Автор Тема: Ещё немного о конкурсах. Теперь - от Иво Погорелича.  (Прочитано 11224 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн chiarina

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 237
    • ДМШ им. А.Н.Александрова
Интервью с Иво Погореличем. Газета "Вести", Израиль.

    В середине марта в нескольких израильских городах выступит хорватско-сербский пианист Иво Погорелич - один из самых нестандартных интерпретаторов нашего времени. Музыкант, которого одни превозносят, а другие ругают на чем свет стоит.   

    Его международная карьера началась со скандала на шопеновском конкурсе в Варшаве в 1980 году. Погорелич тогда не прошел в финал, и член жюри Марта Аргерих в знак протеста покинула конкурс, заявив, что забаллотировали гениального участника. За плечами у 22-летнего тогда Погорелича уже были лауреатские звания, но именно после варшавского фиаско его пригласили выступить в нью-йоркском "Карнеги-холл". Сегодня концерты Погорелича даже внешне необычны. Он требует, чтобы зал был погружен в темноту, оставляя освещенной только клавиатуру. Темпы, которые он избирает, да и фразировка иногда кажутся весьма странными. Но равнодушным его игра не оставляет никого. Маэстро беседовал со мной по телефону из Лугано (Швейцария), где сейчас живет. Слышны были звуки рояля, я явно оторвал его от занятий с кем-то, он немного нервничал, отвечал телеграфно, но иногда увлекался и начинал рассказывать...
    - В чем вы видите идеальную цель артиста исполнителя - выразить себя с помощью чужой музыки или послужить медиумом для музыкальных идей композитора?
    - Нотный текст - это мертвые значки. Моя задача - взять их и претворить во что-то живое.
    - И ради этого приходится иногда пренебрегать авторскими указаниями?
    - Я профессионально отношусь к тексту. Ведь в непрерывной цепочке "учитель - ученик" я являюсь пятым номером от Листа и седьмым от Бетховена (Алиса Кежерадзе, неофициальный учитель Погорелича в Москве и впоследствии его жена, бросившая ради него свою семью и бежавшая из СССР на Запад, была по педагогической линии "праправнучкой" Листа. - В. Л.). Я принадлежу к западноевропейской русской школе пианизма.
    - То есть вы считаете, что получили секреты верного прочтения текста через устную традицию?
    - Я не "считаю", это исторический факт.
    - В позапрошлом году вы потребовали, чтобы руководство шопеновского конкурса опубликовало протоколы заседаний жюри 1980 года. Что это, запоздалая месть?
    - Они пригласили меня в жюри. И я попросил опубликовать баллы 80-го. Я получил на том конкурсе ноль от советского представителя. Ноль! Как будто я вообще не играл! Тогда, кстати, протестовала не только Марта Аргерих. Конкурс был прерван на 48 часов. Лишь после вмешательства президента Польши всех членов жюри, заявивших, что они покидают Варшаву, удалось уговорить. И только Аргерих осталась непреклонной. Я считаю, что если вы член жюри и оцениваете конкурсантов, вы должны отвечать за свои оценки. Пусть объявят! Там сейчас вообще Бог знает что творится. Дают премии, в основном, выходцам с Дальнего Востока...
    - Ну, это не только там!
    - А в Московской консерватории Сергей Доренский одно время принимал вне конкурса тех, у чьих родителей были возможности подарить ему брильянт не ниже четырех каратов. И то же самое делала Вера Горностаева, которая к тому же работала в КГБ...
    - Интересно, откуда у вас такие точные сведения?
    - Из Москвы. Ладно, это не интересно, давайте следующий вопрос.
    - Казалось бы, у вас должна была выработаться идиосинкразия к пианистическим состязаниям. Однако однажды вы организовали свой собственный конкурс.
    - Да, в 1993 году. Там была очень высокая денежная премия и всякие новшества. Например, не было ограничений по возрасту. Сначала первым номером шла пианистка с Тайваня Эдит Чен (сейчас она поменяла имя и выступает как Гвина Чен). Когда она прислала на отбор запись 3-го концерта Рахманинова с Тайбейским оркестром, я не поверил, что в 19 лет можно так играть, и потребовал формального подтверждения идентичности записи. И я его получил. Но в ходе конкурса австралийский пианист и композитор Майкл Кийран Харвей выступил с только что написанной и посвященной ему сонатой Карла Вайна так, что моя покойная супруга, которая была президентом жюри, стала аплодировать, хотя судейская коллегия должна хранить внешнее бесстрастие. Нам пришлось поделить премию. Каждый из них получил по 75 тысяч долларов. Я очень горжусь своими победителями. Кстати, в декабре следующего года я проведу в Лугано и в Локарно серию из шести концертов. Там будут и четыре концерта с представлением новых, совсем молодых артистов.
    - А ваш конкурс так и остался единственным. Почему?
    - Когда моя супруга скончалась в 1996 году, я потерял к этому всякий интерес (добавлю, что депрессия была настолько сильной, что Погорелич несколько лет вообще не выступал. - В. Л.).
    - Вы не были у нас с 2003 года...
    - Да, перерыв довольно большой. Я обожаю Израиль. Напомню, что я впервые сыграл у вас в стране тогда, когда артистов, выступающих в Израиле и в ЮАР, вносили в "черные списки". У меня был красный паспорт Социалистической Федеративной Республики Югославия, несмотря на это я приехал в "страну сионистов". Мне было тогда 24 года. Сейчас мне 51, но я с тем же удовольствием еду к вам. И еще привожу свою семью: приемного сына, мою подругу и ее сына. Надеюсь, что удастся не только выступить, но и показать им Израиль.
Виктор Лихт

    "Вести". 04.03.2010.

Оригинал здесь:
http://www.nautilus.co.il?scut=vmkP,6,452


Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Ой, господи, я только что прочитал это интервью и нахожусь в некотором удивлении и даже возмущении относительно изложенного в нём мнения. Хорошо хоть, что ссылка есть на первоисточник, но вообще говоря, из-за рубежа можно болтать, что угодно. И при этом не утруждать себя какими-либо доказательствами. Пока что "доказательства" эти на уровне ОБС ("одна баба сказала"). Да простят меня наши женщины ! :)
Я не поклонник Погорелича и никогда не считал его "гениальным" - полагаю, Марта погорячилась ! :) Какие были соображения у неё, остаётся лишь гадать.
В целом впечатление от этого интервью сумбурное.
А что касается происходившего 30 лет назад, т.е. в другую эпоху, то что теперь разбираться, кто прав, кто виноват, если политическая составляющая в те времена была необычайно сильна ? Зато сегодня она почти полностью отсутствует, как и интерес массовой публики к конкурсам. Как говорится, за что боролись, на то и напоролись: даже не знаешь, что для искусства хуже - политика и интриги, подогревающие к нему интерес вплоть до неврастенического, или же отсутствие политики и интриг и полное равнодушие ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн bubaleh

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 225
полагаю, Марта погорячилась ! :

Марта вообще большая любительница погорячиться.
Недавно вот заявила что Алексей Сычев (третьекурсник МГК) Гений  которые рождаются раз в  сто  лет!

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Это не тот Сычев, что учится у Горностаевой (или м.б. у педагога ее кафедры спец.ф-но)?
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.