Автор Тема: Текущая концертная жизнь Москвы и Петербурга 2008-2009  (Прочитано 50207 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Продолжим наши рассказы о текущих концертах Москвы и Петербурга, которые не попадают ни в какую специальную рубрику.

Только что глянул на форум "Классика" и вдруг увидел с сожалением, что прозевал сегодня концерт П.Колесникова !

Концерт лауреата Международного конкурса пианистов имени Галины Черны-Стефаньской(Познань-2008, Польша) Павел Колесников(фортепиано). Класс профессора С. Л.Доренского

В программе:

I отделение:

Й. Гайдн Andante con Variazioni фа минор
И. Брамс Вариации на тему Паганини, соч.35, I и II тетради

II отделение:

Л. ван Бетховен Тридцать две вариации до минор
Ф. Шопен Двенадцать этюдов, соч. 10

На бис:

Соната Скарлатти G-dur
Рамо, «Перекликание птиц»
Шопен, Вальс e-moll
Дебюсси, прелюдия "Затонувший Собор"
Дебюсси, прелюдия «Прерванная Серенада»

-------------------------------------------------------------------

На этот концерт поступили отклики от людей, с которыми я когда-то общался на других форумах:

http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=38647

а кстати, и бутлеги концерта выложены в сети:

http://artofpiano.ru/group.php?c=concert&g=20080930_mzk

--------------------------------------------------------------------------------

Muelbach  
Москва
 
Присоединяюсь к поздравлениям!
Оценил игру Павла еще на конкурсе. Отношусь к нему с огромной симпатией - он большой молодец и умница!
Но концерт навел на некоторые размышления, которыми хотелось бы поделиться...

Что привлекло в Павле с самого начала, еще на конкурсе - это свое видение-слышание музыки, какая-то свежесть и "незашоренность", которая и выделяла его из общего ряда. И позже тоже имел возможность его чуть-чуть время от времени слушать. Поэтому на концерт шел с какими-то радужными надеждами... Я, все время зарекаюсь от чересчур больших ожиданий. Но, слаб человек, все время впадаю в этот грех. Это и по жизни плохо: ждешь чего-то, а когда оказывается нечто иное, то вроде обманутым, разочарованным себя чувствуешь. А с чего бы. Ты ведь только сам чего-то нафантазировал, сам и виноват... А другой человек - он и есть другой...

Если ближе к делу. Павла хочется судить по самой высокой мерке - не как студента консерватории. Слишком много ему дано. Итак, перед нами прекрасный пианист. Вариации Гайдна чудесно прозвучали - цельно и при этом с фантазией. Какие-то неожиданные повороты смыслов, чуть смещенные акценты, и всё играет и живет. В памяти всплывают ассоциации с Плетневым - тот же холод, льдистый блеск, чистота и чопорность (Плетнев, как известно, записал эти Вариации).

Вариации Брамса - в невероятном темпе, и ведь справляется со всеми жуткими трудностями, и вроде играючи справляется. Все близко, рядом, движения абсолютно точные - "бузониевские скольжения" вдоль клавиатуры. Подумалось: этакие летучие эфемерные арабески услышать бы у Колесникова еще и в шумановской "Крейслериане". Но какой-то червячок шевельнулся в душе: "уж больно много в Брамсе нот"... ("ровно столько сколько надо - ответил мне другой внутренний голос - это еще Моцарт императору говорил")

После перерыва Бетховен. Опять летящий, стремительный темп, шелест и шепот. А потом этюды. Такое впечатление, что это один большой этюд - с маленькими передышками в ми мажире и ми бемоль миноре  Темпы все сближенные. И даже как будто в одной тональности, и все они вроде об одном говорят, что фа минорный, что фа-мажорный, да и другие тоже - о том же, о чем финал б-мольной сонаты. Этюды эти тоже как этакие вариации. Бескрасочные, словно и сказать в них пианисту особо нечего. Только быстрее, быстрее - вперед. И холод, холод без конца. А потом еще быстрее - Скарлатти, Рамо ("Перекликание птиц") и вальс Шопена. И тоска: "Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа" (с) Гоголь...

А ведь какой талантливый парень...

-----------------------------------------------------------------
  
Карим  
Шанхай

Павел, спасибо за игру!

Я вчера получил огромное удовольствие, раньше Павла не слышал, но почему-то предвкушал хорошее исполнение и не ошибся.
Концерт был бесплатный и я надеялся, что человек будет играть от души, из любви к искусству. Слава Богу, не ошибся. Весь концерт стал большим контрастом по отношению к открытию сезона в том же Малом зале двумя неделями раньше, когда "народный артист" России Петр Дмитриев на своем платном концерте умудрился напрочь забыть пассаж из 3 части Лунной сонаты, сделать купюры в токкате Прокофьева и прелюдии до-диез минор Рахманинова на бис (я такое слышал впервые в жизни) и вообще безямоционально сыграть всю прогамму от начала до конца.
Могучая виртуозность Павла поазила! Некоторые пассажи были сыграны в таком стремительном темпе и таким идеальным легато, что даже направление движения было трудно уловить. Вариации Брамса в темпе Колесникова прозвучали намного интереснее, имхо, чем в исполнении Гилельса и Аррау, технически безупречно
Этюды Шопена... Слушаешь постоянно Полини, Горовица, Плетнева, Ашкенази, и каждый стремится к индивидуальной трактовке, а тут не всемирно известный Колесников с легкостью превзошел их всех! в темпе. Пожалуй, только Цифра играл быстрее. Когда слушал этюды, то как-то по-особому прочувствовал их техническую сложность (особенно в 4-ом), т е обычно они звучат, как пьесы, а у Колесникова они больше были похоже именно на этюды, вроде Черни. В предыдущем посте верно сказано. И я даже не знаю, хорошо это или нет, но мне это чем-то понравилось.
Единственный пришедший на ум минус всего исполнения - это слабые динамические контрасты, в Брамсе и Шопене их могло быть больше. Больше чувств надо, впрочем , мне показалось, что пианист еще слишком молод и не познал многих горестей жизни что-ли, вот лет через 5 будет настоящее форте и пиано. Ну а технический потенциал просто огромен

А бисов было целых 6, и зал долго и упорно аплодировал, хотя пришло на концерт всего около 40-50 человек. Эх, Дебюсси...я чуть не растворился
---------------------------------------------------------------------

(конец цитаты)

Я сам пока прослушал только бисы и некоторые Этюды Шопена, но с интересом заслушаю, пожалуй, всю программу, потому что оно того стоит.
Павел ныне продолжает обучение в классе Доренского, что уже сказалось, на мой взгляд, на существенном оживлении его игры, повышении её тонуса - судя по всему, за полтора года произошли довольно большие изменения.
« Последнее редактирование: Декабрь 22, 2012, 22:01:36 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
11 декабря 2008г.
Концертный зал Мариинского театра
СО Мариинского театра
дир. - И. Группман, солист - М. Култышев

Вчера в концертном зале Мариинки исполнялась программа  из произведений Моцарта и Мендельсона. Я послушала часть программы.

В 21-м концерте Моцарта солировал М. Култышев.
И хотя в моей памяти ещё сохранилось скучное исполнение Култышевым 3-го концерта Рахманинова в прошлом году, я решила послушать его Моцарта в надежде, что здесь пианист сможет сделать что-то интересное.

В общем осталась недовольна. Технически концерт был исполнен хорошо. В целом пассажи звучали чисто, ровненько и бегло. Но этим по большому счету достоинства исполнения исчерпывались.

Звук пианиста очень однообразен.  Игра была почти лишена искренности, лучистости и изящества, тонких нюансов, прелестных мелочей. Тут же вспоминается недавнее исполнение 25-го концерта Д. Алексеевым, та легкость, одухотворенность и прозрачность, с которой он был сыгран, при внешне сдержанной манере. На фоне этого недавнего впечатления игра Култышева кажется пустой. Это не было долбежкой в смысле динамики, но местами, по сути, исполнение можно охарактеризовать таким образом - хотя оно и было корректно в отношении звучности.
Каденция в первой части прозвучала довольно тяжеловесно, с грязноватой педалью и, как мне кажется, с откатом в романтизм. В изумительной по красоте медленной части недоставало легкости и ясности звука, осмысленности фразировки, трепетности, музыкальности; была сыграна неинтересно, монотонно ровным звуком - так, что становилось утомительно слушать. Третью часть отбарабанил.
 
Оркестр сопровождал очень прилично, на мой взгляд.   
Публика радовалась, принимала хорошо. Бисов не было, хотя зал очень просил.

Короче, Моцарт Култышева меня не впечатлил.

Дополнительно: http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=723.msg17956#msg17956
« Последнее редактирование: Декабрь 12, 2008, 16:20:49 от Кантилена »

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
О гергиевских концертах - "Турангалила" Мессиана в конц. зале Мариинки (19.12.08) и 5-я симфония Малера в БЗФ (21.12.08) - в потоке "Мариинский театр":

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=1196.msg18227#msg18227

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Покупала сразу несколько билетов и не заметила, что кассирша вместо дневного дала билет на вечерний концерт  14 февраля в БЗК. Попав как бы случайно на концерт симфонического оркестра Москвы "Русская филармония", получила большое удовольствие не столько от самого концерта (при желании есть к чему придраться), сколько  от самой атмосферы концерта - хотя зал был полон и свободных мест практически не было, в зале на удивление было тихо и спокойно, никто особенно не  кашлял и не чихал,  такая комфортная обстановка позволила полностью расслабиться и погрузиться в ту  музыку, которую слушаешь, а это была прекрасная музыка Бетховена. ТАКОГО я уже давно не стречала в БЗК. Благодаря вчерашнему концерту я, наконец, поняла, что атмосфера залов на раскрученных концертах (типа Мацуева, Березовского и пр) резко отличается в худшую сторону от атмосферы нормальных текущих концертов при той же заполненности зала :(


"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
22 февраля я побывала в КЗЧ  на исполнении Мессии Генделя, грандиозной, более 2-х часов идущей оратории для хора, оркестра и солистов, являющейся одним  из самых известных сочинений Генделя.

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=929.msg21124#msg21124

  Особенностью этого концерта явилось исполнение оратории на интрументах той эпохи, к которой принадлежал Гендель - звучали не только 2 клавесина, но и  жильные струны, деревянные флейты и гобои и другие не менее экзотические инструменты. Впечатление у меня об этом концерте совершенно неоднозначное. На первых же звуках  Кельнского оркестра старинных инструментов  я  вспомнила  статью Фуртвенглера об "аутентичном" исполнении, где он  как раз говорил о том, что нелепо небольшой оркестр старинных инструментов ( а в данном оркестре  было всего  23 инструмента, включая 2 клавесина)  размещать в больших залах.
К сожалению, все получилось точно по Фуртвенглеру, http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=1707.msg20160#msg20160
 который писал: " Звуковую картину нельзя запросто, механически перенести из маленького помещения в большое без того, чтобы она не стала абсолютно фальшивой.....Не учитывают, что большое помещение (если оно не резонирует, как церковное) не только соответственно уменьшает силу звука, но и изменяет качество звучания. Здесь, как правило.... forte никогда не обладает полной мощью, не производит должного эффекта..... Дело в том, что звук здесь не наполняет их (большие залы) равномерно и повсеместно, а как бы сосредоточивается в определенных местах. Последствия этого особенно важны для исполнения старинной музыки. Контрасты forte и piano ....... в большом зале звучат обостреннее, жестче, холоднее, приобретают преувеличенный, как бы механический характер".
 Мне как раз очень  не хватало полноты и объема  звучания, при том, что на сцене  стоящих микрофонов было шестанадцать!, а еще были и  висячие.   
Сопрано с тенором еще более или менее хорошо было слышно, но пение  контральто и баритона слышалсь  как очень негромкое, невнятное, неровное и даже временами лающее, видимо акустика зала убийственно действует именно на низкие голоса.
И если к неполноте звучания оркестра и хора кое как по ходу концерта я смогла привыкнуть, тем более, что местами музыка Генделя в исполнении старинных струнных инструментов звучала гораздо драматичнее, чем на современных,   то привыкнуть  к невнятному пению контральто и баритона так и  не удалось, каждый раз, когда они выходили,  для меня это был большой напряг.
 Норвежская певица  Марита Сольберг  своим безвибраторным голосом  чисто исполнила партию сопрано вполне в  духе  генделевской эпохи, но голос мне ее показался ничем не примечательным, хотя я  очень люблю безвибраторные голоса (такие, например, как у  Антонины Неждановой или  Гоар Гаспарян), для себя я их называю божественными. Тенор Бенджамен Халлит  тоже был неплох. А о достоинствах остальных двух певцов Хилари Самерс (контральто) и Питера Харви(все трое -Великобритания) приходится в основном догадываться.
 Удивил дирижер Петер Нойман.  Первой частью, повествующей о пророчестве прихода Мессии и чудесах и носящей в основном светлый характер, он дирижировал едва заметными жестами, все было чинно и  благородно.   Во втором отделении он вдруг  начал неистовствовать -  широко размахивать руками,  быстро вращаться  то в одну, то в другую сторону,  высоко подпрыгивать, казалось, он хочет всю душу вытрясти из артистов.  Начало второй  части  - одно из самых драматических моментов оратории - в ней рассказываются  о  крестных муках Христа и  все вторую часть оратории пришлось не только  сопереживать хору и солистам, рассказывающим о страданиях Христа,  но и волноваться за дирижера  как бы тот не упал со своего возвышения.
После окончания хора "Алиллуя" в конце второй части оратории, как это часто бывает во всех городах мира, включая и Лондон, часть публика в полной уверенности, что после такой кульминационной точки ничего уже не может звучать, встала и дружными рядами начала покидать зал. Но в Москве к этому привычному казусу добавился еще и второй - большая часть публики, хотя и подумала, что концерт закончился, но осталась на местах и начала настойчиво вызывать ушедших  дирижера и солистов вновь на сцену в знак благодарности. Но Нойману видно надо было как то поостыть после, я все же думаю, незапланированной  аэробики во втором части -  на сцену долго никто не выходил, а часть публики все продолжала и продолжала в полном недоумении хлопать. Положение спасла первая скрипка , встав, она начала подходить к разным группам оркестрантов, как бы заставляя их настраивать свои инструменты, намекая на то, что концерт не закончился, со  струнными она даже сыграла пару-тройку музыкальных фраз, только после этого группа особо бестолковых зрителей успокоилась и в зале, наконец, воцарилась тишина. Когда зазвучала третья часть, некоторые преждевременно ушедшие  слушатели небольшими стайками начали возвращаться в зал. А в принципе ведь можно было бы объявить, что оратория исполняется в трех частях.
Третья часть, которая звучала еще тридцать минут, мне больше всего и понравилась. Я уже давно заметила и  по другим концертам - как только в конце вечера зал покидает даже небольшая часть людей, сразу аура зала очищается, легче становится дышать и слушать, а исполнителям легче продолжать играть  на бис (или как в этом случае- -третью часть), а на этом концерте еще и усилился дополнительно звук, отразившись видно от пустых рядов.
К сожалению о музыкальной стороне этого концерта я почти ничего не могу сказать, т.к. музыки в чистом ее звучании я на этом концерте и не услышала :(



 

« Последнее редактирование: Февраль 25, 2009, 15:19:51 от lorina »
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Ninel

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 413
Спасибо, lorina Очень интересный рассказ. Микрофоны в большом количестве наверняка были на запись, а не на подзвучку.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Знаете, Ninel, насколько я помню, запись велась только первые 10 мин, потом  все камеры тихонько испарились. Певцы сидели на стульях по обе стороны от дирижера попарно и довольно далеко от него, (сопрано с тенором, контральто с баритоном).  Каждый певец заранее вставал и очень торжественно подходил именно к микрофону. Для певцов было два микрофона - справа и слева для каждой пары. Кстати, этот долгий торжественный проход певцов очень украшал концерт и очень соответствовал духу оратории.  Поскольку контральто и баритон пели около одного микрофона я сначала подумала, что он просто плохо настроен, но когда в третьей части к ним подсоединился и тенор, которого и здесь было довольно хорошо слышно, то я поняла, что все дело в ужасной акустике зала, поэтому и написала, что акустика этого зала убийственна для низких голосов, видимо, независимо от того с микрофоном они поют или без.
Еще я думаю, что дирижер во второй части был таким возбужденным,  потому что уже на его месте не хватало полноты звучания.

Интересно, кто  в Москве заведует концертными залами, почему они не читают Фуртвенглера, почему Гайдна вдруг относят к романтикам (на афише и  в программке к одному концерту было написано "Вечер романтической музыки"  и первым номером указан  Гайдн))))))))???????)
« Последнее редактирование: Март 29, 2012, 19:51:02 от Админ »
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Ninel

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 413
lorina а при чем здесь, собственно, заведующие залами? Они только сдают зал в аренду как правило, а все остальное, включая рекламу, дело промоутера - организатора именно этого концерта. Это может быть филармония, или продюсерский центр, да кто угодно, кто арендует зал.  ;D   Акустика в этом зале конечно сложная.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Интересно, кто в Москве заведует концертными залами, почему они не читают Фуртвенглера, почему Гайдна вдруг относят к романтикам (на афише и в программке к концерту одного пианиста было написано "Вечер романтической музыки" и первым номером указан Гайдн :))))))))?)

 
:) Потому что всё разваливается: "распадается связь времён".
Я чувствую, скоро мы доживём до такой эпохи, когда самые захудалые нынешние исполнители и самые одиозные концертные обозреватели окажутся лучшими, потому что новых вообще не будет.
Они нам не только Гайдна, но и Баха запишут в романтики.
Что касается чтения Фуртвенглера, то это уж с вашей стороны запредельное требование: я не уверен, что они вообще читать умеют. Можете мне поверить: я в Москве встречал людей, всю жизнь проработавших во всяких "администрациях" и при этом читающих по слогам. Буквально: читая текст, тупят и путаются в словах.
Какие уж там книги ........
Что касается микрофонов, то я не ощутил подзвучки - разве она была слышна в реале ?
Возможно, микрофоны использовали для записи, но если телекамеры убрали, то для чего записывали ? Для радио ? Для CD ?
Неужели больше негде записать, кроме как в КЗЧ ? Непонятно.
« Последнее редактирование: Март 29, 2012, 19:51:35 от Админ »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Норвежская певица  Марита Сольберг  своим безвибраторным голосом  чисто исполнила партию сопрано вполне в  духе  генделевской эпохи,



Судя по всему, безвибратное пение в стародавние времена это если не миф, то по крайней мере не общепризнанное правило в те времена. Об этом недавно была цитата из интервью Казарновской.
Что касается игры на инструментах без вибрато, то это мне кажется более вероятным, т.к. вибрато по природе своей для голоса более естественно. Собственно, не вижу ничего особенного с том, чтобы играть и петь в разной технике.
С этим надо разбираться с помощью специалистов - я не верю, что не осталось свидетельств современников и рекомендаций тогдашних знатоков и мастеров игры и пения: их надо найти, изучить и систематизировать, иначе каждый желающий "приобщиться к аутентизму" вырывает из контекста эпохи отдельные устраивающие его свидетельства и применяет их на практике, а общей картины до сих пор нету. Поэтому вопрос о вибрато предстоит ещё уточнять в течение многих лет и даже десятилетий.
Что касается жильных струн, то это обстоятельство влияет не только на громкость, но и на тембр, поэтому сие не лишено интереса и смысла.
А вот что касается размеров помещения, то тут возразить особо нечего, т.к. эта проблема решается однозначно - "аутентичным" должно быть всё, включая размеры помещения. В условиях Москвы или Петербурга это могло бы быть решено следующим образом: надо было выбрать небольшой уютный зальчик, объявить престижное VIP-мероприятие и цены на билеты задрать до небес, чтобы денег собрать не меньше,  а больше, чем в большом помещении. Например, Эрмитажный театр идеально подходит для такого мероприятия. Там поставить камеры и микрофоны, записать, смонтировать и показать по ТВ. Тогда, думаю, все требования были бы удовлетворены.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Норвежская певица  Марита Сольберг  своим безвибраторным голосом  чисто исполнила партию сопрано вполне в  духе  генделевской эпохи,
Судя по всему, безвибратное пение в стародавние времена это если не миф, то по крайней мере не общепризнанное правило в те времена. Об этом недавно была цитата из интервью Казарновской.
Я имела в виду безвибраторное пение именно в этой оратории, относящейся к сфере ДУХОВНОЙ музыки эпохи Генделя.  Насколько я знаю, в церковном песнопении до сих пор предпочитают безвибраторное пение.  А в операх и в то время могли петь с вибрато, судя по ссылке Казарновской на слова Генделя.

Что касается микрофонов, то я не ощутил подзвучки - разве она была слышна в реале ?
Возможно, микрофоны использовали для записи, но если телекамеры убрали, то для чего записывали ? Для радио ? Для CD ?
Неужели больше негде записать, кроме как в КЗЧ ? Непонятно.
Сказать честно, я даже в БЗК чувствую мягкую подзвучку, а в КЗЧ на Генделе я только в одном убеждена сейчас - звук не только был тихим, но он был очень "грязным", что много хуже. Насчет микрофонов я уже не так уверена, хотелось бы верить, что их использовали для будущей интернет-трансляции :)

lorina а при чем здесь, собственно, заведующие залами? Они только сдают зал в аренду как правило, а все остальное, включая рекламу, дело промоутера - организатора именно этого концерта. Это может быть филармония, или продюсерский центр, да кто угодно, кто арендует зал.  ;D   Акустика в этом зале конечно сложная.

Кто же все-таки несет ответственность за учитывание разных привходящих моментов, сопровождающих концерт: возможность качественного звучания музыки в зале, грамотную афишу, правильное объявление в концерте и многие др вопросы? Промоутер? Я понимаю, конечно, что не всем Сол Юроками быть >:(

"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Ninel

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 413

:) Потому что всё разваливается: "распадается связь времён".
Я чувствую, скоро мы доживём до такой эпохи, когда самые захудалые нынешние исполнители и самые одиозные концертные обозреватели окажутся лучшими, потому что новых вообще не будет.
 
С нынешними китами PR к этому все и идет, причем очень быстро  :( В эстраде (именуемой теперь попсой) это имхо началось с появления безголосой Пьехи... а теперь это уже просто полный.... сами понимаете что  ;D

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
А вот и  мнение обозревателя газеты "Коммерсант"
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1125447&NodesID=8
где он пишет об этом концерте, как о "поучительной удаче".
Вот так и складывается впечатление, что "все спокойно в датском королевстве".
Я, конечно, сравнила по звуковой диаграмме этот концерт с другими - звук в два-три раза слабее, чем, например, от  концерта в БЗК 14 февраля, где Симфонический оркестр Москвы играл музыку Бетховена, а я сидела там даже несколько дальше, чем в КЗЧ.
Я должна отметить, что  все исполнители действовали на грани своих возможностей и при хорошей акустике я уверена, что услышала бы первоклассное исполнение этой оратории.
Я впервые побывала в КЗЧ после ремонта. До ремонта я последний раз слушала там в исполнении Французского оркетра радио симфоническую музыку и фортепьянный концерт - претензий к качеству звука совершенно никаких не было.
18 марта собираюсь туда на "Звезд 21 в" - тогда и решу окончательно для себя, стоит ли ходить в этот зал.
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
18 марта собираюсь туда на "Звезд 21 в" - тогда и решу окончательно для себя, стоит ли ходить в этот зал.

Вы там будете ?
Я так и не понял, кто что играет - если Култышев играет 3-й концерт Рахманинова, то оно мне даром не надо.
« Последнее редактирование: Март 29, 2012, 20:27:38 от Админ »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Концерт П. Лаула в Капелле СПб
« Ответ #14 : Март 07, 2009, 12:50:05 »
5 марта 2009 г. Капелла Санкт-Петербурга

Петр Лаул, ф-но

I отделение
И.С. БАХ Итальянский концерт фа мажор, BWV 971; Прелюдия и фуга си-бемоль минор из II тома ХТК, BWV 891
БАХ — БУЗОНИ Хоральная прелюдия фа минор «Ich ruf zu Dir, Herr Jesu Christ», BWV 639; Хоральная прелюдия соль минор «Nun komm der Heiden Heiland», BWV 599
БАХ — ХЕСС Хорал соль мажор «Jesu bleibet meine Freude» из кантаты BWV 147
И.С. БАХ Прелюдия и фуга ми мажор из II тома ХТК BWV, 878;
Партита № 6 ми минор, BWV 830


II отделение
С.В. РАХМАНИНОВ 6 музыкальных моментов, ор. 16
Бисы: Шуман – романс №2 ор.28, Шостакович – Вальс-шутка, повтор хорала из BWV 147

------------
Побывала я на этом концерте. Впечатление противоречивое.
Первое отделение прошло неровно. Итальянский концерт в прочтении Лаула с первых же нот вызвал спорное отношение повышенным энтузиазмом и, может быть, пафосом. Хотелось бы  попроще и потоньше. Andante, на мой взгляд, недоставало цельности. Звук жирноват. Быстрые части исполнены с избыточной моторностью и, может быть, увлеченностью технической стороной. Правда, как плюс, чувствовались оркестральность звучания и уверенность техники. Романтизированность, пожалуй, была.
Далее программа пошла с переменным успехом. Транскрипции впечатлили «органностью» и красотой звука. Но были заскоки на ровном месте и общая неуверенность. Можно было играть поспокойнее. Такое ощущение, что программа недоучена.
Прелюдии и фуги из ХТК, по-моему, исполнены неплохо.
Партита понравилась. Пожалуй, она прозвучала интереснее, чем у Володина. Некоторые нюансы были любопытны. Однако куранта вышла довольно лихорадочной, хотя технически впечатляла.   
Общее впечатление – играл неровно: музыкальная выразительность и чувство стиля  сочетались с преувеличениями и выпаданием из контекста, в исполнении иногда ощущалась нервозность. Возможно, интерпретации не успели "отлежаться".
Музыкальные моменты Рахманинова меня не тронули. Мне кажется, что исполнение было проходным. Как будто хотел побыстрее доиграть и покончить с программой. В первой пьесе любопытны были колористические  изыски. Но в целом исполнение опуса получилось довольно прямолинейным. Форма не очень убедила. Не хватало естественности эмоций. Бурные пьесы исполнены суетно, даже агрессивно, уже не с рахманиновской патетикой, а вообще непонятно с какой (e-moll).  Ничего, конечно, но я не в восторге.
Бисы в целом понравились.
Дополнительно:
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=723.msg21610#msg21610
« Последнее редактирование: Март 07, 2009, 15:38:00 от Кантилена »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Вчера я присутствовал на концерте пианиста Н.Петрова в КЗЧ.
Петров дал замечательный концерт, причём, все произведения, прозвучавшие вчера, выглядели под его руками совсем не так, как можно было бы ожидать ещё 10-15 лет назад - вчера это была какая-то глубочайшая рефлексия: почти никакого внешнего блеска, что было всегда ему столь свойственно, спокойное, чуть ли не "домашнее" музицирование. Единственное, в чём его можно упрекнуть, так это в слишком виртуозной подаче быстрого Экспромта Шуберта, который в таком виде был похож на "Перпетуум мобиле" Вебера :)). Тут всё же все пассажи должны быть "мелодизированными", как это и положено у Шуберта, под руками которого клавиши всегда "пели", и об этом хорошо известно. Т.е. это не есть упражнение на виртуозные гаммы, а это есть сочинение, пронизанное песенностью.

доп.материалы тут:
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=929.msg21916#msg21916

Быть может, позже напишу чуть подробнее.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
А вот как раз лет 10- 12 назад я слушала его в Колонном зале ФИАН (Физический институт Академии наук), он весь вечер играл вдвоем с одним пианистом (не помню, к сожалению, с кем), еще тогда он удивлял очень спокойным и почти домашним исполнением, что не удивительно было, конечно, в том зале (очень камерном).  К сожалению и программу я всю забыла, что они  играли, помню только восхитительное исполнение Форели Шуберта - так  необыкновенно они передали серебристым прозрачным звучанием фортепьяно движение воды, что до сих пор я это все слышу .
А в конце вечера состоялась беседа с ним, на которой он очень остроумно и с большим юмором отвечал на вопросы публики (это был обычный ритуал тогдашних музыкальных вечеров в этом институте).
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
беседа с ним, на которой он очень остроумно и с большим юмором отвечал на вопросы публики (это был обычный ритуал тогдашних музыкальных вечеров в этом институте).

Да :)) Он вообще любит поговорить :)
Но знаете, ему надо худеть, потому что сегодня это уже ну просто ни в какие ворота не лезет - он должен похудеть килограмм на 30-40, это ему прибавило бы жизни лет 10-15.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Да я вообще удивляюсь как при такой полноте он сохраняет блестящую работоспособность, но некоторые полные люди говорят, что когда они худеют. они лишаются энергии. Наверно, это тот случай.
 Но скажите, как все-таки звучит фортепьяно в КЗЧ?
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Да, на этот концерт стоило идти даже ради одних шубертовских экспромтов, просто бесподобное исполнение, когда еще можно услышать ТАКОЕ. А второй экспромт мне особенно понравился в таком быстром темпе, Шуберт так не играл, потому что просто не мог.  Чувствуется, что на Шуберте Петров сам получил огромное удовольствие, чего не скажешь о первом отделении, на котором я его даже не узнала.
 Спасибо за дополнительные материалы для сравнения. Я так поняла, что изумителльное интермеццо принадлежит все-таки  Капустину (Kapistin)- по джазовой сетке узнала. :)
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Да, на этот концерт стоило идти даже ради одних шубертовских экспромтов, просто бесподобное исполнение, когда еще можно услышать ТАКОЕ. А второй экспромт мне особенно понравился в таком быстром темпе, Шуберт так не играл, потому что просто не мог.  Чувствуется, что на Шуберте Петров сам получил огромное удовольствие, чего не скажешь о первом отделении, на котором я его даже не узнала.

Да, в 1-м отделении, особенно на Бахе, что-то не ладилось - и звук был какой-то резкий, и мазня присутствовала и невнятность. Однако во 2-м отделении он "отмолил" 1-е :))
Брамс тоже был вроде бы весьма хорош, но Шуберт всё же был лучшим номером этого концерта.
Между 2-м и 3-м номером публика аплодировала, а потом смеялась, потому что после аплодисментов выскочила ведущая, чтобы объявить следующий номер, а Петров замахал на неё руками, чтобы она удалилась обратно, т.к. он ещё не доиграл первый номер :))
Ну а на бис он сыграл столь знаменитую вещицу Шуберта, которую, наверное, знал, а может даже и играл весь зал :))) Реакция была соответствующей - как при первых звуках "Тёмно-вишнёвой шали" у Е.В.Образцовой :))))

Я так поняла, что изумительное интермеццо принадлежит все-таки  Капустину (Kapistin)- по джазовой сетке узнала. :)

Да ! Я присутствовал именно на этом концерте, на котором было записано "Интермеццо", примерно в 1985 (86-м ?) году - на бис Петров играл много пьес Капустина. Он оценил его композиторский талант уже тогда - как раз в те годы появилась лучезарно-оптимистическая 1-я Соната-фантазия Капустина, которую я считаю гениальной, а потом и 2-я его соната, которую играл и записал на диск Петров. Он также играл один (или несколько ?) из его ф-п концертов - по крайней мере посвящённый ему 5-й он точно играл ! Надо отдать должное кругозору, вкусу и любознательности Петрова.
"Интермеццо" - это пьеса из джазовых этюдов для ф-п, и я должен сказать, что даже автор не играл эту свою пьесу так здОрово, как играл её Петров ! Как говорят в таких случаях: Петров играл пьесу лучше, чем она была написана :). Помню своё первое живое впечатление от этой вещи в БЗК - Петров играл её так, словно это был Скрябин (кстати, на эту мысль наталкивают "скрябинские" терции во 2-й части пьесы как аллюзия на скрябинский op.8 №10, да и тональность тоже Des-dur): это был просто какой-то взлёт, полёт, отрыв от Земли и сплошное очарование. Помню, слушатели бешено аплодировали :))
Кстати, уже в те времена пьесы Капустина почему-то слушались совсем не как "джазовые" - я лично воспринимал их как "романтику" или как импрессионистов, примерно так же, как зрелого Листа, Дебюсси или Равеля.
« Последнее редактирование: Март 16, 2009, 22:54:54 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
lorina !!
Я и сам огорчён, и вас должен огорчить - 3-й концерт играет всё же Култышев. Собственно, я так и думал - во-первых, он его последний год всё время назойливо повторял (и в Москве и в Петербурге) и даже успел надоесть этой вещью нам с Кантиленой :), т.к. он мало что в нём понимает и исполняет его формально и на какой-то пониженной энергетике, в во-вторых, победитель конкурса Чайковского не позволил бы играть самую ударную вещь этого вечера избраннику Московской филармонии :)
А жаль.
Вообще, 3-й концерт Рахманинова очень коварная вещь: как ни странно, он часто не получается у весьма оснащённых пианистов. Например, помню, он не получился у весьма почитаемого мною Д.К.Алексеева, в моём присутствии его провалил В.Кулешов - "провалил" в том плане, что формально-чистая игра это ещё далеко не всё и даже не самое главное, что требуется при подаче этого произведения. В свои поздние годы его гениально играл Флиер: помню, в некоторых местах у него была мазня, но это была гениальная мазня.
« Последнее редактирование: Март 29, 2012, 20:28:44 от Админ »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Спасибо за предупреждение :), в принципе я догадывалась, что дело может обернуться именно так. Но дело в том, что я никогда не слушала Култышева, и  поскольку  люблю иметь свое мнение о пианистах, то послушаю и его, а вдруг с ним произойдет метаморфоза. Ведь если послушать оба отделения  концерта Петрова от 14 марта, то как будто играют два совершенно разных человека ???  :)
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
я никогда не слушала Култышева, и  поскольку  люблю иметь свое мнение о пианистах, то послушаю и его, а вдруг с ним произойдет метаморфоза. Ведь если послушать оба отделения  концерта Петрова от 14 марта, то как будто играют два совершенно разных человека ???  :)

:)) Дело в том, что Петров уже заканчивает свою карьеру, а Култышев вроде как только начинает. Попробуйте дождаться от него метаморфоз - мы с Кантиленой так и не дождались и давно уже махнули на него рукой :)))))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Да уж! У нас он вскоре тоже ещё раз исполнит 3-й концерт Рахманинова  (с Синайским). В той же программе премьера 14-й симфонии Слонимского во 2-м отделении. На Слонимского я бы сходила полюбопытствовать, но идти ко 2-му отделению, скорее всего, разленюсь :)), а слушать Култышева нет желания. Да и последние симфонии Слонимского меня что-то не впечатлили. Можно ли ждать какого-то откровения в новой работе?
Кроме того, на следующей неделе Култышев выступит с сольной программой: ФРАНК. Прелюдия, хорал и фуга
РАВЕЛЬ.«Отражения», Вальс, ПРОКОФЬЕВ. Соната № 8. Как вспоминаю убожество недавнего концерта осенью, желание идти пропадает :)).

А по поводу выступления Н. Петрова -  думаю, что вы слишком придираетесь к первому отделению. Я послушала и в целом осталась довольна. Конечно, если предъявлять очень строгие требования, то есть, к чему прицепиться. Но к содержательности исполнения у меня нет претензий. До-минорная фантазия Моцарта исполнена значительности, сыграна со сдержанным драматизмом и продуманностью деталей, кульминация прозвучала выразительно. И Бах был в содержательном и, мне кажется, в стилевом отношении вполне адекватен, по крайней мере, если сравнивать с недавними концертами молодых пианистов (Володина и Лаула), то это совершенно другой уровень. Хотя пианизм Петрова в прошлом в драматически сложных произведениях часто страдал от некоторой поверхностности и повышенного внимания к виртуозной стороне.

« Последнее редактирование: Март 18, 2009, 19:27:02 от Кантилена »