Автор Тема: «Холстомер» Кобекина в Камерном театре им. Покровского  (Прочитано 8855 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Astre

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 77
1 октября Камерный музыкальный театр имени Б.А. Покровского откроет новый 41-й театральный сезон мировой премьерой оперы «Холстомер» Владимира Кобекина по одноименной повести Льва Толстого.

Историю о пегом мерине по кличке Холстомер еще в 1860 году Толстому рассказал известный коннозаводчик А. Стахович. Над этим сюжетом работал его брат, Михаил Стахович — поэт, автор популярной некогда пьесы «Ночное» и политический деятель, трагически убитый в 1858 году. Тема заинтересовала Толстого, и в 1861 году он начал писать повесть. Но, вероятно, полностью занятый романом «Война и мир», отложил ее, и вернулся к тексту лишь в 1885 году.

В «истории лошади» Толстого — история человеческой жизни. Повесть была закончена в 1886 году и относится к произведениям, созданным писателем после глубокого кризиса и переосмысления им многих земных ценностей.

Это произведение не раз привлекало внимание людей театра. Выдающуюся сценическую интерпретацию повести в 1975 году создали на сцене ленинградского Большого драматического театра режиссеры Георгий Товстоногов и Марк Розовский, где главную роль блестяще исполнил Евгений Лебедев.
«Холстомер» Владимира Кобекина, одного из самых исполняемых современных российских композиторов, дважды лауреата премии «Золотая маска», представляет собой новое прочтение шедевра Толстого. Это поистине русская опера, вобравшая в себя лучшие национальные традиции от Глинки, Мусоргского до Стравинского, Прокофьева и Шостаковича.

Колорит ее музыки удивительно соответствует народным образам повести и отражается в многожанровом калейдоскопе мелодий: таких, кажется порой, знакомых, и в то же время звучащих оригинально и современно. На этом поэтичном фоне сюжет разворачивается динамично и остро.

Кобекин — чуткий и опытный драматург — умело расставляет акценты, заставляя зрителей на одном дыхании переживать полную радостей и разочарований судьбу Холстомера.

Спектакль Михаила Кислярова по своей пластике, энергетике и обилию танцевальных номеров близок мюзиклу.

Опера была закончена композитором в 2012 году и оркестрована специально для Камерного музыкального театра, который представляет мировую премьеру этого сочинения.

Камерный музыкальный театр ранее неоднократно обращался к музыке Кобекина, здесь были поставлены пять его опер: «Лебединая песня» (1980), «Дневник сумасшедшего» (1980), «Игра про Макса-Емельяна, Алену и Ивана» (1989), «Шут и король» и «Счастливый Принц» (2012).

Режиссер-постановщик и хореограф — Михаил Кисляров
Дирижер-постановщик — народный артист России Владимир Агронский
Художник-сценограф — заслуженный деятель искусств России Виктор Вольский
Художник по костюмам — Ольга Ошкало
Хормейстер — Алексей Верещагин


Премьерные спектакли пройдут 1 и 2 октября 2012 года.


[вложение удалено администратором]
« Последнее редактирование: Ноябрь 16, 2016, 12:36:22 от Александр П. »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Оперы Кобекина довольно активно ставят, и это не может не радовать. Я побывал на некоторых его операх и могу лишь порекомендовать посещать эти спектакли.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица


Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Сегодня (1 ноября) я побывал на этом спектакле, чтобы получить собственное представление о нём и о музыке Кобекина, хотя рецензия И.Корябина на эту премьеру уже была ранее размещена на сайте "Бельканто.ру":

http://www.belcanto.ru/12101603.html

«Ой, вы, кони, кони-звери…»
«Холстомер» Владимира Кобекина: мировая премьера
Игорь Корябин, 16.10.2012

Цитата:
-----------------------
... она вызвала тот действительно неподдельный интерес, который современная опера вызывает сейчас, вообще говоря, крайне редко ...
... при всей привлекательности и достоинствах нового музыкального материала, я так и не смог четко определить для себя одну простую, но основополагающую вещь — свидетелем события какого же, собственно, театрального жанра я стал: оперы, мюзикла или же хореографического шоу с декламацией и пением ...
... опера Владимира Кобекина однозначно взывает к интимности и душевному благочинию, ведь ее музыкальный язык построен не только на экспериментальных поисках новых звучностей, не только на одной лишь диссонансной фактуре, но и на удивительно простой, искренне свежей и щемящей сердце мелодике. К тому же, надо признать, и драматургическая выстроенность либретто, созданного самим композитором, является одной из сильных сторон этого опуса ...
-----------------------

и т.д. - можно прочитать полностью по ссылке.

Со своей стороны я не считаю жанровую неопределённость этого вокального сочинения каким-то "недостатком" - наоборот, ведь сам Корябин пишет, что это "гремучая смесь" разных жанров. Но в целом "Холстомер" - это, конечно, опера, причём, опера ГЕНИАЛЬНАЯ.
Я считаю, что это едва ли не лучшая "большая опера" Корябина, идущая больше 2-х часов и занимающая целый вечер. Набравшись смелости, я скажу, что "Холстомер" Кобекина по гениальности - фантасмагоричности, изобретательности, композиторскому таланту - не уступит "Носу" Шостаковича.
В произведении Кобекина какие только музыкальные жанры не затронуты ! И народная песня,  и сентиментальный романс, и некое подобие извозчичьих напевов, и оперные монологи, арии, ансамбли, и романтический любовный дуэт, и даже элементы рэпа, не говоря уже об инструментальных миниатюрах с отсылкой к "образам дороги" - Чайковского, Рахманинова, Свиридова - и к эксцентричным танцам, что идёт, по-видимому, от Прокофьева и Шостаковича - один только "танец пьяницы" чего стоит !
В общем, я потрясён глубиной, разнообразием музыкальных решений, щедростью мелодики, обусловленной сюжетом стилевой пестротой и инструментальной изобретательностью, что в целом складывается в понятие "гениальности". Я считаю, что Кобекин при должной раскрутке может быть предъявлен всему миру как глубоко национальный по своему композиторскому складу русский композитор, наследующий величайшим именам нашей музыкальной истории, некоторые из которых я уже назвал.
Не знаю, буду ли я делать отклик для сайта "Бельканто", потому что Корябин уже вполне благожелательно отозвался об этом спектакле, но если я его сделаю, то акцент мой будет другим - я подробнее остановлюсь не на самом спектакле, а на фигуре композитора и на его музыке, упомянув также другие оперы, на которых я побывал в московских театрах - в МАМТе и в КМТ. А я побывал уже на четырёх разноплановых операх Кобекина (на 2-х больших и 2-х одноактных), и вряд ли кто-то даже из ведущих столичных критиков побывал на бОльшем их количестве ! :))
« Последнее редактирование: Ноябрь 02, 2012, 01:29:43 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Коллеги, если кто ознакомился с "Холстомером" на одном из представлений (не обязательно 1 ноября), прошу сообщить о впечатлениях.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица


Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Ого, какая пресса !
Что ж, по результатам прочтения этих откликов я могу сказать только одно: все считают и само произведение Кобекина, и сценическую его реализацию большой удачей. Остаётся лишь присоединиться к этому мнению, тем более, что я его выработал независимо ! :))
Мне, однако, показалось, что критики осторожничают и боятся напрямую назвать эту вещь гениальной ! А ведь она гениальна !
Убеждён, что "Холстомера" нужно проталкивать на Запад: и сам замысел, и его музыкальная реализация, и постановочные возможности - ну просто великолепны ! Сценарий допускает чуть ли не сюрреалистическую трактовку сюжета и проекцию его на современную социальную реальность и на биографию чуть ли не каждого слушателя, поэтому на Западе это должны оценить и понять, тем более, что "автор идеи" - Лев Толстой !
Если на мировую арену эту оперу выведет солидный продюссер, если будут задействованы именитые солисты и какой-нибудь знаковый режиссёр, то это будет настоящая идейная бомба ! Убеждён, что при должной подаче оперу ожидает феноменальный успех, а в историю русского искусства будет вписана очередная славная страница.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Sletelena

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 6
Я была на том же представлении 1 ноября, и впечатления в целом тоже весьма положительные. Понравился практически весь мужской состав, особенно Вялых, Юкавский и Морозов. Молодой Холстомер начал не шибко, но потом так распелся и разыгрался, что любо-дорого было смотреть. Действительно хорошее либретто (всё понимали даже те, кто лишь когда-то давно читал Толстого в школе) и постановка вполне удачная (хотя вообще-то я чёрно-белых не люблю). Музыка меня, откровенно говоря, захватила только во втором акте, но с другой стороны, то, что в первом она проще, для многих оказалось удобнее и понятнее, так что в целом - зачёт.
Однако смутило два момента. Во-первых, зачем было издеваться над Чайковским? Это звучало довольно дешёвым трюком. Во-вторых, женские партии - Вы утверждаете, что это всё-таки опера, а значит, это важно. Между тем, дело не только в том, что конкретные исполнительницы в данном случае исполнили свои партии, мягко говоря, не блестяще. Если бы они их исполнили блестяще, может, было бы ещё досаднее, потому что сами партии маленькие, а в случае с Молодой Кобылкой - ещё и маловнятные (это я именно про вокал, к оркестру не относится). С другой стороны, такой концепции, что мужчины обо всём поют, а женщины обо всём танцуют, там тоже не заложено. Написать красивую партию для сопрано, понятно, супер сложно, но при том, что всё остальное получилось хорошо, над этим стоило бы поработать. Так что насчёт гениальности - это, по-моему, перебор. "Холстомер" - просто интересная и в целом удачная современная опера, и было бы действительно здорово, если бы её кто-нибудь продвинул за пределы театра на 200 мест, она этого стоит.

Оффлайн Astre

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 77
Следующий блок спектаклей "Холстомер" состоится 29,30 и 31 января 2013г.!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Следующий блок спектаклей "Холстомер" состоится 29,30 и 31 января 2013г.!

Коллеги, рекомендую посетить: и музыка великолепна, и постановка весьма необычна и даже сюрреалистична. Последнее, впрочем, подразумевается сюжетом.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Tatulek

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 177
Следующий блок спектаклей "Холстомер" состоится 29,30 и 31 января 2013г.!

Коллеги, рекомендую посетить: и музыка великолепна, и постановка весьма необычна и даже сюрреалистична. Последнее, впрочем, подразумевается сюжетом.

К коллегам себя никак не могу отнести,  но хочется поделиться своими дилетантскими эмоциями: Очень понравилось! Невероятно тронуло!

И от театра, в который попала первый раз, тоже хорошие впечатления. Нет толчии и суматохи, да и все кашляющие и чихающие видимо остались в Большом - впервые на моей памяти случился такой тихий зал. :)


Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Позавчера мне довелось быть в театре Покровского на опере "Холстомер".
Этот спектакль в театре Покровского проходил в рамках "Золотой Маски". Музыка чудовищная.. какая-то бесконечная шумовая граната, сильный (простите) запор и бесконечный уменьшённый нон-аккорд

Я не согласен с такой оценкой музыки этой оперы.
А режиссура - да, очень интересная. Я был на этом спектакле.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 557
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Вручена "Золотая Маска"

РАБОТА КОМПОЗИТОРА
Владимир КОБЕКИН, «Холстомер», Камерный музыкальный театр им. Б.А. Покровского, Москва

http://www.goldenmask.ru/news.php?id=1836http://www.goldenmask.ru/news.php?id=1836
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Вручена "Золотая Маска"

РАБОТА КОМПОЗИТОРА
Владимир КОБЕКИН, «Холстомер», Камерный музыкальный театр им. Б.А. Покровского, Москва

http://www.goldenmask.ru/news.php?id=1836http://www.goldenmask.ru/news.php?id=1836

О-оооооооооооо!!!!!!!!
Я поражён: в кои-то веки премию вручили тому, кто её объектино заслужил! Браво.
А то ведь я как рассуждал: Щедрин - это живой классик, хотя уже абсолютно исписавшийся, а Невский - это олицетворение звукового радикализма. Обоим могли вручить премии за их статус, а не за качество сочинённого.
И вдруг ....... Надо же, встречается же и на Земле справедливость! А ещё говорят, что нет правды на Земле - а есть она и выше :)))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Холстомер. История лошади

Документальный фильм (Россия, 2014)
Режиссер: Ирина Доценко

Фильм о том, как в Московском Камерном Музыкальном Театре им. Б. Покровского создавалась опера "Холстомер". С первых дней своего существования Камерный театр, как творческая лаборатория, был настроен на эксперимент, на поиск, на открытие новых российских имен. У зрителей есть возможность увидеть, как делается современная опера. Мы можем наблюдать за этим действием с разных точек и смотреть на сцену не только со стороны партера, но и заглянуть за кулисы, куда зрителю обычно вход запрещен. В фильме звучат фрагменты оперы, а интервью с участниками спектакля и постановщиками чередуются с рабочими моментами "закулисья" и репетиций. Автор музыки Владимир Кобекин в 2014 году за оперу "Холстомер" удостоен Национальной театральной премии "Золотая Маска" в номинации "Лучшая работа композитора".

Участники: Олег Дорман - кинорежиссер; Михаил Кисляров - режиссер-постановщик, хореограф; Владимир Кобекин - композитор; артисты театра - Алексей Морозов, Александр Полковников, Анна Костылева, Павел  Паремузов и другие.

http://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/58883
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Евгений Крашенинников

  • Lan Pirot
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 402
  • Зритель
Продолжаю ходить на "Холстомера". :)
Морозов, Полковников, Юкавский, Захаров, Паремузов...
Ну и музыка Кобекина, которая продирает полностью, так что в конце и аплодировать как-то неудобно после проживания трагедии.
Ora pro nobis beate pater Dominice

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 557
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Маша Терентьева
http://vk.com/wall26074112_7390

Для всех, кто захочет прочесть...Конники, люди которые не связаны с лошадьми, девочки и мальчики всех возрастов,хочу поведать о моем походе в Камерный музыкальный театр им. Б.А.Покровского на оперу Холстомер - история лошади.

Поставленная по произведению Льва Николаевича Толстого, опера вызывает смешанные чувства, она настолько многогранна, что каждый найдет в ней что-то свое. Когда я впервые увидела фото с спектакля, меня напугал внешний вид актеров и попытка изобразить с помощью этих костюмов лошадей. После первого действия я взяла свои слова обратно. Невероятно точно передан образ лошади, тяжелая обувь напоминающая стук копыт, яркие парики и одежды выделяют каждого из общей толпы, как нет в табуне двух одинаковых лошадей, так и здесь, все они разные. Игра Алексея Морозова и Александра Полковникова в роли Холстомера, невероятна, я с 9 ряда видела блеск в глазах, они переживали всей душой судьбу пегаша, в них одномоментно соединились судьбы тысяч, миллионов лошадей, загубленных людьми. Сколько на свете было таких Холстомеров? Сколько из них погибло как дань людским забавам, скольких убил несчастный случай, а кто-то ушел на тот свет договором купли-продажи, невесть куда и к кому.

"То не лошадь, то мне друг..." человеческое предательство, ранит сильнее ножа. И по иронии судьбы, тот кто заботится и любит становится палачом.

Музыка звучала настолько живо, передавая настроение, состояние души, обстановку, что иногда казалось, актеры могут просто играть. Без слов понятно то, что происходит на сцене.

Я уже ехала в метро, а душу мою терзало и рвало в клочья, 10 лет я провела с лошадьми, каждый день заглядывая в их глаза, бездонные, глубокие, но удивительно чистые, добрые и мудрые и наверное поэтому меня так поразил "Холстомер". Много еще можно выложить на страницы интернета, много впечатлений оставила опера, но они останутся со мной, они только мои!

Остается добавить лишь строки из стихотворения В.В.Маяковского:
"Деточка, все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь...."
Che mai sento!