Автор Тема: Акустика КЗ им.Чайковского в Москве под угрозой  (Прочитано 6635 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Уникальная акустическая система будет установлена в зале Чайковского
 РИА Новости.
18:56 10/12/2008

http://www.rian.ru/culture/20081210/156935086.html

МОСКВА, 10 дек - РИА Новости. Акустическая реконструкция Концертного зала Чайковского (КЗЧ) включает в себя установку уникальной звуковой системы и будет закончена в следующем году, сказала журналистам в среду генеральный директор Московской филармонии Елена Зубарева.

"Я надеюсь, что до конца следующего года осуществится точная отладка всех нововведений. Еще год, и акустика зала Чайковского достигнет показателей, близких к идеальным", - сказала Зубарева.

Идея реализации проекта коррекции акустики КЗЧ была начата летом 2006 года. В том же году зал посетила группа специалистов и ряд независимых экспертов. В начале 2007 года был готов эскизный проект, включавший в себя два основных раздела.

"Наш акустический проект имеет два основных элемента - это акустические поверхности и электронная система коррекции акустических параметров зала", - рассказала Зубарева.

Первая часть проекта уже выполнена, в КЗЧ появились отражательные щиты, которые уже смонтированы и готовы к эксплуатации - их можно будет регулировать, поднимая и опуская по мере необходимости, в зависимости от жанра концерта.

Вторая часть проекта - электронная система коррекции акустических параметров - будет впервые в России установлена именно в КЗЧ.

"Эта система на сегодняшний день уже полностью смонтирована, но ввод ее еще не начался. Ее отладка начнется в начале 2009 года", - сказала директор филармонии.

Для этой системы по периметру КЗЧ будет расположено не менее 36 динамиков, позволяющих сделать слышимость в зале наиболее оптимальной для слушателей.

Зубарева подчеркнула, что "это не звукоусиление, а некая электронная система, которая позволяет модулировать акустическое пространство".

"Потому что, когда мы приглашали специалистов-акустиков, то нам сказали, что нужно сделать прямоугольный зал, и тогда все будет с акустикой хорошо. Вот эта система электронной коррекции как раз и занимается тем, что образует звуковые отражения от несуществующих стенок. Потому что у нас овальный зал и никогда не будет прямоугольным", - отметила она.

Директор филармонии заключила, что все работы, часть которых делалась в редкие периоды отсутствия концертов, полностью будут завершены в летний пассивный период - "они связаны с поверхностями задника и боковушек сцены, и в сезоне эти работы мы провести не можем".

Кроме реконструкции КЗЧ, в филармонии ведутся работы по строительству нового артистического блока и восстановлению первоначального облика фойе, где уже появился новый гардероб, а в будущем собираются восстановить буфеты и многое другое.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Насколько я смог понять это сообщение, скоро КЗЧ превратится в зал с искусственной акустикой, в котором вообще невозможно будет слушать живые концерты.
Акустика его и без того всегда была неважнецкой, и тот факт, что она нуждается в улучшении, сомнению не подлежит - и это надо бы делать с использованием механических средств пассивного отражения и поглощения звука. Но то, что там собираются сделать с использованием электронной (!) системы и динамиков (!!), превратит этот зал в акустическом плане в полное убожество.
Я не знаю, чьи "светлые головы" посещают подобные мысли, но скоро, я чувствую, если электронный проект будет осуществлён и если электроника будет задействована в КЗЧ на концертах классической музыки, то мы лишимся одной из концертных площадок Москвы, потому что слушать эти концерты в электронном варианте будет невозможно. По крайней мере моей ноги там точно не будет.
Я недавно возмущался, что в ММДМ Аланья пел в микрофон, но то, что собираются учудить в КЗЧ с использованием электроники, вообще ни в какие ворота не лезет. Даже любопытно, насколько силён будет размах их фантазии - а то, может, и в БЗК и МЗК тоже через динамики выступления слушать начнём ?
Просто нет слов.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Алексей

  • Гость
Акустикой БЗК занимается человек который уже сделал её "провальной" в ММДМ.
« Последнее редактирование: Декабрь 18, 2008, 14:32:20 от Алексей »

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Насколько я смог понять это сообщение, скоро КЗЧ превратится в зал с искусственной акустикой, в котором вообще невозможно будет слушать живые концерты.
Акустика его и без того всегда была неважнецкой, и тот факт, что она нуждается в улучшении, сомнению не подлежит - и это надо бы делать с использованием механических средств пассивного отражения и поглощения звука. Но то, что там собираются сделать с использованием электронной (!) системы и динамиков (!!), превратит этот зал в акустическом плане в полное убожество.

Акустика в КЗЧ всегда была отвратная, и ее улучшение - несомненно, актуально.
Из цитируемого Вами текста вроде как следует, что механические средства для звукоотражения будут установлены, а электроника является лишь небольшим дополнением, и динамики ничего усиливать якобы не будут.

Безусловно, опасения есть. Но у Вас проскальзывает неявное предположение, что "электронные системы" *никогда* не могут дать ничего хорошего.
Я не могу a priory так утверждать. Вероятно, это более дешевый способ,
а вот достиг ли он необходимого качества - конечно, большой вопрос.

Кстати, а есть ли вообще в мировой практике реализация подобных "электронных добавок" ?

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 18 947
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Судя по всему, угроза реализовалась, и акустика стала искусственной.
Che mai sento!

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 730
Акустикой БЗК занимается человек который уже сделал её "провальной" в ММДМ.
Акустикой зала Чайковского занималась какая-то немецкая фирма, забыла её название

Оффлайн Читатель

  • Читатели
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 391
Судя по всему, угроза реализовалась, и акустика стала искусственной.
Я не раз бывал в Зале Чайковского, последний раз совсем недавно - 18 ноября на концерте памяти Майи Плисецкой с участием оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. В концерте прозвучали  Adagietto из Симфонии № 5 Малера, «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина, а также «Болеро» Равеля, которое было исполнено в качестве сопровождения видеозаписи выступления Майи Плисецкой в постановке Мориса Бежара 1975 года.
Отличный был концерт! Впрочем, желающие могут сами убедиться в этом, посмотрев видеозапись здесь.
Вот что о современной акустике зала пишут в Вики:
Цитировать
Уже несколько лет зал находится в процессе обновления. В сезоне 2004—2005 гг. в зале был проведен ряд независимых акустических экспертиз. В результате удалось усовершенствовать пространственную концепцию зала, расширить спектр его деятельности. В зале были установлены новые кресла, отреставрирован пол. Теперь можно легко разобрать партер и разместить на этом месте оркестр, освободив сцену для постановок опер....
Летом 2006 года идея реализации проекта коррекции акустики Зала имени Чайковского получила дальнейшие импульсы. К концу года были проведены акустические измерения, и началась подготовка эскизного проекта, включавшего в себя три основных раздела: план расположения пассивных акустических поверхностей, необходимые рекомендации по средствам и материалам и эскизный проект электронной системы коррекции акустических параметров. Такая электронная система была впервые в России установлена именно в Зале Чайковского, предварительные замеры показали её высокую эффективность. Назначение системы — создание отражений звука от несуществующих в действительности, но архитектурно «правильных» поверхностей стен и потолка зала. Отражения создаются сложными математическими алгоритмами на основе реального звучания зала, они не искусственны по своей сути. Система не усиливает звук со сцены, её не слышно, как обычные колонки.

В течение последующих сезонов было установлено необходимое оборудование для создания в будущем оптимальной акустики зала при проведении концертов различных жанров: симфонических, камерных, вокальных, органных; закончен монтаж электронной части системы, проведена первая проверка работоспособности и новая серия акустических измерений, с уже установленными поверхностями на потолке.

В дальнейшем система будет постоянно находиться под контролем российских и зарубежных специалистов, независимых экспертов, а также музыкантов. Система может и будет меняться вместе с развитием зала.

Продолжены работы по улучшению акустики зала в области сцены. Установлены специальные поверхности на сцене и заменена задняя раздвижная перегородка. Это позволит значительно улучшить акустические параметры на сцене, что сделает более комфортной работу музыкантов. Цель этих работ — уменьшение так называемых зеркальных отражений в области сцены, вследствие чего улучшилась акустическая обстановка в партере.

(источник - здесь)
У меня не создалось впечатление, что акустика зала стала искусственной, хотя не исключаю того, что какая-то небольшая подзвучка там есть. Мне кажется, что по сравнению с советскими временами звучание стало несколько громче. Между прочим, и от звучания в послеремонтном БЗК у меня тоже возникает аналогичное впечатление. Но даже если и есть небольшая подзвучка, то всё сделано достаточно искусно - так, что впечатление электронной акустики, в отличие, скажем от КДС, не возникает, звучание представляется вполне естественным.

Почитайте, что написал об акустике зала Чайковского Петр Поспелов - один из немногих вменяемых современных критиков - в рецензии в газете "Ведомости" от 15.10.2015 на концерт, посвященный 75-летию зала Чайковского, в котором выступили победители конкурса им. Чайковского:
Цитировать
Зал Чайковского откровенно считался залом второго сорта: его акустика не шла ни в какое сравнение с идеально выстроенной акустикой Большого зала консерватории. Ситуация изменилась в последнюю пятилетку. Руководство Филармонии, проделав серьезные работы по улучшению акустики – они заняли несколько этапов, – добилось того, что мы имеем сегодня: Зал Чайковского оспаривает у Большого зала пальму первенства. Теперь нет никаких причин, чтобы не запланировать здесь камерную программу или концерт колоратурного сопрано: все будет прекрасно слышно в любой точке зала. А что касается оркестров, то они звучат полнокровно, при этом отнюдь не сливаясь в одну кастрюлю каши. По сравнению с Большим залом консерватории у Зала Чайковского есть даже плюс: в нем очень маленький партер, из которого любители сесть поближе могут разглядеть мимику любимых артистов, зато большие амфитеатры, сразу поднимающиеся вверх, – часть замыслов Мейерхольда все-таки воплотилась в жизнь. Из них не только отлично слышно, но и отлично видно, что происходит на сцене: кухня оркестрового дела предстает во всей ее увлекательной театральности. Музыкальные критики, и автор этих строк в их числе, особенно любят 8-й ряд первого амфитеатра – кроме названных прибылей, они сидят там немногим дальше от сцены, чем начальство и приглашенные VIP-гости.

(источник - см. здесь.

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 179
Мне кажется, что по сравнению с советскими временами звучание стало несколько громче. Между прочим, и от звучания в послеремонтном БЗК у меня тоже возникает аналогичное впечатление.
И у меня тоже.