как никто ее не покупал, считая запись Булеза, С. Гаврилова и Баренбойма единственной достойной и правильной.
   Об этом в те времена ходил разговор, что Рихтер сам потребовал изъять свою запись из продажи, чуть ли не через суд.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
   Об этом в те времена ходил разговор, что Рихтер сам потребовал изъять свою запись из продажи, чуть ли не через суд.
Это где все происходило - здесь или за рубежом?
Должна сказать, что живое исполнение Камерного концерта Берга производит ошеломительное впечатление (я слушала его в начале прошлого года в МЗК в исполнении  Ансамбля "Студия новой музыки", Михаила Дубова -ф-но и  С. Малышева -скрипка).  А что касается записей, то обе записи: Булеза с Баренбоймом и Циммерманом (скрипач, не путать с пианистом) и  запись Рихтера с Каганом и Николаевском мне кажутся поразительно далекими  от живых впечатлений, которые у меня сложились от этого концерта  в МЗК - ноты вроде те же, а звучит концерт в обеих записях совсем по иному - совершенно нет той энергетики, которая есть при живом исполнении. Исполнение Булеза кажется более динамичным и, я бы сказала, более изящным, парижская запись Рихтера и Кагана более экспрессивной, но  затянутой -  длится 42  мин, тогда как  булезовская запись занимает  30 мин.  В живом исполнении  концерт тоже длился  30 мин.
А есть ли еще какая-нибудь доступная  запись Камерного концерта Берга в исполнении Рихтера и Кагана? (я что-то забыла, что означают звездочки).
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 608
А есть ли еще какая-нибудь доступная  запись Камерного концерта Берга в исполнении Рихтера и Кагана? (я что-то забыла, что означают звездочки).

Официальных записей больше нет. Одна звездочка означает, что запись неофициальная, любительская, две звездочки - запись официальная. Они не изменили концепцию, поэтому вряд ли Вас другая запись может переубедить. К тому же качество любительских записей не на высоте.

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 608
парижская запись Рихтера и Кагана более экспрессивной, но  затянутой -  длится 42  мин, тогда как  булезовская запись занимает  30 мин.  В живом исполнении  концерт тоже длился  30 мин.

А как такое может быть - "более экспрессивная, но  затянутая"?
Концерт Берга - это не та музыка, которую я хорошо знаю:

"Эту ленту можно без конца слушать, всё время находишь новые детали.
Думаю, что далеко не все это делают. Она лежит у них на полке несколько бессмысленно.
Ну что ж? Люди тяжелы на подъем." (с)

Маэстро это сказал и обо мне. (Зато я слушаю многое другое в его исполнении, причем, довольно много.)

Трудно себе представить, как ту же музыку можно играть на 12 мин дольше. Скорее всего, другие исполнители игнорируют репризы. Иначе как это можно объяснить? Если это так, то это упрек в чей адрес?

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
... Берга мы (и я) неплохо играем, «заставил» прослушать пресловутую парижскую запись, которая, получив пять звездочек в критических журналах Италии и Франции, довольно быстро была изъята из продажи, так как никто ее не покупал, считая запись Булеза, С. Гаврилова и Баренбойма единственной достойной и правильной.

Господа, а кто такой в данном контексте С.Гаврилов ? Имеется в виду пианист А.Гаврилов или это небезызвестный скрипач Сашко Гаврилофф ? Мне сия запись всё равно незнакома, да я и знать о ней не желаю (хотя не исключаю, что где-нибудь в берговском интеграле она у меня валяется), просто любопытно - что за Гаврилов ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
А как такое может быть - "более экспрессивная, но  затянутая"?

:)) Юрий, вы же знаете, что Святослав Теофилович был способен на невозможное (в других руках): он мог сыграть медленнее многих и в то же время намного экспрессивнее многих ! :) И мы в этом много раз убеждались.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица