Автор Тема: «Орфей и Эвридика» 22 мая 2014 в КЗЧ  (Прочитано 5683 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 348
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Кристоф Виллибальд Глюк
(к 300-летию со дня рождения)
«Орфей и Эвридика» (Парижская версия 1774 года) – опера в концертном исполнении

22 мая 2014, начало в 19:00

Концертный зал имени П. И. Чайковского

Московский камерный оркестр
Musica Viva
Дирижер – Уильям Лейси (Великобритания)
Колин Ли (тенор, Великобритания)
Дебора Йорк (сопрано, Великобритания)
Софи Янкер (сопрано, Бельгия)
Вокальный ансамбль «Интрада»

http://meloman.ru/concert/kristof-villibald-glyukorfej-i-evridikabropera-v-koncertnom-ispolnenii/
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 348
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: «Орфей и Эвридика» 22 мая 2014 в КЗЧ
« Ответ #1 : Май 15, 2014, 13:29:00 »
Факт исполнения этой прекрасной оперы, воспевающей силу искусства и любви, признанной одним из самых совершенных творений композитора, сам по себе заслуживает внимания. Но обращение к этому шедевру Кристофа Виллибальда Глюка столь звёздного исполнительского состава, какой объединился в проекте Московской филармонии, переводит эту программу в разряд экстраординарных концертных событий. Тем более, что ценители музыки барокко и раннего классицизма давно ждут каждый концерт камерного оркестра «Musica viva», посвященный искусству отдалённых эпох. Вокальный ансамбль «Интрада» также зарекомендовал себя как один из самых профессиональных исполнителей старинной музыки и тонкий специалист в области аутентичного искусства. В качестве исполнителей главных партий приглашены звёзды мировой оперной сцены, также прославившиеся своими прочтениями барочной музыки. Великолепный исполнительский состав отдаст дань 300-летию композитора, которое отмечается во всём мире в 2014-м году.

Творчество великого оперного реформатора Кристофа Виллибальда Глюка находится на грани эпох барокко и классицизма. Будучи великолепным мелодистом, композитор мог бы снискать себе славу в традиционных музыкальных формах, но природная любознательность и желание не останавливаться на достигнутом побудили его к поискам новых художественных форм и, в конце концов, привели к сознательному реформированию оперного искусства. Жанр итальянской оперы-сериа, помпезной мифологической оперы превратился на тот момент в застывший «концерт в костюмах» из виртуозных арий. Глюк обогатил оперу динамизмом французской комедии, простыми и выразительными интонациями английской и немецкой песни. Опера, как сказали бы сегодня, благодаря Глюку превратилась из анахронизма в современный спектакль, в динамичной форме повествующей о сильных страстях и возвышенных идеалах верности, долга, готовности к самопожертвованию.

Первой из таких реформаторских партитур стала именно опера «Орфей и Эвридика», ставшая событием не только в творческой эволюции композитора, но и в музыкальной жизни Вены, где Глюк тогда служил придворным композитором. Опера была написана в 1762-м и переработана в 1774-м году, в поздний и наиболее плодотворный, парижский период творчества композитора. Но и обе редакции, и многочисленные концертные и сценические воплощения этой оперы оставляли неизменным самые яркие эпизоды «Орфея и Эвридики»: арию Орфея с знаменитым соло флейты, известным в многочисленных инструментальных вариантах под названием «Мелодия» и сцену у врат Аида — драматический поединок Орфея и фурий, ставший замечательным образцом крупной оперной формы, в которой достигнуто абсолютное единство музыкального и сценического развития. За «Орфеем» последовали еще 2 реформаторские оперы — «Альцеста» (1767) и «Парис и Елена» (1770), в которых утвердился тип глюковской оперной эстетики. Её главная мысль – подчинение всех музыкальных средств драматическому действию, синтез музыки и драмы. «Я стремился изгнать из оперы все те дурные излишества, против которых уже долгое время тщетно протестовали здравый смысл и хороший вкус», – писал композитор в предисловии к опере «Альцина», ставшим его манифестом. – «И хотел свести музыку к её истинному назначению – сопутствовать поэзии». После реформы «Кавалера Глюка» (такое звание композитор заслужил многолетней службой при венском дворе) стало невозможно писать оперы как раньше, «для солистов». Принципы Глюка воплотили в своём творчестве его современники Саккини и Сальери, глюковской драматургией восхищались Моцарт и Глинка, Берлиоз называл Глюка «Эсхилом музыки», а его идею синтеза музыки и драмы по-своему воплотил Вагнер.

Для исполнения одного из самых совершенных творений Глюка с московскими камерным оркестром «Musica viva» и вокальным ансамблем «Интрада» объединятся западные артисты, давно снискавшие славу знатоков стилистики старинной музыки.
Партию Орфея исполнит тенор Колин Ли. Уроженец Кейптауна (ЮАР), Колин Ли отшлифовывал своё мастерство в Лондоне у Джеффри Толбота, а затем с 2001 по 2003 гг. был участником Молодежной программы Английской национальной оперы, где за время обучения исполнил партии Феррандо («Так поступают все женщины» В.А. Моцарта), Иопаса, Эленуса («Троянцы» Г. Берлиоза), Фентона («Фальстаф» Дж. Верди), Ремендадо («Кармен» Ж. Бизе). Колин Ли зарекомендовал себя как один из самых ярких лирических теноров. Одну лишь партию Графа Альмавивы в опере «Севильский цирюльник» певец исполнил более 80-ти раз в крупнейших театрах мира, среди которых Ла Скала, Ковент-Гарден, Метрополитен-опера, в Парижской, Уэлльской и Английской национальной опере, Венском и Берлинском государственном оперном театре. В последние годы среди работ певца — не только лирические, но и драматические теноровые партии: Тонио («Дочь полка» Г. Доницетти) в Королевской опере Ковент Гарден и Гамбургской государственной опере, Альфред («Травиата» Дж. Верди) в Опере Кейптауна, Яков V в концертном исполнении оперы «Дева озера» в Концертном зале им. Чайковского в Москве. В 2013 году Колин Ли принял участие в постановке оперы «Сомнамбула» В. Беллини в Большом театре, исполнив партию Эльвино (дирижер Энрике Маццола, режиссер Пьер Луиджи Пицци). Певец исполняет разнообразный концертный репертуар: «Стабат матер», «Маленькую торжественную мессу» и «Мессу ди глория» Россини, Реквием, «Коронационную мессу» и «Solemn Vespers» Моцарта, оратории «Мессия», «Иевфай» и «Иуда Маккавей» Генделя, Мессу си-бемоль мажор («Harmoniemesse») Гайдна, «Мессу ди глория» Пуччини, «Кармину бурана» Орфа, «Креольскую мессу» Рамиреса. Для лейбла «Opera Rara» Колин Ли исполнял главные партии в записях редко исполняемых опер «Всемирный потоп» и «Катерина Корнаро» Г. Доницетти, «Елизавета, королева английская» и «Гермиона» Дж. Россини (Вильгельм), «Эмма Антиохийская», «Заира» и «Мария Стюарт» С. Мерканданте, «Софонизба» Ф. Паэра, «Эдинбургская темница» Ф. Риччи.

Партию Эвридики исполнит Дебора Йорк - одна из самых известных в Европе сопрано, специализирующихся на музыке барокко и классицизма. Выступала на сценах Баварской государственной оперы, Гранд-Опера, Оперы Штутгарта и Дрездена. Сотрудничала с Джоном Гардинером, Марком Минковским, Кристофом Руссе, Тревором Пинноком, Теодором Курентзисом, с которым записала оперу Генри Пёрселла «Дидона и Эней». Обладательница премии «Грэмми» Дебора Йорк известна как одна из ведущих певиц в области исторического исполнительства. Деборе Йорк удается и оперный, и кантатно-ораториальный, и камерный репертуар. Спектр ее музыкальных интересов широк - от музыки Монтеверди до сочинений композиторов двадцатого столетия: Прокофьева, Стравинского, Пуленка и Бриттена. Особую известность певице принесли интерпретации музыки И.С. Баха и Г.Ф. Генделя, осуществленные в сотрудничестве с такими исполнителями, как Филипп Херревеге, Пол Маккриш, Марк Минковский, Тон Коопман, Кристоф Руссе, Тревор Пиннок, Оттавио Дантоне и Маркус Крид.

Партию Купидона исполнит молодая бельгийская сопрано Софи Юнкер, победительница международных конкурсов исполнителей барочной оперы имени Чести в Инсбруке (2012) и имени Генделя в Лондоне (2010). Лауреатские звание характеризуют репертуарные пристрастия певицы, одним из главных среди которых являются музыка барокко. Репертуар С. Юнкер охватывает самые разные стили и эпохи: от камерных программ из музыки Генделя, И.С.Баха, Куперена и главных партий и в операх Моцарта, Доницетти, Массне, Шарпантье, до партитур Мийо, Бернстайна и Менотти.

Дирижёр Уильям Лейси родился в Лондоне в 1973 г. Окончил Королевский колледж в Кембридже, где в период обучения дирижировал студенческим оркестром. Также занимался с Альфредом Бренделем и Дьёрдем Куртагом, посещал мастер-классы в «Моцартеуме». Дирижерский дебют Уильяма Лейси состоялся в 1995 г. Три года спустя он провел свой первый спектакль в Английской национальной опере, в 1998-2001 гг. работал в опере Сан-Франциско, был ассистентом Валерия Гергиева и сэра Чарльза Маккерраса. Дирижировал в таких театрах, как Лисео в Барселоне, парижская Опера-комик, Королевская шведская опера, Норвежская национальная опера, Хьюстонская Большая опера, Национальная опера Вашингтона, Нью-Йорк Сити опера, Канадская оперная компания в Торонто, а также в театрах Лос-Анджелеса, Санта-Фе, Юты. Дирижер сотрудничает с Бирмингемской оперной компанией под руководством Грэма Вика, а также регулярно дирижирует спектаклями с участием Пласидо Доминго (среди их последних совместных выступлений — «Тамерлан» Г.Ф. Генделя в Барселоне, Вашингтоне и Лос-Анджелесе).

С 2010 г. Уильям Лейси является главным дирижером Лейпцигской оперы. В репертуаре дирижера более пятидесяти оперных произведений XVII-XX столетий. Уильям Лейси не чужд и современной музыки — в прошлом году под его управлением состоялась мировая премьера оперы Дж. Доува «Жизнь это мечта» в Бирмингеме. В качестве симфонического дирижера Уильям Лейси сотрудничал с лейпцигским оркестром «Гевандхауз», Королевским национальным оркестром Шотландии, Хьюстонским оркестром, Немецким филармоническим оркестром земли Райнланд-Пфальц, «Collegium musicum» Копенгагена, Израильским камерным оркестром, филармоническим оркестром Гонконга и другими коллективами. В Москве Уильям Лейси впервые выступил в 2012 г., продирижировав премьерными спектаклями оперы «Сон в летнюю ночь» Б. Бриттена в Академическом музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.

http://muzklondike.ru/afisha/1520
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 876
Re: «Орфей и Эвридика» 22 мая 2014 в КЗЧ
« Ответ #2 : Май 19, 2014, 07:19:42 »
http://www.kommersant.ru/doc/2463096

Метаморфозы "Орфея"

19.05.2014

22 мая в зале Чайковского прозвучит опера Глюка "Орфей и Эвридика". Знаменитейший оперный хит XVIII века исполнят в совершенно непривычной для большинства слушателей французской версии 1774 года.

Этим летом со дня рождения Кристофа Виллибальда Глюка исполнится 300 лет. По такому случаю можно было бы вообразить и более солидный объем юбилейных событий, чем одна-единственная опера в концертном исполнении,— учитывая, что речь идет об одном из главных композиторов в истории оперы, реформаторе и авангардисте, чьему искусству отдавали должное не только младшие современники во главе с Моцартом, но и поколения, казалось бы, безнадежно далеких от эстетики XVIII века музыкантов-романтиков. Берлиоз боготворил Глюка, Вагнер оркестровал глюковскую "Ифигению в Авлиде", Мусоргский ставил автора "Орфея и Эвридики" выше и Моцарта, и Бетховена.

Впрочем, нельзя не признать, что затеявшая этот концертный проект московская филармония действовала хоть и с оглядкой на кассу, но элегантно. С одной стороны, "Орфей и Эвридика", регулярно звучащая в Москве хотя бы в концертном исполнении,— знаменитейшая опера Глюка. С другой — отчаянно непривычная редакция. Вместо итальянского языка — французский, Орфея вместо контральто поет тенор.

Это версия вполне авторская, но не изначальная. Вначале была венская премьера 1762 года с кастратом Гваданьи в главной роли и с итальянским либретто, написанным приятелем Казановы Раньери де Кальцабиджи. Это в своем роде эмблема глюковской реформы: вместо общепринятого чередования речитатив—ария — совершенно другая структура, текучая и прихотливая, сплошной поток аккомпанированных речитативов, ариозо и ансамблей с включением балетной музыки, хоров и, так уж и быть, обособленных арий. Вместо математической логики драматургии, позаимствованной у французского классицизма,— сплошная вольница: так, заглавный герой находится на сцене почти все время, чего каноны позднебарочной оперы не могли допустить ни при каких обстоятельствах. В Вене времен Марии-Терезии новации Глюка принимались с прохладцей, чему виной общеевропейская привычка к тому, как должна быть устроена "правильная" итальянская опера. Но был еще и Париж с его изоляционистской традицией французской оперы. И именно в Париж Глюк отправился в начале 1770-х — очевидно, не без протекции юной австрийской эрцгерцогини Марии-Антонии, которая стала Марией-Антуанеттой, супругой французского дофина, а потом короля.

Для парижской Оперы Глюк работал всего несколько лет, но именно его французские оперы по иронии судьбы довольно долго оставались самыми известными и востребованными. Это касается и "Орфея", которого в 1774 году композитор серьезно отредактировал: транспонировал заглавную партию для высокого тенора (точнее говоря, для haut-contre, голоса специфической французской породы), изменил оркестровку, добавил несколько арий и ансамблей.

Но, после того как "Орфея и Эвридику" еще раз отредактировал Берлиоз, переделавший партию Орфея для Полины Виардо, глюковская версия 1774 года оказалась почти забытой, даже записи ее редки. В Москве она прозвучит в исполнении оркестра Musica Viva под управлением английского дирижера Уильяма Лейси, Эвридику споет знаменитое барочное сопрано Дебора Йорк, а Орфея — южноафриканский тенор Колин Ли, звезда прошлогодней "Сомнамбулы" Большого театра.

Сергей Ходнев
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: «Орфей и Эвридика» 22 мая 2014 в КЗЧ
« Ответ #3 : Май 22, 2014, 22:51:31 »
Ну рассказывайте, кто там побывал?
Я просто сражён: Колин Ли превзошёл сам себя! Он опроверг поговорку, что "выше головы не прыгнешь". Прыгнул! И ещё как прыгнул, это просто неописуемо.
Те, кто там был, понимали уже в начале 1-го отделения, что это будет триумф.  Всё шло, как по маслу, певец вышел прекрасно подготовленным, распетым. Ещё бы! Вскоре после начала ему уже пришлось исполнять виртуознейшую арию, и он просто не мог выйти нераспетым или быть не в форме с расфокусированным вокалом.
А то знаете ведь, как у нас пишут: типа, поначалу певец звучал не очень хорошо, а потом, дескать, распелся и зазвучал, как надо. В этой конфигурации ТАКОГО позволить себе солист не может, иначе будет провал! Нужно уже быть собранным, выходить с видом победителя, чтобы всех уложить на обе лопатки. И он уложил!
Голос звучал просто фантастически - легко, воздушно, на верхах в нужных местах с полуфальцетом, хотя и сравнительно сдержанно и без форсирования, но с блеском. Как всё же приятно слышать высокий мужской голос, лишённый малейшего намёка на какую-то "трансгендерность", а тем не менее мягкий, нежный, гибкий, подвижный, полётный. Просто чудо как хорош был сегодня! Ну настоящий Орфей, как из легенды.
И при этом исполнение было довольно строгим, без дурновкусия, Ли пел по многих моментах сладко, но без слащавости, легко, но без фривольности. В общем, обеих женщин затмил абсолютно!
Публика просто бесновалась! Не хотели отпускать - уже вроде все собрались расходиться, а опять вызвали - и на последний поклон Колин Ли вышел первым и принял на себя весь шквал восторгов. Заслуженных.
Знаете, я даже не столько потрясён, сколько взвинчен, приведён в какое-то возвышенное состояние, как у меня было однажды после фантастического концерта Флореса. Когда артист создаёт такое настроение, словно после греческой трагедии с катарсисом, уже не хочется ходить по земле, а хочется оттолкнуться от неё и улететь за облака и в космос.
Оркестр был очень хорош - некоторые технические ляпы были, но это как раз ерунда в сравнении с мировой стилистической революцией. Играли со стильной безвибратностью, оригинальными в связи с этим тембрами, хотя не сдерживали динамику и красок не жалели. Дирижёр дивно провёл всю оперу, просто на одном дыхании, не давая возможности зевать и скучать - постоянно что-то менялось, номера следовали друг за другом, и даже многочисленные чисто инструментальные номера, данные в завершение и рассчитанные на сценическое визуальное воплощение, не ослабили интереса к музыке. Поэтому по окончании произведения певцам аплодировали ничуть не менее темпераментно, чем если бы они завершали его, а не оркестр. Напряжение ничуть не было сброшено, оркестр играл предельно экспрессивно. Видно было, что дирижёр доволен. Это не оркестр, а какой-то трансформер - уникальный коллектив, готовый учиться и способный превратиться во что угодно, играть под любым управлением и воплотить любые стили. Брави. С ума сойти, как убедительно.
В общем, феноменально, я в восторге. Нечто из ряда вон. Шикарное завершение этого абонемента, на всех концертах которого я побывал.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 348
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: «Орфей и Эвридика» 22 мая 2014 в КЗЧ
« Ответ #4 : Май 22, 2014, 23:22:22 »
Ну рассказывайте, кто там побывал?

Я там видела Поспелова, он там точно был, как и Корябин :)) И Арлекин там побывал:

Пишет Слава (_arlekin_)
2014-05-22 22:43:00
http://users.livejournal.com/_arlekin_/2835337.html

"Орфей и Эвридика" К.В.Глюка в КЗЧ, оркестр "Vusica viva", дир. Уильям Лейси

Знакомые все лица: тенор Колин Ли, сопрано Дебора Йорк, дирижер Уильям Лейси неоднократно выступали в Москве с переменным успехом. Колин Ли даже в спектаклях, а не только в концертах, и как раз в с театральной сцены его голос звучит неплохо, легко перекрикивая оркестр, а вот в концертном зале - слишком резко, в лирических эпизодах еще терпимо, но технически сложные моменты непластичному вокалу Колина Ли элементарно не под силу, да и фальшивит он нередко. Дебора Йорк пела невнятно и блекло, из солистов только Софи Янкер, певица относительно молодая (особенно в сравнении с двумя основными вокалистами), удивила приятно и собственно голосом, и умением владеть им, и музыкальным вкусом - но у нее-то партия неглавная. На высоте оказался прежде всего оркестр, дирижер вроде бы ни разу не дал слабину, что, правда, побочным эффектом отразилось на хоре - вокальный ансамбль "Интрада" за оркестром порой пропадал. Впрочем, оркестровые эпизоды в партитуре занимают весьма нехилый удельный вес, так что в целом от вечера осталось скорее приятное впечатление (несмотря даже на публику). Объявили, что "парижская версия" оперы исполняется в Москве впервые - неужели? она же так востребована в мире, за последнее время аж два раза по телевизору повторяли австралийскую постановку. То есть до сих пор Орфея в Москве пели исключительно женщины или контртенора?
Che mai sento!

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 390
Re: «Орфей и Эвридика» 22 мая 2014 в КЗЧ
« Ответ #5 : Май 22, 2014, 23:57:31 »
Ну и кому же верить-то????
Пока сам не послушаешь, ничо не понятно!

Оффлайн Ренне

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 692
Re: «Орфей и Эвридика» 22 мая 2014 в КЗЧ
« Ответ #6 : Май 23, 2014, 00:24:17 »
Да, просто какой-то загадочный перформанс -каждый видел и слышал что-то свое. Мне Колин Ли гораздо больше понравился в "Сомнабуле",  а Йорк -это позорище какое-то было. Я понимаю, что по-французски петь не так просто, особенно англичанам, но у нее во рту совсем уж каша была. Вот Софи Янкер, действительно, порадовала. Оркестр вначале играл слишком громко, и несколько резко звучали струнные, но затем все стало более гармонично, а сама музыка настолько хороша, что "сглаживала" все шероховатости.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: «Орфей и Эвридика» 22 мая 2014 в КЗЧ
« Ответ #7 : Май 23, 2014, 00:50:10 »
Ну и кому же верить-то????
Пока сам не послушаешь, ничо не понятно!

По-моему, всё понятно: те, кто чаще слышал певца в другом репертуаре, не услышали чего-то знакомого, т.е. того, с чем он в их понимании ассоциируется. Отсюда сравнительные характеристики.
Действительно, виртуозный номер был для него сложнее всего, но он справился вполне удовлетворительно, даже дирижёр палочкой по пюпитру аплодировал. Можно, конечно, списать на то, что они соотечественники, но от другой своей соотечественницы дирижёр в восторге не был! Но и помимо виртуозной арии певец на протяжении всего представления демонстрировал удивительную стабильность тембра, гибкую нюансировку и всё ту же лёгкость и прозрачность. Кому-то это кажется "резкостью"?? Я этим удивлён.
В зале было полно микрофонов, так что, думаю, вечер записан профессиональным образом и вполне достоин издания на дисках несмотря ни на что.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: «Орфей и Эвридика» 22 мая 2014 в КЗЧ
« Ответ #8 : Май 23, 2014, 00:56:02 »
Пишет Слава (_arlekin_)
2014-05-22 22:43:00
http://users.livejournal.com/_arlekin_/2835337.html

То есть до сих пор Орфея в Москве пели исключительно женщины или контртенора?

Ну да! Как щас помню, Орфея однажды пела Е.Образцова.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 348
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: «Орфей и Эвридика» 22 мая 2014 в КЗЧ
« Ответ #9 : Май 23, 2014, 01:23:20 »
Я тоже слушала Колина Ли в "Сомнамбуле", причём не один раз (а раз пять или шесть, лень вспоминать, сколько именно :) ). Он всегда пел без раскачки, сразу хорошо, то есть распевался до спектакля, а не во время него :) Мне нравится сочетание техники и насыщенности тембра в его голосе. Я где-то здесь же на форуме читала, что чем богаче тембр, тем сложнее управляться с голосом. По-моему, у Ли хороший баланс этого, голос достаточно красивый и объёмный для тенора подобного типа, умеренно сладкий, и певец достаточно техничен. Удивляюсь, читая, что у Ли голос малоподвижен. Ещё мне не показалось, что Ли прыгнул выше головы. Он и в "Сомнамбуле" стабильно хорошо пел как на протяжении одного спектакля, так и на протяжении сезона в целом, и у меня не было причин в этом певце сомневаться. Дамы спели нормально, но Ли их затмил, да, настоящий Орфей. Про французский язык ничего не могу сказать, ибо им не владею. Меня, кстати, слегка огорчило отсутствие перевода. Работа Лейси мне в целом понравилась. Я слушала оперу в записи, но всё же знаю её не настолько хорошо, чтобы придираться к оркестру. Общее впечатление от мероприятия - полный восторг. Приём был очень бурный и восторженный, и артисты, особенно Ли, сияли от радости. Вечер удался :)
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 348
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: «Орфей и Эвридика» 22 мая 2014 в КЗЧ
« Ответ #10 : Май 23, 2014, 10:51:26 »
Видеозапись концертного исполнения оперы Глюка "Орфей и Эвридика"

http://meloman.ru/concert/kristof-villibald-glyukorfej-i-evridikabropera-v-koncertnom-ispolnenii/
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 348
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: «Орфей и Эвридика» 22 мая 2014 в КЗЧ
« Ответ #11 : Май 23, 2014, 12:57:39 »
Звезды мировой оперы представили в столице концертную версию оперы "Орфей и Эвридика"

http://tvkultura.ru/article/show/article_id/112143 23 мая

300-летие композитора Кристофа Глюка в зале имени Чайковского отметили концертным исполнением оперы «Орфей и Эвридика». Представили известное произведение тонкие специалисты в области аутентичной музыки – Московский камерный оркестр Musica Viva и вокальный ансамбль «Интрада». В качестве исполнителей главных партий были приглашены ведущие европейские специалисты в области барочной музыки – британцы Колин Ли и Дебора Йорк, а также сопрано из Бельгии Софи Янкер. Рассказывают «Новости культуры».

Оперу «Орфей и Эвридика» Глюк написал в двух версиях, с разницей в 12 лет. В первой – 1762 года – партия Орфея предназначалась для альта-кастрата, сегодня ее чаще исполняют женщины. А вот во втором варианте, написанном для парижской премьеры, композитор расширил партию и передал ее тенору. Британец Колин Ли несмотря на то, что зарекомендовал себя как один из самых ярких лирических теноров, к этой роли подходит с опаской.

«Это для меня настоящий вызов, потому что действительно очень сложно технически, – признается Колин Ли. – И более того, я должен сказать, что мы играем с современным оркестром, с современной настройкой, которая чуть выше, чем в эпоху Барокко. Поэтому приходится петь еще выше. А это, конечно, сложнее».

Колин Ли Москву считает вторым домом – говорит, здесь музыка чувствуется как нигде. Дирижер Уильям Лейси о столице может сказать то же. В течение нескольких лет успел поработать с оркестрами театра Станиславского и Немировича-Данченко и Большого. Но этот оркестр – Misica Viva – поразил его еще больше.

«У нас принято считать, что русская скрипичная школа хороша для исполнения романтической музыки – мощный звук, большое вибрато, – говорит Уильям Лейси. – Но эти музыканты могут играть совершенно по-другому, почти как в эпоху Барокко. Когда вы приезжаете в Москву, чтобы исполнить Глюка, и обнаруживаете, что музыканты так его понимают – это не может не удивлять».

В опере всего три действующих лица – Орфей, Эвридика и бог любви Амур. Зрители привыкли видеть их в оригинальных постановках с мистическими, яркими декорациями. Но в этом исполнении – концертном, настроение оперы зависит только от певцов.

«Мы в основном изображаем разные характеры, – рассказывает художественный руководитель вокального ансамбля «Интрада» Екатерина Антоненко. – Мы в аду изображаем фурий, в раю – наоборот, поем небесных духов. Это очень интересно, потому что разные, звуком нужно воплощать противоположные образы».

Античный сюжет о преданной любви Орфея и Эвридики – один из самых распространенных в опере, но Глюк его интерпретировал по-своему. Хор сделал составной частью драмы, а финал истории вопреки мифу – счастливым.
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: «Орфей и Эвридика» 22 мая 2014 в КЗЧ
« Ответ #12 : Май 23, 2014, 13:06:50 »
Интересно.
А что ещё пишут в сетях о вчерашнем концерте? Не попадалось?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Marta

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 1
Re: «Орфей и Эвридика» 22 мая 2014 в КЗЧ
« Ответ #13 : Май 23, 2014, 20:26:44 »
Глюку устроили премьеру через 250 лет
 Фото: www.depositphotos.com
Сергей Бирюков
Статья
12:40 23 Мая 2014г.
Опубликовано 12:40 23 Мая 2014г.
Версия для печати
Отправить по почте
 
«Орфей и Эвридика» впервые в России изъяснились на французском


Согласитесь, нечасто приходится присутствовать при национальной премьере общепризнанного шедевра более чем двухвековой давности. Именно такое произошло в четверг в Московской филармонии, где впервые в России прозвучала — ни больше ни меньше — опера Глюка «Орфей и Эвридика».

Уточним: конечно, легендарная опера и звучала в России (с 1782 года), и ставилась на сценах (с 1867-го). Но никогда не исполнялась вторая, парижская редакция 1774 года, где изначальное итальянское либретто было заменено французским, дописано изрядное количество оркестровой музыки для балетных сцен, без которых во Франции оперный спектакль был немыслим, а главное — альтовая партия главного героя (на мировой премьере в Вене в 1762 году ее исполнял певец-кастрат) заменена на теноровую. Будем справедливы: французская редакция вообще звучит в мире чрезвычайно редко — прежде всего из-за огромной сложности этой самой теноровой партии, которая предельно высока по тесситуре, а по насыщенности виртуозными фиоритурами вполне может соперничать с самыми головоломными оперными партиями Генделя. В России же до нее дошли руки только сейчас — благодаря абонементу Московской филармонии «Оперные шедевры» и энтузиазму его автора, музыковеда и импресарио Михаила Фихтенгольца, увлекающегося старинной оперой.

Состав этого концертного исполнения подобрался интернациональный: в заглавных партиях — британский тенор Колин Ли, знакомый москвичам, в частности, по прекрасному исполнению партии Эльвино в «Сомнамбуле» Беллини (Большой театр, 2013), и его соотечественница, сопрано с мировой славой Дебора Йорк (многим меломанам памятно ее участие например, в российской премьере оперы Генделя «Ариодант» в 2011 году). Роль Амура поручили легкоголосой бельгийке Софи Янкер. Ну и возглавить дело согласился английский дирижер Уильям Лейси. Все же остальные — хоровой ансамбль «Интрада» Екатерины Антоненко и оркестр «Музика вива» Александра Рудина — наши.

Несмотря на то, что на все про все у музыкантов было четыре репетиции, ансамбль они выстроили вполне органичный. Что, впрочем, не удивительно: тот же оркестр имеет большой опыт исполнения старинной музыки. И, скажем, струнные прекрасно освоили аутентичный «прямой» звук без вибрато. Правда, духовые инструменты используются современные — а значит, и строй современный. Т.е. превышающий примерно на тон строй двух с половиной вековой давности. Тем сложнее задача солистов, особенно тенора, которому приходилось залетать в бравурных каденциях на страшную вышину («ре» третьей октавы), притом не срываясь на крик или фальцет, а сохраняя легкое, однако «полногрудное» звучание. Может быть, голос Деборы Йорк немножко проигрывал в яркости и наполненности тенору Ли, но по выработанности и точности интонирования они друг друга стоили. И даже легкое «ягнячье» дрожание очень высокого сопрано Софи Янкер вполне соответствовало характеру этой партии: ведь здесь Амур — не столько бог сладострастья, сколько божественный агнец, посланец небес, выполняющий ангельскую задачу — навсегда соединить тех, кто любит друг друга.

То ли Глюк так написал, то ли Уильям Лейси так сыграл — но чем дальше текла музыка, тем меньше думалось о том, как много эпох разделяют нас и первого великого венского классика. Особенно в симфонических эпизодах слышалось — до чего же, должно быть, ценили Глюка и Моцарт (пугающий оркестровый вихрь из сцены с фуриями так близок к Dies irae из Реквиема, а веселый маршеобразный терцет финала — к моцартовским финалам в «Свадьбе Фигаро» и «Волшебной флейте»), и Бетховен, помнивший его опыт в своих симфониях, и Брамс, чья тихая красота «Немецкого реквиема» — тоже не без глюковской интонации...

Ну а после знаменитой флейтовой «Мелодии» (которая, как оказалось — всего лишь серединный эпизодик в одном из балетных менуэтов второго действия) заслуженно вспыхнули аплодисменты. И еще по меньшей мере дважды, после супервиртуозной арии Орфея из первого действия и знакомой с детства светло-печальной арии, на которой сами собой всплывают в сознании русские слова «Потерял я Эвридику», зал устроил овацию полетному тенору Колина Ли.

Один из парадоксов концертной жизни: прозвучав раз, «Орфей и Эвридика», похоже, больше не воскреснут — по крайней мере для той нашей публики, что ходит в залы. Во всяком случае те оркестранты, с которым удалось поговорить после концерта, ничего о последующих исполнениях не слыхали. Одно хорошо: программу записало радио «Орфей». И в его эфире уникальная работа наших и зарубежных музыкантов, стало быть, продолжить жить.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: «Орфей и Эвридика» 22 мая 2014 в КЗЧ
« Ответ #14 : Май 25, 2014, 10:40:16 »
мне не показалось, что Ли прыгнул выше головы. Он и в "Сомнамбуле" стабильно хорошо пел как на протяжении одного спектакля, так и на протяжении сезона в целом, и у меня не было причин в этом певце сомневаться. Дамы спели нормально, но Ли их затмил, да, настоящий Орфей

Да, я забыл попросить вас высказать об "Орфее" поподробнее. И, кстати, если хотя бы урывками послушали запись на сайте филармонии, то скажите, как вы оцениваете её адекватность?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 348
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: «Орфей и Эвридика» 22 мая 2014 в КЗЧ
« Ответ #15 : Май 25, 2014, 11:37:59 »
мне не показалось, что Ли прыгнул выше головы. Он и в "Сомнамбуле" стабильно хорошо пел как на протяжении одного спектакля, так и на протяжении сезона в целом, и у меня не было причин в этом певце сомневаться. Дамы спели нормально, но Ли их затмил, да, настоящий Орфей

Да, я забыл попросить вас высказать об "Орфее" поподробнее. И, кстати, если хотя бы урывками послушали запись на сайте филармонии, то скажите, как вы оцениваете её адекватность?

Меня временно захватила реальная жизнь (я даже не была вчера на премьере "Кози", иду позже), и поподробнее, к сожалению, не успеваю. Но я согласна вот с этой рецензией - "Глюку устроили премьеру через 250 лет". Удивительно, но такое значимое для Москвы событие – столь качественное исполнение редкой оперы – пока получило мало откликов и в соцсетях, и в официальной прессе. И споров никаких нет вокруг него...

Мы вчера показывали куски записи из КЗЧ свёкрам - делились впечатлениями - и нашли эту запись вполне адекватной по звуку. Ещё благодаря наличию сразу нескольких камер можно смотреть и на певцов, и на дирижёром. Так вот, за Лейси было очень интересно наблюдать, и он явно был очень доволен качеством исполнения этой музыки.
« Последнее редактирование: Май 25, 2014, 11:51:11 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: «Орфей и Эвридика» 22 мая 2014 в КЗЧ
« Ответ #16 : Май 25, 2014, 11:55:21 »
Удивительно, но такое значимое для Москвы событие – столь качественное исполнение редкой оперы – пока получило мало откликов и в соцсетях, и в официальной прессе. И споров никаких нет вокруг него...

:)))))) Хотел пошутить, почему нет споров, но не буду!
А отклики, наверное, сочиняются, потому что нормальный отклик просто так не напишешь, для этого нужно время. Вот я тоже сижу сочиняю, но это не так просто. Я взял партитуры обеих редакций "Орфея" и хочу сначала для себя получше уяснить их различия, чтобы понять, что пришлось делать дирижёру, оркестрантам и певцам.
Пока сижу, копаюсь в этом. Надеюсь завтра отправить отклик в редакцию, а он ещё не сразу может быть размещён, потому что порядок размещения подчиняется своим правилам.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 348
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: «Орфей и Эвридика» 22 мая 2014 в КЗЧ
« Ответ #17 : Май 29, 2014, 13:02:13 »
«Орфей» Глюка прозвучал как написан

Филармонический абонемент «Оперные шедевры» завершил сезон «Орфеем» Глюка в оригинальной французской редакции

Петр Поспелов Vedomosti.ru 29.05.2014
http://www.vedomosti.ru/lifestyle/lifestyle-culture/news/27104891/pravilnyj-pol

Нечастый случай — опера Глюка прозвучала так, как она написана. В каких только редакциях, авторских и неавторских, ее сейчас ни исполняют, но главного героя обычно поет женщина. А все потому, что в первой, итальянской версии у Глюка пел кастрат, которых больше не производят, а во второй, французской, — тенор, поющий в очень высокой тесситуре, как сегодня не поют.

И все-таки такой тенор нашелся — это Колин Ли, которого мы прекрасно знаем и по Филармонии, и по Большому театру. Британский певец так чисто, светло и темпераментно пропел свою партию, что стало понятно, почему ему не могли отказать в гостеприимстве адские фурии.

Другое достоинство события: оперу дали без купюр; в частности, целиком прозвучал завершающий оперу балетный дивертисмент.

Оркестром Musica viva в аутентичном стиле дирижировал Уильям Лейси, тоже нам знакомый. Состав оркестра был великоват: в оркестровой яме баланс был бы верным, но на открытой сцене оркестр нередко заглушал нашего тенора, а еще труднее пришлось Деборе Йорк (Эвридика) с ее небольшим по объему сопрано. Зато сопрано молодой бельгийки Софи Янкер (Амур) прозвучало свежо и игриво. Как всегда, исполнение украсил вокальный ансамбль «Интрада».
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 348
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: «Орфей и Эвридика» 22 мая 2014 в КЗЧ
« Ответ #18 : Май 29, 2014, 13:06:41 »
Колин Ли и оркестр-трансформер

Валентин Предлогов, 29.05.2014 в 12:29

22 мая в Москве в Концертном зале Чайковского к 300-летию со дня рождения Кристофа Виллибальда Глюка в концертном исполнении была дана авторская парижская версия оперы великого реформатора «Орфей и Эвридика». В этой версии в сравнении с исходной музыка существенно переделана, использовано французское либретто, добавлены хореографические номера, а партия Орфея значительно переработана и предназначена для тенора.

В концерте участвовал Московский камерный оркестр Musica Viva под управлением Уильяма Лейси — британского дирижёра, хорошо известного в Москве своими музыкальными проектами. Партию Орфея исполнил часто выступающий в Москве Колин Ли (тенор, Великобритания), партию Эвридики — Дебора Йорк (сопрано, Великобритания), партию Амура — Софи Янкер (сопрано, Бельгия). В концерте также принимал участие вокальный ансамбль «Интрада».
http://www.belcanto.ru/14052901.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 348
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: «Орфей и Эвридика» 22 мая 2014 в КЗЧ
« Ответ #19 : Июнь 02, 2014, 15:47:36 »
Орфей в Москве: Колин Ли на сцене зала Чайковского

02.06.2014 в 15:41, Мария Жилкина.

Опера «Орфей и Эвридика» Кристофа Виллибальда Глюка в концертном исполнении прозвучала 22 мая 2014 года в Концертном зале им. Чайковского в Москве (исполнители: Московский камерный оркестр Musica Viva, дирижер Уильям Лейси (Великобритания), солисты Колин Ли (тенор, Великобритания), Дебора Йорк (сопрано, Великобритания), Софи Янкер (сопрано, Бельгия), вокальный ансамбль Intrada (руководитель Екатерина Антоненко)).
http://www.operanews.ru/14060202.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 348
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: «Орфей и Эвридика» 22 мая 2014 в КЗЧ
« Ответ #20 : Июнь 02, 2014, 16:03:38 »
Орфей в Москве: Колин Ли на сцене зала Чайковского

02.06.2014 в 15:41, Мария Жилкина.

Опера «Орфей и Эвридика» Кристофа Виллибальда Глюка в концертном исполнении прозвучала 22 мая 2014 года в Концертном зале им. Чайковского в Москве (исполнители: Московский камерный оркестр Musica Viva, дирижер Уильям Лейси (Великобритания), солисты Колин Ли (тенор, Великобритания), Дебора Йорк (сопрано, Великобритания), Софи Янкер (сопрано, Бельгия), вокальный ансамбль Intrada (руководитель Екатерина Антоненко)).
http://www.operanews.ru/14060202.html

Очень взвешенная статья - разумное по объёму введение в "матчасть" и дельный рассказ о том, как что прозвучало, без чрезмерных наездов или же елея.
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: «Орфей и Эвридика» 22 мая 2014 в КЗЧ
« Ответ #21 : Июнь 02, 2014, 16:23:29 »
Да, статья Жилкиной хорошая. Она упомянула интересные детали исполнения, дала небольшой исторический экскурс, порассуждала о партиях и певцах и даже о современном международном положении :)). Критика оркестра и дирижёра мне показалась немного, как бы это точнее выразиться - с оттенком личного вкуса. То же самое кто-то может поругать, а кто-то мог бы и похвалить :) Это зависит от отношения к музыкальному материалу.
Но в целом статья хорошая, я читал с интересом - всегда любопытно узнать, как то же самое увидел кто-то другой :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 348
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: «Орфей и Эвридика» 22 мая 2014 в КЗЧ
« Ответ #22 : Июнь 02, 2014, 16:32:14 »
Да, статья Жилкиной хорошая...  Критика оркестра и дирижёра мне показалась немного, как бы это точнее выразиться - с оттенком личного вкуса. То же самое кто-то может поругать, а кто-то мог бы и похвалить :) Это зависит от отношения к музыкальному материалу.

С моей колокольни - это зависит от знания конкретного музыкального материала и вариантов исполнения. Я на данном этапе не в состоянии ни особо похвалить, ни особо поругать Лейси, ибо слишком мало материала для сравнения: я всего лишь в первый раз слушала эту прекрасную оперу живьём. Поэтому у меня в качестве главного впечатления остался неофитский восторг (и это очень хорошо) :)
Che mai sento!

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Re: «Орфей и Эвридика» 22 мая 2014 в КЗЧ
« Ответ #23 : Июнь 02, 2014, 17:01:56 »
Да, статья Жилкиной хорошая...  Критика оркестра и дирижёра мне показалась немного, как бы это точнее выразиться - с оттенком личного вкуса. То же самое кто-то может поругать, а кто-то мог бы и похвалить :) Это зависит от отношения к музыкальному материалу.

С моей колокольни - это зависит от знания конкретного музыкального материала и вариантов исполнения. Я на данном этапе не в состоянии ни особо похвалить, ни особо поругать Лейси, ибо слишком мало материала для сравнения: я всего лишь в первый раз слушала эту прекрасную оперу живьём. Поэтому у меня в качестве главного впечатления остался неофитский восторг (и это очень хорошо) :)
Даже не имея материала для сравнения и первый раз слыша то или иное произведение, можно очень много сказать насчёт тембра и владения голосом. Хотя материал для сравнения позволяет оценить, насколько именно такое исполнение лучше среднего и насколько или наоборот. Но если есть много хороших исполнителей той или иной партии (Виолетта), то спеть чуть выше среднего уже великолепно с точки зрения вокала, и поэтому нельзя сказать, что чуть выше среднего - это плохо. Поэтому я не мыслю такими категориями. Каждая интерпретация, каждый голос дорог, в чём можно было убедиться на первом туре конкурса.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 348
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: «Орфей и Эвридика» 22 мая 2014 в КЗЧ
« Ответ #24 : Июнь 02, 2014, 17:08:33 »
Даже не имея материала для сравнения и первый раз слыша то или иное произведение, можно очень много сказать насчёт тембра и владения голосом. Хотя материал для сравнения позволяет оценить, насколько именно такое исполнение лучше среднего и насколько или наоборот.

Я писала о работе дирижёра. Я берусь оценивать работу дирижёра, только если достаточно хорошо, близко к "наизусть" знаю музыку оперы. А для этого её нужно послушать не раз и в записи, и живьём. Так что в этом случае количество материала для сравнения очень много значит.
Che mai sento!