Автор Тема: Опера Генделя «Александр» в КЗЧ 15 сентября 2014 г.  (Прочитано 10024 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 348
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Гендель. Опера «Александр».
Оркестр Armonia Atenea, Георгий Петру

15 сентября 2014, начало в 19:00
Концертный зал имени П. И. Чайковского
http://meloman.ru/concert/gendel-opera-aleksandr/
 
Юлия Лежнева (сопрано)
Диляра Идрисова (сопрано)
Макс Эмануэль Ценчич (контратенор, Австрия)
Хавьер Сабата (контратенор, Испания)
Василий Хорошев (контратенор)
Хуан Санчо (тенор, Испания)
Павел Кудинов (бас)
Оркестр Armonia Atenea
Дирижер – Георгий Петру (Греция)

В ПРОГРАММЕ:
Гендель (к 330-летию со дня рождения)
«Александр» – опера в концертном исполнении, HWV 21

Оригинальный продакшн компании "Parnassus Arts Productions"
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 348
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Armonia Atenea — новое название оркестра «Афинская Камерата».

Оркестр был основан в 1991 году Обществом друзей музыки в Афинах в связи с открытием и инаугурацией афинского концертного зала «Мегарон». С тех пор этот зал является резиденцией оркестра. С 2011 года оркестр, помимо зала «Мегарон», также постоянно выступает в Культурном центре Онассиса.

Armonia Atenea — универсальный коллектив, репертуар которого охватывает широчайший период от раннего барокко до XXI века, концертные программы, оперные и балетные постановки. Основатель оркестра и его первый художественный руководитель — Александр Мират. Затем оркестром руководили сэр Невилл Мэрринер, Кристофер Уоррен-Грин. Ныне пост художественного руководителя занимает Георгий Петру (обладатель приза The Echo Klassik).

Оркестром дирижировали такие знаменитые маэстро, как Фабио Бионди, Томас Хендельброк, Филипп Антремон, Кристофер Хогвуд, Хельмут Риллинг, Хайнрих Шифф, Стефан Ковачевич, Мстислав Ростропович, Иегуди Менухин. В числе солистов, выступавших с коллективом, — Марта Аргерих, Юрий Башмет, Джошуа Белл, Леонидас Кавакос, Раду Лупу, Миша Майский.

Оркестр ведет активную концертную деятельность в Афинах, Греции, выступает на самых престижных концертных площадках мира (таких, как Музикферайн в Вене, Театр Елисейских Полей и Зал Плейель в Париже, Королевская опера в Версале, амстердамский Консертгебау) и популярных фестивалях (летний фестиваль ранней музыки в Инсбруке, фестиваль в Версале, фестиваль Энеску в Бухаресте и др.).
В планах коллектива — выступления в Пале де Бозар (Брюссель), Арсенале (Метц, Франция), Опере Монте-Карло, Гранд-театре в Экс-ан-Провансе, цюрихском Тонхалле и Национальной опере Бордо.

Еще один важный аспект деятельности оркестра — исполнение современной музыки. Коллектив часто представляет премьеры и первые записи сочинений многих современных композиторов. Также музыканты участвуют в образовательных программах, дают просветительские концерты в школах. В 1996 году оркестр был удостоен награды Союза греческих критиков за артистическую и образовательную деятельность.

Обширная дискография Armonia Atenea включает записи на студиях Decca, Sony Classical, EMI Classics, MDG, ECM Records и т.д. Среди недавних релизов — первые записи опер «Триумф Клелии» Глюка и «Александр Великий» Генделя (MDG). Еще одна запись «Александра» (с участием Макса Эмануэля Ценчича, Карайны Говин, Юлии Лежневой и Хавьера Сабаты), выпущенная на Decca на средства Общества друзей музыки в Афинах, получила высочайшие оценки мировой прессы, критиков и многочисленные награды: Diapason d’Or, Choc Classica (декабрь 2012 / январь 2013), «Запись месяца» BBC Music Magazine (декабрь 2012), «Шок года» (2012), международная оперная премия «Лучшая запись года» (2013), Stanley Sadie (2013).
В сезоне 2013/2014 оркестр выпустил пять новых альбомов: «Барочные дивы» — собрание редко звучащих арий из барочных опер в интерпретации Сони Прина, Ромины Бассо, Вивики Жено и Мари-Эллен Неси (Sony Classical); «Рококо» — сольный альбом знаменитого хорватского контратенора Макса Эмануэля Ценчича (Decca); «Арии из опер Глюка» — альбом швейцарского тенора Даниэля Беле (приношение к 300-летию композитора, отмечаемому в 2014 году) (Decca); «Контр-тенор-гала» с участием шести знаменитых исполнителей (Sony Classical); балет «Творения Прометея» Бетховена (Decca).

Оркестр поддерживают Министерство культуры и спорта Греции и зал «Мегарон».
Главный спонсор коллектива — Фонд Онассиса.

Макс Эмануэль Ценчич — один из наиболее знаменитых контратеноров мира. Критики прославляют не только вокальное мастерство этого певца, виртуозно использующего все возможности своего голоса, но и признают в нем выдающегося знатока музыкальных стилей и прекрасного драматического актера. «Одной арии достаточно, чтобы не осталось сомнений в величии Ценчича. В нем сосредоточено то лучшее, чего сегодня достигли исполнители музыки барокко. Он стоит во главе новой эры выдающихся контратеноров и устанавливает стандарты», — писал критик журнала L’Opera.

Обладательница «голоса ангельской красоты» (New York Times), «чистоты тона» (Die Welt) и «безукоризненной техники» (The Guardian), 24-летняя Юлия Лежнева — одна из немногих певиц, добившихся широкой международной известности в столь раннем возрасте. «Лежнева обладает экстраординарным потенциалом как барочная певица и исполнительница в стиле bel canto», — писал о ней обозреватель американской газеты New Yorker. Знаменитый британский критик Норман Лебрехт, описывая дарование певицы, назвал ее «взлетающей в стратосферу».

Хуан Санчо выступал со многими известными дирижерами, среди которых Мишель Корбоз, Уильям Кристи, Густав Леонхардт, Фабио Бьонди, Жорди Саваль, Диего Фасолис, Андреа Маркон, Алан Кёртис, Ричард Эгарр и другие; с выдающимися оркестрами — такими как оркестр Maggio Musicale Fiorentino, Камерный оркестр Лозанны, оркестр Итальянской Швейцарии, Симфонический оркестр Эскади, Королевский филармонический оркестр Галисии… Его приглашают к сотрудничеству лучшие европейские ансамбли старинной музыки: «Кончерто Кельн», «Академия старинной музыки» (Кембридж), Les Arts Florissants, «Академия Бизантина», Венецианский барочный оркестр, Барочный оркестр Севильи, Le Concert des Nations, Hésperion XXI (Швейцария), «Галантная Европа» и Il complesso barocco (Италия).

Продолжительное сотрудничество Хавьера Сабаты с Уильямом Кристи и ансамблем Les Arts Florissants началось с участия в постановке оперы Монтеверди «Коронация Поппеи» в 2005 году в Лионе. Затем последовало приглашение участвовать в проекте Le Jardin des voix, исполнении опер «Святой Алексей» Ланди и «Дидона» Кавалли под управлением У. Кристи. Хавьер Сабата постоянно выступает с ведущими ансамблями старинной музыки: «Галантная Европа», «Коллегиум 1704», Венецианский барочный оркестр, IBarocchisti, AlAyreEspañol, ElConciertoEspañol, Барочный оркестр Севильи в сотрудничестве  с такими дирижерами, как Фабио Бьонди, Рене Якобс, Жорди Саваль, Алан Кёртис, Габриэль Гарридо, Фабио Бониццони, Диего Фазолис, Андреа Маркон, Хавьер Диас-Латорре, Айвор Болтон, Георге Петре, Риккардо Минази, Гарри Биккет и Кристофер Мулдс.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 348
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Диалоги об «Александре» и не только

http://meloman.ru/news/dialogi-ob-aleksandre-i-ne-tolko/

Сайт Филармонии начинает публикацию эксклюзивных интервью с участниками самих громких проектов нынешнего концертного сезона. Первыми нашими собеседниками стали Макс Эмануэль Ценчич и Юлия Лежнева, исполняющие заглавные партии в опере Генделя «Александр». Её концертное исполнение состоится на сцене Концертного зала имени П. И. Чайковского 15 сентября.

— Господин Ценчич, насколько я знаю, постановка генделевского «Александра» стала возможной во многом благодаря вашей инициативе. Расскажите, пожалуйста, как возникла идея этого проекта.

— Более 10 лет назад мы вместе с Георгом Лангом основали компанию «Парнассус Артс Продакшнс». В качестве художественного директора этой компании, я видел свою задачу в том, чтобы подарить миру редчайшие произведения музыки эпохи барокко, поставив их на сцене и подобрав для них исполнителей. И сейчас я горжусь тем, что мне удалось поставить множество великих барочных опер, включая «Артаксеркса» Леонардо да Винчи, «Александра», которого мы с радостью покажем в Москве, а также «Фарначе» Вивальди, «Фарамондо» Генделя и множество других произведений.
...

— Юлия, вы приезжаете в Москву в составе команды исполнителей оперы Генделя «Александр». Расскажите, пожалуйста, как вы попали в эту труппу и чем привлекло вас предложение участвовать в этом проекте?

— Я с огромной радостью приняла приглашение: с самого начала нашего общения я почувствовала невероятную теплоту, исходящую от Макса Ценчича и его партнёра — импресарио Георга Ланга. Макс — превосходный певец, а теперь и замечательный продюсер и режиссёр. И Макс, и Георг безумно преданы своему делу. Они находят редкие или совсем неизвестные партитуры, открывают потрясающую музыку XVIII столетия, написанную в стилях барокко, рококо, галантном стиле. И, конечно, они просто блестяще подбирают голоса для своих проектов.

С самого начала наших взаимоотношений я испытала совершенно особое ощущение: с этими людьми я всегда чувствую себя, как в родной семье. Макс родом из Хорватии, и, мне кажется, в его характере много сходства с характером русского народа: у него безграничная душа!

Мы сделали запись «Александра» уже довольно давно — это случилось в сентябре 2011 года. Затем последовали постановки оперы в разных театрах Германии и Франции, в которых, к огромному моему сожалению, я участвовать не смогла: так совпало, что в этот период я пела в «Севильском цирюльнике» Россини партию Розины, этот проект шёл в Театре Елисейских полей в Париже, дирижировал сэр Роджер Норрингтон.

...Работая над той или иной оперной постановкой, Макс старается, в первую очередь, максимально раскрыть индивидуальность певцов и показать их голосовые возможности, обращая особое внимание на краски голоса и на драматургию исполняемой музыки. Такой подход сегодня встречается крайне редко. Уверена, что именно поэтому его проекты, среди которых оперы «Александр», «Фарначе», «Артаксеркс» (с пятью контратенорами и одним тенором!), «Тамерлан» стали столь беспрецедентно популярны и любимы в Европе. Я очень жду наших дальнейших совместных проектов...

— Господин Ценчич, несмотря на то, что «Александр» идет в концертном исполнении, постановочные моменты, что называется, налицо: продуманы и костюмы, и мизансцены. На что бы вы обратили внимание зрителей, говоря о режиссёрском решении этой постановки? И были ли какие-то ваши личные предложения относительно режиссуры, касающиеся раскрытия образа, в который вы перевоплощаетесь?

— При исполнении оперы в концертной версии фокус всегда остаётся на музыке как таковой, что, конечно, не исключает вариаций на тему либретто и сценических образов. Мне бы очень хотелось привезти постановки наших опер в Россию, и я надеюсь, что когда-нибудь это станет возможным. Вот такая у меня заветная мечта. Сценическая постановка «Александра» оказалась весьма успешной...

— Теперь у меня вопрос к вам обоим: созвучна ли опера эпохи барокко современности? Это искусство ради искусства или в ней затрагиваются темы, которые актуальны и по сей день?

Юлия Лежнева: Мне кажется, что барочная опера, да и вся музыка эпохи барокко, невероятно созвучна нашему времени. Музыка, созданная в это время, наполнена невероятными контрастами, полна жизненной силы. Она строго ритмична и при этом удивительно свободна и импровизационна: сегодня ария у тебя звучит так, а завтра она же — совершенно по-другому.

Музыка эпохи барокко насыщена самыми разными эмоциями: она то кипит, бурлит, то возвышается, то наполнена горем, подчас и отчаянием. Это — как целая жизнь! А главное — она не оставляет равнодушным.

Макс Эмануэль Ценчич: ...Сегодня наша ответственность заключается в том, чтобы найти великое в искусстве и не дать ему исчезнуть. Обращая взор в прошлое, мы получаем шанс сравнить его с настоящим и экстраполировать их в будущее. Другими словами, музыка эпохи барокко никоим образом не подменяет собой все остальные возможные формы оперного искусства. Интерес к этому жанру всего лишь подчёркивает разнообразие вкусов современной музыкальной сцены, богатство и глубину эрудиции и вкусов музыкальной публики. И именно это вызывает восторг.

— Работая над созданием образа, насколько вы погружались в эстетику аффектов — эмоционального фундамента оперы эпохи барокко? Или вы руководствовались какими-то иными принципами и критериями?

Макс Эмануэль Ценчич: Музыка эпохи барокко характеризуется пятью основными аффектами. При этом следует помнить, что они имеют мало общего с романтической или бытовой концепцией душевных переживаний, любви и чувств. Причина лежит в том, что музыка эпохи барокко сочетает в себе виртуозное вокальное исполнение и эмоциональную экспрессию, которые, переплетаясь, могут показаться непонятными и неестественными для современного слушателя. Тем не менее, если мы окажемся способны прочувствовать эмоции прошедших веков, нам может открыться понимание абсолютно уникального явления. Изучение истории помогло мне заглянуть в прошлое и воссоздать для себя краски, философию и мышление той эпохи, которые помогают мне формировать мой сценический образ и манеру исполнения.  Каждая моя новая роль на сцене превращается в путешествие в прошлое.

— Гендель создал более 40 опер. Как бы вы определили индивидуальность оперы «Александр»?

Юлия Лежнева: Эта опера была написана Генделем в эпоху самого расцвета его творчества. Он был ещё довольно молод, но уже имел свой театр, его невероятно любили и почитали не только в Лондоне, но и по всей Европе. На премьере оперы «Александр» был задействован совершенно невероятный, абсолютно звёздный по тем временам состав исполнителей: партии Роксаны и Лизауры пели Фаустина Бордони и Франческа Куццони (главные примадонны того времени, прим. ред.), а партию Александра исполнял легендарный кастрат Сенезино (можно сказать, второй по популярности певец-кастрат после Фаринелли, прим. ред.). Сегодня кажется невероятным, что когда-то композиторы так любили своих певцов и так заботились о них, что каждую арию писали в тональности, идеально подходящей для голоса каждого из них! (так всегда делал и Гендель, прим. ред.)

Макс Эмануэль Ценчич: За всю свою жизнь Гендель не написал ничего, что могло бы сравниться с успехом «Александра». По крайней мере, это точно не «Юлий Цезарь», как полагают многие. Причина кроется в том, что постановка «Александра» была закручена на соперничестве двух великих примадонн того времени — Фаустины Бордони и Франчески Куццони. А звёздный певец-кастрат Сенезино занял место между ними. Представьте себе, если сегодня на одну сцену в совместном проекте вышли бы Мадонна, Леди Гага и Джастин Тимберлейк. Публика бы просто сошла с ума от восторга! Тогда это сочетание производило схожий эффект. В конце концов, обе примадонны-соперницы закончили совместное участие в исполнении «Александра». А в следующем сезоне появились вместе в постановке «Астианакта» Джованни Бонончини, закончившейся грандиозной потасовкой между примами прямо на сцене! В итоге полиции пришлось закрыть театр из-за массовой драки между поклонниками певиц, разразившейся прямо в зале...

Беседовала Анна Ветхова, перевод — Иван Тимофеев

Полностью - здесь http://meloman.ru/news/dialogi-ob-aleksandre-i-ne-tolko/
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 348
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Я думаю, что завтра на Александре будут ВСЕ?

Проведём перекличку? :)) Да, я завтра иду на Генделя.
Che mai sento!

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Я думаю, что завтра на Александре будут ВСЕ?

Проведём перекличку? :)) Да, я завтра иду на Генделя.
Я, конечно же, на Терентьевых и Стаценко.

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 390
Пересечемся?

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 390
Адресовано Папатачи!)

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 348
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Пересечемся?

А я не одна приду, я... Да ради Бога :))
Che mai sento!

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 390
 А я - адын! )))) в чем буду??? Скорее всего, в свитере цвета морской волны и рваных джинсах! И обязательно сумка, большая и тяжелая!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 348
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
А я - адын! )))) в чем буду??? Скорее всего, в свитере цвета морской волны и рваных джинсах! И обязательно сумка, большая и тяжелая!

 ;D В рваных джинсах на концерт классической музыки приходить нехорошо!  8)

А кто ещё идёт на "Александра"? :)
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 348
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Опера Генделя «Александр» в КЗЧ 15 сентября 2014 г.
« Ответ #10 : Сентябрь 14, 2014, 23:38:05 »
Vano amore, lusinga, diletto (Alessandro - G.F. Händel)

By Max Emanuel Cencic
Armonia Atenea - George Petrou
Filmed at Opéra Royal de Versailles

http://www.youtube.com/watch?v=tsmN2tA0s_c
Che mai sento!

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 390
Re: Опера Генделя «Александр» в КЗЧ 15 сентября 2014 г.
« Ответ #11 : Сентябрь 16, 2014, 01:47:06 »
 Итак...
Доехал-таки "Александр" до Москвы! Доехал!
Это был во многих смыслах потрясающий и уникальный вечер.
Про оперу Генделя, которую он писал в расчёте на одарённость и голосистость трёх уникальных персон своего времени - Куццони, Бордони и Сенезино, все знают.
Действительно, найти адекватных исполнителей заглавных партий почти невозможно. Нужны две истинные виртуозки и контр-тенор , владеющий необыкновенной подвижностью голоса.
Более того, нужны ещё два контр-тенора небанального уровня, тенор-виртуоз и подвижный, в-общем даже колоратурный бас.
У нас были:
Макс Эмануэль Ценчич - Алессандро
Юлия Лежнева - Роксана
Диляра Идрисова - Лизаура
Хавьер Сабата - Таксил
Павел Кудинов - Клит
Хуан Санчо (тенор) - Леонато
Василий Хорошев (к-т) - Клеон
Меня поразили все!
Лежнева - необыкновенно красивым полнозвучным (но ни разу не фалькон) сопрано, необычайной колоратурной техникой и обалденно красивыми платьями.
Диляра Идрисова - чистейшим инструментальным сопрано, небольшим по объёму, но виртуозным и внятным, и дикцией, отменной и убедительной.
Ценчич - небольшим голосом, глуховатым звуком, но потрясающей колоратурностью, подвижностью, бесконечным дыханием, мужской харизмой и артистизмом.
Сабата - достаточной звучностью и техникой, убедительным сценическим присутствием, красивым тембром.
Хуан Санчо - отлично сфокусированным приятным тенором, экспрессией и внешностью ботана-сноба).
Кудинов - подвижностью своего барочного баса, артистичностью, юмором и позитивностью.
Хорошев - своим бархатным костюмом и арией, в которой он показал всё, на что способен певец с очень средним материалом.
Импозантный Георгий Петру замечательно управлял своим Армониа Атенеа, сверкал за клавесином (или чембало?), виртуозно взаимодействовал с певцами. Его инструменталисты были на выдающейся высоте, сочетая строгий стиль и импровизационность, что добавляло соли и перца в это исполнение.
Я считаю успех сегодняшнего спектакля сенсационным.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 348
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Опера Генделя «Александр» в КЗЧ 15 сентября 2014 г.
« Ответ #12 : Сентябрь 16, 2014, 17:58:30 »
Итак...
Доехал-таки "Александр" до Москвы! Доехал!
...
Я считаю успех сегодняшнего спектакля сенсационным.

Ну вот, пришёл Sasha E. Zhur и всё сказал :)


На сайте Филармонии уже выложили видеозапись этого мероприятия
http://meloman.ru/concert/gendel-opera-aleksandr/
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 348
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Опера Генделя «Александр» в КЗЧ 15 сентября 2014 г.
« Ответ #13 : Сентябрь 16, 2014, 19:06:47 »
Пишет Слава (_arlekin_)

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2925839.html

"Александр" Г.Ф.Генделя в КЗЧ, оркестр Armonia Atenea, дир. Георгий Петру, сол.Ю.Лежнёва, М.Э.Ценчич

Филармонии давно не удавалось собрать такого букета певцов на проект - но "Александр" Генделя и требует особого состава, из семи персонажей никто не обделен как минимум одной развернутой и выразительной партией. А трудность задачи в том, что на семь голосов - три контртенора и два сопрано, причем сопрано должны быть равными по вокальным возможностям. Правда, ансамбль для исполнения "Александра" - уже сложившийся, концертная версия давно "гастролирует" по миру и до Москвы доехала в уже готовом виде. Впрочем, я бы не утверждал, что все прошло совсем уж гладко.

Для начала - оркестр, точнее, греческий камерный коллектив под руководством Георгия Петру играл чересчур свободно, размашисто, даже разболтанно, ну прямо сказать, без изысков - но при этом живенько, незанудно, а занудить Генделя - еще хуже, чем опошлить, так что меня подобный подход дирижера не сильно покоробил. Во-вторых, исполнителю заглавной партии австрийскому контратенору Максу Эмануэлю Ценчичу в первом действии с видимым трудом давались нижние ноты, из-за чего верхние чересчур выпирали, да и колоратура, показалось в тот момент - не самая выигрышная его сторона. Но в ариях второго и третьего акта (прошедших без перерыва) он выровнялся и пел очень хорошо.

А в центре внимания предсказумо попала Юлия Лежнёва, исполнившая партию персидской принцессы Роксаны - дверей, как на ее весеннем сольнике в БЗК, тут не ломали, но шли, понятно, в первую очередь на нее. Я ее живьем услышал впервые, но до этого "рабиновичи напели", что у нее, дескать (цитирую дословно) "глотка луженая, а ума нет". Если у Лежневой нет - у кого есть? Все при ней - и ум, и вкус, и чувство стиля (ну если сравнивать с Чечилией Бартоли - той, может, Лежнева и уступает пока что, а больше и не с кем сравнить), и при этом, в отличие, например, от Перетятьки, Лежнева - не просто прекрасный голос, она артистка, она личность, не бесцветная, не пресная. Но и вряд ли станет даже в самых попсовых программах бросаться туфлями, подобно Нетребке. Про собственно же вокал и говорить нечего - превосходный голос, колоратура - высший класс, все мелизмы выпевает... да просто слов нет. Ну а то, что круглолицая и имидж немножко "матрешечный" - для певицы, и особенно при концертном исполнении, не самое страшное.

Маленький лысый Ценчич уж и подавно не вписывается в расхожие представления о первом в истории "властелине мира" - но когда ко второму действию распелся и перестал лажать, и в первой же арии после антракта показал себя во всей вокальной красе, уже стало неважно, как он выглядит.

Еще двум контртенорам достались партии военачальников, ненамного меньше по объему и проще по музыке, чем заглавная. Хавьер Сабата, певший за индийского короля Таксила, в лучшие моменты способен был растрогать до слез, однако форсируя звук, порой срывался на хрип, но в целом все равно выступил замечательно. Чуть похуже - Василий Хорошев, впрочем, тоже не уровне ансамбля, с сольной арией справился достойно. Диляра Идрисова в партии скифской принцессы Лизауры (второй из двух предполагаемых "невест" Александра, из которых тот выбирает себе жену, пока военачальники плетут заговор) сольными ариями просто поразила и потрясла, хотя в ансамблях и дуэтах с Лежневой ее очень красивый голос (при отличной школе и опять-таки отменном вкусе) мог показаться несколько блеклым. Приятно удивил испанский тенор Хуан Санчо - третий из военачальников - при субтильной внешности продемонстрировавший может и не бог весть какой красоты, зато неожиданно плотный и насыщенный тембр.

Больше всего вопросов к басу Павлу Кудинову - у него на протяжении всего действа (а опера и с одним перерывом вместо предполагаемых двух звучала три с лишним часа) не все шло гладко. Кроме того, в одной из арий Кудинов, неожиданно хлопнув себя по ляжкам, вдруг выдал "Всю-то землю я проехал, нигде милой не видал" - и, поскольку при поддержке оркестра, то, несомненно, такая "импровизация" была с дирижером согласована и отрепетирована. Ход, на самом деле, можно принять - в конце концов, барочная эстетика теоретически допускает подобные эскапады в умеренных количествах (особенно когда речь не идет об аутентичности и реконструкции) - да и слегка разбавить монотонную красоту Генделя, взбодриться, да просто приколоться разок - грех не велик. Не то что в сцене, когда "пьяный" Александр-Ценчич появляется из-за кулис с бутылкой водки и ползает по сцене - тут дело не в старушачьем "как можно?! классика, в центре Москвы! пошлость-бездуховность!!" и т.п., а просто вышло некстати, необязательно, да и неинтересно. Ладно еще что на нехилый объем музыкального материала таких попыток "оживляжа" всего парочка случилась.
Che mai sento!

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 390
Re: Опера Генделя «Александр» в КЗЧ 15 сентября 2014 г.
« Ответ #14 : Сентябрь 16, 2014, 14:06:54 »
Хороший отзыв. По некоторым вопросам можно спорить.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
«Александр» в КЗЧ 15 сентября 2014 г.
« Ответ #15 : Сентябрь 16, 2014, 20:55:09 »
:)) только вот Лежнева опять стала у него Лежнёвой!
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 348
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Опера Генделя «Александр» в КЗЧ 15 сентября 2014 г.
« Ответ #16 : Сентябрь 16, 2014, 23:46:59 »
Отзыв в формате фотоотчёта, фотографии с интересного ракурса. Отслежу и найду текстовую рецензию от этого просвещённого автора.

http://cleofide.livejournal.com/855607.html
Che mai sento!

Оффлайн Ренне

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 692
Re: Опера Генделя «Александр» в КЗЧ 15 сентября 2014 г.
« Ответ #17 : Сентябрь 16, 2014, 23:50:22 »
С точки зрения правил русского языка, произносить ЛЕжнева практически невозможно -либо ЛежнЁва (с безударным корнем, как в "лежать, лежу, лежишь" и т.д.), либо ЛЁжнева ("лёг", "лёжка"). Так что данный вариант является просто персональным выбором владельца фамилии, который постороннему человеку вычислить нереально.

Опера и ее исполнение были во всех отношениях прекрасны, жаль, что в конце сосредоточенному восприятию и бесконечному удовольствию очень мешали бегущие с корабля "крысы". В какой-то момент разом, как по команде, свалил сразу десяток крепких молодых людей - я ненароком подумала, что это какое-то секьюрити призвали  к исполнению профессиональных обязанностей.
« Последнее редактирование: Сентябрь 17, 2014, 00:29:25 от Ренне »

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 348
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Опера Генделя «Александр» в КЗЧ 15 сентября 2014 г.
« Ответ #18 : Сентябрь 16, 2014, 23:58:48 »
Мне и опоздавшие помешали! Их было довольно много! А сама опера прелестна, своего рода набор очень-очень сложных арий :) Продавалось подробное либретто, и можно было следить по тексту (на итальянском и русском языках), кто и о чём поёт. За каждую арию певцам много и заслуженно аплодировали. В этой музыке, помимо разнообразных гармоний и мелодий, немало эмоций, и певцам удалось их донести до слушателей. Я, конечно, пока не специалист по Генделю, но мне показалось, что все были на высоте. А по персоналиям я согласна с оценками Саши Жура. Добавлю ещё, что Лежнева держится на сцене очень просто, не как прима. А поёт блестяще, действительно, виртуозное исполнение и тёплый голос.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 348
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Опера Генделя «Александр» в КЗЧ 15 сентября 2014 г.
« Ответ #19 : Сентябрь 17, 2014, 11:20:22 »
Барокко на межгосударственном уровне

http://kommersant.ru/doc/2568390

"Александр" Георга Фридриха Генделя в концертном зале имени Чайковского

...исполнение не самого шлягерного генделевского опуса стало редкой по московским меркам барочную сенсацию, считает СЕРГЕЙ ХОДНЕВ. Он подробно рассказывает об истории создания этой оперы, а далее пишет о записях и оценивает певцов, выступивших в Москве:.

..."Так или иначе, вплоть до позапрошлого года и запись "Александра" существовала только одна. А затем появилась новая, сделанная как раз под управлением Георгия Петру с Armonia Atenea, после чего записавшая тогда оперу команда с успехом прокатила "Александра" на самых разных сценах. И теперь вот приехала в Москву. Причем почти в том же самом составе, что на дисках: с Роксаной — Юлией Лежневой, тремя контратенорами (Макс Эмануэль Ценчич — Александр, Хавьер Сабата — индийский царь Таксил, Василий Хорошев — льстивый вельможа Клеон) и с чудесным белькантовым тенором Хуаном Санчо в небольшой роли благородного резонера Леоната. Вторую принцессу, Лисавру, пела сопрано Диляра Идрисова, а генерала-заговорщика Клита — бас Павел Кудинов, вот и все отличия.

Главные герои в этот раз не подкачали и вживую. Голос звезды-контратенора Макса Эмануэля Ценчича вроде бы и не без недостатков — верхние ноты бывают резковаты, в среднем регистре изредка появляется носовой призвук, но владеет он им феноменально — идеальное дыхание, честная виртуозность, бархатистая красота тембра и вполне основательный даже для большого зала объем. Работа Юлии Лежневой в этот раз запомнилась нескончаемым каскадом экстремальных рулад и колоратур — но, с другой стороны, так уж написана партия, вдобавок пела юная отечественная дива с таким тактом, вкусом и обаянием, что у нее ничего не выглядело бессодержательной вокальной эквилибристикой. Даже запредельно сложная бравурная ария "Brilla nell'alma", где вдобавок дирижер взял такой ураганный темп, что за певицу даже стало страшновато. Так что пресловутое соперничество ее Роксана выигрывала по определению — хоть Диляра Идрисова свою скифскую принцессу спела и аккуратно, и музыкально, а в красоте и свободе вокала уступала.

Заглубленный и глуховатый альт Хавьера Сабаты и резко-фальцетный по окраске голос Василия Хорошева тоже на совершенство чистой воды не тянули, а в партии Клита все-таки хотелось слышать более лирический голос, чем у Павла Кудинова, и все же в целом "Александр" оставил впечатление на редкость ладно подогнанного ансамбля. Которое, правда, было бы чище, если бы не гэги, которыми исполнители для замыслов каких-то непонятных слегка изукрасили мероприятие — вроде лихой фольклорной цитаты "Всю вселенную проехал, нигде милой не нашел" в da capo из арии Клита или сцены в саду (начало второго акта), где Александр-Ценчич любезничал с дамами, сжимая бутылку водки и икая с пугающим правдоподобием. Он, конечно, большой артист, но веселуха в самом прекрасном музыкальном эпизоде этой оперы (да и не только ее) не то чтобы выглядела предметом первой необходимости.

Зато очень много хорошего театра обнаружилось в игре афинского барочного оркестра. Я бы не назвал почерк Георгия Петру абсолютно оригинальным, дело скорее в том, что даже заемные приемы у него очень хорошо сочетаются друг с другом — смелое до раскованности чувство драмы, как у Рене Якобса, ясная красноречивость, как у Уильяма Кристи, неортодоксальная поэтичность, как у Фабио Бьонди. И в результате, как в случае "Александра", получается редкое по своей убедительности целое, где находится место и великолепному антиквариату барочной риторики со всеми этими принцессами, баталиями и куртуазностью, и красоте живой, органичной и незакавыченной — вопреки всем условностям и курьезам".

Полностью - здесь http://kommersant.ru/doc/2568390
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 348
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Опера Генделя «Александр» в КЗЧ 15 сентября 2014 г.
« Ответ #20 : Сентябрь 17, 2014, 11:36:08 »
В УФЕ МОЖЕТ ПОЯВИТЬСЯ НОВАЯ МИРОВАЯ ОПЕРНАЯ ЗВЕЗДА

http://www.gtrk.tv/novosti/v-ufe-mozhet-poyavitsya-novaya-mirovaya-opernaya-zvezda

...Открытием московской постановки «Алессандро» назвали нашу землячку, молодую вокалистку из Уфы Диляру Идрисову, которая дебютировала в одной из главных партий – принцессы Лизауры.

Солистка Башкирского государственного театра оперы и балета Диляра Идрисова – представительница знаменитой вокальной школы профессора Миляуши Муртазиной. В  ее творческом активе – Гран-при многочисленных международных конкурсов, в том числе золотые медали Молодежных Дельфийских игр России и стран СНГ.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 348
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Опера Генделя «Александр» в КЗЧ 15 сентября 2014 г.
« Ответ #21 : Сентябрь 18, 2014, 12:06:55 »
Сдули пыль с партитур

Российские певцы представили в Москве оперные раритеты

http://www.ng.ru/culture/2014-09-18/8_opera.html

Марина Гайкович, Зав. отделом культуры "Независимой газеты"

В Московской филармонии с разницей в три дня исполнили две редкие оперы – «Танкред» Россини и «Александр» Генделя: в обоих случаях с любопытным ансамблем исполнителей, среди которых приятно выделились наши соотечественники.

В «Александре» Генделя пела наша Юлия Лежнева: еще пару лет назад ее нужно было представлять специально – стремительную карьеру барочной певицы она сделала на Западе, хотя и училась в Москве. После нескольких концертов в столице, благосклонной критики и восторженной реакции публики ее имя попало, что называется, в оборот. Этой осенью она будет петь в Москве еще дважды: на фестивале английской духовной музыки «От Тавернера к Тавенеру» (23 сентября в Большом зале консерватории) и ни много ни мало в Большом театре, на открытии фестиваля «Барокко. Путешествие» (7 октября). «Александр» – проект уже готовый, он был записан на диск и обкатан в турне по европейским городам, поэтому артисты, абсолютно свободно владеющие материалом и чувствующие друг друга, позволили себе слегка пошутить. То один контратенор (а здесь их целых три!) вытащит на сцену другого и поручит исполнить за себя арию, то вдруг выйдет с бутылкой «Русского стандарта», изображая пьяного от любви, то бас (и главный злодей) ни с того ни с сего запоет по-русски что-то частушечное.

Впрочем, даже те, кто категорически не принял эти юмористические репризы (согласимся, не вполне уместные) и не поддался артистическому обаянию исполнителей, не смог не оценить их мастерство. Макс Эмануэль Ценчич (Александр Македонский) и Хавьер Сабата (индийский раджа Таксил) по части владения голосом, инструмента, у контратеноров слишком нежного и капризного, перещеголяли друг друга: если Сабата очаровал исполнением проникновенной арии в первом действии, то Ценчич показал класс немыслимых фиоритур во втором. «Александр», написанный практически без ансамблей (или же они стали жертвой сокращения), превратился в бенефис музыкантов, каждый из которых уходил после своей арии под аплодисменты публики. Непрерывный процесс восприятия музыкального произведения как целого здесь был, увы, нарушен – но, пожалуй, заслуженно.

Полностью - здесь http://www.ng.ru/culture/2014-09-18/8_opera.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 348
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Опера Генделя «Александр» в КЗЧ 15 сентября 2014 г.
« Ответ #22 : Сентябрь 22, 2014, 20:04:19 »
Ещё один раритет на сцене КЗЧ

22.09.2014 в 18:06, Мария Жилкина.

«Александр» Генделя в Москве
 
На сцене Концертного зала имени П. И. Чайковского прозвучала опера Генделя «Александр». Участниками концертной версии стали: Оркестр Armonia Atenea, дирижер Георгий Петру (Греция), солисты Макс Эмануэль Ценчич (контратенор, Австрия), Юлия Лежнева (сопрано, Россия), Диляра Идрисова (сопрано, Россия), Хавьер Сабата (контратенор, Испания), Василий Хорошев (контратенор, Россия), Хуан Санчо (тенор, Испания), Павел Кудинов (бас, Россия).

http://www.operanews.ru/14092203.html
Che mai sento!

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 390
Re: Опера Генделя «Александр» в КЗЧ 15 сентября 2014 г.
« Ответ #23 : Сентябрь 22, 2014, 21:50:42 »
Мягко выражаясь, неправа девушка по ряду вопросов.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 348
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Опера Генделя «Александр» в КЗЧ 15 сентября 2014 г.
« Ответ #24 : Сентябрь 22, 2014, 22:18:42 »
Мягко выражаясь, неправа девушка по ряду вопросов.

На Идрисову наезд незаслуженный.
Che mai sento!